Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования




НазваниеПрограмма комплексного социально-экономического развития муниципального образования
страница1/31
Дата04.01.2013
Размер4.43 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Приложение

к решению городской Думы

от 29.04. 2011 № 505


АЛТАЙСКИЙ КРАЙ


ГОРОД БАРНАУЛ


ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГОРОДА БАРНАУЛА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

на 2008-2017 годы


г.Барнаул

2011 год


Содержание Программы

Паспорт Программы ………………………………………………………………..

4

Раздел I

Анализ социально-экономического положения г.Барнаула ….

6

1.1.

Общая характеристика г.Барнаула …………………………….

6

1.1.1.

Историко-географическая характеристика ……………………

6

1.1.2.

Природно-климатические условия ……………………………

7

1.1.3.

Территориально-экономические условия ……………………..

8

1.2.

Демография …………………………………………………….

9

1.3.

Уровень жизни населения ……………………………………..

11

1.4.

Промышленность ………………………………………………

14

1.5.

Туризм ………………………………………………………….

17

1.6.

Сельское хозяйство …………………………………………….

18

1.7.

Малое предпринимательство ………………………………….

21

1.8.

Муниципальные финансы …………………………………….

23

1.9.

Муниципальное имущество и земли ………………………….

28

1.10.

Социальная сфера ……………………………………………...

30

1.10.1.

Здравоохранение ……………………………………………….

30

1.10.2.

Образование ……………………………………………………

32

1.10.3.

Молодежная политика …………………………………………

35

1.10.4.

Культура ………………………………………………………..

35

1.10.5.

Физическая культура и спорт ………………………………….

36

1.10.6.

Социальная защита населения ………………………………...

38

1.11.

Жилищно-коммунальное хозяйство ………………………….

40

1.12.

Транспорт, дорожное хозяйство и связь ………………………

43

1.13.

Потребительский рынок товаров и услуг ……………………..

44

1.14.

Строительство и инвестиционная деятельность ………………

47

1.15.

Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и бытовых отходов ………………………………………………

50

1.16.

Территориальный уровень развития г.Барнаула ……………..

51

1.17.

SWOT-Анализ г.Барнаула …………………………………….

53

Раздел II.

Основные проблемы социально-экономического развития г.Барнаула ………………………………………………………

66

Раздел III.

Концепция развития г.Барнаула до 2017 года ………………...

68

3.1.

Введение ……………………………………………………….

68

3.2.

Потенциальные возможности для развития, точки роста, позиционирование города в структуре экономики и социальной жизни края, исходя из имеющегося потенциала

68

3.3.

Определение миссии, главной цели, целей и приоритетных направлений долгосрочного развития г.Барнаула ……………

70

3.4.

Этапы достижения долгосрочных целей ……………………...

75

3.5.

Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария …………………………………………….

76

3.6.

Ожидаемые результаты (основные индикаторы) …………….

77

Раздел IV.

Программа социально-экономического развития г.Барнаула на среднесрочный период (2008-2012 гг.) …………………….


80

4.1.

Приоритеты в решении вопросов местного значения г.Барнаула ………………………………………………………

80

4.2.

Основные цели и задачи программы социально-экономического развития г.Барнаула на среднесрочный период (2008-2012 гг.)…………………………………………

82

4.3.

План мероприятий программы социально-экономического развития г.Барнаула на среднесрочный период (2008-2012 гг.)

93

Раздел V.

Индикативный план социально-экономического развития г.Барнаула на 2008 год ………………………………………..

94

Раздел VI.

Механизм реализации Программы …………………………..

95

Раздел VII.

Ресурсное обеспечение Программы …………………………...

97

РазделVIII.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы ….

98

Раздел IX.

Организация управления Программой ………………………..

100

Приложение 1

План мероприятий программы социально-экономического развития г.Барнаула на среднесрочный период (2008-2012 гг.)




Приложение 2

Механизм реализации программы социально-экономического развития на среднесрочный период (2008-2012 гг.)




Приложение 3

Индикаторы, характеризующие состояние экономики и социальной сферы г.Барнаула, на период до 2012 и 2017 года




Приложение 4

Прогноз основных показателей социально-экономического развития г.Барнаула на период до 2017 года




Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;

Решение Барнаульской городской Думы от 10.06.2010 №305
«Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года».

Заказчик

Программы

Муниципальное образование городской округ – город Барнаул Алтайского края.

Разработчики Программы

Администрация города Барнаула.

Главная цель и задачи Программы

Главная цель - достижение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения городского округа.

Задачи:

- улучшение демографической ситуации в городе;

- достижение высокого уровня и качества жизни горожан;

- обеспечение ускоренного роста промышленного производства;

- создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

Сроки реализации Программы

1 этап – 2008-2012 гг.

2 этап – 2013-2017 гг.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника;

- уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению;

- индекс промышленного производства;

- темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

Исполнители Программы и основных мероприятий

Органы местного самоуправления города Барнаула, предприятия, учреждения, организации.

Объемы и источники финансиро-вания

(млн.рублей)

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2008-2012

Федеральный бюджет

1172,42

1063,34

1687,14

2815,00

197,40

6935,30

Краевой

бюджет

1119,04

1156,58

2172,93

1836,51

1221,66

7506,72

Городской

бюджет

933,75

544,15

1191,14

1155,82

1269,53

5094,39

Средства внебюджетных источников

5889,82

5575,11

6629,62

9661,67

6916,84

34673,06

Итого:

9115,03

8339,18

11680,83

15469,00

9605,43

54209,47

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Доведение размера среднемесячной начисленной заработной платы до 31,5 тыс.рублей;

- снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,6%;

- рост промышленного производства за время действия Программы в 1,6 раза;

- рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1,4 раза.

Контроль за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за исполнением Программы возлагается на главу администрации города Барнаула.

Текущее руководство – на заместителя главы администрации города по экономической политике.


Раздел I. Анализ социально-экономического положения города Барнаула

1.1. Общая характеристика города Барнаула

1.1.1. Историко-географическая характеристика

Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 года, один из крупнейших городов Западной Сибири.

Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 год. На протяжении своего более чем 280-летнего существования город исполнял административные функции, что позволило ему стать не только промышленным, но и культурным, научно-образовательным центром всей Западной Сибири.

Экономическое развитие Барнаула происходило поэтапно. На первом этапе в течение XVIII века и до средины XIX века город развивался как центр горно-заводской промышленности на Алтае, имевший самый крупный сереброплавильный завод России. С середины XIX века город постепенно утрачивает значение горно-промышленного центра. В 1893 году Барнаульский сереброплавильный завод, просуществовавший около полутора столетий, был закрыт.

На втором этапе развития в конце XIX века в городе активно развивается промышленность: мукомольная, мыловаренная, пивоваренная, маслобойная, вино-водочная, кожевенная, овчинно-меховая, пимокатная, а также маслоделие. Вслед за промышленностью возрастает торгово-деловая активность. Уже к началу XX в. Барнаул превратился в крупный торговый центр. Большого объема достиг вывоз пшеницы и масла в другие районы Сибири, в европейскую часть России и за рубеж (Англия, Дания). Важными этапами для дальнейшего экономического развития Барнаула стали открытие сообщения в 1915 году по железной дороге Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул, улучшившего транспортные связи города с европейской частью России, и строительство железнодорожного моста через р.Обь.

Третий этап относится к середине 30-х годов, периоду индустриализации, когда происходило наращивание промышленного потенциала города (построен первый крупный завод – меланжевый комбинат, ТЭЦ, более мелкие фабрики и заводы), развитие коммунального хозяйства (строительство водопроводов, мощеных дорог, пуск автобусных линий), появились первые высшие учебные заведения (рабочий факультет Томского университета, учительский институт, институт усовершенствования учителей).

С Великой Отечественной войной связан четвертый этап развития города – этап формирования мощного оборонно-промышленного комплекса, когда в начальный период войны из европейской части страны были эвакуированы крупнейшие предприятия («Трансмаш», «Радиозавод», «Завод механических прессов»). В послевоенные годы Барнаул бурно развивался. Росло население, в основном за счет притока жителей из сельской местности. Так, за 20 лет, с 1956 по 1975 год, численность населения увеличилась более чем в два раза, составив 552 тыс.человек. Были построены десятки крупных заводов: машиностроительных («Моторный завод», «Ротор»), химических («Химволокно», «Шинный»), текстильный «ХБК», две ТЭЦ, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. Данные предприятия сформировали производственную базу города. В это же время было создано коммунальное хозяйство: проложены сотни километров водопроводной, теплофикационной и канализационной сетей, построены два водозабора из Оби и несколько водозаборов из подземных вод. Проведено асфальтирование улиц, сданы в эксплуатацию линии автобусного, трамвайного и троллейбусного движения. Открыты высшие и средние специальные учебные заведения, создан телецентр, построены дворцы культуры, кинотеатры, поликлиники, больницы и большое количество жилых домов.

В настоящее время территория города включает 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На территории города находятся 25 населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: рабочий поселок Южный; села: Власиха, Гоньба, Лебяжье; станции: Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново; поселки: Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.

1.1.2. Природно-климатические условия

Город расположен на левом берегу р.Обь, в устье р.Барнаулка. Площадь водосбора в створе города 169 км2, протяженность участка Оби в городской черте составляет 47 км. По территории города протекают притоки р.Обь – реки Барнаулка, Лосиха, Таловая, Пивоварка, Власиха, ручей Сухой Лог. Кроме рек на территории города имеется «Лесной пруд» на р.Барнаулка площадью 28 га, ряд озер в пойме р.Обь. Самым крупным является оз.Лебяжье площадью 40 га. В зоне отдыха на правом берегу р.Обь восточнее автомобильного моста созданы два искусственных озера.

Инженерно-геологические условия на территории города имеют свои специфические особенности. Водоупорные свойства суглинистых почв и речная эрозия создают условия для развития оползневых процессов на левом склоне Оби. Под антропогенным воздействием (утечка техногенных вод, пригрузка склонов) оползни активизируются и наносят значительный социально-экономический ущерб городу. Скорость разрушения склона составляет в среднем 0,6-5 м/год. В оползневой зоне функционирует более 20 крупных и средних предприятий, расположены сотни частных жилых домов.

Площадь земель городского округа (включая подчиненные городу населенные пункты) составляет 94 тыс.га (0,56% всей площади Алтайского края). По функциональному использованию распределение земель выглядит следующим образом: 40,3 тыс.га (42,9%) составляют земли сельскохозяйственного назначения; 1,9 тыс.га (2,0%) – земли промышленности, транспорта, энергетики, связи, обороны и иного специального назначения; 0,1 тыс.га (0,1%), 7,7 тыс.га (8,2%) – земли лесного фонда; 1,3 тыс.га (1,4%) – земли водного фонда; 3,2 тыс.га (3,4%) – земли запаса и 39,5 тыс.га (42%) – земли населенных пунктов.

Зеленые насаждения общего пользования занимают площадь 228 га, обеспеченность ими составляет 3,4 м2/чел. Основные природно-территориальные комплексы естественного происхождения города представлены растительностью правобережных пойменных территорий р.Обь. В застроенной части города наибольшую ценность представляют крупные парки общегородского значения (78 га) и городские лесопарки (547 га). Протяженность городских лесов с севера на юг - 35 км, с запада на восток - 14 км. Рекреационные территории города используются населением для прогулочного отдыха, туризма, любительского промысла, пикникового отдыха.

Климат резко континентальный с умеренно суровой и малоснежной зимой и теплым летом. По количеству выпадающих атмосферных осадков Барнаул относится к зоне недостаточного увлажнения. Воздух сухой в течение всего года, а особенно весной и в начале лета. Ветровой режим характеризуется повышенными скоростями ветра, преобладают во все сезоны ветры юго-западного направления.

Экологическая обстановка в г.Барнауле оценивается как сложная. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются объекты теплоэнергетики (ТЭЦ – 1,2,3, котельные, работающие на угле), автотранспорт, промышленные предприятия. Усугубляют ситуацию неблагоприятные метеорологические условия региона для рассеивания примесей, нерациональное размещение предприятий, жилых районов и магистралей, неудовлетворительное санитарное состояние многих дворовых территорий. Состояние водного бассейна также неудовлетворительное. Качество воды во всех реках, протекающих в черте города, оценивается 3-4 классом (очень загрязненная, грязная). Причины высокого загрязнения: недостаточные мощности городских канализационных очистных сооружений, сброс неочищенных промышленных стоков, недостаточна развитая система дождевой канализации, захламление русел малых рек.

По состоянию на 01.01.2011 на государственном учете в г.Барнауле состоит 281 памятник истории, культуры, градостроительства и архитектуры, XVIII-XX вв., из них – 22 федерального значения, 259 – регионального. Кроме того, в городе расположены 27 памятников Великой Отечественной войны.

1.1.3. Территориально-экономические условия

Барнаул является крупным транспортным узлом Сибири. Автомобильные магистрали города имеют выход на дороги федерального и территориального значения: проспект Красноармейский имеет выход к федеральной дороге «Чуйский тракт» (Новосибирск – Бийск – Ташанта – граница с Казахстаном); Павловский тракт связывает главные территориальные дороги (Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск и Павловск – Ребриха – Буканское); Змеиногорский тракт (Барнаул – Рубцовск – граница с Казахстаном (г.Семипалатинск). Стратегически важная железнодорожная магистраль Новосибирск – Барнаул – Алма-Ата – Ташкент обеспечивает взаимодействие Сибири с Казахстаном и Средней Азией. Благодаря выгодному географическому положению Барнаульский транспортный узел имеет большие внутренний и внешний потенциалы развития по обеспечению потребностей не только города и края, но и всего региона.

Сегодня Барнаул – многофункциональный регионоформирующий центр Алтайского края, выполняющий административно-управленческие, промышленные, научно-образовательные, транспортно-рапределительные, торговые, сбытовые и другие функции. Здесь сконцентрированы значительные трудовые ресурсы – 27% трудоспособного населения края, на долю города приходится 30,3% краевого объема промышленного производства, высок уровень развития потребительского рынка (городской товарооборот составляет 49,8% краевого объема товарооборота), доля города в общекраевом объеме инвестиций в основной капитал составила 43,4% и 59,3% - по вводу в эксплуатацию жилья.

1.2. Демография

Численность постоянного населения на 01.01.2011 с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила
670,9 тыс.человек (что составляет 27,8% населения Алтайского края и около 50% городского населения края), в том числе по районам:

Железнодорожный – 113,7;

Индустриальный – 181,3;

Ленинский – 149,5;

Октябрьский – 98,6;

Центральный – 127,7 (таблица 1.1).

Таблица 1.1


Демография

Наименование показателей

2007 г.

2008 г.

2009 г.




1

2

3

4

Численность постоянного населения (на конец года), всего, тыс. человек

647,7

650,7

652,6

мужчин

289,1

289,5

289,5

женщин

358,6

361,2

363,1

Число родившихся, тыс. человек

6,9

7,6

7,8

Число умерших, тыс. человек

8,1

8,1

7,6

Общий коэффициент рождаемости, на
1000 населения

10,7

11,8

12,0

Общий коэффициент смертности, на
1000 населения

12,5

12,4

11,7

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения,человек на 1000 населения

-1,8

-0,6

0,3

Численность прибывших, тыс.человек

8,7

9,0

9,4

Численность выбывших, тыс.человек

9,6

8,2

7,6

Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. человек

-0,9

0,8

1,8

Продолжается рост численности детей в возрасте 0 – 15 лет. В
2009 году удельный вес этой категории населения в численности населения города увеличился, и на начало 2010 года он составил 14,9% (на начало
2009 года – 14,6%), при этом увеличился удельный вес лиц старше трудоспособного возраста (на начало 2007 и 2010 года – 19,4 и 20,7% соответственно).

В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», ориентированного, в том числе, и на повышение рождаемости, в последние годы в Барнауле наблюдается рост рождаемости с 10,7 человек на 1000 населения в 2007 году до 12,4 в 2010 году.

С 2009 года естественная убыль населения сменилась естественным приростом, который в 2010 году составил 0,6 на 1000 человек населения. Показатель общей смертности снизился за 2007-2010 гг. на 5,6% и по итогам 2010 года составил 11,8 на 1000 человек населения. Смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась с 5,3 случаев на 1000 человек населения в 2007 году до 4,9 случаев на 1000 человек населения в 2009 году, снижение составило 7,5%.

В структуре общей смертности населения, по-прежнему, первое место занимают болезни системы кровообращения (в 2009 году – 55,3%), на втором месте – злокачественные новообразования (2009 год – 18,4%), на третьем - травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних факторов (2009 год – 11,8%).

На протяжении последних лет отмечается снижение показателя младенческой смертности с 7,7 в 2007 году до 6,9 на 1000 родившихся живыми в 2009 году.

В общей численности населения города мужчины составляют 44,4%, женщины – 55,6%.

Продолжает снижаться численность лиц трудоспособного возраста. Ежегодное снижение составляет 2,4 – 4,0 тыс.человек. В 2009 году она составила 420,2 тыс.человек (64,4% от общей численности населения) (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Возрастная структура населения г.Барнаула

Наименование показателей

2007 г.

2008 г.

2009 г.




тыс. человек

%

тыс. человек

%

тыс. человек

%

Численность населения (на конец года), всего, в том числе:

647,7

100

650,7

100

652,6

100

моложе трудоспособного возраста

93,1

14,4

94,9

14,6

97,5

14,9

в трудоспособном возрасте

426,4

65,8

424,0

65,2

420,2

64,4

старше трудоспособного возраста

128,2

19,8

131,8

20,3

134,9

20,7

В целом в городе наблюдается неблагоприятная ситуация с трудовыми ресурсами в настоящее время и на перспективу.

1.3. Уровень жизни населения

Общее снижение численности трудовых ресурсов повлияло на уменьшение численности занятых в экономике.

В связи со вступлением в трудоспособный возраст учащихся
1989-1995 г.р., а также за счет увеличения трудовой миграции планируется, что произойдет рост численности занятых в экономике в последующие годы.

По видам экономической деятельности в структуре занятых в экономике основную долю составляют обрабатывающие производства (19,2%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (19,2%), образование (11,6%), (таблица 1.3).


Таблица 1.3

Рынок труда

Наименование показателей

2007 г.

2008 г.

2009 г.




1

2

3

4

Темп роста численности занятых в экономике, %

100,2

100,1

97,8

Численность занятых в экономике (тыс.чел.), в том числе:

293,7

294,1

287,5*

сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

3,0

3,0

2,9

лесное хозяйство

0,2

0,2

0,5

добыча полезных ископаемых

0,03

0,03

0,03

обрабатывающие производства

64,8

64,8

55,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10,0

10,1

9,0

строительство

16,0

16,1

12,6

транспорт

16,9

16,9

15,9

связь

5,6

5,6

4,8

финансовая деятельность

7,2

7,2

8,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

23,9

23,9

21,0

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

26,7

26,7

23,9

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

43,0

43,1

54,6

гостиницы и рестораны

2,8

2,9

3,2

образование

34,9

35,0

32,9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

31,0

31,0

32,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

7,6

7,7

10,7
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования icon«Город Рубцовск» Алтайского края Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Рубцовск» на 2008-2017 годы город Рубцовск
Характеристики имеющегося потенциала экономики города. Возможности комплексного социально-экономического развития в долгосрочной...
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconПрограмма комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Основные итоги реализации Программы (основных направлений) развития г. Реутова как наукограда Российской Федерации на 2003 – 2007...
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Тюляхский наслег» Усть-Алданского улуса (района)
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconМетодические рекомендации по стратегическому планированию
Принципы формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconПрограмма (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района
Приоритетные направления деятельности органов власти, ориентированные на достижение целевых параметров развития Старорусского муниципального...
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconСтратегия социально-экономического развития муниципального образования
Оценка социально-экономического положения и потенциала муниципального образования Курганинский район. 5
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconПаспорт Программы II. Основное содержание Программы Раздел Социально экономическое положение муниципального образования Общая характеристика муниципального образования
Программа социально – экономического развития муниципального образования “Модутский наслег” на период 2007 – 2011 г г
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconПрограмма социально-экономического развития муниципального района
...
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconКомплексная программа социально-экономического развития муниципального образования город Яровое Алтайского края на 2008-2017 годы
Приложение План мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования город Яровое на 2008-2012...
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования iconМетодическое пособие по разработке и принятию нормативных правовых актов представительными органами
Особенности разработки и принятия программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница