Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»




НазваниеПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
страница1/9
Дата04.01.2013
Размер1.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арттерапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование


на тему:

«Многообразие направлений и подходов в терапии искусствами.

Терапия искусствами

в системе психокоррекционной помощи

детям с проблемами в развитии»


Выполнила:

Сорокина Н.А.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.


Москва 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Содержание…………………………………………………………………………......стр.2

Многообразие направлений и подходов в терапии искусствами

Теоретические основы арттерапии ………………………….………………..….....….стр.3


Теоретические основы артпедагогики и арттерапии

Основные понятия, цели и задачи артпедагогики

и арттерапии (тарапии искусствами)…………………………………….……..........…стр.5


Связь артпедагогики и арттерапии (терапии искусствами)

с другими отраслями знаний……………………………………...…………………….стр.8


Направления и подходы в терапии искусствами………………………………….…..стр.9

Некоторые диагностические подходы

к изучению личности ребенка с проблемами в развитии……………………...…….стр.19


Терапия искусствами в системе психокоррекционной помощи

детям с проблемами в развитии

Терапия искусствами в специальном образовании …………………....................стр.20


Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания

и коррекционной ритмики…………………………………………………….……… стр.24

Арттерапевтические методики в специальном

дошкольном образовательном учреждении………………………………………….стр.31


Дошкольное воспитание аномальных детей………………………………………… стр.39

Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ……….....стр.41

Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе………………..стр.49


Кинезитерапия в системе помощи дошкольникам в образовании

учреждений компенсирующего вида…………….…………………………………...стр.56


Виды музыкально-двигательной терапии …………………………………………...стр.59

В мире музыкальной драматургии………………………………………………..…..стр.63

Использование музыкальных средств в обучении и воспитании

детей с нарушениями слуха……………………………………………………………стр.65

Приложение 1…………………………………………………………………….…….стр.67

Приложение 2. …………………………………………………………………………стр.68

Список литературы…………………………………………………………………….стр.70


МНОГООБРАЗИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОДХОДОВ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВАМИ


Теоретические основы арттерапии


Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни­тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото­рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель­ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб­ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-терапевтическом направлении порождает много домыслов и произволь­ных толкований этого понятия. Так, один художник назвал «арт-терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает зри­телю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и экстатической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» на­зывают оздоровительные занятия с использованием физических упраж­нений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт-терапия» при его использовании во множественном числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются понятия арт-терапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т.д. Современное понимание арт-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (т.е. может использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека, но при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. ( откуда информация?)

Арт-терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими – основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами психотерапевтической работы. Ниже приведены наиболее значимые, на взгляд А.И. Копытина ( нет Копытина в списке литературы, откуда материал?), из этих преимуществ.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль­турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо­собностей к изобразительной деятельности или художественных на­выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча­стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального об­щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо­рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере­живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например, для представителей западной культуры). Символическая речь является одной из основ изобразительного ис­кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе­реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближе­ния людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотера­певтом, психологом, педагогом и т. д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обхо­дить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную воз­можность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само­познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предпола­гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен­нему миру человека.

Продукты изобразительного творчества являются объективным сви­детельством настроений и мыслей человека, что позволяет использо­вать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, про­ведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю­дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни­циативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело­века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве­чает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскры­тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво­его индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.

Важные изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на внегоспитальную сфе­ру: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулатор­ными психиатрическими пациентами, подростками, бездомными, безра­ботными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т. д. Одной из важных областей использования арт-терапевтического метода в последнее время становится работа с правонарушителями, предприни­маются попытки осуществлять ее непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и реабилитации. Все это предполагает боль­шую мобильность арт-терапевтов, умение организовать работу и диффе­ренцировать используемые приемы в зависимости от поставленных це­лей и особенностей контингента клиентов.

Среди многочисленных изменений в деятельности арт-терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социаль­ной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразова­тельные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведен­ческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в развитых странах статус арт-терапевта пока ниже статуса его коллег, занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы опла­ты труда четко не определены. Нередко арт-терапевты трудоустраивают­ся в качестве арт-педагогов, социальных работников или инструкторов по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать нормальным, и в настоящее время профессиональные арт-терапевтические организации добиваются такого же признания их деятельности в об­разовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения. (6, с.7-9)


Я бы не называла этот подраздел «Теоретические основы арт-терапии» здесь они не раскрыты, лучше оставить это как вступление к теме «Многообразие подходов..»


Теоретические основы артпедагогики и арттерапии

Основные понятия, цели и задачи артпедагогики

и арттерапии (терапии искусствами)

Здесь тоже не понятно. Во вступлении ты разъясняешь, что арт-терапия –это отдельное направление терапии искусствами, а здесь они вновь объединяются.

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникнове­нию пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, ме­дицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педа­гогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психоло­гии, распространения педагогической мысли создаются новые кон­цепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изу­чаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов.

Среди многочисленных течений современной педагогики наибо­лее интересным и плодотворным является воспитание художест­венной культуры.

Новая парадигма образования ориентирована на человека но­вой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспро­изведение и сохранение в образовательном пространстве как цен­ностей культуры, так и ценностей субкультуры человека. Опреде­ляя место ребенка в культурном пространстве, Н. А. Бердяев ука­зывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры.

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно свя­зана с созданием теории гармонической личности, в которой реали­зуется идея развивающейся личности в развивающемся мире.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л. С. Вы­готский отмечает, что «по содержанию процесс культурного разви­тия может быть охарактеризован как развитие личности и мировоз- зрения ребенка»1. (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 22.)

Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмеча­ет, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормаль­ного. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребен­ка»2. (Там же. — С. 7.)

Особое значение в формировании субкультуры личности ребен­ка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художествен­но-творческой деятельности.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воз­действия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекци-онной работе различных видов искусства как важного средства вос­питания гармонической личности ребенка с проблемами, его куль­турного развития.

В настоящее время в практике специального образования широ­ко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагоги-ка». В государственных образовательных стандартах по специаль­ному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании».

В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттера­пия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой ча­сти понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия — направление медицины, ле­чебное воздействие; педагогика — область научного знания, наука об . обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены раз­ные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания??? (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направленного про­цесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через ис­кусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игро­вую).(откуда определение, мало ссылок, это же не ваше определение)

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «ху­дожественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью науч­ного знания, позволяет рассматривать в рамках специального обра­зования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирова­ние основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, раз­витии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятель­ности.

Основными функциями артпедагогики являются: культурологи­ческая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образователь­ная (направленная на развитие личности и освоение ею действи­тельности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художест­венно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с по­мощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Основной целью артпедагогики является художественное раз­витие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контек­сте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевти­ческой практике как один из методов терапевтического воздейст­вия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освобо­диться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время понятие «арттерапия» (лучше писать «терапия искусствами», а само слов «арт-терапия», все таки лучше через дефис) имеет несколько зна­чений: рассматривается как совокупность видов искусства, исполь­зуемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекци-онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психи­атрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицин­ской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воз­действием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагоги­ческими и другими средствами.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррек-ционно-развивающий процесс в специальных образовательных уч­реждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Многочисленные научные работы, связанные с изучением тера­пии искусством и показывающие ее эффективность, перспектив­ность в области интегративной медицины, общей, специальной пси­хологии, придают ей статус целого научного направления.

Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (ис­кусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и поз­воляющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процес­сов и отклонений в личностном развитии.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекцион-ном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструи­ровании психотравмирующей ситуации с помощью художествен­но-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельно­сти, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия терапия искусствами в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобрази­тельного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтени­ем); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализа­цию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие му­зыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздей­ствие движениями) т. д.

Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); ре­гулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного пси­хоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразитель­ном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

Общие научно-теоретические и организационные задачи артпе-дагогики и арттерапии:

- разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с откло­нениями в развитии;

  • научное обоснование возможностей и путей компенсации раз­личных отклонений в развитии детей средствами искусства и худо­жественной деятельности;

  • обобщение всего накопленного опыта использования артпеда-гогических и арттерапевтических подходов в специальном образо­вательном учреждении и обогащение его новым научным и практи­ческим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

  • совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой за­дачи.

Частные задачи артпедагогики:

  • изучение общих и специфических особенностей формирова­ния художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;

  • разработка коррекционно-направленной системы художест­венного развития детей с проблемами, формирование основ худо­жественной культуры;

  • разработка содержания и коррекционно-развивающих педаго­гических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;

  • активизация посредством искусства потенциальных возмож­ностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявле­ний в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игро­вой);

  • обеспечение с помощью искусства познавательно-информаци­онных потребностей ребенка с проблемами;

  • обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравствен­ных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с про­блемами с помощью искусства;

  • осуществление средствами искусства коррекции и профилак­тики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятель­ности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;

  • создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.

Частные задачи арттерапии:

— адаптация имеющихся арттерапевтических методик и исполь­зование их в системе психокоррекционной помощи детям с наруше­ниями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппа­рата, имеющими задержку психического развития, умственную от­сталость);

  • выявление особенностей и определение эффективности ис­пользования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;

  • разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

  • коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребен­ка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образо­вательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические осно­вы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процес­се, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптаци­онное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют еди­ную цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расши­рение возможностей его социальной адаптации посредством искус­ства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде. (1, с.23-28)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Методика использования информационных и коммуникационных технологий в школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в современной школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПрограмма повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект»
Программа предназначена для повышения квалификации педагогов, реализующих
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconОбразовательная программа повышения квалификации дисциплины
Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование, технического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница