Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности




Скачать 120.92 Kb.
НазваниеРабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности
Дата04.01.2013
Размер120.92 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


профессор С.Н. Цыбусов


«_____» ___________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




БИОЛОГИЯ

/наименование дисциплины/

Для специальности 060301 «Фармация»

/шифр, наименование специальности/

Факультет фармацевтический

Форма обучения - заочная


2012


Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060301 «Фармация», утвержденным приказом № 38 Минобрнауки РФ 17 января 2011г.


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии

(протокол № «____» _______ __ 2012г.)

Зав. кафедрой биологии профессор Щербатюк Т.Г.

«____» ____________ 2012г.


СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической комиссии доцент Ловцова Л.В.

« » 2012 г.


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ профессор Потемина Т.Е.

« » 2012 г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения в практической деятельности врача.

Задачи:

  • изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем;

  • формирование у студентов представления о человеке, как о центральном объекте изучения в медицинской биологии;

  • изучение студентами биосоциальной природы человека, его подчиненность общебиологическим законам развития, единства человека со средой обитания;

  • изучение студентами представления о современной экосистемы, действия в ней антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Биология» относится к циклу Математических, естественнонаучных дисциплин.

Обучение студентов биологии в медицинских ВУЗах осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, географии, математики, истории.

Является предшествующей для изучения дисциплин:

  • цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе:

  • философия, биоэтика, психология и педагогика;

  • цикла математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе:

  • биохимия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;

  • в цикле профессиональных дисциплин, в том числе:

  • гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • общие закономерности происхождения и развития жизни, свойства биологических систем, антропогенез и онтогенез человека; знать основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;

  • законы генетики и ее значение для медицины; современные методы изучения генетики человека; принципы медико-генетического консультирования; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

  • биосферу и экологию, основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;

  • пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом;

  • определять митотическую активность тканей;

  • объяснять характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков;

  • идентифицировать паразитов человека на микро- и макропрепаратах;

  • проводить статистическую обработку экспериментальных данных.

Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

- медико-анатомическим понятийным аппаратом;

- методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод);

- методами определения паразита по микрофотографиям и макроскопической картине болезни.


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

План лекций


Номер темы


Наименование темы и содержание


Трудоемкость (час)



1.


Биология, человек, медицина.

Биология – наука о жизни, общих закономерностях существования и развития организмов. Фундаментальные свойства живых систем: самообновление, саморегуляция, самовоспроизводство. Проявление фундаментальных свойств живого на основных уровнях организации: молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном. Основные этапы развития биологии и ее связь с другими науками. Структура курса биологии в медицинском вузе. Актуальные медико-биологические исследования.




1


2.


Молекулярно-генетические основы наследственности. Кодирование и реализация генетической информации в клетке. Генная инженерия. Закономерности наследования: законы Менделя. Сцепленное наследование и кроссинговер. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков. Методы изучения наследственности человека.



2


План практических занятий

№№

Тема занятия

Содержание занятия

Трудоемкость (час)


1.



Основы медико-генетического консультирования. Генеалогический, близнецовый, биохимический, дерматоглифический методы изучения наследственности человека.

Цитогенетический метод изучения наследственности человека.

Популяционно-статистический метод.




  1. Составление и изучение родословных.

  2. Анализ данных близнецового метода.

  3. Анализ данных дерматоглифического метода.

  4. Биохимический метод.




  1. Классификация хромосом человека.

  2. Знакомство с новыми методами индивидуализации хромосом человека.

  3. Выявление аномалий в числе и структуре хромосом в кариотипе человека при составлении кариограмм. FISH-методика.

  4. Классификация хромосомных мутаций, хромосомные аберрации, геномные мутации.





3




2.



Тип простейшие.

Классы: Саркодовые, Инфузории, Жгутиковые. Споровики.



  1. Дизентерийная амеба – микропрепарат.

  2. Лямблии – микропрепарат.

  3. Лейшмании – микропр.

  4. Трипаносомы – микропр.

  5. Трихомонады – микропреп.

  6. Балантидий – микропреп.

7. Малярийный плазмодий – микропрепараты.

8. Токсоплазма – микропрепар.



2


3 .



Тип плоские черви.

Класс сосальщики.


Класс ленточные черви.



  1. Печеночный сосальщик - микропрепарат; Яйца печеночного сосальщика – микропрепарат; Фасциолезная печень – макропрепарат;

  2. Ланцетовидный сосальщик, яйца ланцетовидного сосальщика – микропрепарат;

  3. Кошачий сосальщик,

  4. яйца кошачьего сосальщика – микропрепарат;

  5. Шистозома, легочный сосальщик – таблицыЛентец широкий: стробила – макропрепарат, зрелые членики – микропрепарат, плероцеркоид - микропрепарат и фиксированный материал; циклопы и рыбы промежуточные хозяева – демонстрационный препарат;

  6. Цепень вооруженный и невооруженный – стробила – макропрепарат, зрелые и гермафродитные членики, финна, яйца цепней – микропрепарат;

  7. Эхинококк – микропрепарат;

  8. Сколекс личинки эхинококка и органы с эхинококковыми пузырями – микро- и макропрепараты;

  9. Карликовый цепень, яйца карликового цепня – микропрепарат;





3



Тип круглые черви.

Класс собственно круглые черви.


  1. Вскрытая аскарида – макропрепарат;

  2. Поперечный срез аскариды – поперечный микропрепарат;

  3. Яйца аскариды, развитие яиц аскариды, личинка аскариды – микропрепарат;

  4. Органы животных и человека, пораженные аскаридой;

  5. Острица, яйца острицы – микропрепарат;

  6. Власоглав, яйца власоглава – микропрепарат;

  7. Трихинелла мышечная и кишечная формы – микропрепараты;

  8. Яйца нематод – определение яиц в смеси;

  9. Филярии (вухерерия, онхоцерк, бругия, лоа-лоа) – таблицы;

Определение яиц гельминтов в смеси яиц

ИТОГО

8


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11.1. Основная литература:

  1. Биология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Козарь, С.И. Гуленков. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 592 с.




  1. Биология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Козарь, С.И. Гуленков. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 592 с.


11.2 Дополнительная литература:

  1. Атлас по зоопаразитологии / Н.В. Чебышев [и др.]. – 3-е изд., испр. - М., 2004. – 173 с.




  1. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 512 с.




  1. Трошин В.М. Медицинская генетика: учебное пособие для студентов и врачей / В.М. Трошин, А.В. Густов, В.В. Садовникова, В.Д. Трошин. - Н. Новгород : НГМА, 2000. – 393 с.




  1. Заречная С.Н. Избранные лекции по медицинской энтомологии: Учебное пособие. – М.: Национальная организация дезинфекционистов, 2010. – 168 с.


Согласовано:


Зав.кафедрой биологии, профессор Щербатюк Т.Г.


Директор библиотеки Краюшкина Н.Г.


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Использование лабораторий, лабораторного и инструментального оборудования, учебных комнат для работы студентов, оборудованных шкафами для хранения микроскопической техники, шкафами для хранения микро- и макропрепаратов, учебных таблиц, лабораторного оборудования и техники.

Лабораторное оборудование: микроскопическая техника (микроскопы и лупы)

Техническое оборудование: кодаскопы, мультимедийные комплексы (ПК или ноутбук, проектор, экран, презентеры), интерактивная доска.

Наборы слайдов, таблиц, схем, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Микро- и макропрепараты., муляжи. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам,

- компьютерные презентации по всем темам лекционного и практического курсов,

- учебные видеофильмы по разделам: молекулярная биология, биология развития, медицинская паразитология, экология и биосфера, эволюция, антропогенез.


13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Обучение складывается из аудиторных занятий (11 час.), включающих лекционный курс (3 часа) и практические занятия (8 часов) и самостоятельной работы (97 час.).

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать весь ресурс основной и дополнительной учебной литературы, лекционного материала, наглядных пособий и демонстрационных материалов, лабораторного оборудования и освоить практические навыки и умения, приобретаемые в ходе работы с демонстрационными визуальными пособиями и решения ситуационных задач.

Практические занятия проводятся в виде аудиторной работы с микроскопической техникой, изучения микро- и макропрепаратов, музейных экспонатов и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания по алгоритму методических разработок коллектива кафедры.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (развивающее и проблемное обучение в форме объяснительно-иллюстративное обучение с визуализацией аудиторных занятий, мультимедийное обучение).

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения подразумевает самостоятельное изучение большинства разделов дисциплины, подготовку к промежуточным и итоговым контролям, включает индивидуальную аудиторную и домашнюю работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационных задач, написание рефератов и подготовкой доклада с презентацией.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине биология и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам НижГМА.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей по всем разделам дисциплины в электронной базе кафедры.

Во время изучения учебной дисциплины студенты под руководством преподавателя проводят микроскопическое исследование временных и постоянных микропрепаратов из живых и фиксированных, окрашенных объектов, визуальное изучение макропрепаратов и музейных экспонатов, решают ситуационные задачи, заполняют обучающие таблицы, оформляют рабочий альбом-дневник и представляют результаты выполненной работы в виде протокола практического занятия на подпись преподавателя.

Обучение студентов способствует формированию профессионального поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения темы дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений, решением ситуационных задач и ответов на вопросы итогового занятия.

Вопросы по учебной дисциплине включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.


13.1. Использование современных образовательных технологий


Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов самостоятельной работы студента с использованием специализированных программных сред.


Похожие:

Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconПримерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconПримерная программа наименование дисциплины микро биология рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconРабочая программа по математике (наименование дисциплины) для специальности 020201. 65 Биология ен. Ф. 01 (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020201. 65 «Биология»,...
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconРабочая программа по курсу «методика преподавания математики» (наименование дисциплины) для специальности 010101. 65 Математика (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconРабочая программа по курсу «методологические основы школьной математики» (наименование дисциплины) для специальности 010101 математика (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconРабочая программа по курсу «внекласная работа по математике в школе» (наименование дисциплины) для специальности 010101. 65 Математика (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconРабочая программа по курсу «решение задач повышенной трудности» (наименование дисциплины) для специальности 010101. 65 Математика (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconПримерная программа наименование дисциплины ботаника рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconПримерная программа наименование дисциплины физика рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности 060301 «Фармация» /шифр, наименование специальности iconПримерная программа наименование дисциплины информатика рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница