Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8)




НазваниеУчебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8)
страница1/26
Дата04.01.2013
Размер3.73 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


НЕВРОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



ГРОДНО, 2003



УДК 616.8 (075.8)

A 187

ББК 56.12


Автор: к.м.н. Г.М. Авдей


Настоящее пособие предназначено для студентов факультета медсестер с высшим образованием, будет полезно студентам медико-психологического и лечебного факультетов медицинских вузов, а также может быть рекомендовано для углубленного изучения неврологии студентам медицинских училищ.

Предисловие


Настоящее учебное пособие предназначено для студентов факультета медицинских сестер высших медицинских учебных заведений.

Цель учебника – сформировать у студентов представления о наиболее часто встречающихся в клинической практике неврологических синдромах и распространенных заболеваниях нервной системы, помочь студенту овладеть навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных неврологических состояниях, освоить основные принципы ухода за неврологическими больными и решить этические проблемы в общении с тяжелобольными, больными пожилого возраста, с родственниками больных.

И.П. Павлов говорил: “Медсестра должна иметь троякого рода квалификацию: научную – для понимания болезни, сердечную – для понимания больного и сочувствия ему, техническую – для ухода за больным и выполнения медицинских манипуляций и психологическую – для умения быстро соориентироваться в любой самой сложной и непредвиденной ситуации».

Данное учебное пособие полностью соответствует квалификационной характеристике и учебному плану подготовки медицинских сестер с высшим образованием.


Часть I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НЕВРОЛОГИИ

ГЛАВА 1. НЕВРОЛОГИЯ КАК НАУКА


КЛИНИЧЕСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ - раздел медицины, изучающей этиологию, патогенез и клинические проявления болезней нервной системы и разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Это одна из важнейших медицинских дисциплин, поскольку патология нервной системы вызывает многообразные расстройства функций организма, нередко определяя исход заболевания.


1.1. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НЕВРОЛОГИИ.


Развитие неврологии как самостоятельной клинической дисциплины насчитывает около 150 лет. В 1869 г. в Московском университете была организована первая кафедра нервных болезней. Ее возглавил А.Я. Кожевников (1836 - 1902). Базой клиники явилась Ново-Екатерининская больница, где было выделено 20 коек для лиц, страдающих заболеваниями нервной системы. В связи с недостаточностью коечного фонда открылось второе отделение на базе Старо-Екатерининской больницы, которое возглавил ученик А.Я. Кожевникова В.К.Рот (1848 - 1916). Затем по инициативе А.Я.Кожевникова на Девичьем поле была построена специальная клиника для лечения психических и нервных заболеваний. Ее возглавил ученик А.Я.Кожевникова С.С.Корсаков (1954 - 1900). А.Я.Кожевников воспитал плеяду талантливых учеников, вместе с которыми создал московскую школу невропатологов. Первый учебник по нервным болезням был написан А.Я. Кожевниковым в 1883 г.

Представителями московской школы являются такие выдающиеся неврологи, как Г.И.Россолимо, В.А.Муратов, Л.О.Даркшевич, Е.К.Сепп, Н.И.Гращенков, Н.В.Коновалов, Н.К.Боголепов, Е.В. Шмидт и др.

Параллельно московской формировалась петербургская школа невропатологов. Ее основоположником считают И.П.Мержеевского (1838 - 1908). Представителями петербургской школы являются выдающиеся неврологи - В.М.Бехтерев, М.П.Жуковский, Л.В.Блуменау, М.И.Аствацатуров и др. Первая неврологическая клиника в Петербурге была организована в 1881 г. при медико-хирургической академии.

В Республике Беларусь в настоящее время имеется 4 кафедры неврологии при Минском, Витебском, Гродненском медицинских университетах и Гомельском медицинском институте. Многие выдающиеся неврологи Беларуси возглавляли кафедру нервных болезней Минского медицинского института. Это М.Б. Кроль, Д.А. Марков, Н.С. Мисюк (по его учебнику нервных болезней долгое время учились студенты медицинских институтов). С 1990 года по настоящее время кафедрой руководит выдающийся нейрохирург Беларуси Ф. В. Олешкевич. Нельзя не отметить наших ведущих неврологов Беларуси. Это И.П. Антонов, Г.С. Гиткина, Г.Г. Шанько, А.Л. Леонович, И.А. Склют, В.С. Улащик, В.В. Евстигнеев, Г.К. Недзьведь, Я.Я. Гордеев и др.


1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.


Обслуживание неврологических больных городов и сел осуществляют врачи-невропатологи и нейрохирурги. Больные с тяжелыми формами заболеваний нервной системы (инсульт, энцефалит, менингит, миелит и др.) подлежат лечению в неврологических отделениях городских, областных и районных больниц, более легкие наблюдаются амбулаторно. В ряде крупных городов организованы специализированные отделения для больных, страдающих сосудистыми, наследственными и хронически прогрессирующими заболеваниями, травматическим поражением спинного мозга, неврологическими проявлениями остеохондроза, эпилепсией. В Минске имеется НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии на базе 5-ой клинической больницы с отделениями для лечения неврологических проявлений поясничного остеохондроза, миастении, сосудистых заболеваний нервной системы и травматических заболеваний головного мозга. В НИИ ортопедии и травматологии организована лечебная помощь больным с травматическими поражениями спинного мозга.


ГЛАВА 2. ОБЩАЯ СИМПТОМАТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

2.1. ДВИЖЕНИЯ. ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.


Движение - это универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия, как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой.

Все движения человека можно разделить на:

  • произвольные (целенаправленные) - интегрируются пирамидной системой;

  • непроизвольные (автоматизированные, рефлекторные) - осуществляются за счет сегментарного аппарата спинного мозга и мозгового ствола по типу простого рефлекторного акта.


2.1.1. РЕФЛЕКСЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ.


В основе рефлекторной деятельности лежит восприятие раздражения и перенос его на реагирующий орган.

Рефлекторная дуга состоит чаще из цепи двух или трех нейронов, по которым передается нервный импульс. Та часть дуги, которая воспринимает раздражение и проводит его в пределы ЦНС, называется афферентной; та, которая отводит ответный импульс к рабочему органу, именуется эфферентной.

По месту приложения раздражения рефлексы могут быть разделены на:

  • поверхностные (кожные, со слизистых оболочек): корнеальный, глоточный, рефлекс с мягкого неба, брюшные рефлексы (верхний, средний и нижний), кремастерный, подошвенный и анальный рефлексы;

  • глубокие (сухожильные, периостальные): надбровный, нижнечелюстной, сгибательно-локтевой, разгибательно-локтевой, пястно-лучевой, коленный, ахиллов рефлексы.

Рефлексы могут изменяться в сторону:

  • понижения или утраты их;

  • повышения;

  • в патологических условиях могут появляться новые рефлексы, в норме не вызываемые - патологические рефлексы. К числу патологических рефлексов относятся следующие рефлексы орального автоматизма:

  • назолабиальный рефлекс (М.И.Аствацатуров);

  • хоботковый рефлекс;

  • сосательный рефлекс;

  • дистант-оральный рефлекс (С.И.Карчикян);

  • ладонно-подбородочный рефлекс (Маринеско-Родовичи).

На руках исследуются верхний симптом Россолимо, симптом Якобсона - Ласка.

На ногах:

  • разгибательные рефлексы - рефлекс Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Чеддока;

  • сгибательные рефлексы - рефлекс Россолимо, Бехтерева -Менделя, Жуковского-Корнилова.


Таблица 1

Сегментарная локализация наиболее важных рефлексов

Рефлекс

Рефлекторная дуга

Зрачковый

Средний мозг (зрительный, глазодвигательный нервы)

Корнеальный

Мост (тройничный, лицевой нервы)

Нижнечелюстной

Мост (тройничный нерв)

Глоточный

Продолговатый мозг (языкоглоточный, блуждающий)

Пястно-лучевой

С5 - С8

Сгибательно-локтевой

С5 – С6

Разгибательно-локтевой

С7 – С8

Брюшные:

верхний

средний

нижний


Th7 – Th8

Th9 – Th 10

Th11 – Th 12

Кремастерный

L1 – L2

Коленный

L2 – L4

Ахиллов

S1 – S2

Подошвенный

L5 – S2

Анальный

S4 – S5


2.1.2. ОСНОВНОЙ ПУТЬ

ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.


Это двухнейронный путь, соединяющий кору больших полушарий мозга со скелетной (поперечнополосатой) мускулатурой (корково-мышечный путь). Различают центральный и периферический нейроны этого пути. Центральный нейрон располагается в Y слое (слой больших пирамидных клеток Беца) передней центральной извилины, в задних отделах верхней и средней лобных извилин и в парацентральной дольке. Существует четкое соматическое распределение этих клеток. Находящиеся в верхнем отделе прецентральной извилины и в парацентральной дольке клетки иннервируют нижнюю конечность и туловище, расположенные в средней ее части - верхнюю конечность. В нижней части этой извилины находятся нейроны, посылающие импульсы к лицу, языку, глотке, гортани, жевательным мышцам. Аксоны этих клеток в виде двух проводников (кортико-спинального пути (иначе называют пирамидным трактом) - от верхних двух третей передней центральной извилины и кортико - бульбарного пути - от нижнего отдела передней центральной извилины) идут от коры в глубь полушарий, проходят через внутреннюю капсулу (кортико-бульбарный путь - в области колена, а кортико-спинальный путь через передние две трети заднего бедра внутренней капсулы). Затем проходят ножки мозга, мост, продолговатый мозг и на границе продолговатого и спинного мозга кортико-спинальный тракт подвергается неполному перекресту. Большая, перекрещенная часть пути переходит в боковой столб спинного мозга и называется основным, или латеральным, пирамидным пучком. Меньшая неперекрещенная часть проходит в передний столб спинного мозга и носит наименование прямого неперекрещенного пучка. Волокна кортико-бульбарного пути заканчиваются в двигательных ядрах черепномозговых нервов (Y, YII, IX, X, XI, XII), а волокна кортико-спинального пути - в передних рогах спинного мозга. При чем, волокна кортико-бульбарного тракта подвергаются перекресту последовательно, по мере подхода их к соответствующим ядрам черепных нервов ("надъядерный" перекрест). Для глазодвигательных, жевательных мышц, мышц глотки, гортани, шеи, туловища и промежности существует двухсторонняя корковая иннервация, т. е. к части двигательных ядер черепных нервов и к некоторым уровням передних рогов спинного мозга волокна центральных двигательных нейронов подходят не только с противоположной стороны, но и со своей, обеспечивая, таким образом, подход импульсов из коры не только противоположного, но и своего полушария. Одностороннюю (только из противоположного полушария) иннервацию имеют конечности, язык, нижний отдел лицевой мускулатуры. Аксоны мотонейронов спинного мозга направляются к соответствующим мышцам в составе передних корешков, далее спинномозговых нервов, сплетений и, наконец, периферических нервных стволов.


2.1.2.1. РАССТРОЙСТВА ДВИЖЕНИЙ.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ И ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧИ.


Неполная утрата движений (уменьшение их силы и объема) - парез.

Полная утрата движений - паралич (плегия).

По своей распространенности параличи делятся :

  • моноплегии - парализована одна конечность;

  • гемиплегии - паралич одной половины тела;

  • параплегии - поражение двух симметричных конечностей, верхних или нижних;

  • тетраплегии - парализованы все четыре конечности;

  • диплегия - паралич обеих половин тела;

  • триплегия - паралич трех конечностей.

При поражении центральных двигательных нейронов возникает центральный паралич; при поражении периферических нейронов - периферический.


Таблица 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебно-методическое пособие Минск 2007 удк: 616. 12 -007. 2 053. 1 + 616. 155. 191(075. 9) Ббк 54. 101я73 в 82 Рецензенты: профессор кафедры детской хирургии бгму, д м. н., В. А. Катько рнпц «Кардиология»
Учебное пособие предназначено для детских хирургов, кардиохирургов, кардиологов, педиатров, врачей функциональной диагностики, а...
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие Кемерово 2003 удк: 167 /168 (075)
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие Иваново 2001 удк 658. 01 (075)
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 061100 и 060800
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие Ульяновск 2002 удк 681. 3 (075)
Учебное пособие предназначено для студентов вузов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие для студентов специальностей g 31 02 01 «География», н 33 01 01 02 02 «Геоэкология» Минск бгу 2003 удк 551. 4 (075. 8)
Учебное пособие для студентов специальностей g 31 02 01 «География», н 33 01 01 02 02 «Геоэкология»
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное пособие чита 2009 удк 616. 833-002: 616. 833-009. 11 Бородулина И. И., Катман М. А
В учебном пособии освещены вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения заболеваний нервов лица. Особое внимание...
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconВ челюстно- лицевой хирургии учебное пособие Минск 2006 удк 617. 52-089. 5(075. 8)

Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconИ з д а т е л ь с т в о т г т у удк 346. 26: 629. 331(075)
Б959 Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе : учебное пособие / В. П. Бычков, Н. В
Учебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) iconУчебное наглядное пособие Караганда, 2008 удк 616. 348 -002 ббк 54. 133
О. Н. Ержанов – д м н., профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней №1 кгма
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница