МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Утверждаю Ректор АГПА, доцент Галустов А.Р. _______________________ «_____» __________ 2011 г.
Номер внутривузовской регистрации ________________________________
Основная образовательная программа высшего профессионального образования
Направление подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»
Квалификация выпускника – бакалавр экономики
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Форма обучения (очная, заочная)
Армавир-2011 1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 62Б «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр экономики) по направлению подготовки 62Б «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») в части: формирования профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» из числа включенных в ФГОС ВПО дисциплин по направлению подготовки «Экономика»; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой государственной аттестации выпускников. ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы всех видов практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Целью разработки основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению и профилю подготовки и разработки основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавра экономики). 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 62Б «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют: 1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ); 2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе); 3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВППО) по направлению подготовки «Экономика», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» _____ 2010 г. № _____; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Устав вуза ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия». 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 1.3.1. Цель ООП бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Экономика» предназначена для методического обеспечения учебного процесса и предполагает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки бакалавров. ООП имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» и профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций». Основные пользователи ООП: профессорско-преподавательский коллектив высшего учебного заведения, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по направлению и уровню подготовки; студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по направлению подготовки; ректор учебного заведения и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников; объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности; организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти; органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования; уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования; уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль над соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования. 1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций»). Срок освоения ООП - 4 года в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению. 1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций»). Трудоемкость освоения ООП - 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. 1.4. Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, свидетельствующий об освоении основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки «экономика» и Профилю «экономика предприятий и организаций».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») включает: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности бакалавров: аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности бакалавров (в рамках должностных обязанностей) а) расчетно-экономическая деятельность подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.; б) аналитическая, научно-исследовательская деятельность поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; в) организационно-управленческая деятельность участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; организация выполнения порученного этапа работы; оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений; г) педагогическая деятельность преподавание экономических дисциплин в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования. Раздел 3. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО по профилю «экономика предприятий и организаций» направления подготовки «экономика»
3.1 Характеристика требуемых компетенций, приобретаемых выпускниками Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной основной образовательной программы бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
-
Коды компетенций | Название компетенции | 1 | 2 | ОК - Общекультурные компетенции профиля | ОК-1 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-2 | способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы | ОК-3 | способен понимать движущие сил и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль совей страны в истории человечества и в современном мире | ОК-4 | способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем | ОК-5 | умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | ОК-6 | способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК-7 | готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
-
1 | 2 | ОК-8 | способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность | ОК-9 | способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | ОК-10 | способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков | ОК-11 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | ОК-12 | способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | ОК-13 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК-14 | владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного | ОК-15 | владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | 0К-16 | владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | ПК - профессиональные компетенции профиля | ПК–1 | способен собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | ПК-2 | способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
-
1 | 2 | ПК-3 | способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | ПК-4 | способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | ПК-5 | способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | ПК-6 | способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | ПК-7 | способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | ПК-8 | способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | ПК-9 | способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | ПК-10 | способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | ПК-11 | способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | ПК-12 | способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | ПК-13 | способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | 1 | 2 | ПК-14 | способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно-методические материалы | ПК-15 | способен принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин | ПСК - профессионально-специализированные компетенции в рамках профиля «Экономика предприятий и организаций» | ПСК-16 | способен организовать операционную (производственную) деятельность, владеет методами экономических расчетов и принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью предприятий и организаций | ПСК-17 | способен выявлять и оценивать затраты предприятия с целью формирования системы управления ими как фактора повышения финансовых результатов деятельности | ПСК-18 | способен провести комплексный анализ и диагностику финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации, использовать полученные результаты для обеспечения принятия оптимальных управленческих решений и повышения эффективности деятельности предприятия. | ПСК–19 | способен провести оценку стоимости бизнеса, разработать стратегию и осуществлять управление стоимостью предприятия (организации) и его отдельных активов |
|