Скачать 210.54 Kb.
|
Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек, система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий. Он строится исходя из поставленных перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание, формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в совокупности объём работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения. Примерная структура годового плана: Методический отдел ежегодно готовит Календарь знаменательных и памятных дат. При планировании заведующие должны ориентироваться на этот календарь, выделив юбилейные и знаменательные даты, приоритетные направления (Год РФ, Год РБ, Год по ЮНЕСКО и т.д) Приложение 1.Приоритетные направления 2.Программные направления 3.Юбилейные даты 4.Знаменательные даты 5.Юбилей знаменитых людей План на ______ год
6.1.1 Гражданско-патриотическое воспитание 6.1.2 Толерантная культура и интернациональное воспитание 6.1.3 Духовно-нравственное воспитание 6.1.4 Социально-правовое 6.1.5 Профилактика асоциальных явлений 6.1.6 Досуговая деятельность (работа клубов, крупные мероприятия) 6.1.7 Укрепление семейных традиций 6.1.8 Эстетическое воспитание 6.1.9 ЗОЖ 6.1.10 Работа с художественной литературой 6.1.11 Экологическое просвещение 6.1.12 Экономическое просвещение 6.1.13 В помощь социальной адаптации незащищенных групп населения 6.1.14 Научно-религиозное просвещение 6.1.15 Просветительская деятельность по ОБЖ 6.1.16 Работа с трудными детьми 6.2 Работа по приоритетным направлениям 6.3 Мероприятия в соответствии со специализацией читального зала 6.5 Инновационные мероприятия 7. Участие в Федеральных целевых, республиканских и ЦБС проектах 7.1 Федеральные целевые программы 7.2 Республиканские программы 7.3 Проекты ЦБС 8. Краеведческая деятельность 9. Научно- методическая работа библиотеки 10. Информационно- библиографическая деятельность 11. Социологические исследования 12. Внедрение новых электронных технологий 13. Связь с общественностью. Рекламная деятельности библиотеки 14. Повышение квалификации сотрудников 15. Развитие материально- технической базы библиотеки 16. Мероприятия по месяцам 17. Количество выставок и массовых мероприятий. 1. Анализ работы за прошедший год. Анализ помогает определить явные и скрытые следствия того или иного процесса, выявить резервы, достижения и упущения в работе. Он должен содержать объективные данные, конкретные примеры, представлять всесторонний анализ деятельности библиотеки. Базовые нормы должны стать также основой для объективной оценки уровня библиотечного обслуживания. В процессе составления аналитической части годового плана следует придерживаться общих требований к анализу:
2. Цели и задачи. Цель – желаемый результат деятельности за определенный период времени, задачи – желаемый результат деятельности за намеченный период времени с конкретизацией характеристик этого результата. Главное здесь – указать, что и когда (цель), а не почему и как (задача) следует достичь. Типичная ошибка заключается в том, что, опустив формулировку целей, заведующие начинают с постановки задач, что научно не обоснованно, т. к. второе должно истекать из первого. При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки реализации. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования. Требования, которые предъявляются к цели:
Задачи. В отличие от целей задачи содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года. Каждая поставленная перед библиотекой задача должна подкрепляться мероприятиями в других разделах плана работы. Например, библиотека определила задачу: способствовать повышению информационной культуры читателей. Следовательно, в информационно-библиографическом разделе должна быть предусмотрена школа информационной культуры, университет библиографических знаний, библиографический лекторий и т.д. 3. Свод главных цифровых показателей. Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках». Распределение показателей по кварталам в % соотношении к годовому плану работы
4. Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате. Здесь раскрываются вопросы изучения тематического и видового состава фонда, уточнения профиля комплектования, развития и использования фонда, мероприятия по его сохранности; совершенствование единого справочно-поискового аппарата; составляется график проверки фонда муниципальных библиотек, определяется количественный состав на списание литературы по различным причинам. Отражаются мероприятия по переводу фондов на новые технологии и организация электронного каталога, создание электронной базы данных.
Здесь нужно осветить особенности индивидуальной работы, групповые формы, акции и т.д. 6. Массовая работа. Массовая работа составляет значительную часть работы библиотеки. В этом разделе планируется работа по пропаганде книги и библиотеки, по привлечению пользователей в библиотеку и к систематическому чтению. Формы работы с читателями разнообразны и зависят от возможностей работников библиотеки. Массовая работа заполняется в виде таблицы.
6.2 Работа по приоритетным направлениям У каждого филиала есть приоритетные направления. Например: филиал № 2 - «Международный день толерантности», филиал №8 - «День матери» и т д., поэтому в этом разделе нужно указать те мероприятия, которые вы будите проводить по своему направлению и распределять по другим филиалам или скопировать из планов других филиалов. 6.3 Мероприятия в соответствии со специализацией читального зала. В этом раздели нужно указать мероприятия в соответствии со специализацией читального зала: 1. Центральная городская библиотека (ЦГБ) — «Знание. Интеллект. Кругозор» 2. Центральная библиотека детей и юношества - профориентация 3. Электронная библиотека - 4. Библиотека-филиал №1 - краеведческая 5. Библиотека- филиал №2 - национальная 6. Библиотека- филиал №4 - дизайн среды 7. Библиотека- филиал №5 - приусадебное и подсобное хозяйство 8. Библиотека-филиал №6 - молодежная 9. Библиотека-филиал №7- книжное детство 10. Библиотека-филиал №8 - уютный дом 11. Библиотека-филиал №9 - приусадебное и подсобное хозяйство 12. Библиотека-филиал №10 - историческая 6.5 Инновационные мероприятиях Инновации – необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Объектами нововведений могут быть: · средства производства, · технологические процессы, · организационное развитие, · услуги и продукция. Средства производства: · включение в работу новых технических средств поиска, обработки, преобразования и предоставления информации; · комплектование новыми видами носителей информации; · автоматизация библиотечно-библиографических средств учета, обработки и систематизации информации (документов). Технологические процессы: · изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции; · разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта других библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.; · обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, библиографирования и т.д.). Организационное развитие: · создание новых отделов, секторов, служб, зон, временных проектных коллективов (команд); · включение библиотеки в программно-проектную деятельность; · изменения в практике планирования (переход на стратегическое планирование, создание бизнес-планов); · изменение в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей); · изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, паблисити, PR, методов фандрайзинга); · изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций. Услуги и продукция: · диверсификация ассортимента (заимствование услуг, применение новых нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых потенциальных рынков); · дифференциация ассортимента (формирование новых видов услуг в соответствии с потребностями конкретных категорий пользователей); · исследование различных видов специализации библиотеки (отраслевой, жанровой, функциональной). Это могут быть инновации в любой области библиотечного дела — инновации в массовой работе, инновации в библиографической работе, в работе с фондом, в организации библиотечного пространства (например, вы по особому организовали открытый доступ для читателей), инновационный подход в рекламе библиотеки и в другом. 7. Участие в Федеральных целевых, республиканских и ЦБС проектах В этом разделе следует отразить работу библиотеки по участию в целевых комплексных программах и проектах, указав самые крупномасштабные мероприятия.
В этом разделе следует отразить работу библиотеки по распространение краеведческих знаний и воспитанию у читателей интереса к истории малой родины, формирование патриотических чувств. 9. Научно- методическая работа библиотеки включает приоритетные направления, поиск новых и совершенствование традиционных форм организации работы с читателями. Разработка проектов. Участие в республиканских и городских конкурсах. Мероприятия по повышению квалификации (участие в семинарах, конференциях) 10. Информационно-библиографическая деятельность В этом разделе отражается работа по следующим направлениям:
11. Социологическое исследование. Социологические и маркетинговые исследования, планируемые в библиотеках, позволят выявить и предугадать изменения потребностей читателя, создать эффективную модель обслуживания, рационально организовать работу по комплектованию фондов, и, что не менее важно, увидеть результаты собственной работы. Необходимо составить перечень исследований (не менее 5 тем).
Эта часть плана включает работу с новыми информационными технологиями в обслуживании читателей библиотеки, планирование процессов компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использование электронных носителей, создание видео и аудиотеки и т.д.
Необходимо показать социально партнерские отношения с местным сообществом (в виде схемы). Запланировать статьи для подачи в СМИ. Выпуск и распространение рекламной продукции (тематика, виды изданий, объем, места распространения).
В этом разделе вы отражаете свою работу по следующим направлениям: Работа по самообразованию: • освоение информации из профессиональных изданий, • использование опыта работы лучших библиотекарей, • посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации. Регулярное повышение квалификации. Указываете ФИО сотрудников, которые будут проходить курсы «Начинающего библиотекаря» и «Компетентного библиотекаря». Аттестация кадров. Указываете ФИО сотрудников, которые будут проходить аттестацию. Обязательно указать тему защиты реферата и т.д. 15. Развитие материально-технической базы библиотеки Планируются мероприятия по приобретению библиотечного оборудования, библиотечной техники, технических средств и т.д., по ремонту и переоборудованию зданий и помещений. 16. Массовые мероприятия по месяцам. Заполняется в виде таблицы. Сюда входят книжные выставки, тематические полки и различные формы массовых мероприятий,запланированных на месяц. И так на каждый месяц. Например:
17. Количество массовых мероприятий. Например: Книжные выставки — 9 Тематические полки — 10 Обзоры-5 Беседы- 3 Путешествия-2 Круглый стол-1 Диспуты-2 Акции -3 Требования к оформлению плана Рекомендуемые параметры: размер листа А4, размер шрифта - 12, размер полей слева и сверху - 2 см, справа и снизу - 1,5 см. Страницы необходимо пронумеровать. Обязательно наличие содержания плана с указанием страниц. Норма времени для массовой работыТаблица1
Примечания:
Ежеквартально должно быть проведено одно крупное мероприятие (это: читательская конференция, круглый стол, литературно-музыкальная композиция и т.д.) Книжные выставки и тематические полки должны меняться ежемесячно, кроме постоянно действующих. Составитель: Фазылова Р.А. (зам. директора). |
![]() | Методические рекомендации к составлению годового плана ... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы с молодежью Составитель: Т. Н. Новых, зав. Имо воюб главный редактор: Т. Н. Буханцева, директор воюб |
![]() | Методические рекомендации к написанию образовательных программ Методические рекомендации к составлению общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы библиотеки Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет |
![]() | Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» Саха (Якутия) за январь-август 2012 года составило: по доходам – 86873,1 млн рублей или 74,8% от годового уточненного плана, по расходам... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы библиотеки в общеобразовательных учреждениях. План работы Хорошо составленный план приводит к значительным изменениям как для его разработчика в процессе планирования, так и для библиотеки... |
![]() | Методические рекомендации по составлению заданий и организационно-методическому обеспечению школьного и муниципального этапов Методические рекомендации составлены на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Министерства... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы. Годовой план работы основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе его подготовки, Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,... |
![]() | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году Москва 2009 Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания | ![]() | Рекомендации к составлению плана-конспекта урока Тема: название темы берется из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования |