Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
страница1/3
Дата04.01.2013
Размер0.49 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина


Социально-экономический институт


Кафедра экономики организации


Конспект лекций по дисциплине


МИКРОЭКЛОНОМИКА


Нижний Новгород

2012

Кузнецова С.Н. Микроэкономика: Конспект лекций по дисциплине – НГПУ, 2012


Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины. Здесь изложен соответствующий государственному стандарту курс микроэкономики, включающий следующие разделы: общая экономическая теория, микроэкономика. Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает возможность увидеть структуру изучаемой проблемы, ее логические связи, а, следовательно, обеспечить более глубокое изучение курса.


© НГПУ

© Кузнецова С.Н.

Конспект лекций по дисциплине

«Микроэкономика»

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1. Общая экономическая теория

1.1. Предмет и методы экономической теории

1.2. Базовые экономические понятия

1.3. Собственность и хозяйствование

Раздел 2. Микроэкономика

2.1. Спрос и предложение

2.2. Рациональное поведение потребителя

2.3. Производство и производственные отношения

2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений

2.5. Рынок. Типы рыночных структур

2.6. Рынок труда. Распределение доходов

2.7. Рынки капитала и земли


Раздел 1. Общая экономическая теория


Тема 1.1. Предмет и методы экономической теории

Вопрос 1. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения. Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства, а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения. Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления.

Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Таким образом, наука прошла три этапа в своем развитии. Этапы получили название: «экономия», «политическая экономия» и «экономикс».

Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра).

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ.

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования.

Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.


Вопрос 2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории в разных школах трактуется по разному. Например: В классической политической экономии приоритетной сферой исследования следует назвать сферу производства, марксизм исследует производственные отношения, носящие классовый характер, между людьми, а неоклассики анализируют рыночное хозяйство и др.

С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.


Вопрос 3. Методы экономической теории

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.

В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция- метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.


Тема 1.2. Базовые экономические понятия


Вопрос 1. Основное противоречие экономического развития

Ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли и др.) ставит перед обществом проблему выбора: что производить и в каких количествах, какую технологию использовать при производстве, на какие слои общества ориентироваться. Рациональное решение этих проблем возможно при наиболее эффективном и полном использовании ограниченных ресурсов, при полной занятости, при грамотном соотношении инвестиций и потребления.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается различными способами, однако все они сталкиваются с основным противоречием экономического развития:

  1. Потребности общества безграничны;

  2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.

Данное противоречие экономического развития решается путем выбора.


Вопрос 2. Потребности

Наука изучает экономические потребности общества и способы их удовлетворения.

Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Потребности подразделяются на:

  1. Первичные – удовлетворяют жизненно важные нужды человека (одежда, пища). Не могут быть заменены одна на другую.

  2. Вторичные – относят все остальные потребности (кино, спорт). Могут быть заменены одна на другую.

Экономисты изучают материальные потребности.


Вопрос 3. Блага

Средства, с помощью которых удовлетворяют потребности, называют благами. Благо – это все то (товары, услуги и др.), что используется для удовлетворения потребностей.

Блага подразделяют на:

  1. Даровые – имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (пр. воздух);

  2. Экономические – это блага в ограниченном количестве, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Экономические в свою очередь в зависимости от времени использования блага в потреблении делятся на:

  1. Долговременные – предполагается многоразовое использование (автомобиль, электроприборы);

  2. Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, напитки).

По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы.

1. Потребительские блага – это блага, которые непосредственно используются потребителями

2. Ресурсы – это экономические блага, которые используются в процессе производства.

Среди благ выделяют также:

  1. Взаимозаменяемые (субституты) – заменяемы один на другой. Например, сок и минералка, масло и маргарин.

  2. Взаимодополняемые (комплементарные блага) – применение одного из двух (нескольких) требует одновременного использования другого блага. Например, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Изменение спроса на одно из таких благ меняет спрос на другое благо аналогичным образом.



Вопрос 4. Ресурсы

Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на:

  1. Материальные – капитал, земля;

  2. Людские – труд, предпринимательские способности.

Экономические ресурсы ограниченны, поэтому одновременное и полное удовлетворение всех потребностей общества принципиально не возможно. Возникает проблема экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей человека.

Все имеющиеся у общества ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер.

Альтернатива – один из двух возможных взаимоисключающих путей.


Вопрос 5. Экономический кругооборот

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ между экономическими агентами, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Основными агентами являются:

1. Домохозяйства (семья) – предъявляют спрос на потребительские товары и одновременно поставляют экономические ресурсы (труд и др.).

2. Предпринимательский сектор (фирмы) – предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов (рис.3).

Так же в модель кругооборота может быть включен:

3. Государственный сектор (государство) – предоставляет специфические блага: безопасность, науку, инфраструктуру и за это собирает часть денег в виде налогов (рис.)


Вопрос 6 Экономические системы

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.

Выделяют четыре экономические системы:

1. Традиционную – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран.

2. Рыночную – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес.

3. Плановую (административно-командную) – распределение ресурсов и производство планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности.

4. Смешанную – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию.




Рис.. Кругооборот с участием государства

Тема 1.3. Собственность и хозяйствование


Вопрос 1 Экономическое содержание категории «собственность»

В экономическом смысле собственность – это отношения между людьми, фактически сложившиеся по вопросу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. Собственность - это система экономических отношений по поводу того, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.

Выделяют:

1. Собственность на средства производства - их производственное использование позволяет владельцу получать доход в виде прибыли.

2. Собственность на предметы личного потребления населения – не приносит дохода их владельцам. Наоборот, увеличение размеров личной собственности (домов, машин) требует денежных затрат на его сохранение.

Отношения собственности – это постоянно стоящая перед обществом проблема распределения добавленной стоимости на заработную плату и прибыль, то есть достижения компромисса между экономическими интересами собственника средств производства и наемными работниками.

Субъектами права собственности являются: граждане, семья, социальные группы, производственные коллективы, население.

Объектами собственности являются: земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, ценности, деньги и ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила.

Р. Коуз определял собственность как «пучок или долю прав по использованию ресурсов». Полный пучок прав состоит из следующих элементов:

1. право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами;

2. право использования, то есть право применения полезных свойств для себя;

3. право управления, то есть право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ;

5. право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6. право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. право на передачу блага в наследство;

8. право на бессрочность обладания благом;

9. запрет на использование способов, наносящих вред внешней среде;

10. право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга;

11. право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Комбинация этих прав, которыми могут обладать физические и юридические лица, составляет основу многообразия форм собственности.


Вопрос 2. Формы собственности

Формы собственности связаны с конкретным владельцем, с тем хозяйствующим субъектом, которому принадлежат средства производства. Выделяют:

1. Частную собственность – собственность граждан или юридических лиц, созданная в качестве коммерческих организаций, означающая их исключительные права владения, использования и распоряжения ею. Средства производства и результаты принадлежат частному лицу. Частная форма собственности может приобретать различные совместные формы хозяйствования: кооперации, товариществ, акционерных обществ и др. Отдельно выделяют личную собственность – имущество семьи не предполагающее производительного использования с целью получения прибыли. Создается и приумножается за счет его (гражданина) доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и др. ценные бумаги и др.

Частная форма собственности может приобретать различные совместные формы хозяйствования:

  1. Кооперации,

  2. Товариществ,

3. Акционерных обществ и др.

2. Государственную собственность - средства производства и его результаты принадлежат государству. В обществе есть сферы деятельности, где государственная собственность более эффективна, чем частная. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности республики, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Например, собственность муниципальная – форма экономических отношений между людьми по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и др. первичных административно-территориальных образованиях и совместно ими используемого. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований могут находиться предприятия с/х, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и др. предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного хозяйства, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазные и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа и др. В современной экономике распространена смешанная форма капитала – государственная и частная (АО).


Вопрос 3. Правовые аспекты отношений собственности

Юридическое право собственности определяется:

1. Владением – это фактическое (физическое) обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы.

2. Пользованием – юридически обеспеченная возможность использования конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств.

3. Распоряжением – юридически гарантированная возможность определять судьбу имущества. Например, подарить или продать.

4. Трастом – собственник передает право обладать своей собственностью другому лицу, после чего он не имеет право вмешиваться в деятельность доверенного лица.

Раздел 2. Микроэкономика


Тема 2.1. Спрос и предложение


Вопрос 1. Спрос: понятие, кривая, функция. Закон спроса

Спрос (d) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужный им товар или услугу. По сути, это разное количество товара или услуг, которое захотят купить потребители при разном уровне цен. Изменение спроса связано с действием неценовых факторов.

Величина спроса – это количество товара или услуги, которое готовы купить потребители в определенное время по определенной цене. Величина спроса зависит только от цены (ценовых факторов).

Факторы, влияющие на спрос:

  1. Ценовые – цена на единицу блага в данный момент;

  2. Неценовые.

К неценовым факторам относят:

1. Размер доходов потребителей;

2. Изменение вкусов и предпочтений потребителей;

3. Цены на другие товары (субституты, комплементы);

4. Общее число покупателей;

5. Инфляционные и дефицитные ожидания;

6. Накопленное имущество.

Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:

  1. Аналитическим

Qdx = a - b ∙ Рx (Например, Qdx = 7 - 2Р)

  1. Табличным

Таблица

Табличный способ задания функции спроса от цены

Р (цена, руб.)

Q (объем спроса, шт.)

5

4

3

2

1

50

60

80

110

160

3.Графическим

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса (см. график).


Вопрос 2. Предложение: понятие, кривая, функция. Закон предложения

Предложение (S) – это разное количество товара или услуги, представленных производителем к продаже при разных значениях цены. Изменение предложения связано с действием неценовых факторов.

Величина предложения – это конкретное количество товара или услуги, которое производитель готов продать по определенной цене. Величина предложения зависит от цены (ценовых факторов).

Факторы, влияющие на предложение:

  1. Ценовые – определяется ценой блага в данный момент времени;

  2. Неценовые.

К неценовым факторам относят:

1. Цены факторов производства (исходные ресурсы);

2. Технологические возможности производителя;

3. Цены на другие товары (субституты, комплементы);

4. Число товаропроизводителей (продавцов);

5. Ценовые и дефицитные ожидания производителей;

6. Налоги и субсидии.

Функция предложения от цены может задаваться тремя способами:

1. Аналитическим

QSx = - a + b ∙ Рx (Например, QSx = - 2 + 2Р)

2. Табличным

Таблица

Табличный способ задания функции предложения от цены

Р (цена, руб.)

Q (объем предложения, шт.)

5

4

3

2

1

110

100

80

50

10

  1. Графическим



Рис.10. Кривая предложения


Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения (см. график).


Вопрос 3. Равновесие спроса и предложения. Варианты комбинирования линий спроса и предложений

Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения). По сути, это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей совпадают.

Выделяют:

  1. Частное равновесие – сбалансированность отдельного рынка;

  2. Общее равновесие – сбалансированность экономической системы в целом.

На рис. точка Е – точка равновесия – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, уравновешивающая спрос и предложение, называется равновесной ценой (РЕ), а соответствующий ей объем – равновесным объемом (QЕ).



Рис.12. Равновесие спроса и предложения

Отклонения от равновесия:

а) Если цена устанавливается выше равновесной (Р1> РЕ), то Qd
б) Если цена устанавливается ниже равновесной (Р2< РЕ), то Qd>Qs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qd –Qs.


Тема 2.2. Рациональное поведение потребителя


Вопрос 1. Полезность блага. Количественный подход

Полезность является целью потребления, однако существует ряд ограничений, не позволяющих человеку потреблять все, чего он хочет. Полезность – это обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги.

Выделяют два подхода к определению полезности:

  1. Количественный (кардиналистский) подход;

  2. Порядковый (ординалистский) подход.



Количественный подход

Авторы: Джевис, Менгер, Вальрас. Считают, что потребитель всегда принимает решения приростного характера (купить больше, чем было и т.д.). Выявили закономерность: потребляемые последовательно части конкретного блага обладают убывающей полезностью. То есть, чем большим количеством блага мы обладаем, тем, меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Например, в жару Вы выпиваете первый бокал кваса, потом второй, а третий – уже оставляете недопитым. Соответственно, полезность кваса в третьем случае снизилась для Вас до минимума (нуля). Ввели понятия:

1. Предельная полезность (MU) – это полезность, которую извлекает потребитель из дополнительной единицы блага. С потреблением дополнительной единицы блага предельная полезность падает.

2. Общая полезность (TU) – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени. С потреблением дополнительной единицы блага общая полезность растет.

Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения количества потребляемого блага степень насыщения потребностей растет, а прирост полезности с каждой новой единицей блага уменьшается. Поэтому каждая последующая потребляемая единица блага обладает меньшей предельной полезностью, чем предыдущая.

Закон Госсена (или Оптимальный потребительский выбор) заключается в максимизации функции полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход полностью распределяется таким образом, что каждый дополнительный рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.


Вопрос 2. Порядковый подход

Авторы: Фишер, Парето, Ален. Считают, что максимизация полезности осуществляется путем выбора потребителем наиболее предпочтительного товара из всех доступных для него.


Кривые безразличия

Графически предпочтения потребителей можно показать с помощью кривых безразличия – кривой, показывающей различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; кривой, показывающей альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.




Рис.27. Карта безразличия


Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (MRS) – показывает количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.

Тема 2.3. Производство и производственные отношения


Вопрос 1. Производство, факторы производства

Производство – это процесс создания благ. Производство – это деятельность по использованию факторов производства (труд (L), земля (M), капитал (K), предпринимательские способности (N)) с целью достижения наилучшего результата. Результатом процесса производства является произведенный продукт – то есть благо, существующее длительное время.

Выделяют:

1. Натуральное производство – это производство, при котором продукты производятся не для обмена, а для собственного потребления через прямое распределение.

2. Товарное производство – производство, где продукты становятся товарами, то есть они предназначены не для собственного потребления, а для обмена через куплю-продажу с помощью денег.

Товарное производство




Простое – наемный Капиталистическое -

труд не применяется работают наемные рабочие


Экономические ресурсы, используемые в процессе производства называются факторами производства. Выделяют ряд подходов к определению факторов производства:



  1. Марксистский.

Факторы производства


Рабочая сила Средства производства




Предмет труда Средства труда




Производительные силы


где, рабочая сила – совокупность физических и духовных сил человека, его способность к труду.

Предмет труда – то на что направлен труд (сырье, материалы)

Средства труда – то чем воздействует человек на предмет труда, создавая готовый продукт (оборудование).

  1. Неоклассический:

1. Капитал – это средства, используемые в процессе производства товаров и доставке их конечному потребителю (здания, оборудования).

2. Земля – относят все естественные ресурсы (пахотные земли, леса, водные ресурсы, месторождения п/и).

3. Рабочая сила

3. 70-е гг. 19 века Маршал, Шумпетер

1. Капитал

2. Земля

3. Труд

4. Предпринимательские способности – способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.


Вопрос 2. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

В условиях ограниченности ресурсов перед обществом всегда стоит проблема выбора приоритетного направления производства товаров. Так, изменяя структуру производства в пользу потребления, страна уменьшает долю самого производства. С другой стороны, расширение производства за счет снижения потребления, ведет к снижению уровня жизни населения.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей (сокращенно КПВ). Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены при полном и наиболее эффективном использовании ресурсов и неизменной технологии.


Количество средств

производства) А

В F

Е

С

D




Количество предметов

потребления)

Рис.41. Кривая производственных возможностей


где: Линия АВСD – граница производственных возможностей;

Точки на границе (А, В, С, D) – это вариант комбинирования товаров – точки соответствуют полному и эффективному использованию ограниченных ресурсов;

Точка внутри кривой (Е) – свидетельствует о неэффективном выпуске продукции, так как не все ресурсы использованы до конца;

Точка вне кривой (F) – свидетельствует о недостижимости выпуска продукции при данном уровне применяемых технологий и имеющихся ресурсах.

Выпуклость (от начала координат) кривой производственных возможностей объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек.

Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов.

Вывод: в соответствии с графиком получается, что для увеличения производства одного товара необходимо снизить производство другого товара.

Расширение границы производственных возможностей связано с экономическим ростом. Экономический рост – это способность страны производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо.



равномерный одностороннее развитие

экономический рост

Рис.42. Сдвиг кривой производственных возможностей


Пример одностороннего развития: в постсоветском пространстве потребительский рынок был дефицитен, поэтому с появлением возможности выбора, были в первую очередь расширены отрасли, связанные с производством предметов потребления.


Тема 2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений


Вопрос 1. Производственное предприятие: сущность, классификация

Предприятие – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самостоятельностью, зарегистрированный как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно-закрепленные права.

Предприятие может трактоваться как синоним фирмы. Фирма – это организация или учреждение, владеющее одним или несколькими предприятиями и управляющее деятельностью этих предприятий.

Предприятие (фирма) осуществляет коммерческую деятельность, производя товары и услуги для продажи с целью получения экономической выгоды – прибыли.

Предприятия классифицируют по ряду признаков:

I. Размеры предприятий

1. Малые – к ним относят, если доля государства и иных организаций в уставном капитале организации не более 25%, а численность работников не превышает 100 человек.

2. Крупные.

II. Правовые формы:

1. Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела, получает всю прибыль и несет неограниченную ответственность по ее долгам всем своим имуществом.

2. Партнерство – фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

3. Корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица, где права и ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

III. Структура предприятий:

1. Узкоспециализированные – изготавливают ограниченный ассортимент продукции. Например, производство чугуна.

2. Многопрофильные – выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Например, изготовление авто, стиральных машин, велосипедов.

3. Комбинированные – один вид сырья или продукции превращается последовательно в другой, а затем в третий. Например, выращивание хлопка, изготовление волокна, полотна, одежды.

IV. Организационно-правовые формы (см. рис.).
  1   2   3

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Основы лесоводства и лесной таксации»
Конспект лекций предназначен для студентов заочного отделения указанной специальности
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод» (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности 090603 –...
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Математические методы и модели энергетического оборудования в расчетах на эвм»
Основы работы в системе компас: конспект лекций составитель: Э. В. Колисниченко. – Сумы: Изд-во СумГУ, 2010. – 249 с
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «производственная санитария»
Конспект лекций предназначен для оказания помощи слушателям в получении теоретических сведений по дисциплине «Производственная санитария»....
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Общая биология»
Конспект лекций по дисциплине «Общая биология» для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения спец. 070800 «Экология и охрана...
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций Автор-составитель, к м. н., доцент Шмелев И. А
Конспект лекций, составленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, поможет систематизировать...
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций для студентов по специальности i-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов бухгалтерских специальностей по дисциплине «Управленческий учет»
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconО. Л. Молдованова Документационное обеспечение управления
Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 0801110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...
Конспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница