Методические указания (рекомендации) студентам




Скачать 50.07 Kb.
НазваниеМетодические указания (рекомендации) студентам
Дата03.01.2013
Размер50.07 Kb.
ТипМетодические указания
Методические указания (рекомендации) студентам

Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарскому занятию по курсу «Культурология»

Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов.

План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века – в российских университетах. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение

выдвинутых вопросов каждым участником семинара.

В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы

В ходе изучения курса необходимо выработать навык конспектирования текстов. Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.


Методические рекомендации по написанию реферата


Многоуровневая подготовка специалистов предусматривает значительный объем внеаудиторной научной работы студентов. Для курса культурологии одной из самых продуктивных форм самостоятельной работы является написание учебных рефератов под руководством преподавателя.

Обучение в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному пополнению, обновлению и совершенствованию знаний в процессе самостоятельной работы, в ходе которой студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

Этим не ограничивается огромное значение внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Л.Н. Толстой справедливо отмечал, что знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли. Преподаватель организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, а её эффективность зависит от собственных усилий студентов, поэтому самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе.

Учебный реферат является формой, организующей самостоятельную работу студентов. Что такое реферат? – Сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, - изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.

Выбор темы осуществляется по перечню, указанному в учебной программе или определяется студентом самостоятельно, исходя из своих возможностей, используя по­мощь преподавателя.

Подготовка к написанию реферата предполагает знакомство и изу­чение литературы по избранной теме. Ориентироваться в многообразии книжного мира поможет справочная литература: энциклопедии, энцикло­педические словари, справочники, библиографические указатели

Структура реферата, общим объемом 10-15 листов, включает

I. Введение. Оно предполагает четкую постановку проблемы, опре­деление актуальности и степени разработанности темы, цели работы

2. Основная часть предполагает последовательное раскрытие мате­риала, согласно плану реферата, сопоставление различных точек зрения, подчеркивая ту, которую вы разделяете. Невозможно дать все рекоменда­ции, как изложить материал. Этот процесс творческий. Важно, чтобы все рассуждения были в русле доказательства главной цели. Оформление ссылок делают я соответствии с правилами библиогра­фических описаний источников

3. Заключение - это цель вашего реферата (синтез) В нем суммиру­ется результат проведенных исследований, должен бы п. дан конкретный ответ на задачу, поставленную во введении. В этой части могут быть сформулированы выводы и практические рекомендации.

Как оформить реферат?

I. Титульный лист: на нем следует написать; название вуза, факуль­тета, специальность; тему реферата, фамилию автора и рецензента.

  1. Затем следуют листы содержания реферата пронумерованные; ис­пользуемая литература.

  2. В качестве приложения могут использоваться ил­люстрации.

При написании реферата необходимо использовать не менее 3 - 4 источников из списка литературы по данной теме (книги, статьи или ресурсы Интернета), которые должны быть указаны в алфавитном порядке на последней странице реферата.
При прямом цитировании одного из источников в конце цитаты в скобках указывается номер источника по списку литературы к реферату и - через запятую – страница цитируемого текста.

Критерии оценки реферата


При оценке реферата опираются на следующие критерии:
- сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;
- составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;
- удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;
- умеет ли автор анализировать материал;
- отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;
- овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;
- достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;
- какие методы в работе над рефератом он использовал;
- насколько самостоятельно он выполнил работу;
- правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

Похожие:

Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Настоящие методические указания (рекомендации) предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой ихтиопатологии и гидробиологии фгоу впо «Калининградский государственный технический...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Методические указания для выполнения индивидуальных заданий для студентов технических специальностей
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов у курса специальности 06. 04
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при подготовке курсовой работы. Методические указания включают...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические рекомендации для студентов озо
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения в целях улучшения их профессионально педагогической подготовки....
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины химия
Учебно-методический комплекс дисциплины «Органическая и биологическая химия» призван помочь студентам, обучающимся по направлению...
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Рекомендуемый минимальный объём и режим учебной деятельности студента в каждом семестре
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Самостоятельная учебная работа студентов может быть подразделена на следующие формы
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Площадь фигуры, ограниченной графиками функции, находится с помощью определенного интеграла
Методические указания (рекомендации) студентам iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке к итоговой государственной аттестации Для студентов по специальностям
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница