Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу




НазваниеОбразования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу
страница1/5
Дата09.09.2012
Размер1.03 Mb.
ТипТворческая работа
  1   2   3   4   5


Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО

«Нижегородский институт развития образования»

кафедра начального образования.


Творческая работа

Формирование исследовательских умений

младших школьников на уроках литературного

чтения в системе Д. Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Работу выполнила: учитель начальных классов

МОУ прогимназия №10 «Россияночка»

г. Семёнова

Ваганова Ирина Николаевна.

Педагогический стаж 12 лет.

Стаж работы учителем начальных

классов 12 лет.

Образование - высшее педагогическое.


2009г.



Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Исследовательский подход в современном образовании

младших школьников…………………………………………………………………………………………………………………..5

1.1.Исследовательское обучение и образовательные традиции…………………………….…….5

1.2.Исследование и проектирование в современном образовании……………………………..6

1.3.Исследовательский подход в обучении…………………………………………………………………….8

Глава 2.Особенности литературного образования в системе Д. Б. Эльконина-

В. В. Давыдова…………………………………………………………………………………………………………………………..10

2.1.Читательская культура и современный читатель…………………………………………………10

2.2.Диалог на уроке литературного чтения и его возможности………………………………….13

2.3.Исследовательский подход в обучении литературному чтению………………………….15

Глава 3. Возможности формирования исследовательских умений у младших

школьников в процессе работы над эпическими произведениями………………………………………..19

3.1.Диагностика начального уровня сформированности читательских

умений…………………………………………………………………………………………………………………………………………19

3.2.Система исследовательских умений, формирующихся на

основе курса Е.И.Матвеевой……………………………………………………………………………………………………..23

3.3.Основные результаты опытно- экспериментальной работы………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….…..32

Литература………………………………………………………………………………………………………………………………….33

Приложение 1. Упражнения, направленные на формирование исследовательских

умений ……………………………………………………………………………………………………………………………………….35

Приложение 2. Формирование исследовательских умений на всех этапах урока

литературного чтения……………………………………………………………………………………………………………….37

Приложение 3.Работа над выразительностью чтения……………………………………………………………39

Приложение 4. Урок литературного чтения…………………………………………………………………………….42











Введение

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить любить книгу? Как воспитать понимающих, думающих, творящих читателей – собеседников? История знает много поисков и направлений – это и объяснительное чтение, и литературно – художественное чтение, и воспитательное чтение, классное чтение и внеклассное чтение. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы. Анализ существующих программ показал, что каждый автор выбирает свой путь, разрабатывая свои концептуальные основы и опираясь как на объективные (требования стандарта, психологические, индивидуальные и возрастные особенности школьника), так и их субъективные (вкус, профессионализм, творчество и избирательность автора УМК) факторы. А как же быть учителю, как разобраться во всех программах и найти ту, которая одновременно и формирует читательскую деятельность, и расширяет литературный кругозор, и развивает чувство художественного слова и литературный вкус?

Необходимо сказать, что читательская деятельность эффективно формируется лишь в процессе разнообразной собственной ( умственной и практической ) деятельности учащихся, т. е. необходимо и особое содержание, и особая технология. Такая технология существует в развивающей программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Уроки литературного чтения являются основной формой подготовки ребёнка – читателя, поэтому важен выбор УМК по литературному чтению. В сотрудничестве с кафедрой начального образования НИРО в МОУ прогимназия № 10 г. Семёнова в течение четырёх лет проводилась работа по теме «Развивающие возможности системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в четырёхлетней начальной школе». Одним из аспектов работы являлось формирование исследовательских умений на основе курса литературного чтения Е. И. Матвеевой.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поэтому они нередко задают нам вопросы о том, как «делается» текст, какие секреты использует автор, чтобы создать интересный, неповторимый образ, можно ли самому применить эти приёмы для создания своего собственного сочинения. Этот курс и помогает ответить на все эти вопросы. Особым образом подобранные тексты описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики позволяют ученикам встать в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, различных авторских приёмов создания художественного произведения, способов построения текста, организации его звуковой и словесной структуры. Ученикам предлагается понять природу авторской позиции, уловить авторское отношение к предмету описания в разных жанрах, а также вместе с автором пройти нелёгкий путь от замысла, идеи до создания особой картины, воплощённой в слове. Ученикам как исследователям текстового материала становится возможным и самим побывать в роли автора – создателя собственного сочинения или рисунка.

Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдёт речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребёнка об этой встрече, значит и нужно постараться её организовать. Для этого учителю понадобится знать предметное содержание и уметь его преподнести так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия. Технология развивающего обучения самой методикой и организацией урока уже включает учащихся в исследовательскую деятельность.

Данная проблема – формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения – разработана только в развивающей системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Курс литературного чтения Е. И. Матвеевой пока широкого распространения не получил. Поэтому цель данной работы следующая: определение условий формирования исследовательских навыков в процессе работы на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Задачи:

  1. Выявить особенности курса литературного чтения Е. И. Матвеевой.

  2. Изучить возможности обучения навыкам исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.

  3. Обобщить опыт работы педагогов на данную тему с целью дальнейшей корректировки своей работы.

Этапы работы:

  1. Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров.

  2. Отработка основных читательских умений, совершенствование техники чтения.

  3. Формирование исследовательских умений и навыков на уроках литературного чтения.

  4. Диагностика овладения исследовательскими умениями.

Новизна данного педагогического опыта заключается в следующем:

  1. Создание на уроках литературного чтения условий, способствующих формированию исследовательских умений.

  2. Создание заданий и упражнений, направленных на формирование исследовательских умений (по аналогии).

  3. Создание на уроках литературного чтения условий для формирования навыка выразительного чтения.

Формирование исследовательских умений – проблема не новая, но необходимость вносить коррективы существует всегда. Изучение этой проблемы должно обогатить практику работы учителей, помочь педагогам разработать свои методики, а впоследствии и образовательные технологии, которые создадут условия для развития внимательного читателя, старающегося докопаться до смысла авторских слов.

Глава 1.Исследовательский подход в современном образовании младших школьников

1.1.Исследовательское обучение и образовательные традиции

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательского подхода в обучении младших школьников. С началом 21 века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поведения необходимы каждому человеку.

Не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения младшего школьника. Исследовательская активность – нормальное, естественное поведение детей младшего школьного возраста. Они настроены на познание мира и хотят его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского подхода в обучении.

Педагоги с давних времён выделяли два пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К. Д. Ушинского). Невозможно не заметить, что речь идёт о двух принципиально разных путях получения образования, поэтому в разные времена соотношения их в практике обучения существенно менялось - на первый план выходил то один, то второй. Активизация интереса к исследовательскому обучению наблюдалась в периоды реальной демократизации общества и образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность школьника к познавательной. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно , творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [10, с.6]

Попытки выстроить обучение на основе исследовательских подходов предпринимались с давних времён, но это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Противостояние традиционного обучения и исследовательского обучения продолжается много лет. Однако, отмечая важность внедрения исследовательских методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во – первых, нужно учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. В обучении не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребёнок всё открыл сам. Во – вторых, использование исследовательских подходов в обучении даёт наибольший эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребёнка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.[10, c.7]


1.2.Исследование и проектирование в современном образовании

Очень часто в современной литературе по педагогике и психологии понятия « метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется важной задачей с точки зрения современного образования. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus . Его прямой перевод объясняет многое – « брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во – первых, совокупность документов, необходимых для создания какого – либо сооружения или изделия; во – вторых, это может быть предварительный текст какого – либо документа и, наконец, третье значение – какой - либо замысел или план. То есть, проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта.

А что же такое « исследование»? Исследование в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие проектирования от исследования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого – либо заранее планируемого объекта. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию видов деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование- решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Разработка проекта – дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не стоит забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть на репродуктивном уровне. В отличие от проектирования исследование всегда творчество. Если в итоге исследования и удаётся решить какую – либо задачу, то это не более чем побочный эффект. При этом само знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, но и даже вредно и опасно. Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.[10, c.8]

Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск ребёнка в решение практической задачи – проектирование. Почему? Происходит это из - за вечного желания педагога всё на свете контролировать. В этом случае мы обычно не задаёмся вопросом о том, что если известно, чего ты должен достичь, то непонятно, зачем это искать. Мы должны понимать самое главное, что проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. В то время как исследование- творчество в чистом виде. Проектирование изначально задаёт предел, глубину решения проблемы, в то время, как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми полезны оба вида работ, а, значит, можно выполнять и проект, и исследовательские работы.

В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий. С неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом и т. д. В отличие от проектирования, исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими – либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

1.3.Исследовательский подход в обучении

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовал себя в этом исследовательский метод обучения. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Но в тоже время исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Выделяют следующие функции исследовательского подхода в обучении:

- воспитание познавательного интереса;

- создание положительной мотивации учения;

- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

- развитие интеллектуальной сферы личности;

- формирование умений и навыков самообразования;

- развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

- во введении общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания на всех его этапах;

- в организации учебной и внеучебной научно – образовательной, поисково – творческой деятельности;

- в актуализации внутрипредметных и межпредметных знаний;

- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной познавательной деятельности;

- в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы. Приёмы и методы стимулирования учения, а также общедидактические приёмы: анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.[14,c.59]

Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использование приёма планирования. Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

  1. определение темы исследования, её формулировка;

  2. выработка гипотез;

  3. поиск и предложение возможных вариантов решения;

  4. сбор материала;

  5. обобщение полученных данных;

  6. подготовка проекта;

  7. защита. [11, c.246]

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных задач современного образования.

Под общими исследовательскими навыками понимается:

  • умение видеть проблемы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение давать определение понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение и навыки наблюдения, проведения экспериментов;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • умение и навыки структурирования материала;

  • умение и навыки работы с текстом;

  • умение доказывать и защищать свои идеи.[11, c.176]

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;

  • педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

  • на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.[12, c.102]

В настоящее время исследовательский метод обучения рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке. В этих условиях исследовательский метод оказывается одним из способов самостоятельной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconФормирование речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconТема с истема приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Система приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconЛитература. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности-М.: Знание, 1981г Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников Под ред. Д. Б. Эльконина,В. В. Давыдова-М.: Издательство Академии педагогических...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconТворческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу
...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconФормирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Материалы подготовлены на основании брошюры Савенкова А. И. «Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских и творческих...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconОпыт проектирования и апробация программы “ Учиться с радостью” ( Интегрированные уроки информатики в начальной школе с программой Д. В. Эльконина и В. В. Давыдова) Автор А. В. Фомичева
Эльконина — Давыдова. Предлагаемая учебная программа представляет собой интегрированный курс информатики, в основе которого лежат...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconО системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие перенос акцента с предметных знаний, умений...
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconФормирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Учитель В. И. Боридько
Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся на уроках истории и во внеурочное время
Образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу iconПоложение о конкурсе исследовательских работ младших школьников «Юный изыскатель» мкоу «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница