Скачать 1.03 Mb.
|
Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» кафедра начального образования. Творческая работа Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина - В.В.Давыдова Работу выполнила: учитель начальных классов МОУ прогимназия №10 «Россияночка» г. Семёнова Ваганова Ирина Николаевна. Педагогический стаж 12 лет. Стаж работы учителем начальных классов 12 лет. Образование - высшее педагогическое. 2009г.
На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить любить книгу? Как воспитать понимающих, думающих, творящих читателей – собеседников? История знает много поисков и направлений – это и объяснительное чтение, и литературно – художественное чтение, и воспитательное чтение, классное чтение и внеклассное чтение. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы. Анализ существующих программ показал, что каждый автор выбирает свой путь, разрабатывая свои концептуальные основы и опираясь как на объективные (требования стандарта, психологические, индивидуальные и возрастные особенности школьника), так и их субъективные (вкус, профессионализм, творчество и избирательность автора УМК) факторы. А как же быть учителю, как разобраться во всех программах и найти ту, которая одновременно и формирует читательскую деятельность, и расширяет литературный кругозор, и развивает чувство художественного слова и литературный вкус? Необходимо сказать, что читательская деятельность эффективно формируется лишь в процессе разнообразной собственной ( умственной и практической ) деятельности учащихся, т. е. необходимо и особое содержание, и особая технология. Такая технология существует в развивающей программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Уроки литературного чтения являются основной формой подготовки ребёнка – читателя, поэтому важен выбор УМК по литературному чтению. В сотрудничестве с кафедрой начального образования НИРО в МОУ прогимназия № 10 г. Семёнова в течение четырёх лет проводилась работа по теме «Развивающие возможности системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в четырёхлетней начальной школе». Одним из аспектов работы являлось формирование исследовательских умений на основе курса литературного чтения Е. И. Матвеевой. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поэтому они нередко задают нам вопросы о том, как «делается» текст, какие секреты использует автор, чтобы создать интересный, неповторимый образ, можно ли самому применить эти приёмы для создания своего собственного сочинения. Этот курс и помогает ответить на все эти вопросы. Особым образом подобранные тексты описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики позволяют ученикам встать в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, различных авторских приёмов создания художественного произведения, способов построения текста, организации его звуковой и словесной структуры. Ученикам предлагается понять природу авторской позиции, уловить авторское отношение к предмету описания в разных жанрах, а также вместе с автором пройти нелёгкий путь от замысла, идеи до создания особой картины, воплощённой в слове. Ученикам как исследователям текстового материала становится возможным и самим побывать в роли автора – создателя собственного сочинения или рисунка. Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдёт речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребёнка об этой встрече, значит и нужно постараться её организовать. Для этого учителю понадобится знать предметное содержание и уметь его преподнести так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия. Технология развивающего обучения самой методикой и организацией урока уже включает учащихся в исследовательскую деятельность. Данная проблема – формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения – разработана только в развивающей системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Курс литературного чтения Е. И. Матвеевой пока широкого распространения не получил. Поэтому цель данной работы следующая: определение условий формирования исследовательских навыков в процессе работы на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Задачи:
Этапы работы:
Новизна данного педагогического опыта заключается в следующем:
Формирование исследовательских умений – проблема не новая, но необходимость вносить коррективы существует всегда. Изучение этой проблемы должно обогатить практику работы учителей, помочь педагогам разработать свои методики, а впоследствии и образовательные технологии, которые создадут условия для развития внимательного читателя, старающегося докопаться до смысла авторских слов. Глава 1.Исследовательский подход в современном образовании младших школьников 1.1.Исследовательское обучение и образовательные традиции Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательского подхода в обучении младших школьников. С началом 21 века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поведения необходимы каждому человеку. Не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения младшего школьника. Исследовательская активность – нормальное, естественное поведение детей младшего школьного возраста. Они настроены на познание мира и хотят его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского подхода в обучении. Педагоги с давних времён выделяли два пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К. Д. Ушинского). Невозможно не заметить, что речь идёт о двух принципиально разных путях получения образования, поэтому в разные времена соотношения их в практике обучения существенно менялось - на первый план выходил то один, то второй. Активизация интереса к исследовательскому обучению наблюдалась в периоды реальной демократизации общества и образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность школьника к познавательной. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно , творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [10, с.6] Попытки выстроить обучение на основе исследовательских подходов предпринимались с давних времён, но это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Противостояние традиционного обучения и исследовательского обучения продолжается много лет. Однако, отмечая важность внедрения исследовательских методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное. Во – первых, нужно учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. В обучении не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребёнок всё открыл сам. Во – вторых, использование исследовательских подходов в обучении даёт наибольший эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребёнка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.[10, c.7] 1.2.Исследование и проектирование в современном образовании Очень часто в современной литературе по педагогике и психологии понятия « метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется важной задачей с точки зрения современного образования. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus . Его прямой перевод объясняет многое – « брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во – первых, совокупность документов, необходимых для создания какого – либо сооружения или изделия; во – вторых, это может быть предварительный текст какого – либо документа и, наконец, третье значение – какой - либо замысел или план. То есть, проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта. А что же такое « исследование»? Исследование в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие проектирования от исследования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого – либо заранее планируемого объекта. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию видов деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование- решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Разработка проекта – дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не стоит забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть на репродуктивном уровне. В отличие от проектирования исследование всегда творчество. Если в итоге исследования и удаётся решить какую – либо задачу, то это не более чем побочный эффект. При этом само знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, но и даже вредно и опасно. Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.[10, c.8] Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск ребёнка в решение практической задачи – проектирование. Почему? Происходит это из - за вечного желания педагога всё на свете контролировать. В этом случае мы обычно не задаёмся вопросом о том, что если известно, чего ты должен достичь, то непонятно, зачем это искать. Мы должны понимать самое главное, что проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. В то время как исследование- творчество в чистом виде. Проектирование изначально задаёт предел, глубину решения проблемы, в то время, как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми полезны оба вида работ, а, значит, можно выполнять и проект, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий. С неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом и т. д. В отличие от проектирования, исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими – либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. 1.3.Исследовательский подход в обучении Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовал себя в этом исследовательский метод обучения. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Но в тоже время исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Выделяют следующие функции исследовательского подхода в обучении: - воспитание познавательного интереса; - создание положительной мотивации учения; - формирование глубоких, прочных и действенных знаний; - развитие интеллектуальной сферы личности; - формирование умений и навыков самообразования; - развитие познавательной активности и самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: - во введении общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания на всех его этапах; - в организации учебной и внеучебной научно – образовательной, поисково – творческой деятельности; - в актуализации внутрипредметных и межпредметных знаний; - в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной познавательной деятельности; - в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы. Приёмы и методы стимулирования учения, а также общедидактические приёмы: анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.[14,c.59] Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использование приёма планирования. Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных задач современного образования. Под общими исследовательскими навыками понимается:
В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:
В настоящее время исследовательский метод обучения рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке. В этих условиях исследовательский метод оказывается одним из способов самостоятельной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению. |