Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии»




Скачать 121.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии»
Дата03.01.2013
Размер121.35 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП





Зав. кафедрой ГиИГ проф. Антонов В.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы инженерной геологии»


Специальность: 130101 «Прикладная геология»

Специализация: «Прикладная геохимия, петрология, минералогия»


Квалификация (степень) выпускника: СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения: очная


Санкт-Петербург

2012


1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Основы инженерной геологии» - обязательная дисциплина общей базовой части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта подготовки специалистов.

Основная цель образования по дисциплине «Основы инженерной геологии» состоит в приобретении студентами основных теоретических знаний по инженерной геологии, необходимых для рационального хозяйственного и строительного освоения геологической среды, системного подхода к проектированию, строительству и эксплуатации различных сооружений в составе природно-техногенных комплексов (ПТК).


2. Место дисциплины в структуре ООП по направлению подготовки 130101 «Прикладная геология»


Дисциплина «Основы инженерной геологии» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы.

Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов, а знания, умения и навыки, полученные при её изучении, будут использованы в процессе освоения специальных дисциплин, в профессиональной деятельности.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) выпускника:

- готовность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);

профессиональных компетенций (ПК):

в производственно-технологической деятельности:

- готовность выбирать технические средства для решения общепрофессиональных задач и осуществлять контроль их применения (ПК-11);

- готовность проводить инженерно-геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

- готовность осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять карты, схемы, планы, разрезы инженерно-геологического содержания (ПК-13);

в научно-исследовательской деятельности:

- готовность устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению (ПК-21);

- умение подготавливать данные для составлении обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- роль инженерной геологии в строительной отрасли;

- инженерно-геологические классификации горных пород;

- инженерно-геологические условия территорий;

- виды горных пород и их свойства;

- типы подземных вод по условиям залегания, формирования и движения, химизма и гидродинамики;

- геодинамические процессы, влияющие на устойчивость зданий и сооружений;

- структуру и организацию процесса инженерных изысканий;

- виды работ в составе инженерных изысканий;

уметь:

- отличать основные виды горных пород друг от друга и оценивать их свойства;

- строить инженерно-геологические и гидрогеологические разрезы;

- оценивать факторы инженерно-геологической обстановки и определять категории сложности инженерно-геологических условий;

- разрабатывать и составлять технические задания на изыскания и программы инженерных изысканий в рамках нормативных требований.

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- собирать и обрабатывать фондовую и опубликованную геологическую, геохимическую, геофизическую, гидрогеологическую, инженерно-геологическую, эколого-геологическую, техническую и экономико-производственную информацию;

владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области инженерной геологии;

- системными знаниями для принятия проектных и технологических решений при строительстве и эксплуатации различных зданий и сооружений;

- методами графического изображения горно-геологической информации;

- способностью анализировать и обобщать фондовые геологические, геохимические, геофизические, гидрогеологические, инженерно-геологические, эколого-геологические, технические и экономико-производственные данные.


4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

IV

Аудиторные занятия (всего)

51

51

В том числе:







Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

57

57

В том числе:







Курсовой проект







Расчетно-графические работы

35

35

Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Коллоквиум







Оформление лабораторной работы

22

22

Вид промежуточной аттестации:




Диф. зач.

Общая трудоемкость 108 часов

3 зач. ед.

108

108









5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Инженерно-геологические условия территорий

Горные породы как основания, среда для горных работ и сооружений, стройматериалы. Инженерно-геологическая классификация горных пород. Состав, строение и структурные связи горных пород. Фазовый состав дисперсных пород. Физико-механические и водные свойства горных пород. Реологические свойства горных пород.

Подземные воды. Виды воды в горных породах. Характеристика подземных вод по условиям залегания. Физические свойства и химический состав подземных и поверхностных вод. Основные законы движения подземных вод и приток воды к водозаборным сооружениям и строительным выемкам. Водозащитные мероприятия. Роль подземных вод в характеристике и оценке инженерно-геологических условий. Геологические процессы и явления как результат взаимодействия компонентов геологической среды: карст, суффозия, плывуны и тиксотропия, просадки в лёссах, процессы на склонах (оползни, обвалы, осыпи, сели и др.), геокриологические процессы (морозное пучение, просадки при оттаивании, наледи, термокарст и др.); неотектонические движения земной коры, землетрясения. Основы инженерных мероприятий по борьбе с опасными геологическими процессами и явлениями.

2

Инженерно-геологические изыскания

Цели, задачи, методы инженерно-геологических изысканий. Стадии проектирования и этапы изысканий. Буровые работы, геофизические методы, полевые методы исследования грунта. Составление инженерно-геологических разрезов. Оценка степени сложности инженерно-геологических условий по СП 11-105-97.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

1

Общая геология

+

+

2

Буровые станки и бурение скважин




+

3

Основы геодезии и топографии




+

4

Структурная геология

+

+

5

Основы палеонтологии, стратиграфия и историческая геология

+




6

Региональная геология

+

+

7

Минералогия

+




8

Петрография

+




9

Основы гидрогеологии

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек-

ций

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

СРС

Всего

часов

1

Инженерно-геологические условия территорий

24

-

15

3

42

2

Основные понятия и теория инженерно-геологических исследований

10

1

2

17

30


6. Лабораторные работы

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1

1

1. Инженерно-геологическая классификация горных пород.

2. Гранулометрический состав песчаных пород.

3. Плотность и влажность горных пород.

4. Гранулометрический состав и физические свойства глинистых пород.

5. Водопроницаемость песчаных пород.

6. Оценка трещиноватости и водопроницаемости горных пород

7. Прочность на сдвиг горных пород.

15

2

2

1. Гидрогеологические карты и разрезы.

2


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Ананьев В П. Инженерная геология. // В.П. Ананьев, А.Д. Потапов. – М.: Высш. шк., 2009. – 575 с.

  2. Бондарик Г.К. Инженерно-геологические изыскания. //Г.К. Бондарик, Л.А. Ярг. – М.: КДУ, 2007. – 424 с.

  3. Иванов И.П. Инженерная геология месторождений полезных ископаемых: Учебник для вузов. М.: Недра, 1990. 302 с.

  4. Иванов И.П., Арнаутов А.И. Инженерная геология и гидрогеология: Практикум. СПб.: Изд. СПГГИ. 2000. 87 с.

  5. Иванов И.П., Тржцинский Ю.Б. Инженерная геодинамика. СПб.: Наука.2001.

  6. Кирюхин В.А. Общая гидрогеология: Учебник для вузов. Л.: Недра. 2009. 359 с.

  7. Ломтадзе. В.Д. Инженерная геология. Инженерная петрология. Л.: Недра,1984. - 511 с.

  8. Ломтадзе В.Д. Физико-механические свойства горных пород. Методы лабораторных исследований. Л.: Недра, 1990. – 328 с.

  9. Солодухин М. А., Архангельский И. В. Справочник техника геолога по инженерно-геологическим и гидрогеологическим работам. М.: Недра, 1982. – 288 с.

  10. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Инженерная геология: Учебник для студентов строительных специальностей вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  11. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. Л.: Недра. 1977.

  12. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Специальная инженерная геология. Л.: Недра. 1978.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Наглядные пособия, коллекции минералов и горных пород в лабораториях кафедры. Презентация в Power Point лекционного материала. Методические указания к выполнению самостоятельной и лабораторных работ.


9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Рабочая программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной групповой системы обучения.

Лекционный материал следует сопровождать видеоматериалами (презентация в Power Point).

На практические занятия студенты должны приходить подготовленными, предварительно ознакомившись с материалом по методическим указаниям или иным способом.

Самостоятельная работа в виде рефератов должна выполняться студентом в установленный преподавателем срок.


Разработчик:

доцент кафедры гидрогеологии

и инженерной геологии Т.Н. Николаева

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы инженерной геологии»
Специализация: №2 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconТеоретические основы инженерной геологии
Теоретические основы инженерной геологии. Механико-математические основы/Под ред акад. Е. М. Сергеева.— М.: Недра, 1986. 254 с.,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconПредмет и задачи инженерной геологии, основные этапы развития, связь с другими геологическими науками. Основные направления инженерной геологии и ее современная
Ой геологии и развитие ее на первых этапах были связаны со строительством. Исследование горных пород в строительных целях начали...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconИнженерной геологии
Инженерная геология как наука. Разделы инженерной геологии. Инженерно-геологические условия
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа дисциплины «Основы биотехнологии и инженерной энзимологии» Для специальности
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа учебной дисциплины «Научные основы проектирования, эксплуатации и ремонта торфяных машин для разработки торфяных месторождений»
Изучение дисциплины базируется на общеинженерных технических и специальных знаниях, умениях и навыках, полученных при обучении на...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии» iconРабочая программа учебной дисциплины «Геоморфология с основами геологии»
Учебная дисциплина «Геоморфология с основами геологии» обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница