Скачать 0.94 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений В рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2ОО6-2О12 годах» Москва 2006 Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с Авторы: Козловская Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук Козловский Станислав Александрович - кандидат психологических наук В методических рекомендациях рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, организации и содержания образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения с учащимися 1-11 классов, даны образцы тематических планов, обучающих программ, раскрыты новые педагогические технологии в формировании у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Раскрыты принципы, формы и методы воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения с учетом уровня их психического и физического развития. Показана роль подразделений Госавтоинспекции в организации профилактических мероприятий во внеурочное время, работе с родителями, методическом обеспечении общеобразовательных учреждений детей. Определены основные показатели эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В методических рекомендациях использованы иллюстрации из учебных книжек-тетрадей «Дорожная безопасность» (М. Издательский Дом Третий Рим, 2006). © Федеральное агентство по образованию, 2006 © Оформление «Издательский Дом Третий Рим», 2006 © Текст, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, 2006 Содержание
Предисловие Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими статистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа погибших и раненых детей. За последние пять лет в России погибли 7574 и ранены 116012 детей и подростков до 16 лет. Число пострадавших детей за этот период увеличилось на 13,6%. В 2004-2006 годах в каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии (ДТП) пострадал ребенок. Дети составили десятую часть от общего числа пострадавших в ДТП. В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом (ДЦТТ) свидетельствует о низкой эффективности, действующей в стране, системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Правовой основой обязательного проведения дидактических занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29). Анализ нормативных правовых актов Минобрнауки России показал, что по основам безопасности дорожного движения самостоятельного предмета не существует, а отдельные вопросы (выборочно) по безопасному поведению детей и подростков на улицах и дорогах изучаются только в рамках предметов «Окружающий мир» (1-4 классы), «Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»(5-8 классы), «Технология» (для межшкольных учебных комбинатов, 9-11 классы). Отдельные темы по Правилам дорожного движения изучаются также в рамках профильного обучения (по предмету «Сельскохозяйственная техника» и оборонно-спортивному профилю). В учебных планах выбор тем занятий по основам безопасности дорожного движения носит случайный, ничем не обоснованный характер и не всегда практически значим для изучения учащимися общеобразовательных учреждений. В большинстве субъектов Российской Федерации имеются тематические планы, типовые и авторские программы обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения (региональный компонент или компонент, самостоятельно устанавливаемый общеобразовательным учреждением). Именно общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.) являются основными звеньями системы образования, где дети и подростки могут и должны получить необходимые им знания Правил дорожного движения (ПДД), умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Однако в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют профессионально подготовленные педагогические кадры для организации образовательного процесса по воспитанию и обучению детей и подростков основам безопасного дорожного движения. На сегодняшний день имеющаяся учебно-методическая литература и наглядные средства обучения по тематике дорожной безопасности в значительной степени устарели и не соответствуют действующим Правилам дорожного движения, что создает определенные трудности в организации образовательного процесса. Цель данных методических рекомендаций - разработать научно обоснованные методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и др.): тематические планы, психологические и педагогические рекомендации по организации образовательного процесса и проведению дидактических занятий во внеурочное время по целенаправленному формированию детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорога) с учетом психофизиологических и возрастных особенностей их поведения в дорожной среде. Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целые не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности v безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой — творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Решение этой задачи возможно при построении образовательного процесса по трем основным видам деятельности:
Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. А для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (бег пропусков или замен), построенным с учетом уровня психического и физического развития учащихся. Раздел 1. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в начальной школе с учащимися 1-4 классов Глава 1. Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками В зависимости от возраста и различий в развитии познавательных процессов младшие школьники по-разному воспринимают информацию по основам безопасности дорожного движения. Так, для 7-летних детей существенным является эмоциональное восприятие, которое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Чтобы привлечь внимание первоклассников к иллюстрациям по дорожной тематике, они должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а читать и писать не любят. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки. Многие вообще не могут долго сидеть на одном месте, им надо двигаться, походить по классу, посмотреть все, что их интересует. В этом возрасте внимание неустойчиво. Дети легко отвлекаются, обращают внимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Первоклассники не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разнообразные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учебной книжкой-тетрадью, игру, экскурсию. Воображение у детей статично, они не видят изменений и взаимосвязи между картинками и реальными объектами и предметами. Используя приемы последовательного осмотра предметов, явлений, выделяя их признаки (форма, цвет, размер и т.д.), можно постепенно синтезировать восприятие с вниманием и мышлением. Целью занятий должно быть формирование и развитие у детей произвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о наблюдательности как свойстве личности, необходимом для безопасного поведения на улицах и дорогах. От 7-летних детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит пока только на уровне узнавания. Дети видят знакомые картинки (дорожные знаки, дорогу и т.д.), и им кажется, что они все знают и запомнили. На самом деле необходимо формировать у первоклассников приемы осмысленного запоминания (делить материал на смысловые единицы, проводить тренировку и сопоставление), а также приемы воспроизведения, распределенного во времени, и самоконтроля запоминания. У первоклассников непроизвольное запоминание эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми они пользуются. Учащиеся уже способны к некоторым обобщениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории. Например, автомобиль, автобус, трамвай и т.п. можно определить одним понятием — транспорт. При этом следует иметь в виду, что знания у школьников младших классов всегда связаны с речью: они знают только то, что могут объяснить своими словами. О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети часто судят односторонне, по единичным внешним признакам. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка. Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта. Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ребенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно». Первоклассники очень подвижны, для них обязательно нужно разработать специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развития двигательной координации. Педагог начальной школы проводит занятия по всем предметам учебной программы, поэтому целесообразно давать некоторые понятия по дорожной тематике и на других уроках, а моторику учащихся развивать упражнениями (например, по переходу улицы) на уроках физкультуры. У детей 8-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Второклассники умеют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала. В формировании произвольного внимания важны четкая внешняя организация действий ребенка, показ ему образцов, с помощью которых он может управлять своим сознанием. Эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приемов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Воображение у второклассников развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 8-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элементы взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчетливо проявляется, когда школьники встречаются с новой, необычной задачей. Ребенку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит характер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить. При обучении второклассников педагог должен раскрывать связи между отдельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям скучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро отвлекаются от занятий. Большую роль в обучении играет речь ребенка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах. В 9-10-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом развитии ребенка. Благодаря активизации лобных долей головного мозга появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной информации от органов чувств и абстрактной вербальной — от взрослых. Внимание у детей данного возраста вполне устойчивое и произвольное. Они могут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и дорожной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непредвиденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает ребенка внезапно, он на какое-то время теряется и реагирует с опозданием. Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом. Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в процессе обучения: анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определенным признакам, доказательство, поиск общего. Таким образом, обучая младших школьников безопасному поведению, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала. |
![]() | Рекомендации : формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений... | ![]() | Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию |
![]() | Задачи: Обучать детей безопасному поведению в дорожно транспортной среде. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения | ![]() | Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожногодвижения в доу В нашем детском саду педагогами в течение всего года ведётся работа по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного... |
![]() | Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах | ![]() | Пояснительная записка мы за безопасность на дорогах! Сегодня в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знакомится со... |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога» на 2006 2011 г Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов | ![]() | Государственная инспекция безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела мвд россии «Ирбитский» Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных учреждениях Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения... |
![]() | Итоги районного конкурса среди педагогов Школа дорожных наук – 2011 проводился с целью выявления творчески работающих педагогов, изучения, обобщения и распространения их... | ![]() | Развитие детских городков и площадок по безопасности дорожного движения Большая часть пострадавших несовершеннолетних участников дорожного движения (60%) учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте... |