Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления




Скачать 367.57 Kb.
НазваниеКультура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления
страница1/3
Дата03.01.2013
Размер367.57 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Шелейкова Н.И.( shelejkova@yandex.ru)

Социолог, группа писем Управления делами Госдумы РФ


КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ

НА ОСНОВЕ «СПЕКТРАЛЬНОЙ ЛОГИКИ» В.П. ГРИБАШЁВА


1. Культура жизни и культура мышления. Логика мышления.

2. «Спектральная логика» и «Спектроглобус Грибашёва» -

одна из универсальных моделей отражения и организации жизни.

3. Что может прояснить в жизни «Спектральная логика».

Литература.

«Жизнь выше всякого понимания»

Из фильма Ч. Чаплина «Ручьи, где плещется форель»


1. Культура жизни и культура мышления. Логика мышления.

Понятие «культура» очень широко используется в обществе. В самом широком смысле культура – это способ организации жизнедеятельности (жизни) общества или отдельного человека. Наверное, имеет смысл говорить о различии типов культуры, как способов и моделей организации жизнедеятельности (жизни), как отдельных народов, поколений людей, так и индивидов. Несомненно, культура определяется как сознательными, так и бессознательными составляющими человеческой деятельности. А в сознательных составляющих немалую роль играет мышление. Поэтому можно и нужно говорить о культуре мышления.

Жизнь во всей её полноте и многообразии (как в целом, так и для отдельного человека) не может быть сведена лишь к сознательным проявлениям; сознание, в свою очередь, не тождественно мышлению. Мышление часто связывают с логикой, хотя, на наш взгляд, своя «логика» есть и у жизни, а мышление может опираться на несколько логик. Но культура мышления, несомненно, во многом определяется искусством владения логикой.

Под «логикой» на современном этапе понимаются законы (порядок) развития вещей, а также – порядок (законы) развития мыслей. Иногда логику вещей называют «объективной», а мыслей – «субъективной». Разные специалисты часто называют логикой свой собственный аспект, способ рассмотрения объекта и рассуждения о нём. В разных теориях аргументации выделяются аспекты: социальный, интеллектуальный, коммуникативный, логический, риторический, психологический. При этом одна «логика» не сводима к другой, хотя узкие профессионалы иногда пытаются это делать. Примером является стремление описать те или иные жизненные процессы математическими моделями, что может стать и средством подавления интеллекта. Современная логика включает в себя формальную, математическую (символическую) и металогику, то соединение разных логик.

Различные определения логики сходятся в одном: «Логика – способ «правильного» рассуждения об объекте». «Правильным» рассуждением считается такое, которое приводит к «правильным» жизненным выводам, то есть к «адекватному» знанию о мире или о конкретном объекте исследования. Но может ли привести к «правильным» выводам формальная логика?

Прежде всего, обычный человек никогда не мыслит строго логично, то есть в рамках формальной логики («линейно»), даже если владеет её основными законами. (Это: 1. Закон тождества. 2. Закон не противоречия (наличие и отсутствие одного и того же признака в рассуждении). 3. Закон исключённого третьего (из двух противоречивых суждений справедливо только одно). 4. Закон достаточного основания). Формальная логика ничего не говорит об изменении самих предметов, не говоря уж о влиянии наблюдателя, мыслителя на объект рассуждения. И. Кант считал, что чистая логика, т.е. без влияния чувств, всегда имеет дело с априорными принципами и предвзято отражает мир.

Кроме того, в жизни невозможна строгая линейность цепочки процессов: восприятие - обращение к памяти (запоминание и воспоминание) - сравнение - формирование понятий - суждение - умозаключение. Эти процессы происходят в той или иной степени одновременно и параллельно, они взаимодействуют между собой. К тому же, как разум, так и мышление, обладают качеством неоднородности, то есть они всегда будут сочетать как «более совершенные», так и «менее совершенные» формы восприятия, логики, анализа и понимания реальности. И в этом не только их недостаток, но и их достоинство, способное обеспечить высокую степень выживаемости в любых (логичных и алогичных) ситуациях!

На примере рассуждений Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова и некоторых других можно уже говорить о существовании не только линейной, но и пространственной, объёмной логики. Объёмность логики (её мерность) связана не только с тем, что сам объект и его знаковое отражение живут как бы в параллельных мирах, но и с тем, что сам процесс мышления, то есть восприятие мира, формирование понятий и умозаключений происходит одновременно как бы в нескольких плоскостях.

Логика, - это «многомерное», объёмное образование ума, которое призвано способствовать оптимальному отражению мира. Но полнота отражения не сводима к одной лишь логике. В любом случае, при рассуждении об объекте всегда происходит конструирование «виртуальной» реальности, т.е. замещение объекта знаком.

Поскольку мышление, как и отражение мира сознанием, не сводимо к формальной логике, а значительно шире его – оно, в некотором смысле, алогично, вернее, способно оперировать несколькими логиками! Поэтому надо различать: объёмность (мерность) логики, объёмность мышления и объёмность отражения мира, которое всегда происходит сразу на нескольких планах за счёт наличия множества внешних раздражителей и нескольких органов чувств, большого разнообразия ощущений. Сознание, не говоря уж о мышлении, фиксирует лишь незначительную часть действительности.

Мерность (объёмность) логики нельзя путать с числовым модулем. Существенное их отличие состоит в том, что логика или мышление - это, прежде всего, некий инструмент и одновременно процесс отражения тех или иных объектов мира (как внешних, так и внутренних), своего рода, - способ деятельности ума человека, его взаимодействия с миром. А числовой модуль – всего лишь знак, конструкт ума, мышления, логики, который применяется в качестве более грубого, простого инструмента в процессе отражения.

В нашей цивилизации самой распространённой цифрой и числовым модулем является двойка (2), а самой распространённой логикой - диалектика, то есть рассуждение об объекте путём его раздвоения. Достаточно представлены также: монолектика, за которой стоит единство мира; «триалектика», и «тетралектика» (или «квадралектика»), то есть расчленение объекта на 3 и 4 части имеет широкое распространение. «Пенталектика» - своего рода, генетический архетип пентазвезды Древнего Китая. Закон 5 первоэлементов символизирует полный цикл развития объекта; 5 символизирует для китайцев замкнутый цикл взаимного порождения и уничтожения элементов. В древнеиндийской традиции «пятеричность» связана с человеком и системами его организма. «Пентаграмма», пятиконечная звезда (только обязательно прямая), принятая в СССР («печать Соломона» древних евреев), является во многих эзотерических системах символом совершенного человека.

Наиболее известным геометрическим изображением «гепсалектики» (6) является «Звезда Давида» (два наложенных друг на друга треугольника: один вершиной устремлён вверх, другой - вниз). В эзотерике это символизирует космическое равновесие и закон аналогий («что вверху, то и внизу»), взаимодействие «восходящего» мира и «нисходящего». Для автора это и символ равновесия, глубинного понимания, что, развиваясь в одном аспекте, объект деградирует в другом.

Ограничение системного исследования объекта его семичленным дроблением («гепталектика») имеет свои преимущества. Психология восприятия мира утверждает, что деление объектов на 7 «плюс-минус» 2 элемента, оптимально для человеческого сознания. Во-вторых, это связано с многочисленными аналогиями и сложившимися стереотипами нашего сознания. Возможно, отсюда идёт 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 сфер жизни в эзотерике. Советский авиаконструктор итальянского происхождения Орос да Бартини считал, что мир шестимерен в семеричной системе исчисления (то есть единство мира (1) выражается трёхмерностью (3) материального мира и трёхмерностью (3) воображаемого). Это есть способ рассмотрения любого явления - как единство самого явления и его отражения в сознании. В эзотерической традиции 7 - символ законченного цикла, процесса, когда троичная сущность облекается в четверичную материальную форму.

Восьмёрка (8) в китайской «Книге перемен» символизирует полный цикл бытия. Можно привести символические значения и других чисел, а также найти их оперативные аналогии в науке и на практике, но это может увести нас в «дурную бесконечность.

Уже было отмечено, что логика и, прежде всего формальная, не всегда ведёт к «правильному» (адекватному) отражению и познанию мира. «Правильность» рассуждения предполагает, прежде всего, наличие определённых «правил» рассуждения. Наверное, поэтому спорящие между собой люди часто упрекают друг друга в отсутствии логики! Ведь они часто оперируют разными правилами. Можно ли им договориться между собой? Думаю, что «договориться» не всегда можно и даже не нужно! Рассудить может только сама жизнь, её, так сказать, жизненная логика, логика самой жизни! Любая жизнь всегда полнее тех или иных её проявлений, тем более, - умственных и логических. Хотя «реальность», наверное, есть и в понимаемом, и в понимающем, и даже в законах его мышления…

И всё же: большинство наших рассуждений и действий основаны на «линейной, причинно-следственной логике», на рациональном и одномерном подходе к жизни, на формальной логике. Суть «линейного» подхода - в несокрушимой вере в то, что «если сделать А, то из этого обязательно появится Б». То есть причина и следствие связаны очень жёстко и однозначно. А суть рационального подхода к жизни состоит часто в наивной вере, что жить (если очень постараться!) можно «правильно», то есть однозначно, просто и понятно. При этом надо найти единственную панацею, «слабое» или «сильное» звено. Например, большинство врачей или политиков не обладают системным мышлением, а сводят лечение организма или государства в целом к одному или нескольким показателям: прописывают антибиотик, на который организм уже не реагирует; лечат инфаркт уколами и капельницами, забывая о душевном уходе и социальных проблемах больного. Но в случае болезни человека или социально-экономического кризиса в России, сведение всего многообразия связей и причин к одной и главной – далеко не всегда правомочно. Нужна система показателей, система связей между отдельными явлениями и отдельными причинами, нужна их комплексная оценка. Жизнь обладает своей «логикой», отличной от логики мышления и даже от логики определённой человеческой деятельности.

«Линейная логика» почти всегда «тоталитарна», то есть она обобщает и сводит всё разнообразие жизни к типичным явлениям. Типа: «Все мужчины – сволочи!», «Все женщины – дуры!», «Все депутаты в Государственной Думе заботятся только о своём благополучии!», «За деньги можно купить всё!». В основе «линейной логики» лежит перенос частного случая, отдельного опыта на все аналогичные жизненные явления. Но никакая истина не открывается целиком сразу, она постигается постепенно.

«Линейная логика» и рациональность, конечно, имеют и свои положительные стороны. Они также облегчают нам жизнь, делают её понятной. Мы хотим жить в предсказуемом и простом мире. Но они всё же существуют в сложной системе «различных» и «иных» логик подобно тому, как клетка организма человека или нейрон его мозга живут по своим «одноклеточным» законам тоже.

Но связь любых явлений и объектов между собой вовсе не линейна, одномерна, она опосредована через спектр проявлений, систему параметров и взаимодействий.

Поскольку учение об организации объекта, его структуры и принципах построения, может опираться на различные схемы рассуждения, то есть, на несколько логик, то возникает необходимость их соединения. И, по сути, методология - это способ связи различных способов рассуждения об объекте в дееспособное целое для лучшего понимания, объяснения объекта и оптимальной организации его жизнедеятельности.

Лучшее понимание любого объекта связано не только с системой мышления человека как таковой, но и с его эмоциональным и даже физическим состоянием. Бросается в глаза зависимость способностей к познанию от самого мышления человека и его логики. Эту связь детально исследовали Г.П. Щедровицкий и А.А. Зиновьев. Они вывели зависимость знания от познающих механизмов (мышления, логики и методологии), что в дальнейшем получило развитие в рамках «Московского методологического кружка» и в работах О.С. Анисимова, которым была создана регулярная рефлексивная практика с заявкой на создание «единого рефлексивного пространства страны» с попыткой выработать совершенный механизм стратегического управления. Но совершенная дисциплина ума и рефлексия, как форма медитации и способ рассуждения об объекте, часто ничего не привносит в повседневную жизнь и практику. Развивая идеи Гегеля, О.С. Анисимов, предлагает перейти к «логике систематического уточнения», когда «рефлексуны» сами меняют «своё состояние» за счёт уточняющих состояний «более глубокого уровня». Тем самым, мы уходим от абсолютизации любых истин и подходов в науке и приближаемся к чистому и саморефлексирующему бытию, способному совмещать различные логики или способы рассуждения об объекте.

Наверное, понимая ограниченность любого мышления и рефлексии, В.П. Грибашёв говорил о необходимости возрождения метафизики, как о связи различных сторон не только мышления, но и бытия между собой. Эту необходимость осознавали многие мыслители. Например, Н. Лосский связал воедино теорию бытия (онтологию), теорию знания (гносеологию) и теорию нравственного действия (этику).

Неполноту знания, получаемого путём логики, как и «коварство» противопоставления субъекта и объекта, хорошо понимали на Востоке.

2. «Спектральная логика» и «Спектроглобус Грибашёва» -

одна из универсальных моделей отражения и организации жизни.

Жизненному пространству в целом, как и отдельному объекту мироздания, свойственна неоднородность, роль которой из-за доступности средств связи и перемещения в настоящее время сильно возросла. Нетерпимость (религиозная, расовая, социальная), как и природные, техногенные катастроф, во многом обусловлены неоднородностью единого пространства жизни, соединением и взаимодействием несоединимого и мало совместимого! Картирование неоднородностей единого пространства жизни и регуляция, управление их взаимодействием – вот одна из задач нашего времени. Она может быть выполнена на основании «спектрального подхода».

Слово «спектр» происходит от латинского Spectrum, - видимое, видение, и означает совокупность всех значений какой-либо величины, характеризующей систему или процесс; в физике рассматривают спектры колебаний, имеющих разные частоты, спектры энергий, импульсов и масс частиц. Спектр может быть дискретным (например, спектр масс элементарных частиц или линейчатый оптический спектр) и сплошным (спектр излучения раскалённого твёрдого тела).

Спектральный подход - это своеобразный вариант системного подхода (анализа), при котором объект или его часть разбивается на 7 частей, соответствующих 7 цветам видимой части спектра света и расположенных в логике восхождения от простого к сложному, то есть в естественной логике развития объекта. Каждый цвет (частота спектра) соответствует этапу развития объекта: красный, оранжевый, жёлтый цвета соответствуют более ранним стадиям развития объекта, зелёный - переломный момент в развитии. Голубой, синий и фиолетовый олицетворяют этапы зрелости и полноты объекта.

Наиболее близкий к «спектральному подходу» системный метод анализа объектов мира - это «Морфологический анализ», который применяется в научно-техническом прогнозировании.

Спектральный подход – это универсальное средство описания любого объекта, как некой целостности. Он с успехом может применяться для описания неоднородности объекта и выстраивания многомерного взаимодействия между его частями и с другими объектами.

В своих описаниях объектов автор использует сочетание спектрального подхода с морфологическим анализом, строя таблицы, состоящие из 7 столбцов, каждый из которых описывает один из параметров объекта. Каждый столбец имеет 7 строк, каждая из которых определяет этап развития параметра объекта (от простого к сложному).

На основе спектрального подхода построена методология В.П. Грибашёва «Спектральная логика», которая, по сути, является инструментом, способным объединить несколько логик. Она начинается с «монолектики» (1), то есть с представления о некой целостности объекта, который путём естественного раздвоения («диалектики») разбивается надвое. То есть для анализа объекта используются 2 исходные «семислойки», которые описывают антитезы одного объекта. Например, «мир» можно описать через антитезы «время» - «пространство»; «процесс» через антитезу «цель» - «средство»; «человека», отчасти, - через «потребности» - «возможности» и т.п.

В.П. Грибашёв давал следующее определение диалектики: «Специфическая особенность этого инструмента (т.е. диалектики) заключается в возможности осуществлять одновременно противоположные по смыслу действия – такие как мыслительные операции анализа и синтеза, а также – рассуждения и расчёта». Он считал также, что «История развития т.н. «западно-европейской философской мысли» демонстрирует процесс постепенного «вымывания» из понятия о предмете «диалектическая логика» его математической составляющей, тем самым лишая аппарат диалектической логики функции конструирования в практически - прикладном значении этого слова». То есть, диалектика - это не только умение видеть предмет с двух разных, противоположных, сторон и в развитии, но и инструмент конструирования более сложной модели отражения мира.

Но разделение предмета надвое – лишь начальный этап создания такой модели. Отличие подхода В.П. Грибашёва от обычной диалектики состоит в следующем: «Упорядоченное бесконечное движение в глубь предмета», по модели В.П. Грибашёва, начинается с деления его на 2; затем происходит бесконечный процесс деления на 2 («дихотомия», «геометрическая прогрессия», «модель мира»). Если «дихотомия – простое арифметическое деление на «2», которое, по мнению В.П. Грибашёва, - «искусственный приём, простота которого позволяет на конструктивной основе постигать «связь всего со всем», то метафизическое определение такого деления - «смысловое рассмотрение, раскрывающее предмет или его свойство с двух противоположных, взаимоисключающих сторон, порождающее логику «дуализма».

«В результате, «модель мира», можно представить в следующем виде:

40 n ~

1/ 2 + 1/ 4 + 1/ 8 + 1/ 16 + 1/ 32 + 1/ 64 + … + 1/ 2 + …. + 1/ 2 + … + 1/ 2 = 1

Что в переводе означает: «мир един, но бесконечен в своих проявлениях», - комментирует Валентин Грибашёв.

В.П. Грибашёв знал, что в древности цифры обозначались буквами, а каждая буква имела свою особую словесно-образную характеристику. (Например, 7-я буква древне-еврейского алфавита, - «заин», означала «оружие»). В.П. Грибашёв был убеждён, что диалектика, то есть двоичная система дробления объектов, - лишь начальный этап рассуждения об объекте. Настоящая жизненная сила, энергия (как созидательная, так и разрушительная) заключается в «седьмице» (по-гречески «гептаде»).

Процесс применения «гепталектического» подхода к рассмотрению объекта он видел следующим образом:

«Любой предмет может быть представлен в виде системы, т.е. некоей целостности, составленной из частей. Качественное представление признаков предмета (его частей) зависит от составителя и определяется задачей, которая перед ним стоит. Количество признаков, дающих исходное представление о предмете, строго ограничено и равняется 2 х 7 х 7 = 98:

O - предмет

O O

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo

ooooooo ooooooo ».

И «… дело не в цифре 7. Дело в том, что стоит за нею…Один и тот же предмет могут рассматривать представители совершенно разных сфер деятельности, каждая из которых имеет свой специфический язык описания и свой характер интереса к ней, но предмет один! И при этом бесконечно многообразен как по своему составу, так и по формам своего проявления! Одним словом, бесконечен как спектр. Вот и даёт возможность наша «таинственная гептада» рассматривать предмет с бесконечного количества точек зрения с помощью инструмента, в основе которого лежит конечное число разнородных составляющих, но рассматривать его «определённо, непротиворечиво, последовательно и обоснованно», то есть в соответствии с правилами «элементарной логики».

Предельное число признаков рассмотрения на основании данного метода – 98, умноженное на 2 в 39 степени!

За конкретными частями спектра или «цветами» в физической картине мира, стоят определённые частоты, энергии физических объектов и их частей. В «Спектральной логике» В.П. Грибашёва содержательный смысл отдельных членов «семислойки» должен вытекать из метафизического смысла цветовой гаммы, который формируется на основе дихотомического смешения цветов. В идеальном варианте каждый первый член «семислойки» (1-й) и каждый последний (7-й) представляют собой два полюса одного измерения (параметра) объекта, которые соответствуют красному (низкочастотному) и фиолетовому (высокочастотному) цветам спектра. Если зелёный цвет получается путём смешения синего и оранжевого, то, соответственно, и 4-й член «семислойки» должен соединять в себе некие качества 6-го и 2-го. В свою очередь, синий цвет формируется за счёт дихотомии фиолетового и голубого, а оранжевый - путём смешения жёлтого и красного цвета. То есть, члены «семислойки» не равнозначны не только по смыслу, по качеству, но и отличаются количественно. Поэтому в графической модели «Спектральной логики», которая формируется из 7-ми исходных цветных концентрических окружностей, каждая из них имеет свою определённую толщину, то есть существует и математическая модель, которая определяла числовой ряд, соответствующий долям всех семи членов «семислойки». Эти доли, в соответствии со «Спектральной логикой Грибашёва», могут быть представлены рядом чисел: 1) 1; 2) 0, 0987791; 3) 0, 2517019; 4) 0, 2959657; 5) 0, 2285533; 6) 0, 1076625; 7) 0, 0173375.

Данное описание объекта является «ноу-хау» автора «Спектральной логики» В.П. Грибашёва и позволяет перейти к объёмной иллюстрации (модели) «Спектральной логики» и квантово-волновому или спектрально-целостному представлению об организации объектов - «Спектроглобусу Грибашёва».

Таким образом, цветографический геометрический подход к формированию модели любого анализируемого объекта, то есть использование основных цветов видимой части спектра света в качестве знаковой системы – это, своего рода, образ этого объекта.

Искусство семеричного дробления (расчленения) объекта при этом заключается, по мнению В.П. Грибашёва, в: «1) в способности к отбору из множества признаков, отражающих свойства предмета, семи и только семи признаков, отражающих основные свойства данного предмета; 2) в способности так распределить признаки, чтобы они располагались последовательно – от первого до седьмого в логике движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному; 3) в способности сохранить единство объекта и связи его частей между собой».

При этом: «1) все признаки должны относиться только к вполне определённому (конкретному) предмету; 2) отбираются только те признаки, которые в совокупности отражают свойства предмета в пределах поставленной задачи; 3) из множества признаков отбираются семь и только семь основных с точки зрения исследователя; 4) каждый признак должен отражать относительно автономное свойство (качество) предмета; 5) каждый признак должен быть связан с каждым другим; 6) отношения между признаками определяются структурой их расположения;

7) отношения между признаками должны рассматриваться как соотношения и как взаимоотношения».

Кстати, общая теория систем (ОТС) также утверждает, «что только семью различными способами неживая, живая природа и общество могут творить свои объекты-системы». То есть «объект-система в рамках системы объектов одного и того же рода…переходит…либо в себя – посредством тождественного преобразования, … либо в другие объекты-системы – посредством одного из семи, и только семи, различных преобразований, именно изменений: 1) количества, 2) качества, 3) отношений, 4) количества и качества, 5) количества и отношений, 6) качества и отношений, 7) количества, качества, отношений всех или части его «первичных» элементов». Этот вывод приводится в книге под редакцией В.С. Тюхтина и Ю.А. Урманцева «Система. Симметрия. Гармония».

В.П. Грибашёв рассматривал свою «Спектральную логику» как инструмент, позволяющий найти единый язык описания для различных наук и систем знаний. Он писал: «Основная идея инструмента – единая структура описания, вне зависимости от природы предмета..». Поэтому построение «семислоек» является субъективным процессом и отражает представление их автора об объекте исследования.

Модель универсального инструмента описания разных объектов Грибашёва включает в себя, прежде всего, цветные и чёрно-белые графические схемы собственного изготовления, а также – объёмную модель «Спектроглобус» (был изготовлен в 1997 г.). В.П. Грибашёв так определял его назначение: «Спектроглобус - наглядная, пространственная модель некоторой целостности, пространственная модель связей, отношений и структуры в целом объекте».

Конкретный пример применения своего метода В.П. Грибашёв дал в виде «Модели определения основных исходных признаков предмета «План». «План» (это «целостное, развёрнутое отображение «жизненного цикла» реального предмета или процесс создания предполагаемого предмета») рассмотрен им в диалектике развития двух противоположностей: «Проекта» и «Материала».

«Проект» раскрыт автором через спектр: «Идея – Концепция – Модель – Проект – Технология – Программа - Техническое задание».

«Материал» раскрыт через спектр: «Предмет – Регламент – Параметры – Материал – Операции – Процедура – Ресурсы». Комбинаторика в виде «соотношений» и «взаимоотношений» всех конкретных составляющих этих двух исходных спектров на основе методики автора иллюстрирует условную (абстрактную) комбинаторику, представленную на нескольких схемах в его книге.

«Спектральная логика» и «Спектроглобус Грибашёва» моделируют и иллюстрируют квантово-волновой подход к организации мира. По моему мнению, данные модели не только обобщают многочисленные представления о мире, но и предельно конкретны, так как количественно и качественно отражают разнообразие соотношений и взаимоотношений между частями любого объекта или целыми объектами с разрешающей способностью 98, умноженное на 2 в 39 степени. Возможно, это число отражает предельную разрешающую способность мозга и соответствует единому алгоритму связей в живой природе.

Универсальность этих моделей не столько в содержании, сколько в форме, которая интегрирует многие другие.

Хотелось бы сказать о назначении (функции) моделей представления о мире. Можно выделить следующие функции: перенос своего состояния, которое отражено в создаваемой сознанием модели. Имеет смысл говорить о «моделировании» как средстве защиты от реальности, и, конечно, как о способе взаимодействия с окружающим миром, постижении и организации связей с ним. И, конечно, любая модель мира является способом познания и осмысления мира, а также, - средством достижения целостности сознания. Это всё пассивные функции моделирования. Активные его проявления, на мой взгляд, это: воздействия на мир с целью овладения силами и свойствами природы (этот аспект можно назвать «магическим»); конструирование новой, иной реальности; удовлетворение потребности человека в ориентации (в пространстве и времени жизни).

Классифицировать модели отражения мира можно на основании спектрального подхода, но это – отдельная задача. Классификацию форм моделей отражения мира можно начать с наиболее осязаемых, представленных объектами, архитектурными строениями. Это и отдельные геометрические конструкции. Это, конечно, и отдельные существа, явления и объекты природы (например, зооморфные – рыба, кит, змея, лягушка; антропоморфные и человекообразные; растениевидные – дерево, например). Это и абстрактные образы, впечатления (спирали, круги, радуги). Распространённой формой отражения объектов мироздания был подход с точки зрения числа. Можно также говорить о звуке или о цвете, как о слышимом и видимом проявлении формы. На Западе, на современном этапе развития человечества, основанном во многом на рациональном уме и семантических, вербализованных средствах восприятия и отражения действительности, чаще всего, говорится о мыслеформах и концепциях и даже о методологиях, идеологиях как о формах отражения, моделирования мироздания. Как современные философские школы, так и древние традиции, давно ведут спор в отношении того, насколько человек вообще способен отражать мир, в какой форме, концептуально и не концептуально.

Связь мыслеформ с геометрическими формами признаётся современной психологией. Станислав Гроф предполагает, что природные константы формы могут организовывать не только текущее восприятие, но и процессы эмбрионального развития. Болгарский палеонтолог Т. Николов в книге «Долгий путь жизни» отмечает 6 основных форм жизни: спираль, сфероид (клубок), пятиугольник, труба, дерево и звезда. Каждая из этих форм служит своим целям; имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Если следовать законам линейной логики, то любой процесс развития и отражения мира выстраивается в чёткую последовательность этапов и форм, которая в жизни никогда не встречается, так как абстрактный линейный процесс развития того или иного объекта формируется на фоне сложного взаимодействия с окружающим миром, то есть смешивается с другими процессами. Этот процесс смешения можно хорошо передавать цветами спектра и описывать спиралью или «вихрем».

На рисунках спирали в книгах автора показана своего рода «идеальная» спираль, которая описывает полный цикл развития новации, либо личности новатора посредством взаимодействия с внешней средой. Но в жизни идеальной, спиралевидной, логике развития мешает многомерная, «спектральная» логика жизни! Поэтому мы всегда имеем объёмную спираль, которая может быть описана многомерной матрицей.

  1   2   3

Похожие:

Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconКультура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д., 1997. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Марковой. М., 1998
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация»
Определение культуры. Классификации А. Кребера и К. Клакхона. Культура как совокупность институтов. Культура как высокая культура....
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconРабочая программа дисциплины «Русская речевая культура» для специальности 050301 «Русский язык и литература» Канск
Подготовка филолога в современных условиях, немыслима без изучения русской речевой культуры. Низкая культура речи в современном обществе,...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления icon-
Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления....
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconМатематическая логика
Целью курса является развитие логического мышления у студентов и изучение основ математической логики
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconВероятностная динамическая логика мышления и познания
В данной работе мы интерпретируем теорию нейронных моделирующих полей и динамическую логику в логико-вероятностных терминах и показываем,...
Культура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления iconА. А. Денисов формализм диалектической логики
Диалектическая логика – это прежде всего логика человеческого мышления на вербальном уровне, т е в формах человеческой речи. Хотя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница