Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология»




Скачать 413.6 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология»
страница1/3
Дата01.01.2013
Размер413.6 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Тамбовский институт социальных технологий



УТВЕРЖДЕНО

Ректором АНОО ВПО «ТИСТ»


/__________/ Воротникова А.И.

«_____» _________________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Психология здоровья


Автор:


Направление: 030300.62 «Психология»


Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2011 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология здоровья»


1.1. Назначение и цели дисциплины

«Психология здоровья» как учебная дисциплина имеет цель дать сведения о здоровье в виде определенной аналитической системы, включающей оценку качества жизни (как полного благополучия) с корректным решением значения психического и физического состояния. Здоровье рассматривается как определяющее звено качества жизни человека.

Выполнению этой цели служит решение задач по диагностике психического и физического здоровья (адаптации) с выделением факторов риска. Целесообразно определение в состоянии психического здоровья роли таких составляющих как характер, режим, мотивации питания, половая идентификации, причем, ведущее значение придается психическим параметрам, физические составляющие являются «фоном».

Воспитательные задачи при изучении дисциплины определяются необходимостью рационального научно обоснованного подхода к оценке собственного здоровья и здоровья будущих клиентов и пациентов психолога.

Основные направления психологической помощи как системы поддержки и восстановления психического здоровья методами практической психологии – это практическая цель в преподавании предмета.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

При изучении дисциплины « Психология здоровья» студенты должны знать определения и классификации таких понятий как: здоровье, адаптация, качество жизни, болезнь.

Необходимо представление о градациях нормы, напряжения и патологии здоровья, особенности психологических определений и измерения этих состояний.

Раскрывается понятие «донозологическая диагностика», на практических занятиях студент должен ознакомиться и овладеть информативными методами определения уровней здоровья и адаптивных возможностей в психологических и физиологических критериях и получить сведения о их взаимной зависимости.

Изучение дисциплины представляет ценность для личной оценки уровня здоровья и возможности для использования знаний в работе практического психолога.


1.3. Структура дисциплины

Структура учебной дисциплины «Психология здоровья» включает получение сведений по трем направлениям - это необходимый для психолога объем знаний по проблеме, умений по его диагностике и навыков практического определения уровня здоровья в психологических и физиологических критериях. Сведения о структуре базируются на положениях, сформулированных в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), материалах, представленных в перечне литературы, практическом опыте авторов данного пособия.


1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

Значение теоретической и практической составляющих дисциплины определяются необходимостью знаний для будущих психологов по проблеме здоровья как практически здоровых, так и больных людей. Системы диагностики психического и физического здоровья, их уровни, адаптация в различных социально-психологических условиях, понятие о психогигиене, психореабилитации – основные разделы настоящей программы.

Методическая разработка всех разделов программы для преподавателей дисциплины и студентов требует определенных знаний таких разделов психологии и медицины как анатомия и физиология человека, психофизиология, психология, экология человека и др.

Самостоятельная работа студентов определяется как приобретение необходимого уровня знаний и умений по диагностике, первой помощи и реабилитации наиболее распространенных отклонений в состояниях психического и физического здоровья.

Методические рекомендации по разделам включают активные методы самонаблюдений с использованием инновационных технологий и вычислительной техники.

1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

Студенты приобретают умения и навыки определения психического и физического здоровья с использованием современных достаточно информативных методов диагностики. Они будут полезны в их будущей профессиональной деятельности, т.к. не только достаточно информативны, но и доступны.

Данная дисциплина базируется на таких дисциплинах как анатомия и физиология ЦНС, физиология ВНД, общая и возрастная психология и обеспечивает изучение таких дисциплин как клиническая психология, нейропсихология, начала психиатрии, экология человека и др.

Дисциплина «Психология здоровья» в государственном стандарте по направлнгию «Психология» включена в региональный (вузовский) компонент.


1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Психология здоровья» завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Психология здоровья»


2.1. Рабочая учебная программа


  • Содержание программы учебного курса




Вид учебной работы


Количество часов

Всего

по учебному плану

Курсы

1

2

3

Аудиторные занятия (всего):

6

6







В том числе:













Лекции (Л)

6

6







практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия













лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)













Контроль самостоятельно работы (КСР):













Самостоятельная работа (всего):

64

64







ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часы:

70

70







Зач. ед.:

1

1







Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)

к/р







Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)




зач










  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинары

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение «здоровья» в Уставе Всемирной организации здравоохранения, определения болезни адаптации в медико-физиологических и психологических критериях.



2




14

16

Тема 2. Системы диагностики здоровья. Понятие о донозологической диагностике.

1




12

13

Тема 3. Факторы риска, их распространенность, значение, гендерные отличия.

1




12

13

Тема 4. Уровень психического здоровья и его сохранение.

1




14

15

Тема 5. Психологические основы психогигиены, психопрофилактики и реабилитации.

1




12

13

Итого по курсу:

6




64

70




  • Список литературы ко всем темам курса, семинарским и практическим занятиям


Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение «здоровья» в Уставе Всемирной организации здравоохранения, определения болезни адаптации в медико-физиологических и психологических критериях.


Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 2,6


Тема 2. Системы диагностики здоровья. Понятие о донозологической диагностике.


Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 4,5


Тема 3. Факторы риска, их распространенность, значение, гендерные отличия.


Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,2,5


Тема 4. Уровень психического здоровья и его сохранение.


Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 3,4


Тема 5. Психологические основы психогигиены, психопрофилактики и реабилитации.


Основная литература: 1,2,3

Дополнительная литература: 1,3


Вопросы для подготовки к зачету по курсу


  1. Проблема здоровья в психологии.

  1. Определение здоровья Всемирной организации здравоохранения

  2. Неразрывность связи психики и сомы в состоянии здоровья и болезни.

  3. Здоровье и адаптация в психофизиологической характеристике.

  4. Определение адекватных и неадекватных факторов.

  5. Что называется резервом психофункциональных возможностей?

  6. Что называется «внутренней картиной здоровья».

  7. Понятия объективного состояния здоровья.

  8. Самочувствие как субъективное восприятие своего состояния.

  9. 4 группы по состоянию психического здоровья.

  10. Определение болезни.

  11. Понятие «внутренней картины болезни».

  12. Психологическая структура «внутренней картины болезни».

  13. «Масштаб переживаний» и поведение в состоянии болезни.

  14. Патогенное влияние болезни на психику.

  15. Донозологические состояния здоровья.

  16. Что такое «факторы риска»?

  17. «Качество жизни - внутренняя картина здоровья – донозологические состояния» - их взаимосвязь.

  18. Понятие о диагностике психического и физического здоровья.

  19. Соотношение понятий «норма-здоровье» и «норма-патология».

  20. Донозологическая диагностика психических и физических состояний.

  21. Уровни (стадии) адаптации (здоровья).

  22. Определение состояния здоровья в клинико-физиологических методах (ИФИ).

  23. Определение состояния психического здоровья, методы: беседа, тестирование тревожности, личностных свойств и др.

  24. Математические подходы к обработке психологических и физиологических данных (первичные статистики, понятие о корреляционном анализе).

  25. Факторы риска для здоровья.

  26. Гендерные особенности психического здоровья.

  27. Питание и психика.

  28. Психика половой идентификации как составляющей психического здоровья.

  29. Сексуальное поведение в критические периоды (половое созревание, инволюция, беременность).

  30. Основные направления психогигиены и психопрофилактики здоровья.

  31. Понятие «здоровый образ жизни».

  32. Психологическое консультирование в оценке здоровья и его коррекции.

  33. Основные направления консультативной работы психолога: информирование, обучение, саморегуляции состояний.

  34. Консультирование по профессиональной ориентации и трудоустройству.

  35. Основы психотерапии в консультативной работе психолога.

  36. Роль психолога в формировании «здорового образа жизни» в подростковом возрасте.


Раздел 3. Лекционный материал


3.1.Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconРабочая программа учебной дисциплины психология менеджмента Автор: Терехова Г. И. Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология менеджмента»
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconРабочая программа учебной дисциплины основы нейропсихологии Автор: Сорокина Л. В. Направление: 030300. 62 «Психология»
Организационно-педагогическое описание учебного курса «Основы нейропсихологии»
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология Магистерская программа «Клиническая психология»
Междисциплинарный экзамен по психологии проводится письменно в виде теста. Его содержание построено на основе требований государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биол наук, профессор З. А. Зорина Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология 2010/2011 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук Чернышева Е. Г. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании «Психология»
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины: обязательно...
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру направление 030300 «Психология»
Новая. Ссылка со страницы Магистратура «Психология развития и возрастное консультирование» (гиперссылка «Психология развития»)
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины ит-эргономика психология взаимодействия человека с компьютеризированной техникой для направления 030300. 62 «Психология»
Автор программы: кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии Д. М. Рамендик
Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья Автор: Направление: 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология делового общения для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница