Скачать 315.5 Kb.
|
План работы библиотеки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» Приволжского района г. Казани на 2011-2012 учебный год Отчёт о работе библиотеки за 2010-2011 учебный год. Основная тема школы: « Профильная и предпрофильная подготовка в системе личностно-ориентированного обучения. Основные показатели: Число читателей – 452 Учителей –47 Прочие – 7 Учащихся – 718(читателей библиотеки-398) Книжный фонд (художественная и методическая литература) - 9985 В том числе «Магариф» - 1318 Учебников всего8570(фед.-6623) В том числе «Магариф-1947 Число посещений -4123 Количество книговыдач – 4142 Посещаемость 9 Читаемость – 9 Обращаемость – 0,4 С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы: Тематические книжные выставки: «Мы все живём, чтобы оставить след» «С книгой через века и страны» «Хочешь быть здоровым- будь: это правильный путь» «Как стать хорошим читателем» «Будьте добрыми и человечными». «Вы - наших сердец обожаемый житель» к Дню учителя». Персональные: «Уловил напев родной души» 22.10.10-140 лет И.Бунина. «Поэт своего поколения».28.11.10-130 лет А.А.Блок. «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» К дню Матери 29.11.09 «Мир М.Твена» 30.11.10-175 лет. «Чувствовал и умел изображать волевых людей» 12.01.10-135 лет Д.Лондона. «Всем детям ровесница» 17.02.10-105 лет А. Барто. Постоянные и сменные: «Книжки разные нужны, книжки разные важны» к Неделе детской книги 24-03-30.03 2010 «В безбрежном времени вселенной» К дню космонавтики 12.04.2010 »Храбрые славные вовеки» к Дню Победы. Нельзя не сказать о нашей самой главной, пожалуй, самой незаметной ежедневной работе. Это наверно основополагающая в библиотечном деле. Я стараюсь всегда проводить: -беседу во время выдачи литературы -рекомендую прочитать ту или иную книгу -беседую с ребятами о прочитанной книге -делаю тематические подборы для старшеклассников. Особое значение приобретают и библиотечные уроки. Наряду с традиционными: «Правила и умения обращения с книгой». «Структура книги» «Информация и источники информации» Были проведены уроки по темам: «О словах разнообразных, одинаковых и разных» для учащихся 6-х и 7-х классов. К этому уроку была подготовлена презентация. Схема урока построена таким образом, чтобы яркие и красочные слайды научили учащихся правильно ориентироваться в разнообразных словарях. Для учащихся 3-х классов была показана презентация по теме «Первые .книги и крупнейшие библиотеки мира.» Наша школа уже несколько лет работает над проблемой развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Ведущая роль в этом принадлежит школьной библиотеке. Когда в библиотеку приходит новый читатель, это всегда начало новой жизни, ведь библиотека-это то место где ребёнок не только приобщается к книге и чтению, а находит себе друга, с которым может делится своими проблемами, а библиотекарь выступает и в роли психолога. Добиться этого можно не только при индивидуальной работе, но и на библиографических уроках, при проведении массовых мероприятий. Чтобы первое посещение библиотеки запомнилось проводим «Путешествие в Читай - город». Библиотечный актив (учащиеся 6в класса)проводят экскурсию по библиотеке и помогают выбрать первые книжки. В октябре традиционно проходят «Открытые уроки чтения». В рамках Международного месячника школьных библиотек «Школьная библиотека-территория Взаимодействия», нашей библиотекой был проведён ряд мероприятий: 1.Библиотекой совместно с учителями русского языка и литературы был проведён анализ чтения учащихся 5-6-х классов. Итоги анализа показали, что по сравнению с начальной школой, дети практически перестали ходить в библиотеку, аргументируя это тем, что не успевают, потому что стало больше уроков. В библиотеке оформлена книжная выставка по теме «Свет книг не гаснет в вашем доме». Я постоянно провожу обзоры у этой выставки. Дети с интересом слушают о книгах, в которых рассказывается об их сверстниках, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Например Г.Мало «Без семьи» и др. Но интерес вызывают яркие, красочные книги, которые дети с удовольствием берут читать. Для учащихся 6-7-х классов проведены библиографические уроки по темам: «Язык мой - друг мой». Интересно прошла «Неделя детской книги». В этом году она была посвящена творчеству А.Барто. С учащимися начальной школы проведён «Весёлый день с А. Барто». Учащиеся 6в класса готовили инсценировки по стихам, рассказывали о жизни и творчестве детской поэтессы, очень интересно рассказывали её стихи, провели викторину. Затем была показана презентация, посвящённая творчеству А.Барто «Всем детям - ровесница». Участвовала в районном конкурсе «Лучшая школьная библиотека 2011» с рекламой книги Ш.Ракипова «Откуда ты Жан». Ведется работа по пропаганде татарской литературы. Подбирается материал для проведения конкурсов, оформления стенгазет, оформлены выставки: 105 лет М. Джалиля «Пылай моя песня, пылай» «Юбиляры-2010-2011.Татарстан-в лицах.» 125 лет Г.Тукая «Навечно в памяти людской». К юбилею М.Джалиля была проведена литературно-музыкальная композиция с презентацией по теме:»Жизнь как песня». 2011 –объявлен «Годом Г.Тукая».Библиотекой подготовлена презентация по теме:»Жемчужина народной поэзии»,оформлена книжная выставка, подбирается материал для стенгазет, конкурса стихов. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы, как: -реклама новых книг; -библиотечные уроки; -мероприятия в игровой форме; -комментированное чтение; -чтение вслух; Для меня, как библиотекаря, важно, чтобы дети любили читать и обращались со своими вопросами к разным книгам. Для этого я в своей работе придерживаюсь и реализую следующие цели: -активизация чтения детей, -повышение культуры самостоятельного выбора книги, -привлечение в библиотеку новых читателей, -повышение статуса библиотеки. Основные задачи библиотечно-информационного центра. В переломный период развития духовных - и экономических процессов особенно заметна роль библиотеки. Она стала большей и действенной силой в диалоге между людьми, возвращения им веры. Функция школьной библиотеки состоит в том, чтобы научить ребёнка читать книгу, полюбить её, тем самым мы прививаем ему возможность овладеть всем культурным богатством мира. Именно такая обязанность духовно- нравственного воспитания, закреплённая в законе для образовательных учреждений должна быть выполнена школьной библиотекой. Только через передачу нашим детям типов поведения, которые заложены в русской литературе мы сможем вернуть их к тому, что называется нашим культурным богатством. Для этого библиотека должна: 1.Обеспечить участников образовательного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных ресурсов. 2.Сбор, накопление,обработка,систематизация педагогической информации и доведение её до пользователей-педагогов и родителей обучающихся. 3.Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 4.Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов.) 5.Накопление банка педагогической информации школы. 6.Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников)по получению информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях. 7.Оказание помощи в проектной деятельности учащихся. 8.Проведение внеклассной работы. Направления деятельности и основные функции библиотечно-информационного центра. 1.Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из БИЦ. 2.Создание учителям условий для получения информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а также предоставление возможности просмотреть и отобрать необходимое. 3.Создание условий для чтения книг и периодических изданий. Основные функции БИЦ: -образовательная (поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и программе развития); -информационная (предоставлять участникам образовательного процесса возможность использовать информацию вне зависимости от её вида); -культурная(организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей, педагогов.) Все мы занимаемся: - содействием учебно-воспитательному процессу, - приобщением детей к ценностям мировой и отечественной культуры, - ведем занятия по овладению навыками работы с книгой, получением информации, - поддерживаем в рабочем состоянии свой книжный фонд. Это и определяет основные направления нашей работы. Школа продолжает работать над темой» Профильная и предпрофильная подготовка в системе личностно- ориентированного обучения. Многие педагогические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекаря с читателями необходимо также использовать интерактивные методы потому -что они формируют у читателя постоянный интерес к книге и чтению. Для этого нужно умение ориентироваться в информационном пространстве, быть главным звеном учебно - воспитательного процесса. В связи с этим библиотекарь в школе: - учитывая запросы педагогов, знакомит их с руководящими материалами. - предоставляет информационные ресурсы для воспитательной работы педагога. -информирует педагогов о новых поступлениях учебной литературы; - знакомит педагогов с новыми учебными изданиями;- формирует заказ на учебную литературу совместно с педагогами;- подбирает литературу в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий;- подбирает литературу в помощь педагогам для проведения родительских собраний, педсоветов, ГПО;- информационно поддерживает творческую деятельность педагогов. Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Национальная программа поддержки и развития чтения предполагает, что школьный библиотекарь должен помочь педагогическому коллективу воспитать ребёнка с помощью книги, научить его радоваться каждой встрече с любимыми и новыми литературными героями, любить читать. ФОРМИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
Работа с фондом художественной литературы.
|