Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения




Скачать 163.24 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения
Дата09.09.2012
Размер163.24 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»


Институт филологии и языковой коммуникации


Отделение журналистики


Кафедра журналистики


Программа дисциплины


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА


Для студентов 3 курса (6 семестр)

заочного отделения кафедры журналистики


Введение (Цели и задачи курса)

Тематический план занятий.

Основная литература

Дополнительная литература

Задания к контрольным работам.

Вопросы и задания к экзамену.


Составитель:

преподаватель кафедры журналистики

Казакевич О.С.


Красноярск 2010


Учебный план:

семестр

Установка

(лекционные часы)

Практические (семинарские) занятия

контрольная работа

контроль

Кол-во часов на самостоятельное изучение дисциплины

6

18

-

8

0,4

98


















1 Цели и задачи изучения дисциплины


1.1 Цель преподавания дисциплины


Дисциплина «Тележурналистика» является базовым курсом цикла общепрофессиональных дисциплин для направления 030601 Журналистика. Данная дисциплина является фундаментом подготовки будущего специалиста-журналиста. Особенность курса «Тележурналистика» заключается в его теоретической направленности. Навыки практической телевизионной деятельности студенты получают в рамках дисциплин специализации, курсов по выбору на базе телевизионных студий СФУ, а также в рамках производственной практики.


Цель изучения дисциплины. Главная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о профессиональной деятельности тележурналиста, познакомить с историей телевидения, дать представление о феномене телевидения с точки зрения психологии, социологии, философии.


1.2 Задачи изучения дисциплины


Задачи курса:

  1. ознакомить студентов с основными положениями теории телевидения, что включает в себя обзор системы жанров, методов, языка телеэкрана, изобразительно-выразительных средств;

  2. ознакомить студентов с историей отечественного телевидения;

  3. сформировать понимание того, чем данная сфера деятельности отличается от всех других в журналистике,

  4. определить местонахождение телевидения в системе СМК;

  5. сформировать понимание феномена телевидения в свете психологии, социологии, философии.



1.3 Межпредметная связь


Для успешного освоения дисциплины «Тележурналистика» студенту необходимо иметь общее представление о профессиональной деятельности журналиста (то есть изучить такие курсы как «Основы журналистики», «История журналистики»), а также изучить курс «Введение в философию».


Дисциплина «Тележурналистика» рассчитана на 62 часа.


2. Содержание дисциплины


2.1 Содержание разделов и тем лекционного курса





п/п

Модуль

Темы лекционных занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

I. Входной


Телевидение: социальный и теоретический статус.

Теории телевидения в СССР. Отличие ТВ от искусства. Отличие ТВ от других СМИ. Концепция «внутреннего зрителя» (В. Михалкович)

2







II. История отечественного телевидения










2




Изобретение телевидения. Экспериментальное вещание 30-х годов. Формирование телевидения как средства массовой информации (50-е - 60-е гг.). СМИ как средства массовой информации и пропаганды. Программы «Время», «Эстафета новостей» и др.

2




3




Реорганизация телевидения в 70-е гг. Гостелерадио СССР. Централизация программной политики. Телевизионное вещание периода перестройки (1985-1991 гг.). «12 этаж», «Легко ли быть молодым», «ТСН» и др.

2




4




Телевещание 90-х. Проблема соотношения фактов и мнений. Соотношение с западными этическими кодексами журналистов. А. Невзоров, «600 секунд». Появление НТВ.

2




5




Передача «Взгляд»: роль в истории российского телевидения. Перерождение государственного телевидения в коммерческое.

2




6




Изменение структуры СМИ в 2000-е: телевидение и цифровые медиа. Телевидение и Интернет.

2







III. Специфика телевидения











7




Типология жанров современной экранной продукции. Понятие телетекста. Особенности жанровых классификаций. Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятия. Синкрез как специфическая форма организации телевизионного материала. Жанр как механизм упорядочивания связей между участниками массовой коммуникации. Монологовые, диалоговые, синтетические жанры.

2




8




Традиционная жанровая классификация. Информационные жанры: заметка, отчет, выступление, интервью, репортаж, пресс-конференция. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия. Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Документальный телефильм.

2




9-10




Ток-шоу как актуальный современный жанр телевидения. Специфика, виды, примеры.

Дискурсы «знания» на российском телевидении: развлекательные викторины и интеллектуальные ток-шоу.

4




11




Реалити-шоу: история, специфика, типология. Сериал как форма репрезентации реальности

2




12




Новости как ведущий жанр современного телевидения. Особенности новостных нарративных (повествовательных) стратегий. Новости как нарратив, характеризующийся наличием главных и второстепенных действующих лиц и композицию. Техника "дискурсивной возгонки": средство предоставления зрителю версии событий, сконструированных медиа, как объективной картины реальности.

2




13




Язык экрана; его элементы - кадр, план, ракурс, монтаж, звучащее слово. Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный, художественный). Монтаж как средство отражения и выражения (внутрикадровый и междукадровый, параллельный и перекрестный, ассоциативный и дистанционный). Работы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина о монтаже. Работы Д. Вертова и Э. Шуб, их значение для телевидения.

Проблема соотношения слова и изображения в телевидении.

2




14

Промежуточный контроль

Контрольная работа










IV. Профессиональная деятельность тележурналиста










15




Федеральное и региональное телевидение. Типология телеканалов.


2




16




Аудитория ТВ. Понятие и специфика телевизионной аудитории. Коммуникативное и потребительское поведение телеаудитории. «Аудитория-публика» и «аудитория-рынок». Методы изучения и измерения телеаудитории.


2




17




Структура и содержание телевизионных программ. Методы анализа содержания телевещания. Мониторинг телеэфира как инструмент анализа структуры и содержания телепрограмм. Контент-анализ телевизионных сеток вещания


2




18




Телевизионное программирование. Программная политика телеканалов. Программирование с ориентацией на рейтинг. Программирование и контрпрограммирование. Сетки вещания телеканалов («линейные», «нелинейные»).


2




19




Методы работы телевизионных журналистов разных профилей. Технологические особенности телевизионного процесса.





2




V.Психология телевидения










20




ТВ и повседневность.

Проблема влияния телевидения на сознание и поведение людей. История и периодизация исследований эффектов массовой коммуникации. Типология эффектов массовой коммуникации. Современные концепции эффектов СМИ на уровне группы, общества: «спираль молчания» Э.Ноэль-Нойман, теории информационного дефицита, модель зависимости эффектов, концепция «полезности и удовлетворения потребностей».


2




21




Проблема воздействия телевизионного насилия. Агрессия на телевидении. Исследования влияния телевидения на детей и подростков.


2




22-23




Феномен развлекательного ТВ. Психология развлечения. Анализ развлекательных передач. Спорт в структуре развлекательного ТВ. Музыкальные каналы в структуре развлекательного ТВ.

2




24




Этика и ТВ. Контроль за телевидением со стороны общества. Правовые и экономические механизмы регулирования деятельности телевидения.


2




25

Промежуточный контроль

Контрольная работа

2







VI. Телевидение в теоретических концепциях




2




26-27




Функции телевидения: социетальный и индивидуальный уровни. Телевидение как фактор интеграции/дезинтеграции общества. Телевидение как институт социального контроля. Манипулятивные возможности телевидения. Телевидение как институт культуры. Производство и трансляция ценностей, норм, знаний, социокультурных образцов. Формирование символического пространства. Социализационная функция телевидения. Культуроформирующие функции телевидения:


4




28-29





Телевидение в структуре теорий информационного общества. Массовая культура и средства массовой коммуникации. Реальность СМК как симуляционная реальность: модели Ж. Бодрийяра и П. Вирильо. Элитарная и массовая культура как культура

книги и экрана.

4




30




Динамика социокультурных функций ТВ. Связь социокультурных особенностей общества постмодерна и специфических явных и латентных функций телевидения. Особенности телевидения как агента символического и мифологического производства в рамках парадигмы социосемиологии (Р. Барт). Семиотика ТВ.


4




31




Феномен телевидения в модернистских и постмодернистских парадигмах.










Итого












2.3 Практические и семинарские занятия


Учебным планом не предусмотрено.


2.4 Лабораторные занятия


Учебным планом не предусмотрено.


2.5 Самостоятельная работа


Модули 1-3 предусматривают выполнение контрольной работы в качестве рубежного контроля.

Модули 4-6 предусматривают выполнение самостоятельной работы на тему «Типологический анализ телеканала» и написание эссе на тему «Телевидение в современном мире». Она связана с самостоятельным осмыслением теоретического материала и собственного практического опыта телесмотрения.


3 Учебно-методические материалы по дисциплине


3.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы


  1. Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.

  2. Муратов С. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

  3. Цвик В., Назарова Я. Телевизионные новости России. М., 2002.

  4. Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения.

  5. Астахов И.А. Программирование эфира как элемент телевизионного менеджмента.

  6. Борецкий Р. А. В Бермудском треугольнике ТВ. - М., 1998

  7. Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие. Москва, 1997.

  8. Дерябин М. ТВ-новости как коммуникативное событие.

  9. Емелин В.А. Телевидение: стиль и образ постмодерна.

  10. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Библиотека центра экстремальной журналистики. 2003.

  11. Зверева В. Новые русские сериалы.

  12. Зверева В. Репрезентация и реальность.

  13. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005.

  14. Князева М. Кризис. Черная культура. Светлый человек.

  15. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества.

  16. Михалкович В. О сущности ТВ.

  17. Матвеева Л., Аникеева Т., Мочалова Ю. Психология телевизионной коммуникации.

  18. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений.

  19. Мясникова М. Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятия. Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 112-117.

  20. Мясникова М. Функционирование ТВ в системе культуры повседневности.

  21. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление.

  22. Полуэхтова И. Телесериалы.

  23. Пронина Е. Психология журналистского творчества.

  24. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание.

  25. Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение.

  26. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения. Философский и культурологический подход. 2007.

  27. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций.



3.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения


Комплект презентаций в формате Power Point (для лекций VIII семестра).


4. Контрольно-измерительные материалы


Форма контроля по итогам курса – экзамен.



Общее количество баллов - 100

«Ремесло» - 60

«Творчество» - 40

критерий оценки

задание

баллы

критерий оценки

задание

баллы

1. Знание основных положений теории телевидения (системы жанров, методы, язык телеэкрана, аудитория, федеральное и региональное ТВ, программирование и т.д.)

Вопрос №1 в экзаменационном билете

От 0 до 40

1. Понимание феномена телевидения в свете психологии, социологии, семиотики, философии

Анализ монографии (одной из списка)

От 0 до 20

2. Знание истории отечественного телевидения

Вопрос №2 в экзаменационном билете

От 0 до 20

Понимание местонахождения телевидения в системе средств массовой коммуникации

Эссе на заданную тему

От 0 до 20



4.1. Вопросы к экзамену


  1. История телевидения в России: 1931 – 1985 гг.

  2. История телевидения в России: 1985 – настоящее время.

  3. Телевидение 2000-х. ТВ и новые цифровые медиа.

  4. Основные теории телевидения в СССР. Отличие ТВ от искусства. Отличие ТВ от других СМИ. Концепция «внутреннего зрителя» (В. Михалкович).

  5. Типология жанров современной экранной продукции. Особенности жанровых классификаций. Традиционная жанровая классификация.

  6. Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятия. Монологовые, диалоговые, синтетические жанры. Синкрез как специфическая форма организации телевизионного материала.

  7. Ток-шоу как актуальный современный жанр телевидения. История жанра, специфика, виды, примеры. Интеллектуальные ток-шоу.

  8. Реалити-шоу: история, специфика, типология.

  9. Сериал как форма репрезентации реальности: культурная гибридность, упрощение, штампы, новая мифология. Российские и западные сериалы.

  10. Телевизионные новости как коммуникативное событие: понятие новостного нарратива, «дискурсивной возгонки», стратегии чтения телевизионного текста. «Глобализация» новостей.

  11. Язык экрана: кадр, план, ракурс, перспектива и др. Монтаж. Слово и изображение.

  12. Типология телеканалов. Краткая характеристика федеральных каналов.

  13. Аудитория телевидения: способы измерений, тенденции развития.

  14. Телевизионное программирование: виды, сетка вещания, временные блоки, программирование и контрпрограммирование, тенденции.

  15. Телевидение и повседневность. Культура повседневности. Телевидение как наследник мифологемы всевидения. ТВ-программа как форма бытия ТВ в социуме.

  16. Стратегии телепросмотра. Локус контроля и телеповседневность. Пирамида тезауруса.

  17. Психология телевидения: навязывание повестки дня, когнитивная теория, понятие «сценария», нарратив как один из видов сценария, эмоциональный опыт, парасоциальные отношения, герои экрана как модели для подражания.

  18. Агрессия и телевидение. Изучение влияния ТВ на агрессивность (эксперименты и их критика), краткосрочные и долгосрочные эффекты. Факторы влияния масс-медиа на агрессию (Л. Берковитц).

  19. Агрессия и телевидение. Культурологический аспект (концепция «черной культуры»).

  20. Телевидение и развлечение. Феномен развлечения. Концепции Й. Хейзинги и Н. Лумана. Развлечение и массовая культура. Телевизионное развлечение.

  21. Телевидение и развлечение. Культурологический аспект: шоутизация культуры. Драйв-мышление и гедонистический текст.

  22. Инфотейнмент как феномен современного телевидения.

  23. Телевидение и спорт: телеэкран как место бытования спорта. Особенности представления спорта на телевидении. Нарративность и визуализация. Олимпийские игры как миф.

  24. Музыкальное телевидение. История музыкального ТВ в России. Особенности современной массовой музыки. MTV-революция (Д. Рашкофф). Тенденции развития музыкального телевидения.

  25. Функционирование телевидения: социетальный и индивидуальный уровни, телевидение как форма социального знания.

  26. Телевидение и проблема реальности. Семиотика телевидения.

  27. Телевидение как субъект культуры. Культуроформирующие функции ТВ. ТВ и медиакультура.

  28. Феномен телевидения в модернистских и постмодернистских парадигмах.



Монографии для дополнительного ответа


  1. Дерябин М. ТВ-новости как коммуникативное событие.

  2. Емелин В.А. Телевидение: стиль и образ постмодерна.

  3. Зверева В. Репрезентация и реальность.

  4. Михалкович В. О сущности ТВ.

  5. Мясникова М. Функционирование ТВ в системе культуры повседневности.



Похожие:

Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по направлению подготовки «юриспруденция» (1 семестр 2012/2013 уч года)
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1 семестр). – Казань: Издательство Института...
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания для студентов 2 курса заочного отделения направления подготовки «юриспруденция» (3 семестр 2012/2013 гг.)
Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения юридического факультета (3 семестр). – Казань: Издательство чоу впо...
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения сокращенные сроки обучения по направлению подготовки «юриспруденция»
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1 семестр). – Казань: Издательство Института...
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания для студентов 5 курса заочного отделения специальности «юриспруденция» уголовная специализация (9 семестр 2011/2012 гг.)

Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания для студентов 5 курса заочного отделения специальности «юриспруденция» гражданская специализация (9 семестр 2012/2013 гг.)

Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения направление 654700 Информационные системы
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения при изучении общеинженерного...
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логопедия (ринолалия)»
Программа курса предназначена для студентов 2-го курса (2 семестр) отделения логопедии (дневное отделение)
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconРабочая программа дисциплины " Цитология с основами гистологии, бир " Предназначена для студентов 1 курса заочного отделения, по специальности: 013400 «природопользование»
Ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализации
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 030401 «История» и030402 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Новая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Новая история» (часть 1) – изучить...
Программа дисциплины тележурналистика для студентов 3 курса (6 семестр) заочного отделения iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница