Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых»




НазваниеПояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых»
страница1/13
Дата01.01.2013
Размер0.91 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Тальменская средняя общеобразовательная школа № 5

р.п. Тальменка Тальменского района Алтайского края


Социальная компетентность учащихся и её диагностика

Психофизиологические методики

( Методики, используемые в практике работы с младшими школьниками)


Работа составлена

Голубевой Г. Н.

учителем начальных классов


Тальменка 2011


Пояснительная записка

В условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся.

Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых»образовательных компетенций и их значении в развитии личности. Как результат и условие компетентности выступают креативность и инициативность. Приобщение современного учителя к процессу диагностики определяет его профессиональное развитие.

В работе систематизированы известные и описаны малоизвестные диагностики социального развития школьников с точки зрения компетентностного подхода.

Психофизиологические методики подобраны с учетом системного и возрастного подходов.

Предлагаемые методики и тесты, сопровождаются «ключами» и описанием способов интерпретации получаемых результатов.


Содержание

1. Методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса).

2. Анкета оценки уровня школьной мотивации.

( автор – Н.Г. Лусканова)

3. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

4. Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения.

5. Карта психологического обследования первоклассника.

6. Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)

7. Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы.

8. Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

9. Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона.

10. Методика «Определение типа памяти» у младших школьников.

11. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников.

12. Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии.

13. Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева.

14. Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков.

15. Схема экспертной оценки уровня воспитанности.

16. Методика изучения словесно - логического мышления.

Методика Н.П. Капустиной

17. Тест И.П.Павлова.

Определение функциональной асимметрии полушарий (доминантное полушарие)

Методика диагностики уровня школьной тревожности

(методика Филлипса)

Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция:

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Текст опросника

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Σ = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44
Σ = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
Σ = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
Σ = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26
Σ = 6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
Σ = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28
Σ = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Σ = 8

 Ключ к вопросам:

«+» – да
«–» –  нет

1



19



37



55



2



20

+

38

+

56



3



21



39

+

57



4



22

+

40



58



5



23



41

+

 

 

6



24

+

42



 

 

7



25

+

43

+

 

 

8



26



44

+

 

 

9



27



45



 

 

10



28



46



 

 

11

+

29



47



 

 

12



30

+

48



 

 

13



31



49



 

 

14



32



50



 

 

15



33



51



 

 

16



34



52



 

 

17



35

+

53



 

 

18



36

+

54



 

 

Результаты

1) Число несовпадений знаков («+» – Да, «–» – Нет) по каждому фактору (– абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: – абсолютное значение – < 50%; ≥50%; ≥75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥50% и ≥75% (для всех факторов),

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

 Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconУроках математики
В настоящее время одной из главных задач образования является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся. Выделены следующие...
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Ы возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности...
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconФормирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка
В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconКомпетенции выпускников по направлению 020200 «Биология» соотнесенные с требованиями Европейской квалификационной рамки
Ьтурных (универсальных) и профессиональных компетенций. Структура и содержание компетенций определяются уровнем образования и должны...
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 7 класса основной школы в разделе «письмо»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 5 класса основной школы в разделе «письмо»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 7 класса основной школы в разделе «говорение»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconТест по английскому языку на проверку коммуникативной и информационной компетенций учащихся 6 класса основной школы в разделе «говорение»
Мониторинг интеллектуального развития и система оценивания основных ключевых компетенций учащихся основной школы
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconУрок экологии в 6 классе на тему: Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Пояснительная записка в условиях перехода системы образования от квалификационной парадигмы к компетентностной актуализируется проблема диагностики социальных компетенций учащихся. Тесты и диагностические методики подобраны с учетом семи «ключевых» iconМетодические рекомендации по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания курса «История России» в 8 классе. 12 Заключение. 15
Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетентностей 8
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница