Скачать 0.97 Mb.
|
ОСНОВНАЯ Образовательная программа ОСНОВНОГО ОБЩЕГО и среднего (полного) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы №24 г.Гуково 2011-2012 учебный год (в новой редакции) Гуково - 2011 СОДЕРЖАНИЕ
8. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9. ПРОГРАММА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная программа разработана на основе следующих законодательных и нормативных актов: Законы Российской Федерации:
Постановления Правительства Российской Федерации:
Распоряжения Правительства Российской Федерации:
Приказы Министерства образования и науки Российской федерации:
Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 184-ЗС Локальные акты школы:
Международные нормативные правовые акты:
Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Цель образования заключается в удовлетворении потребности личности и общества в качественном образовании, в развитии интеллектуально-творческого и духовно-нравственного потенциала обучающихся, создании условий для их саморазвития и жизненного самоопределения. Задачи педагогического коллектива:
В ценностно-целевых ориентирах общего образования находит отражение компетентностный подход, который определяет направленность системы личностно-ориентированного образования и воспитания и формулируется в проектируемых результатах:
Основными формами образования становятся совместная познавательная, творческая деятельность и педагогическое общение педагога и ребенка, поскольку в процессах сотрудничества и общения возможны и передача норм культуры, и самоопределение ребенка, и развитие культурных интересов, и творческая рефлексия, и освоение новых для ребенка культурных образцов, и многие другие феномены саморазвития ребенка. В ежегодном послании Президента Российской Федерации сказано: «Уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как мы будем жить завтра». Эти слова президента являются основным вектором развития школьной системы. Главный критерий успешности школы – это востребованность социумом образовательных услуг, комфортная развивающая среда. Основная образовательная программа школы разработана творческой группой педагогов с привлечением органов самоуправления - Совета школы. Основная образовательная программа выполняет следующие функции:
Содержание основной образовательной программы сформировано с учетом региональных особенностей Ростовской области, учитывает основные положения Устава школы и локальные акты учреждения. Основная образовательная программа школы предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся. Особенность реализации основной образовательной программы заключается в том, что школа планирует поэтапный переход на требования ФГОС основного и среднего (полного) общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменения методологических подходов в организации образовательного процесса, создания новой оценочной системы, обеспечивающей качество образования. Основная цель образовательной программы – обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся. Целевые ориентиры на каждой ступени образования определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества. Школа реализует начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, определяя следующие целевые установки: начальное общее образование:
основное общее образование:
среднее (полное) общее образование:
В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:
В целом, в «модели» выпускника школы выделяем 4 составляющих: широкая образованность, ориентация на саморазвитие, способность к творчеству, социальная адаптация. Основные принципы формирования образовательной программы – преемственность ступеней обучения, вариативность учебных курсов, системность контроля уровня освоения учебных программ, интеграция общего и дополнительного образования, индивидуализация на основе дифференциации, социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, здоровье сберегающие технологии. Основаниями для формирования документа на предстоящий учебный год стали:
Главные векторы развития образовательной ситуации в школе по повышению качества образовательных услуг в рамках образовательной программы:
Образовательная программа включает базовые программы и вариативные:
Предстоящий переход школы к реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования обязывает осознанно обращаться к новым функциям программы, к новым методологическим основаниям организации и содержания общего образования на второй и третьей ступенях обучения. Системно-деятельностный подход, составляющий методологический аспект стандарта, обеспечивает:
Реализация системно-деятельностного подхода позволит обеспечить переход к формированию образовательных результатов личностных, метапредметных и предметных. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны ориентировать педагогический коллектив школы на разработку рабочих программ с новых позиций содержательного компонента и критериально-оценочного. Система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся: 1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: — первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; — выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; — выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами; 2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения; создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.; 3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.; 4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; 5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.); 6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; 7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.); 8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки; 9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют: • целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; • реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях); • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. 4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН |