Программа дисциплины




НазваниеПрограмма дисциплины
страница1/5
Дата09.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института филологии и языковой коммуникации

_____________/Л.В. Куликова/

«___»_______ 2010 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Современный русский язык: Синтаксис


(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки

(номер и наименование укрупненной группы)


Направление №030600 «Журналистика»

(номер и наименование направления)


Институт филологии и языковой коммуникации


Кафедра русского языка


Составитель: Е.В. Осетрова, Т. В. Шмелева


Красноярск

2010


Пре­ди­сло­вие



В основу данного учебного комплекса легла программа по курсу синтаксиса, под­го­тов­ле­нная Т. В. Шме­ле­вой в 1991 г. Концепция кур­са свя­зана с идея­ми функ­цио­наль­ной грам­ма­ти­ки. На­стоя­щий учебный комплекс, по сравнению с названной программой, несколько сокращен в его теоретической части в соответствии с новейшими требованиями к курсу «Современный русский язык» для специальности «Журналистика» и развернут в плоскости практического применения излагаемых знаний. В этой связи обновлен и расширен материал для анализа, который включает теперь, кроме художественных, газетные и журнальные тексты, а также раздел «Литература», пополнившийся библиографическим описанием новых учебных пособий и научных источников.


I. Цели и задачи курса


"Синтаксис" завершает курс "Современный русский язык". Одна из главных задач его преподавания – ввести студента в современную синтаксическую проблематику, актуализируя все общеграмматические знания, приобретенные в изучении предшествующих дисциплин – морфемики, словообразования и морфологии (см. учебно-методические комплексы по грамматике для специальности «Журналистика» [Со­вре­мен­ный рус­ский язык. Грам­ма­ти­ка. Часть 1.., 2006; Со­вре­мен­ный рус­ский язык. Грам­ма­ти­ка. Часть 2.., 2007]). Замысел провести единую линию сквозь все грамматические разделы курса должен получить здесь свое завершение. Главный ожидаемый при этом "конечный результат" – умение анализировать любой русский текст, определяя его грамматическую устроенность "снизу доверху" – от морфемики до структуры текста. Приобрести это умение особенно важно студентам-журналистам. Ведь умение создать текст и работать над текстом является главным критерием, по которому оценивают профессионально пишущего или рассказывающего человека.

Синтаксис имеет одно явное преимущество перед другими разделами грамматики: он демонстрирует "язык в действии", тогда как предыдущие позволяют увидеть его "в разобранном виде" – в виде системы элементов, которые содержат лишь потенциальную информацию о своем использовании. Имея дело с готовыми для общения единицами, синтаксис уже поэтому более функционален, чем та же морфология. Это обстоятельство с тем большей настойчивостью диктует функциональный поворот в его преподавании.

Современная синтаксическая наука представлена, по существу, тремя синтаксисами: формальным, семантическим и актуальным. Приоритет формального объясняется традициями преподавания и ведения исследований, а не его "первенством" в механизме языка. Функциональный поворот в преподавании предполагает отказ от приоритета формального синтаксиса и, соответственно, выдвижение на первый план двух других – тех, которые "обслуживаются" формальным. Иначе говоря, можно поставить вопрос так: сначала систематизировать синтаксические средства, а потом узнать, чему они служат; а можно по-другому – сначала познакомиться с теми содержательными сущностями, которые подлежат обслуживанию, а затем систематически обозреть средства, которые это делают.

Попытка построить курс согласно такой логике – от содержания к формальным средствам его воплощения – представлена в этом учебно-методическом комплексе. Курс открывается семантическим синтаксисом, за ним следует актуальный, и лишь затем, когда студент познакомится с аппаратом содержательного анализа предложения, он начинает изучать систему русского синтаксиса с его конструктивной стороны, имея возможность охарактеризовать функционально каждое из средств и их системные отношения.


Основная информация, предлагаемая в учебно-методическом комплексе, структурирована в соответствии с делением на темы и внутренне организована следующим образом:

1) содержание дисциплины с вопросами, обсуждаемыми на лекционных занятиях;

2) методические указания и материалы для анализа к практическим и семинарским занятиям1. Каждый содержательный раздел включает литературу, необходимую для усвоения темы;

3) методические указания для самостоятельных занятий с указанием соответствующей литературы;

4) темы лабораторных работ;

5) образцы контрольных заданий;

6) литература по обсуждаемым вопросам.

7) карта обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой в библиотеке СФУ

Контроль за знаниями студентов, следовательно, осуществляется двумя способами – в рамках лабораторной либо контрольной работы, которая проводится по завершении того или иного раздела курса.

Список литературы включает небольшой перечень обязательной учебной и справочной литературы и довольно большой – дополнительных лингвистических источников, освоение которых позволит студенту, решившему познакомиться с синтаксисом всерьез, исполнить это намерение (такая литература помечена значком * ).


II. Содержание дисциплины


А. Введение

1. Синтаксис как наука

об устройстве коммуникативных единиц

Субъективность в языке (Э. Бенвенист) и коммуникативность. Коммуникативность и предикативность. Трехаспектность коммуникативных единиц (Фр. Данеш): формальный (конструктивный), семантический и коммуникативный (актуальный) аспекты. Поаспектная дифференциация синтаксической науки. Современные представления о задачах каждой из трех синтаксических дисциплин. Классификационный подход к единицам в традиционном синтаксисе и поиск моделей при дифференциации представлений об объекте – в современном.


Б. Семантический синтаксис

2. Основные идеи

Семантический (номинативный) аспект предложения как новый синтаксический объект в 60-х гг. прошлого века. "Семантический компонент" учения о членах предложения, наблюдения языковедов 70 – 80-х гг. XIX века [Виноградов, 1958]. Представления о смысловой организации предложения. Основной принцип смысловой организации предложения – соединение объективного и субъективного элементов, или диктума и модуса (идеи Ш. Балли).

3. Модус

Модус как субъективное начало предложения. Модус и идея субъективности в языке Э. Бенвениста. Модус и предикативность в понимании В.В. Виноградова.

Состав модуса. Метакатегории – речевой, номинативный смыслы: понятие речевого жанра М. М. Бахтина, идея метатекста А. Вежбицкой, правила речевого поведения Т.В. Шмелевой. Средства выражения метакатегорий, их склонность к имплицитному присутствию в высказывании; случаи экспликации метасмыслов.

Актуализационные смыслы модуса: локализация в "мирах" (реальность/ирреальность), времени (сейчас/тогда/потом), пространстве (здесь/там), персонализация (я/ты/они). Актуализационные смыслы и предикативность. Грамматические способы выражения актуализации. Проблема согласования времен.

Квалификативные смыслы модуса – авторизация, персуазивность, оценочность. Вводные слова и конструкции на службе авторизации и персуазивности, их нулевые показатели. Взаимодействие этих смыслов и их комплексные показатели (напр., якобы). Факультативность оценочности и многообразие средств ее выражения. Интонация на службе оценочности.

Социальный аспект модуса. Его значимость для адресатно-ориентированных высказываний. Неграмматикализованность этого аспекта в русском языке (ср. восточные языки). Выражение социального аспекта в выборе номинаций; местоимения и социальный аспект.

Текстообразующая роль модуса. Понятие модусного ключа, модусного переключения. Удельный вес модуса в тексте.

4. Диктум

Диктум как объективная часть содержания предложения – "портретирующая" его часть. Пропозиция как единица измерения диктума.

Моно- и полипропозитивный диктум. Полипропозитивность и предикативность. Способы представления пропозиции в предложении: финитные и нефинитные глагольные формы, субстантив, нулевые показатели пропозиции.

Типология пропозиций: событийные и логические пропозиции.

Припропозитивные смыслы – фазисность, негация, квантитативность, интенсивность.

Актанты и сирконстанты. Актантная перспектива.


В. Актуальный синтаксис

5. Основные понятия

"Открытие" актуального синтаксиса В. Матезиусом.

Актуальный синтаксис как учение об актуальном членении. Тема и рема как составляющие актуального членения. Усложнение понятий. Формальный аппарат актуального членения в русском языке: порядок слов, интонация, грамматические структуры, служебные слова.

6. Тема

Парадокс темы: менее значимая информативно, тема имеет большую текстообразующую значимость.

Типы тем: тема объективная и авторская; тема данная и импликативная; выделенная и невыделенная тема.

Средства тематизации: порядок слов, интонация, повтор, анафора, перифраза; лексические отношения части и целого (партитивные), именительный темы, опережающая анафора, квазиусловные конструкции, обороты типа что касается.

Текстообразующая роль темы. Тематические прогрессии: линейная, константная и производная; тематический скачок (Фр. Данеш).

7. Рема

Единство ремы в противопоставленности теме и неоднородность ее элементов; понятие рематического центра. Коммуникативный статус смыслового элемента как показатель коммуникативной неоднородности. Способы повышения / понижения коммуникативного статуса пропозиции: несказуемостное оформление, парцелляция; коммуникативные различия оформления пропозиции независимой предикативной единицей, придаточным предложением, "полупредикативным" оборотом.

Средства рематизации: порядок слов, частицы, парцелляция. Интонация как средство обозначения ремы.

Текстообразующая роль ремы: понятие рематической доминанты Г.А. Золотовой (предметная, качественная, акциональная, статальная, импрессивная) и тип текста.


Г. Конструктивный синтаксис

8. Конструктивный синтаксис как учение

о формальной организации синтаксических единиц

Конструкция как основной объект конструктивного синтаксиса. Материал (компоненты) и связь в конструкции. Три раздела конструктивного синтаксиса: учение о синтаксической связи, учение о компонентах связи, учение о типах конструкций.

Традиционная приоритетность учения о типах конструкций (синтаксических единиц). Идеи А.М. Пешковского для развития учения о синтаксической связи, развитие их в работах В.А. Белошапковой.

9. Учение о компонентах синтаксической связи

Компоненты и уровни синтаксической связи: словоформа, предикативная единица, текстовое единство.

Слово и его синтаксические возможности (валентности). Семантика и синтаксические связи слова. Слово и форма слова в синтаксической связи.

Синтаксическая типология форм слова (синтаксем) Г.А. Золотовой. Словарь синтаксем как исчисление синтаксических возможностей форм слова.

Изоморфизм синтаксической системы как аналогия трех уровней.

10. Учение о синтаксической связи

Двусторонний характер синтаксической связи: отношения компонентов и показатели связи.

Выраженная и невыраженная синтаксическая связь.

Показатели синтаксической связи: флексии, предлоги, местоименные слова. Специфические показатели синтаксической связи – союзы. Интонация, порядок слов. Пунктуация как отражение интонации в письменном тексте, собственные функции пунктуации.

Показатель связи и уровень. Универсальные и "одноуровневые" показатели связи. Понятие текстовой скрепы.

11. Виды синтаксической связи по характеру отношений

Недифференцированная, сочинительная и подчинительная связь.

Недифференцированная связь: аппозиция, бессоюзие. Отсутствие показателей как признак недифференцированной связи. Семантика недифференцированной синтаксической связи.

Сочинительная связь. Открытость / закрытость как специфический признак сочинительной связи. Сочинительная связь без показателей. Инвентарь показателей сочинительной связи: разряды сочинительных союзов – соединительные, противительные, сопоставительные, разделительные, пояснительные, градационные. Разноуровневость компонентов.

Асимметрия в сфере сочинения: сочинение "поверх" подчинения (пришел, но поздно; идея А.Ф. Прияткиной); сочинение "вопреки" неоднородности (кто и когда вам это говорил?).

Подчинительная связь. Специфика проявления подчинительной связи на разных уровнях. Инвентарь показателей подчинительной связи: флексии, предлоги, местоимения, подчинительные союзы.

12. Подчинительная связь:

характеристики по поведению компонентов

Два ряда признаков, характеризующих подчинительную связь 1) со стороны главного компонента и 2) со стороны зависимого.

Подчинительная связь по поведению главного компонента (идеи В.А. Белошапковой): обязательность, предсказуемость, характер отношений.

Виды подчинительной связи по поведению зависимого компонента: примыкание, управление, согласование. Взаимодействие разных механизмов связи, трудные случаи согласования, взаимное подчинение. Согласование по смыслу и по форме, вариативность связи, нормативный аспект проблемы.

13. Учение о синтаксических конструкциях

Синтаксические конструкции – словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Вопрос о тексте как конструкции.

Вопрос о словосочетании как единице синтаксиса. Учение о словосочетании как синтез синтаксиса слова, формы слова и синтаксических связей. Типология словосочетаний русского языка.

Предикативность как качество, различающее словосочетание и предложение. Простое предложение как предикативная единица. Сложное предложение как полипредикативная единица.

14. Техника простого предложения

История учения о простом предложении в русской синтаксической науке. Учение о членах предложения и типах сказуемого.

Выделение формального (технического) компонента в синтаксисе предложения. Современный идеал изучения организации простого предложения – поиск закрытого списка структурных схем, или моделей предложения. Список структурных схем предложения Н.Ю. Шведовой в [Грамматика, 1970]. Список В.А. Белошапковой. Принципы выделения схем, требования к ним.

15. Парадигма предложения

Парадигматический взгляд на предложение как главное отличие современного подхода от традиционного. Понятие парадигмы предложения Н.Ю. Шведовой. Предикативность как инвариант парадигмы, отношение к морфологической парадигме глагола. Средства, обслуживающие парадигму предложения: глагольные флексии, связки, частицы.

Понятие регулярной реализации предложения [Шведова, 1969]. Развитие идеи: деривационная парадигма предложения [Белошапкова, Шмелева, 1981]. Событийный, актуализационный и припропозитивный смыслы "в зеркале" парадигматики предложения.

Средства, обслуживающие деривационную парадигму: служебные слова, инфинитивация предиката, генитивизация номинатива, редукция компонентов, ограничения варьирования формы предиката.

Аналогия слова и предложения при парадигматическом подходе: словоизменительная и словообразовательная парадигмы.

16. Техника распространения предложения

Идея распространения предложения в традиционном синтаксисе: главные и второстепенные члены предложения. Техника присловных связей. Понятие расширенной структурной схемы.

Вопрос о так называемых "полупредикативных" конструкциях: деепричастные и причастные обороты, обособленные адъективные и предложно-падежные формы. Асимметрия распространения предложения: полипропозитивность при монопредикативности.

17. Техника сложного предложения

Сложное предложение как конструкция конструкций.

Обзор классификаций сложного предложения, известных отечественной синтаксической традиции: "аналогическая", союзоцентрическая и структурно-семантическая.

Вычленение технического компонента в устройстве сложного предложения. Обзор техники сложного предложения "от простого к сложному" (то есть специализированному):

бессоюзная (нулевая) техника; вспомогательные средства из состава предикативных единиц: валентности слова, местоименные слова; понятие типизированной структуры;

техника местоимений;

союзная техника – расчлененные и нерасчлененные конструкции, союзы сочинения и подчинения.

Комбинация технических средств сложного предложения: местоимения + асемантический союз, обязательность / факультативность местоимения в изъяснительных конструкциях, возможность расчленения непервообразных союзов.

Частицы как вспомогательные средства связи союзных конструкций:  не, еще не, уже, едва, было – с союзом как; требование союзов к оформлению предикативных частей сложного предложения.

18. Текст как конструктивное целое

История формирования представлений о тексте как конструкте, связь с актуальным синтаксисом.

Строение текста как развертывание темы и обогащение рематического содержания; объединение конструктивных и лексических средств в конструктивном аспекте текста; особая роль местоименных слов. Тематические прогрессии и рематические доминанты как основные "несущие" элементы текста, формальные средства их выражения. Устройство текста как фактор отбора конструкций простого и сложного предложения. Текст и метатекст.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Английский язык в сфере юриспруденции Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок-1, ок-2, ок-3, ок-5, ок-6, ок-7, ок-9, ок-13, пк-2,...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «историческая демография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины антропология. Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины музейное источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины методика исторического исследования
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины квантовая кинетика Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница