Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации.




Скачать 323.54 Kb.
НазваниеФормирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации.
страница1/3
Дата01.01.2013
Размер323.54 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Поленова Анна Юрьевна


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ.


13.00.05 – Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

(педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Ростов-на-Дону

2006


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Федотова Ольга Дмитриевна



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Федоров Александр Викторович






доктор философских наук, профессор

Штомпель Людмила Александровна



Ведущая организация:

Краснодарский государственный

университет культуры и искусств



Защита состоится 22 декабря 2006 г. в 11-00 час. на заседании диссертационного совета КМ 212.247.01 по педагогическим наукам в Северо-Кавказском научном центре высшей школы по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «22» ноября 2006 г.





Ученый секретарь совета Н.Ю. Борякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность проблемы. Современная ситуация в образовании характеризуется влиянием разнонаправленных тенденций, связанных с его оценкой как существенного фактора устойчивого развития российского общества. Образование выступает в качестве социокультурного катализатора позитивных перемен, что подтверждает государственная политика в области образования, направленная на его трансформацию, реформирование, приведение в соответствие с вызовами времени и потребностями членов формирующегося гражданского общества. Наличие разнообразных федеральных программ, проектов, решений (Национальный проект «Образование», концепция модернизации образования, введение в действие Федерального компонента государственного стандарта общего образования, подписание Болонской декларации и др.) отражают стремление повысить качество образования, привести его в соответствие с мировыми стандартами, обеспечить гармоничную преемственность состояний социума и культуры.

Ведущей тенденцией в сфере духовной культуры при переходе к информационному обществу является смена типа культурного кода. В настоящее время происходит активная замена традиционного для цивилизации письменно-книжного типа культурного кода на экранный. Историческое становление информационно-культурной среды связано со сменой форм коммуникации от устного слова к созданию алфавита и письменности и затем появлению и расширению влияния книгопечатания. Как отмечают философы, изменение информационно-культурной среды приводит к изменению форм социальности, а также требует выработки умения жить и работать одновременно в двух типах времени – «быстром» времени информационного потока и «медленном» времени гуманитарной культуры. Для молодых членов формирующегося в нашей стране «общества знаний» важным является не только владение информационными технологиями, но и причастность к печатной культуре, позволяющей обдумывать сказанное другими, мысленно поговорить с теми, кто находится вне зоны непосредственной вербальной коммуникации, объективировать свои мысли в письменной форме и реализовать новые идеи в практическом плане.

Проблемам интенсификации усилий в области информационных технологий с учетом необходимости сохранения культурного наследия посвящены многие международные и отечественные программы и документы: программа ЮНЕСКО «ЮНИСИСТ» (1971), документ «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» (1996), Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Об охране в национальном плане культурного и природного наследия, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и рекомендации ЮНЕСКО, Память мира. Общие руководящие принципы сохранения документального наследия, Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения и Федеральные целевые программы «Русский язык», Электронная Россия.

Информационное общество обрушивает на человека большой поток информации, предлагая бесчисленное множество источников, средств и способов коммуникации. Все они в совокупности образуют информационную среду личности, группы, региона, общества. Эта информационная среда является контуром социокультурной среды, в которой живет и работает человек. Социокультурная среда является пространством, обеспечивающим жителям возможность самореализации в рамках самостоятельно определенных и принятых социальных позиций.

Формирование целостной социокультурной среды преследует две цели: обеспечение социокультурного взаимодействия личности и групп и удовлетворение духовных потребностей. Проблемы, связанные с осмыслением социокультурного потенциала и трансформационных тенденций современного образования, находились в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей: Г.Г. Герасимова, Б.С. Гершунского, Ж. Делора, О.В. Долженко, Л.Г. Ионина, Т.Н. Касьянюк, В.А. Кругликова, Ю.М. Лотмана, А.П. Лиферова, А. Маслоу, Я.М. Нейматова, Т. Парсонса и др.

Как отмечает А.В. Штолер, «институционально социокультурную среду отдельных территорий образуют не только учреждения культуры, образования, общественные (научные, просветительские, этнические, конфессиональные) организации, но и информационные структуры – электронные и печатные СМИ, институты книжного дела». Мы разделяем данную позицию исследователя и полагаем, что данные структуры являются своеобразным конституирующим элементом социокультурной среды, сохраняя и обеспечивая контакт с культурными ценностями, созданными как в пределах отдельных территорий и отражающими культурно-специфические особенности регионов, так и вне конкретных территориальных образований, отражая ценности культуры в общечеловеческом, общенациональном или общегосударственном масштабе.

Рассматривая причины современного социокультурного кризиса, О.М. Штомпель в качестве одной из возможностей выхода усматривает в создании условий для самоизменения, совершенствования, наполнение новым ценностным содержанием существующих форм социальной деятельности. Возможность данной метаморфозы, по мнению философа, кроется в способности личности актуализировать те или иные элементы общечеловеческого культурного наследия, обладающего гигантским потенциалом как реализованных, так и нереализованных смыслов, норм поведения, изменения социальной действительности.

В настоящее время кардинально изменилось направление вектора, задающего траекторию оценки общественных приоритетов и ценностей, в сторону признания самоценности личности, ее способности к свободному выбору путей и способов своего развития. В современной социокультурной и экономической ситуации происходит становление нового социального идеала, формирование которого характеризуется отказом от идеи и практики патернализма. Представление молодежи о будущем связывается с личной активностью, предприимчивостью и индивидуальным творчеством, воспринимается и оценивается сквозь призму понятий «карьера», «результативность», «высокая оплата» и др., что, однако, не исключает интереса к проблемам культуры. Социально и экономически неуспешные субъекты перестают быть эталоном образовательного идеала, вектор нравственных ориентаций развивается по линии уважения к «самой себя сделавшей» личности. В то же время образовательный процесс осуществляется наличным корпусом педагогов всех типологических групп, многие из которых реализуют свою профессиональную деятельность на основе паттернов восприятия действительности и поведения, сформированных в советский период. Они вольно или невольно транслируют неактуальные для молодежи идеологические установки, ориентируясь на свои социальные предпочтения и поведенческие стереотипы.

Проблемное поле исследования определяет противоречие между объективной необходимостью учитывать актуальные тенденции в теории и практике образования, связанные с необходимостью использования всех видов и способов социальной коммуникации для того, чтобы установить оптимальную меру традиций и инноваций в знаниях, нормах, эталонах культуры, и направленностью образовательной практики на изменения, связанные преимущественно с институциональной перестройкой и нацеленностью на создание экономических предпосылок для создания современной социокультурной среды, в которой происходит становление нового поколения. Проблема заключается в ответе на вопрос: могут ли в современных условиях традиционные формы социокультурной коммуникации, воплощенные в образцах письменного дискурса, способствовать не только трансляции совокупного социального опыта от поколения к поколению, обеспечивая межпоколенческую трансмиссию, но и формировать компетентную личность адаптивного типа, способную к культуротворчеству и социальному служению? Разрешение обозначенной проблемы составляет цель исследованиявыявить, обосновать и реализовать направления педагогической работы, способствующие формированию социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования средств письменной коммуникации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной педагогике систематически ведутся исследования, обращенные к анализу формирующего потенциала письменных текстов культуры. Наибольший интерес вызывают такие проблемы, как роль детской самодеятельной прессы как фактора социального воспитания подростков (А.Я. Школьник, Л. Б. Доржиева), становление школьной самодеятельной прессы за рубежом (А.В. Шариков), педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (Е.Л. Харчевникова), использования учебно-методического комплекса «Компьютерное издательство» как средства формирования информационно-коммуникативной культуры (Е.В. Достовалова), технологии обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению (Н.А. Иванова). Текст как объект психологического и лингвистического исследования рассматривался в трудах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, И.Р. Гальперина, И.В. Силантьева, методические аспекты устноречевой и речеписьменной коммуникации представлены в работах многих отечественных и зарубежных педагогов (Е.В. Архиповой, Т.Г. Визель, Н.И. Демидовой, Е.В. Савушкиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, С.Н. Шаховской), проблемы формирования коммуникативной компетентности исследовались В.В. Абрамовой, Ю.В. Бжиской, Е.К. Юсеф.

Объектом исследования является деятельность педагогов высшей и средней общеобразовательной школы по развитию компетентности учащейся молодежи, а его предметом – формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования потенциала письменных источников как формы объективации культуры.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении.

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи путем использования разнообразных образцов письменного дискурса как формы объективации культуры, включения обучающихся в творческий процесс их создания, стимулирования позитивно направленной социальной активности будет успешным, если удастся

1. раскрыть сущность понятий «социокультурная компетентность» «дискурс», «письменноречевая коммуникация» и определить возможные существенные составляющие компоненты феноменов, обозначенных данными понятиями, определяющие появление новых значимых связей и зависимостей с точки зрения формирования социокультурной компетентности молодежи;

2. выявить и охарактеризовать основные позиции, представленные в истории, теории и практике образования по проблеме использования письменного дискурса как средства инкультурации и социализации, определить их значимость для современной образовательной ситуации и методологический потенциал;

3. обосновать, разработать и экспериментально апробировать систему мер педагогического воздействия, учитывающих интересы учащейся молодежи и ориентированных на актуализацию смыслового восприятия разнообразных аспектов культурного и социального взаимодействия, представленных в форме письменноречевых коммуникаций, которые предположительно

– включают разнообразные виды и типы писем, аутентичные тексты, публикации СМИ, продукты детского творчества;

– отличаются небольшим форматом, компактностью изложения;

– несут культурологическое содержание, характеризуются открытостью по отношению к будущему.

Гипотеза и цель исследования потребовали решения следующих задач:

1. Выявить теоретические подходы к определению социокультурной компетентности и ее измерению в условиях перехода к социокультурному типу образования;

2. Охарактеризовать особенности педагогических проекций письменного дискурса в контексте письменной коммуникации;

3. Установить основные подходы к использованию средств письменной коммуникации как средства инкультурации и социализации в истории педагогики и образовательной практике;

4. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогических мер по использованию формирующего потенциала письменной коммуникации в формировании социокультурной компетентности учащейся молодежи, определить условиях их применения.

Методологической основой исследования являются современные философские, культурологические, социологические и педагогические идеи и теории, обосновывающие генетический и исторический подходы к изучению педагогически значимых явлений, в частности:

– системный и парадигмальный подходы, делающие возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, А.Я. Данилюк, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, В.В. Краевский, М.М. Князева, Л.А. Микешина, О.Г. Прикот, О.Д. Федотова и др.);

– культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогические явления в различных аспектах его исторической и социокультурной детерминированности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Б.З. Вульфов, Г.Г. Герасимов, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, В.М. Кларин, Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин, Г.Н. Филонов и др.);

– концепция компетентностного подхода в образовании и развитии личности (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, Дж. Равен, А.В. Хуторской);

– положение о том, что тенденции и закономерности исследуемого объекта могут быть познаны в контексте изучения особенностей и форм его представленности (Е.В. Бережнова, В.И. Гинецинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский, О.Д. Федотова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании применялись следующие методы: теоретические: научная абстракция, генерализация, анализ и синтез, контент-анализ, сравнение, интерпретация, концептуализация, анализ продуктов творчества; эмпирические: методы опроса, наблюдение за письменной дискурсивной деятельностью студентов первого курса, экспертная оценка; методы статистической обработки результатов и графической репрезентации полученных данных. В качестве специальных методов использовались ретроспективный анализ, историко-структурный метод, сравнительно-исторический метод.
  1   2   3

Похожие:

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconФормирование социокультурной компетентности специалистов таможенных служб средствами социально-психологического тренинга
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconОбразовательная программа моу дод дома учащейся молодежи «В мире знаний и искусств»
Информационная справка о Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Доме учащейся молодежи
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconН. В. Ильина бибмим игу некоторые проблемы письменной деловой коммуникации
...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconО оо «Лаборатория интеллекта» II республиканская образовательная летняя школа для учащейся молодежи
Центр студенческих научных инициатив при Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси организует II республиканскую...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconФормирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе

Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconОб утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. №318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconI республиканская образовательная летняя школа для учащейся молодежи «Основы организации и проведения научных исследований 2011» охватывает следующие научные направления: Физика, математика и информатика
Центр студенческих научных инициатив при Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси организует I республиканскую образовательную...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconНа участие в Межрегиональном конкурсе молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства
Межрегиональный конкурс молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного...
Формирование социокультурной компетентности учащейся молодежи средствами письменной коммуникации. iconКлассный час на тему
Цели: формирование у молодежи твердых антиалкогольных антинаркологических убеждений, всеми средствами ограждать детей и подростков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница