Вопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология " для студентов I курса заочного отделения




Скачать 56.84 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология " для студентов I курса заочного отделения
Дата31.12.2012
Размер56.84 Kb.
ТипВопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ и ФИЗИОЛОГИЯ "

для студентов I курса заочного отделения

(шестилетний план обучения) факультета ПиМНО

к зимней сессии 2010-2011 учебного года

(экзаменатор к.б.н., доцент Н.В. Мухина)

  1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, взаимосвязь с другими дисциплинами.

  2. Уровни организации организма ребенка. Функциональные системы. Организм как единое целое, его взаимодействие с окружающей средой. Гомеостаз и его значение.

  3. Основные периоды онтогенеза человека. Критические периоды онтогенеза. Возрастная характеристика периодов онтогенеза. Паспортный и биологический возраст. Школьная зрелость, методы определения.

  4. Основные закономерности роста и развития. Гетерохронность и гармоничность развития. Акселерация.

  5. Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны. Функции эндокринных желез, их классификация и изменения с возрастом.

  6. Гипофиз, расположение в организме, функции. Гормоны, влияющие на рост и развитие организма.

  7. Щитовидная железа, влияние ее гормонов на рост и развитие ребенка.

  8. Надпочечники. Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников, их воздействие на различные системы организма ребенка.

  9. Эндокринная часть поджелудочной железы, значение ее гормонов.

  10. Строение и функции вилочковой и паращитовидных желез. Эпифиз.

  11. Мужские и женские половые железы, их гормоны. Половое созревание. Влияние гипо- и гиперфункции половых желез на организм ребенка.

  12. Значение нервной системы, её классификация. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Синапсы. Возбуждение и торможение – основные свойства нейрона.

  13. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. Анализ всех звеньев рефлекторной дуги.

  14. Координация функций в организме, основные принципы.

  15. Строение, функции, развитие спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга (продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга).

  16. Строение коры больших полушарий головного мозга, возрастные изменения. Локализация функций в коре больших полушарий. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) как метод регистрации функций нейронов коры головного мозга.

  17. Поведение и факторы, его обусловливающие. Классификация форм поведения организма. Безусловные рефлексы, их классификация.

  18. Учение об условных рефлексах. Отличия условных рефлексов от безусловных. Условия и механизм образования условных рефлексов.

  19. Торможение условных рефлексов, его виды. Выработка условного торможения как физиологической основы воспитания.

  20. Понятие о высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности. Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД детей.

  21. Речь, ее развитие у детей, особенности сенсорной и моторной речи.

  22. Мотивации и эмоции, нейрофизиологические механизмы. Роль мотиваций и эмоций в обучении и воспитании.

  23. Память, виды, временная организация. Механизмы формирования памяти. Развитие памяти ребенка. Динамический стереотип как основа привычек и навыков.

  24. Сон и его структура, значение. Механизмы бодрствования и сна. Сон в онтогенезе.

  25. Сенсорные системы организма. Строение анализаторов. Влияние сенсорной депривации и сенсорообогащённой среды на умственное и физическое развитие ребёнка.

  26. Зрительная сенсорная система. Строение глаза и его оптические свойства, развитие. Развитие цветного зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений.

  27. Слуховая сенсорная система. Строение и акустические свойства слуха, возрастные особенности. Гигиена слуха ребёнка.

  28. Скелет, его строение, функции и возрастные особенности. Химический состав, строение и рост костей, виды их соединений. Строение и функции суставов.

  29. Особенности строения и развития костей черепа, позвоночника,
    грудной клетки, плечевого и тазового пояса, верхних и нижних конечностей. Изгибы позвоночника, их формирование. Формирование осанки, нарушения, профилактика. Плоскостопие.

  30. Мышцы скелета, их строение и функции. Механизм мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа мышц. Утомление мышц. Двигательный режим учащихся. Гиподинамия.

  31. Подбор и расстановка школьной мебели. Посадка за партой.

  32. Кровь, функции, состав, возрастные особенности. Малокровие и его профилактика у детей и подростков.

  33. Иммунитет, его виды, возрастные изменения. Антигены и антитела. Группы крови. Аллергические реакции ребенка, их проявление и профилактика.

  34. Функции сердечно-сосудистой системы. Строение и функции сердца, возрастные особенности. Электрокардиограмма. Фазы работы сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений.

  35. Сосудистая система. Большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление, изменения с возрастом. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

  36. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких, легочная вентиляция, изменение с возрастом.

  37. Транспорт газов кровью. Газообмен в легких и тканях. Нервно-гуморальный механизм регуляции дыхания. Профилактика острых респираторных заболеваний.

  38. Гигиенические требования к микроклимату классных помещений. Естественная и искусственная вентиляция.

  39. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Переваривающие свойства слюны, желудочного и кишечного соков. Роль желчи и сока поджелудочной железы в пищеварении.

  40. Моторная функция органов пищеварения, ее значение. Всасывание. Особенности всасывания у детей. Функции толстого кишечника. Общий и основной обмен. Обмен белков и изменения с возрастом потребности организма в белках. Положительный баланс азота у детей.

  41. Особенности обмена жиров у детей. Жиры растительного и животного происхождения, их значение для роста и развития организма ребенка. Потребность в жирах в разные возрастные периоды.

  42. Обмен углеводов у детей. Пластическое и энергетическое значение углеводов для роста и развития детского организма. Потребность в углеводах детей разных возрастных периодов.

  43. Энергетический обмен, его значение. Температура тела и тепловой баланс. Теплоотдача, основные способы. Механизмы терморегуляции, возрастное развитие.

  44. Режим питания детей. Рациональное питание, его характеристика, цель, задача. Нормы пищевых продуктов. Витамины. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний детей.

  45. Выделение, возрастные особенности. Почки, их структурно-функциональная характеристика. Образование и выделение мочи. Энурез, его причины, профилактика.

  46. Строение и функции кожи. Участие в процессах терморегуляции организма ребенка. Гигиена кожи, волос и ногтей. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

  47. Состояние здоровья детского населения, его показатели. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья. Хронические заболевания школьников. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, дисциплину, успеваемость. Физическое развитие и его оценка.

  48. Гигиенические принципы размещения школ. Земельный участок школы. Гигиенические требования к планировке школьного здания.

Литература





  1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / В.И. Белецкая [и др.]. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

  2. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Матюшонок, М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие для пед. ин-тов / М.Т. Мартюшонок [и др.]; под ред. М.П. Кравцова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Выш. школа, 1980. – 288 с.

  4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

  5. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconВопросы к экзамену по дисциплине Анатомия и физиология человека для студентов 1 курса специальности 060604 Лабораторная диагностика
Анатомия и физиология как предмет. Основы цитологии гистологии. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconВопросы к экзамену по дисциплине «возрастная анатомия, физиология игигиена»
Значение изучения анатомии, физиологии, гигиены и педиатрии для работников дошкольных учреждений
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»
Курс «Возрастная анатомия и физиология» в цикле дисциплин медико-биологической подготовки студентов высшей школы в современных условиях...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconН. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология
Н. Н. Павлова. Возрастная анатомия и физиология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500. 65 «Дирижирование»;...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconВопросы к коллоквиумам
Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconВопросы к экзамену по дисциплине естествознание: раздел зоология для студентов 3 курса, дневного отделения факультета Пимно

Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconПрограмма собеседования по дисциплине «возрастная анатомия и физиологиЯ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология \" для студентов I курса заочного отделения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования
Основные достижения физиологии поведения XVII, XVIII, XIX веков (от Рене Декарта до Чарльза Дарвина)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница