Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год




Скачать 418.08 Kb.
НазваниеДолгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год
страница1/4
Дата31.12.2012
Размер418.08 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4




Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 12 августа 2011 г. № 270



Долгосрочная областная целевая программа

«Геологическое изучение недр

и воспроизводство минерально-сырьевой базы

Орловской области на 2012–2016 годы»


Орловская область

2011 год

Паспорт

долгосрочной областной целевой программы

Наименование программы

«Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012–2016 годы» (далее также – программа)

Основание для разработки программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 21 марта 2011 года № 105-р

Заказчик программы

Правительство Орловской области

Разработчики программы

Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (Орелоблэкоконтроль);

Калужский филиал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования» (ФГУП ВИЭМС)

Руководитель программы

Начальник Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области

Ответственный исполнитель программы

Начальник отдела недропользования Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области

Цель и задачи программы

Цель – устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы
с гарантированным обеспечением потребности экономики Орловской области в минеральных и водных ресурсах.

Задачи:

1. Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и ресурсов подземных вод для обеспечения баланса «потребление–воспроизводство», выявление участков недр, содержащих привлекательные для инвесторов необщераспространенные виды полезных ископаемых.

2. Актуализация и подготовка геологической информации для поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций.

3. Организация государственного мониторинга за опасными природными явлениями и загрязнением геологической среды, контроль и охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение экологической безопасности населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

1. Прирост запасов минерального сырья по видам и категориям.

2. Прирост перспективных площадей с прогнозными ресурсами (Р1–Р3) по видам минерального сырья (подземных вод).

3. Прирост количества участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подготовленных для лицензирования.

4. Прирост числа участков недр с переоцененными запасами минерального сырья (подземных вод).

5. Поступление финансовых средств от реализации управленческих решений.

6. Снижение риска в прогнозах развития локальных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, связанных с опасными природными явлениями.

7. Число ликвидированных источников загрязнений в эксплуатируемых горизонтах питьевого водоснабжения

Сроки и этапы реализации программы

2012–2016 годы

Объемы (млн рублей) и источники финансирования программы

1. Федеральный бюджет

2. Областной бюджет

3. Внебюджетные источники







23,440

31,000

176,525

в том числе по направлениям затрат:

капитальные вложения

НИОКР

прочие нужды







230,965




Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Обеспечение прироста запасов основных видов минерального сырья (подземных вод) на сумму 60 892 млн рублей (без учета стоимости запасов железных руд и титан-циркониевого концентрата).

2. Увеличение количества перспективных площадей с прогнозными ресурсами (Р1–Р3) основных видов минерального сырья (подземных вод).

3. Увеличение количества участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подготовленных для лицензирования.

4. Увеличение числа участков недр с переоцененными запасами минерального сырья (подземных вод).

5. Ежегодные поступления в доход бюджета Орловской области финансовых средств
от реализации управленческих решений в сфере недропользования в сумме не менее 9,44 млн рублей.

6. Снижение риска в прогнозах развития локальных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на подконтрольной территории, связанных с опасными природными явлениями.

7. Ликвидация источников загрязнений в эксплуатируемых горизонтах питьевого водоснабжения населения.

8. Увеличение числа рабочих мест на вновь создаваемых и расширяемых предприятиях минерально-сырьевого комплекса Орловской области

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

ее решения программно-целевым методом

Орловская область обладает развитой минерально-сырьевой базой. На территории области по состоянию на 1 января 2011 года числится на государственном учете 238 месторождений полезных ископаемых 16 видов минерального сырья, в том числе: 1 месторождение железных руд, 85 месторождений 12 видов неметаллических полезных ископаемых, 78 – торфа (площадью более 10 га), 69 месторождений и отдельных участков пресных и 5 минеральных подземных вод.

Из общего количества разведанных месторождений полезных ископаемых в промышленное освоение в той или иной степени вовлечено
74 месторождения, а также 9 перспективных участков по 10 видам полезных ископаемых. Горнодобывающими предприятиями области разрабатываются в основном общераспространенные полезные ископаемые, которые являются сырьем для строительной индустрии: песок и камни строительные, кирпичные глины и суглинки, тугоплавкие глины, камни строительные и другое минеральное сырье. Водопотребление для целей водоснабжения городов и крупных населенных пунктов осуществляется из подземных источников. Однако недостаточно или совсем не разрабатываются такие необходимые для области полезные ископаемые, как железные руды, цементное сырье, фосфориты, карбонатные породы для производства извести и известкования кислых почв, мел, торф, минеральные подземные воды.

Современный минерально-сырьевой комплекс Орловской области может быть охарактеризован как малоэффективный, недостаточно развитый сектор экономики, значение которого как одного из базовых компонентов для социально-экономического развития территории недооценено. По объемам добычи полезных ископаемых Орловская область в 2006 году занимала 85 место среди субъектов Российской Федерации наряду с Брянской (79), Костромской (84) и Тамбовской областями (87 место). Вместе с тем по рейтингу инвестиционной привлекательности Орловская область входит в число ведущих регионов Центрального федерального округа. На территории области уже разместили свои предприятия крупные иностранные компании: ЗАО «Велор», входящее в группу компаний «КЕRАМА МАRAZZI», ООО «Кока-Кола Боттлерз Орел», ООО «Фригогласс Евразия», ЗАО «Биотон Восток».

Одним из факторов экономического развития региона должно стать развитие и рациональное использование минерально-сырьевого комплекса территории, добыча и переработка ресурсов недр.

Современное состояние предприятий горнодобывающего и перерабатывающего комплексов Орловской области можно охарактеризовать следующими проблемными аспектами:

1. Невысокая производительность предприятий минерально-сырьевого комплекса и малые объемы выпускаемой продукции. Объемы добычи легкоплавких глин и суглинков для производства керамзита по сравнению с «дореформенными» годами сократились на 76 %, легкоплавких глин для производства кирпича – на 86 %. Камни строительные добываются в объеме 50–83 %, пески строительные и силикатные – в объеме 67 % и более (от объемов добычи 1999 года), карбонатные породы строительные практически не добываются с 2006 года. Причина – спад промышленного и гражданского строительства, снижение спроса на строительные материалы, железобетонные изделия и керамзитовый гравий.

2. Высокая степень изношенности в отрасли основных фондов. На горнодобывающих предприятиях и в строительных организациях износ фондов достигает 70–72 %, причем износ машин и оборудования еще выше.

3. Технологическая отсталость и финансовая неустойчивость предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, обусловленная использованием морально устаревших технологических схем и процессов производства, за исключением единичных организаций. Предприятия отрасли не имеют достаточной обеспеченности собственными оборотными средствами, большинство из них утратили автономию и находятся в крайне нестабильном финансовом положении.

4. Отсутствие в регионе предприятий минерально-сырьевого комплекса с оптимальной производительностью, то есть с объемами производства 400, 600, 1000 и более тыс. м3/год. Только 3 предприятия области имеют мощности около 150–200 тыс. м3/год. Самостоятельная работа дробных предприятий неэффективна. Нехватка средств и отсутствие геолого-маркшейдерского сопровождения, иные проблемы малого производства порождают отступления от нормативных регламентов недропользования и приводят к потере качества при ведении работ.

5. Нарастающая тенденция зависимости предприятий строительной индустрии Орловской области от поставок отдельных видов минерального сырья из других регионов России и стран СНГ. Предприятия стройиндустрии ввозят гранитный щебень, цемент, гипс, пески стекольные и формовочные и другое сырье. Вместе с тем, потенциальные возможности собственной минерально-сырьевой базы позволяют сократить зависимость от внешних поставок цементного сырья, песков стекольных и других видов минерального сырья.

6. Нерациональное размещение объектов недропользования по территории области и значительная их удаленность от объектов строительства. В большинстве административных районов Орловской области отсутствуют подготовленные для использования местными строительными и автодорожными предприятиями 2–3 резервных месторождения песков. Дефицит запасов по строительным пескам для этих целей составляет 5–7 млн м3.

7. Недостаточная обеспеченность предприятий минерально-сырьевого комплекса Орловской области отдельными видами местного минерального сырья. К 2015 году из 22 месторождений, разрабатываемых крупными горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, будут полностью отработаны 4 (18 %), а к 2020 году – 5 месторождений (23 % их общего количества). Особенно будут востребованы такие виды сырья, как карбонатные породы строительные, глины керамзитовые и глины тугоплавкие, пески силикатные и строительные.

8. Необходимость проведения работ по ревизии и подготовке документации на получение права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые. Учет добычи минерального сырья на территории области во многих случаях ведется без соответствующего правового обеспечения, с отклонением от регламентов недропользования. Более 60 % эксплуатируемых месторождений песков и около 35 % месторождений камней строительных не имеют утвержденных в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

9. Недостаток достоверных данных, отражающих реальное современное положение дел в пользовании недрами. За прошедшие реформенные годы ситуация на отдельных объектах недропользования значительно изменилась, и они стали недоступны для отработки из-за застройки территории, появления на участках недр инженерных сооружений (ЛЭП, газопроводы, лесопосадки и другие объекты), по иным причинам. Актуальны работы по ревизионному обследованию месторождений нераспределенного фонда всех видов полезных ископаемых Орловской области.

10. Эксплуатация большинства водозаборов (скважин) с нарушением регламентов водопользования. По состоянию на 1 января 2011 года в Орловской области насчитывалось 2050 скважин, эксплуатирующих подземные воды, из которых только на 909 были оформлены лицензии на пользование недрами. Актуальной задачей для органов власти всех уровней Орловской области является организация действенной системы учета недропользователей и контроля за использованием подземных вод.

11. Существование высокой степени риска загрязнения подземных вод Орловской области. По оценкам специалистов, на территории области пробурено около 5 000 скважин на воду, из которых используются 2 700. Число заброшенных скважин на начало 2011 года достигало 30 %, из них бесхозных – 25 %. Данные объекты являются потенциальными источниками загрязнения подземных водоносных горизонтов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Проблема тампонирования и ликвидации заброшенных скважин стоит очень остро.

12. Наличие дефицита потребления воды в отдельных промышленно развитых районах области. На отдельных участках (например, в Орловской промышленной зоне, в районе городов Ливны и Мценска) отбор подземных вод достиг величины разведанных запасов и даже превышает их. Задача доразведки запасов пресных подземных вод и переоценки запасов подземных вод на действующих водозаборах Орловской области стоит достаточно остро. Актуальной проблемой является поиск дополнительных источников водоснабжения для города Орла.

13. Недостаточность объема режимных наблюдений, осуществляемых на водозаборах населенных пунктов, нарушение единой системы мониторинга за опасными явлениями и загрязнением геологической среды территории. Наблюдениями последних лет выявлены количественные и качественные изменения на отдельных водозаборных участках, определены объекты, где воды загрязнены и не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 (далее также – СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»). Не ведутся режимные наблюдения за опасными явлениями и загрязнениями геологической среды на объектах областного и локального уровня в единой территориальной мониторинговой сети Орловской области. Нарушение целостности данной системы мониторинга существенно повышает риск экологической опасности для населения.

14. Важным проблемным направлением является недооценка инвестиционного потенциала минерально-сырьевого комплекса Орловской области. Невыполнение регламентных геологоразведочных и поисково-оценочных работ, отсутствие инициативы по дальнейшему геологическому изучению территории (совместно с федеральными органами управления государственным фондом недр и потенциальными инвесторами), недооценка геолого-экономических исследований сдерживают промышленное освоение перспективных для инвестиций объектов недропользования. По данному направлению необходимо проработать следующие позиции:
  1   2   3   4

Похожие:

Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconВедомственная целевая программа «актуализация минерально-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых иркутской области» на 2011-2012 годы иркутск 2010 год
«актуализация минерально-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых иркутской области» на 2011-2012 годы
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconПаспорт ведомственной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Коми (на 2011-2013 годы)» Наименование органа исполнительной власти
...
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconГосударственная программа геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2011 2015 годы и на период до 2020 года
Современное состояние минерально-сырьевой базы Республики Беларусь
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconОбластная долгосрочная целевая программа
Правительства Ростовской области от 01. 12. 2011 №182, от 20. 01. 2012 №31, от 16. 07. 2012 №643, от 20. 09. 2012 №912, от 26. 09....
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconОбластная долгосрочная целевая программа
Правительства Ростовской области от 01. 12. 2011 №182, от 20. 01. 2012 №31, от 16. 07. 2012 №643, от 20. 09. 2012 №912
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconОбластная целевая программа «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы» Паспорт
«Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы» (далее именуется – Программа)
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год icon«Программа развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Коми»
«Программа развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Коми» (2008-2010 годы) (далее по тексту Программа)
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconОбластная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009-2012 годы)»
Воронежской области от 08. 12. 2009 №1045, от 08. 06. 2010 №456, от 19. 10. 2010 №876, от 23. 06. 2011 №520, от 01. 11. 2011 №952,...
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год iconПерспективный план министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики на 2012 год
Приказ Минприроды ур «Об утверждении Перечня мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы,...
Долгосрочная областная целевая программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Орловской области на 2012-2016 годы» Орловская область 2011 год icon31 января 2012 г. N 105 о внесении изменений в программу освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы республики беларусь на 2011 2015 годы и на период до 2020 года
О внесении изменений в программу освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы республики беларусь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница