Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов»




Скачать 139.04 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов»
Дата31.12.2012
Размер139.04 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра сервиса и туризма





Программа дисциплины

«Физиология человека»

Специальность 050708 «Учителя начальных классов»

ДС. 2.



Составитель (-ли):

Платонова И. Л.




Доцент кафедры СиТ









Магнитогорск, 2009г.









Организационно-методический раздел





    1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «Физиология человека» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО специальность 050708 «Учитель начальных классов»


    1. Задачи курса

1. Изучить основные закономерности работы органов и систем организма человека.

2. Изучить особенности работы детского организма.

3. Изучить основные показатели работы различных систем органов.

4. Освоить основные методы диагностики работы различных систем органов.


1.3. Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы

Данная дисциплина является составной частью раздела «Общепрофессиональных дисциплин», который входит в комплекс предметов подготовки специалистов с высшим образованием, в программу подготовки студентов факультета педагогического образования и сервисных технологий по специальности 050708 «Педагогика начального образования» направление подготовки – .Дисциплина «Физиология человека» изучается на 1-2 курсах (2, 3 семестр). Дисциплина является частью специальной подготовки учителей начального образования в комплексе дисциплин медико-биологического цикла, таких как анатомия и человека, основы медицинской подготовки, основы безопасности жизни, а также основных общеобразовательных дисциплин, и является элементом подготовки к усвоению дисциплин психолого-педагогического цикла.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса

Критериями освоения данной дисциплины являются следующие знания:

  1. Закономерностей и особенностей работы организма как единого целого.

  2. Особенностей функционирования отдельных систем органов.

  3. Особенностей работы органов и систем детского организма.

  4. Особенностей методов регистрации работы различных органов и систем.

Кроме того, критериями усвоения данной дисциплины являются следующие умения и навыки:

  1. Умения и навыки конспектировать специальную литературу по данной дисциплине по заданному преподавателем алгоритму.

  2. Умения и навыки самостоятельно выполнять практические диагностические задания по данной дисциплине.

  3. Умения и навыки решать учебные задачи, разработанные в рамках практикума по данной дисциплине.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса

1. Организм как единое целое.

2. Дыхательная система.

3. Сердечно-сосудистая система.

4. Нервная система.

5. Выделительная система.

6. Эндокринная система.

7. Система крови.

8. Костно-мышечная система.

9. Анализаторы.


2.2. Темы и краткое содержание


1. Организм как единое целое.

  • Гомеостаз.

  • Понятие об органе, системе органов, основные системы органов организма.

  • Взаимодействие отдельных систем органов в организме.

2. Дыхательная система.

  • Физиология дыхания.

  • Механизм первого вдоха, типы дыхания, дыхательный центр.

  • Регуляция дыхания.

  • Показатели дыхания.

3. Сердечно-сосудистая система.

  • Фазы сердечной деятельности, сердечный ритм, механические проявления работы сердца.

  • Проводящая система сердца.

  • Основные законы гемодинамики.

  • Артериальное давление и пульс, методы измерения.

4. Нервная система.

  • Процессы возбудимости нервной клетки.

  • Рефлекторная деятельность нервной системы.

  • Высшая нервная деятельность: мышление, внимание, память, речь.

  • Методы изучения нервной деятельности.

5. Выделительная система.

  • Физиология процессов выделения.

  • Состав и свойства мочи.

6. Эндокринная система.

  • Гормоны, особенности действия на организм.

  • Гипоталямо-гипофизарная система.

7. Система крови.

  • Группы крови, особенности переливания крови, кровопотеря, система резус-фактора.

  • Свертываемость крови, противосветрывающая система крови.

8. Анализаторы.

  • Зрительный анализатор.

  • Слуховой анализатор.


2.3. Перечень контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы

  1. Основные источники питательных веществ.

  2. Суточная потребность в питательных веществах.

  3. Азотистый баланс-дисбаланс.

  4. Энергообеспечение организма.

  5. Понятие об основном обмене, методы изучения

  6. Понятие о двигательной единице, виды, особенности работы.

  7. Мышечное волокно, виды, механизм сокращения.

  8. Понятие утомляемости.

  9. Произвольные и непроизвольные движения.

  1. 10.Особенности работы симпатической нервной системы.

  1. Особенности работы парасимпатической нервной системы.

  2. Особенности зрения у детей школьного возраста.



2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Филогенетическое развитие нервной системы. Онтогенетическое развитие нервной системы.

  2. Особенности работы правого полушария.

  3. Особенности работы левого полушария.

  4. Система жестких и гибких звеньев в работе коры головного мозга.

  5. Современные представления о локализации функций коры головного мозга.

  6. Особенности работы зрительного анализатора.

  7. Особенности работы слухового анализатора

  8. Понятие о гормонах и их значении в детском возрасте.

  9. Функциональное значение основных групп гормонов.

  10. Нарушения работы организма при недостатке или избытке гормонов



2.5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

Тема: Организм как единое целое. 3 ч.

  1. Гомеостаз, понятие, значение, основные константы.

  2. Адаптация, адаптационные реакции организма, понятие, значение.

  3. Основные свойства организма (обмен в-в, раздражимость, возбудимость, реактивность, изменчивость, самовоспроизведение, саморегуляция).

  4. Виды саморегуляции организма.

  5. Нервная регуляция работы организма (соматотропная и вегетативная регуляция).

  6. Гуморальная регуляция.

Тема: Физиология возбудимых тканей. 3 ч.

  1. Потенциал покоя, понятие, значение.

  2. Потенциал действия, понятие, механизм возникновения.

  3. Виды возбудимых тканей, виды раздражителей.

  4. Мышечное сокращение, строение кленки мышечной ткани, механизм мышечного сокращения, работа и сила мышц.

Тема: Общая физиология нервной системы. 3 ч.

  1. Строение и функции нейрона, нейронная теория.

  2. Строение и работа синапса, виды.

  3. Виды и особенности действия медиаторов.

  4. Объединение нейронов в нервный центр, виды и работа нервных центров.

Тема: Частная физиология нервной системы. 3 ч.

  1. Спинной мозг, строение, функциональное значение отделов спинного мозга.

  2. Проводящие пути (восходящие и нисходящие).

  3. Рефлекторная деятельность спинного мозга.

  4. Мозжечок, значение и функции.

  5. Продолговатый мозг, нервные центры продолговатого мозга и их значение.

  6. Талямус и гипоталямус.

  7. Кора больших полушарий, сенсорные зоны коры, моторные зоны, речевые центры.

  8. Строение и физиологические свойства вегетативной нервной системы.

Тема: Гормональная регуляция физиологических функций. 3 ч.

  1. Гормоны, понятие, виды, механизм физиологического действия.

  2. Гипофиз, гормоны, особенности действия.

  3. Эпифиз.

  4. Щитовидная железа.

  5. Паращитовидые железы.

  6. Надпочечники.

  7. Поджелудочная железа.

  8. Половые железы.

  9. Вилочковая железа.

  10. Тканевые гормоны.

Тема: Физиология пищеварения. 3 ч.

  1. Пищеварение в полости рта, слюнообразование и выделение, состав и свойства слюны.

  2. Глотание.

  3. Рвотный рефлекс.

  4. Пищеварение в желудке, фазы желудочной секреции, состав и значение желудочного сока, моторная функция желудка.

  5. Пищеварение в тонком кишечнике, состав и значение кишечного сока, кишечные гормоны, пристеночное пищеварение, кишечное всасывание питательных веществ, кишечная моторика.

  6. Желчь, сок поджелудочной железы, состав, значение, механизм образования и выделения.

  7. Пищеварение в толстом кишечнике.

  8. Особенности процессов всасывания на разных этапах продвижения пищи по ЖКТ.

  9. Обмен белков, источники, суточные нормы потребления, значение, азотистый баланс.

  10. Обмен жиров, источники, суточные нормы потребления, значение.

  11. Обмен углеводов, источники, суточные нормы потребления, значение.

  12. Витамины, источники, суточные нормы потребления, значение, виды авитаминозов.

  13. Физиология голодания, виды и значение вегетарианских диет.

Тема: Физиология дыхания. 3 ч.

  1. Обмен газов в легких, диффузия газов.

  2. Легочные объемы.

  3. Обмен газов в тканях.

  4. Транспорт газов.

  5. Регуляция дыхания.

  6. Механизм вдоха и выдоха, механизм первого вдоха.

  7. Дыхательный центр.

  8. Методы исследования дыхательной функции, спирография.

Тема: Физиология кровообращения. 3 ч.

  1. Проводящая система сердца, строение, функциональное значение.

  2. Рефрактерность сердца.

  3. Фазы сердечного цикла.

  4. Механические и звуковые проявления работы сердца.

  5. Регуляция работы сердца.

  6. Электрокардиография, расшифровка электрокардиограммы.

  7. Основные законы гемодинамики, артериальное давление, артериальный пульс, кровообращение крови в капиллярах, движение крови по венам.

  8. Регуляция движения крови по сосудам.


Тема: Физиология системы крови. 3 ч.

  1. Состав, количество крови, физико-химические показатели.

  2. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), характеристика, значение.

  3. Группы крови, система резус-фактора, правила переливания крови, универсальный донор, универсальный реципиент.

  4. Система свертывания крови, клеточные и плазменные факторы свертывания крови, гемостаз в крупных сосудах, гемостаз в микроциркуляторном русле, противосвертывающая система крови.

Тема: Физиология высшей нервной деятельности. 3 ч.

  1. Общая характеристика и свойства рефлексов.

  2. Классификация условных и безусловных рефлексов.

  3. Условия образования условных рефлексов.

  4. Понятие рефлекторной дуги, строение, значение в регуляции работы организма.

  5. Типы высшей нервной деятельности.

  6. Первая и вторая сигнальные системы.

  7. Физиология сна.

  8. Физиология эмоций.

  9. Память, физиологические механизмы, виды, способы тренировки.

Тема: Физиология анализаторов. 3 ч.

  1. Зрительный анализатор, строение, механизм свето- и цветовосприятия.

  2. Бинокулярное зрение, аккомодация, зрачковый рефлекс, нарушения зрения (миопия, гиперметропия), поля зрения, острота зрения.

  3. Слуховой анализатор, строение, механизмы звуковосприятия и проведения.

  4. Вестибулярный анализатор, строение, механизм работы.

  5. Обонятельный анализатор.

  6. Вкусовой анализатор.

  7. Соматостатический анализатор.

Тема: Физиология процессов выделения. 3 ч.

  1. Нефрон, строение, особенности кровоснабжения.

  2. Процесс мочеобразования.

  3. Особенности процессов фильтрации, реабсорбции, почечной секреции.

  4. Состав и свойства первичной и вторичной мочи, суточные объемы, надпороговые и пороговые вещества.

  5. Регуляция процессов мочеобразования и выделения.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





Разделы и темы курса

Всего

Лекции

Семинар.

занят.

Самостоят. раб.

1.

Организм как единое целое.

  • Гомеостаз.

  • Понятие об органе, системе органов, основные системы органов организма.

  • Взаимодействие отдельных систем органов в организме.




2

2

4

3.

Дыхательная система.

  • Физиология дыхания.

  • Механизм первого вдоха,




2

3

5

  • типы дыхания, дыхательный центр.

  • Регуляция дыхания.

  • Показатели дыхания.













4.

Сердечно-сосудистая система.

  • Фазы сердечной деятельности, сердечный ритм, механические проявления работы сердца.

  • Проводящая система сердца.

  • Основные законы гемодинамики.

  • Артериальное давление и пульс, методы измерения.




2

2

4

5.

Нервная система.

  • Процессы возбудимости нервной клетки.

  • Рефлекторная деятельность нервной системы.

  • Высшая нервная деятельность: мышление, внимание, память, речь.

  • Методы изучения нервной деятельности.




3

2

5

6.

Выделительная система.

  • Физиология процессов выделения.

  • Состав и свойства мочи.




2

2

4

7.

Эндокринная система.

  • Гормоны, особенности действия на организм.

  • Гипоталямо-гипофизарная система.




2

3

5

8.

Система крови.

  • Группы крови, особенности переливания крови, кровопотеря, система резус-фактора.

  • Свертываемость крови, противосветрывающая система крови.




2

3

5

9.

Анализаторы.

  • Зрительный анализатор.

  • Слуховой анализатор.




3

3

6




ИТОГО:




18

20

38


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная).


Основная литература:

  1. Караулова Л. Н.,  Красноперова Н. А., Расулов М. М. Физиология. – М.: Академия, 2009. – 384 с.

  2. Большой практикум по физиологии человека и животных В 2-х томах. Т. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем. – М.: Академия, 2007. – 608 с.

  3. Зилов В. Г., Смирнов В. М. Физиология детей и подростков. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 576 с.

Дополнительная литература:

  1. Дроздова Т. М. Физиология питания. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007. – 352 с.

  2. Яковлев Н. В. Нормальная физиология. В 3-х томах. Интегративная физиология. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

  3. Физиология эндокринной системы / Ред. Е. Джеймс Гриффин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 496 с.

  4. Келина Н. Ю. Физиология в таблицах и схемах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 352 с.

  5. Физиология человека. Задачи и упражнения. / Ред. Ю. А. Савченков. – М.: Издательские проекты, 2007. – 160 с.

  6. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций. / Под ред. К. В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. – 784 с

  7. Физиология в рисунках и таблицах. Вопросы и ответы. / Под ред. В. М. Смирнова. – М.: Изд-во «Медицинское информационное агентство», 2009. – 456 с.

  8. Физиология роста и развития детей и подростков. Т.1. – М.: ГЭОТАР-Медицина, 2006. – 416 с.

  9. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Т.2. – М.: ГЭОТАР-Медицина, 2006. – 468 с.



VI. Отметка о рассмотрении

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 15 сентября 2009



Похожие:

Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «мари-биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева»
Программа составлена коллективом авторов-разработчиков в составе: Заболотских Н. С., зам директора по увр, Мельниковой Н. Н., зам...
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconТажбулатова Р. А., учитель начальных классов
Особенности личного и профессионального развития молодого учителя начальных классов в педагогической деятельности
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconРабочая программа дисциплины физиология (Физиология человека и возрастная физиология)
Высшего профессионального образования по специальности: 022300 «Физическая культура и спорт» со специализацией обж, тсп, фр
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconПрограмма дисциплины Естествознание. Зоология и экология. (Озо) (для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Цели курса «Зоология с основами экологии животных» вооружить будущих учителей начальных классов знаниями, умениями, навыками, необходимыми...
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconТематическое планирование по программе «Гармония» 4 класс подготовила учитель начальных классов Сягайло Ирина Александровна ст. Каневская
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Сягайло и а., утверждённой решением педагогического...
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconПояснительная записка Данная программа разработана на основе авторской программы С. А. Болотовой, учителя начальных классов моу сош №1 г. Лермонтова
Данная программа разработана на основе авторской программы С. А. Болотовой, учителя начальных классов моу сош №1 г. Лермонтова
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»
Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconПопкова Т. И., учитель начальных классов, заместитель директора по увр шушенской средней школы №2 Мониторинг качества сформированности навыков чтения и говорения у учащихся начальных классов, обучающихся по технологии А. Кушнира
С 1998 – 1999 учебного года учителя начальных классов Шушенской средней школы №2 Красноярского края на уроках литературного чтения,...
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconУмк для гуманитарных специальностей (ггпи)
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителей (учителя литературы и русского...
Программа дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов» iconРабочая программа учителя начальных классов
Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница