Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания»




Скачать 443.41 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания»
страница1/4
Дата30.12.2012
Размер443.41 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


По дисциплине «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


для магистров


Краснодар 2010


Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия».


Авторы-составители: Данилова М.И., д.филос.н., профессор


Методические материалы обсуждены и рекомендованы к печати на заседании кафедры


Протокол № 4 от 24.11 2010 года


Зав. кафедрой _____________ проф. Данилова М.И.


Методические материалы одобрены методической комиссией факультета налоги и налогообложение 2010 года


Протокол № ______ от __________ 2010 г.


Председатель метод. комиссии:

__________ Тюпакова Н.Н.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели и задачи дисциплины 5

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

3. Содержание дисциплины (лекционный курс) 6

4. Практические (семинарские) занятия 10

5. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя 13

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 18

7. Вопросы к экзамену 22

8. Глоссарий 23

9. Темы рефератов по философским проблемам естествознания 27

10. Инновационные технологии, используемые

в преподавании дисциплины 30


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цель преподавания дисциплины

- Ознакомление студентов со структурой естествознания, с функциями научных теорий и законов, их местом в духовной деятельности эпохи;

- Формирование у студентов принципов использования этих методов в учебной и научной работе;

- Расширение их мировоззренческого кругозора;

- Раскрытие общих закономерностей возникновения и развития естествознания

- Раскрытие взаимосвязи естествознания и философии

- Выявление философских проблем взаимодействия фундаментальных наук


    1. Задачи изучения дисциплины

  • предмет, назначение и основные функции философии естествознания;

  • изучение основных идей философии естествознания;

  • сопоставления научных парадигм в естествознании;

  • Решение социальных и гуманитарных проблем информационной цивилизации



    1. Предмет дисциплины:

  • интегративная характеристика предмета философии естествознания

  • история научных идей и важнейших принципов;

  • место философии естествознания в философии науки;

  • естествознание, социогуманитарное знание, их соотношение.




Вид учебной работы

Всего часов

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

16

Всего аудиторных занятий

34

Самостоятельная работа

26

Консультации

да

Экзамен

да

Всего по дисциплине

60


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Преподавание предмета «Философские основы естествознания» осуществляется в соответствии с профилем аграрного университета.

В результате изучения дисциплины «Философия естествознания» магистр должен знать:

  • предмет философии естествознания, ее мировоззренческое значение, свою роль в самостоятельной научной деятельности;

  • место философии естествознания в комплексе философских дисциплин;

  • специфику естествознания, требования, предъявляемые к научному исследованию, отличие естественнонаучного знания от гуманитарных и псевдонаучных построений;

  • историю развития науки и ее творцов

магистр должен уметь:

  • отличать подлинно научное исследование и его результаты от идеологических, политических, псевдонаучных, религиозных построений;

  • применять полученные знания для научной исследовательской работы в своей специальной области;

  • ориентироваться в научной, научно-популярной псевдонаучной литературе.

магистр должен иметь представление:

  • о ведущих направлениях в области философии естествознания;

  • о различных образах естествознания, создаваемых современными концепциями;

  • о месте естествознания в жизни современного общества

  • об экологических проблемах современного естествознания

магистр должен владеть:

  • умением применять полученные знания о структуре и функциях научного и технического знания, о месте естествознания в своей профессиональной области; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций.


Контроль знаний включает подготовку ответов на вопросы для самоконтроля, сдачу экзамена


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


(лекционный курс)


Раздел I

Тема 1. Предмет и основные концепции философии естествознания


Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь Она восходит еще к античному периоду становления науки. Становление науки: астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история.

Считается, что становление теоретического естествознания началось в XVII в. во многом благодаря ускоряющему воздействию материального производства и развитию капитализма.

В XVII-XIX вв. активно развиваются математика, физика, астрономия, биология и другие естественные и гуманитарные науки, все более отдаляющиеся от философии. Натурфилософия Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля. Натурфилософские представления развивались и в рамках французского материализма второй половины XVIII в. В трудах П.А. Гольбаха, Д. Дидро, Ж.Л. Д'Аламбера, П.С. Лапласа, Ж.О. Ламеттри В России того времени соединение достижений науки и материалистического миропонимания было осуществлено в трудах М.В. Ломоносова.

В XIX в. натурфилософия развивалась в трудах П.С. Лапласа, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, М. Фарадея, Дж.К. Максвелла, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, Л. Больцмана и других ученых, которые в своем философском миропонимании опирались на достижения науки, а некоторые из них сами были авторами фундаментальных открытий и теорий.

Место и роль философского анализа в конкретных науках, понятие системы и сущность системного подхода. Структурно-функциональные направления взаимодействия философии и науки.

Основания дифференциации знания. Специфика предметов и методов конкретных наук. Распространение математических методов и связанные с этим проблемы. Междисциплинарный и многодисциплинарный синтез.


Раздел II. Философские проблемы математики


Тема 2. Предмет и метод математики

Понятие о математической абстракции. Соотношение идеального и реального в математике. Краткий обзор истории математики от древнейших времен до наших дней. Четыре периода истории математики по А.Н.Колмогорову: 1) период зарождения математики; 2) период элементарной математики; 3) период математики переменных величин; 4) период современной математики. Место математики в современной жизни.

Понятие истинности в математике. О постановке вопроса об истине в математике. Где прячется истина? Сводится ли истинность к эмпиризму? Есть ли спасение в доказательстве? Какой логикой пользоваться? Философия математики как концептуальный прагматизм. Соотношение конечного и бесконечного.


Тема 3. Понятие доказательства в математике и его развитие

Математические структуры и математические модели. Геометрия от Евклида к Лобачевскому и Гильберту. Неевклидовы геометрии. Геометрия это или аналитика? Что от геометрии, а что от аналитики? Возможна ли геометрия в аналитике? Аксиома Архимеда и ее влияние на построение математики. Синтез противоположностей: ограниченного и не ограниченного, дискретного и непрерывного, ориентированного и не ориентированного. Пространство Архимеда и развитие проектирования. Возможно ли не архимедово пространство?

Общее представление о формальном аксиоматическом методе. Самоотносимость. Формализация арифметики и теорема Геделя о неполноте. Формализация теории множеств и неразрешимость проблемы континуума. Есть ли спасение от парадоксов в выборе подходящей логики? Идея многозначных логик. Противоречие между потенциально возможным и конкретно реализуемым.

Сущность моделирования. Логико-топологические основания моделирования. Возможно ли моделирование, не использующее аппарат математики? В чем главные отличия математического моделирования от других вариантов моделирования?


Раздел III. Философские проблемы физики


Тема 4. Предмет и методы философии физики

История физики с точки зрения методологии современной науки. Проблемы физической реальности и ее выражение. Специфика физических методов освоения действительности.

Материальные объекты и их состояния. Структурность и целостность в природе. Античная наука и опыты физического моделирования (Демокрит, Платон, Аристотель). Первые опыты построения физических моделей (закон Архимеда, машина Герона). Модели частицы и сплошной среды (континуума). Модели чистых и смешанных состояний. Роль флуктуаций и средних значений.

Классическая физика

Преобразования и принцип относительности Галилея. Постановка мысленных экспериментов. Коперник и продолжение традиций моделирования. Формирование эталона естественнонаучного описания природы в лице классической физики.


Тема 5. Неклассическая физика.

Подходы к природе реальности с учетом феномена относительности (Максвелл, Минковский, Пуанкаре). Теория относительности (А. Эйнштейн) и проблема целостности описания природы в классической физике. Планк и начало формирования квантового подхода к описанию явлений природы.

Постнеклассический подход к описанию действительности. Открытия эффектов неравновесности, детерминированного хаоса, недостаточность классического и неклассического подходов при описании природы. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Синергетика Хакена (теория диссипативных структур И.Пригожина). Принцип универсального эволюционизма (Н.Н.Моисеев). Потребность в универсальной теории эволюции и постнеклассическое естествознание. Обращение к работе с нелинейными процессами.

Современная физическая картина мира. Картина мира как философская категория. Физика и философия в формировании картины мира. Соотношение общенаучной и физической картины мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Вещество и поле. Субъектно-объектное и идеально-материальное деление Вселенной. Смена систем понятий в физике как отражение смены типов рационального мышления. Иерархия структур материи.

Философия в формировании научных идей о пространстве и времени.


Раздел IV. Философские проблемы биологии и экологии


Тема 6. Происхождение жизни

Креационная доктрина и эволюционная гипотеза. Опыты аксиоматических реконструкций учения Ч.Дарвина. Существуют ли надежные обоснования естественного образования живого вещества из косной материи. Опарин и Вернадский. Происхождение биологических видов и проблема эволюции. Проблема единицы эволюционного процесса: вид, популяция?

Философия биология и математика об определениях жизни. Модели живых систем в кибернетике. Биокибернетика и искусственная жизнь. Опыты логико-математического определения жизни. Конструирование объектов искусственной жизни.

Моделирование глобальных процессов развития. Расчеты и оценки пирамиды биомассы: равновесие с учетом антропогенного фактора.


Тема 7. Феномены человека и разума.

Возможен ли искусственный разум. Ноосфера: мечта или реальность. Прогнозы и перспективы ближайшего и отдаленного развития биоты и разума.

Пространство и время живых систем. Жизнь и феномен 'обратного' протекания времени. Хронобиология. Особенности протекания физических процессов в живом и особенности моделей медико-биологических объектов.

Экология в опыте синтеза биологических дисциплин (Ю.Одум). Важнейшие законы экологии и их научный статус. Модели развития популяций и оценка демографических прогнозов. Устойчивое развитие: мифологический и научный подходы.


Раздел V. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук


Тема 8. Проблема единства становления и приложения научной темы

Базовые аспекты становления исследования. Синтез актуального и потенциального в единой науке. О роли взаимодействия фундаментальных наук в историческом, социальном, политическом, экономическом, экологическом и др. аспектах. Основные 'стыковки' в лице информатики, математической биологии, математической физики, математической экономики, медицины, техники.

Философская проблема взаимодействия в информатике

Вычислительная математика, программирование, материаловедение как необходимые, но недостаточные условия создания новых компьютеров. Природа информации, аксиоматический подход к ее определению. Развитие искусственного интеллекта.

Философская проблема взаимодействия в математической физике и в технических науках. Выбор языка предметной области, учитывающий физическую сущность объектов. Проблема синтеза физических аспектов как в расчетах, так и в моделях при поиске решений систем уравнений. Проблема интерпретации математических решений.


Тема 9. Философская проблема взаимодействия в математической биологии и медицине.

Малая разработанность системы понятий: объект, субъект, управление. Недооценка роли адаптивного поведения. Морфогенез и ритмогенез. Проблемы адекватности интерпретации математических моделей.

Проработка задач оптимизации, адаптированных к рыночному характеру экономики. Опыт обобщенного подхода к определению экономической (энергетической) системы.

Развитие фундаментальных наук и проблема синтеза. Потребности синтеза на различных уровнях познания. Опыты представления синтеза на мета-, мезо- и математическом уровнях. Информационный подход как условие реализации стратегий синтеза. Синтез как залог экологических отношений с реальностью.


4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


Цель проведения практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения магистрами специальной литературы. Основной формой проведения семинарских и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.


№п/п


Тема занятия


Объем в часах по формам обучения

магистратура

1

Предмет и основные концепции современной философии естествознания

2

2

Проблема дифференциации науки. Ведущие проблемы современного естествознания

2

3

Философия математики

2

4

Философия физики

4

5

Философские проблемы биологии и экологии

4

6

Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук

2

Общий объем

16


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconКонцепции современного естествознания Учебно-методическое пособие
Тарковский В. Н. Концепция современного естествознания: учебно-методическое пособие. В. Н. Тарковский.– Кострома: Изд-во кгту, 2006.–...
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconПрограмма курса и методические указания для магистров Санкт-Петербург 2012 удк 1 (073) Бойко В. К., Быданов В. Е., Дуденков В. Н.
Методические указания предназначены для магистров по специальности химическая биотехнология, а также других специальностей в соответствии...
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconУчебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы по теоретическим основам электротехники
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальностей 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок...
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconРуководство по подготовке и защите
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-магистров, преподавателей высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconАдминистративные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно
Учебно-методическое пособие разработано по Государственному заказу Департамента развития предпринимательства Министерства индустрии...
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconУчебно-методическое пособие (для студентов заочной формы обучения)
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Культурология" для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconУчебно-методическое пособие (для студентов заочной формы обучения)
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Политология" для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconУчебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Актуальность рассматриваемых вопросов делает пособие привлекательным...
Учебно-методическое пособие для магистров по «философским основам естествознания» iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница