ФГОУ ВПО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра технологии управления земельными ресурсами
Методические указания по изучению дисциплины « Селекция и семеноводство » и задания для контрольных работ
Студентам-заочникам по направлению подготовки 110201.65 « Агрономия »
Чебоксары – 2004
Методические указания составлены старшим преподавателем Л.В.Елисеевой
Рецензенты: Кокуркина О.Т., доцент каф. техн. управления. зем. ресурсами, Дмитриева О.Ф., доцент каф. растениеводства
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры технологии управления земельными ресурсами ( протокол № 2 от 28 октября 2004 г.) Рассмотрены и утверждены на заседании методической комиссии агрономического факультета ( протокол № 1 от 22 ноября 2004 г.)
1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
Селекция – наука о создании сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. В настоящее время сорт является одним из основных факторов повышения урожайности. За последние годы в странах Западной Европы удельный вес селекции в повышении урожайности зерновых культур составил 60%, в нашей стране – до 50%.Реализацией достижений селекции и внедрением в производство занимается наука семеноводство. Целью дисциплины является формирование знаний и умений по методам селекции, организации и технике селекционного процесса и семеноводству полевых культур. В результате изучения дисциплины студент должен: - знать понятия о сорте, его значении; изучить методы выведения сортов, методику и технику сортоиспытания, основы семеноводства, схемы и методы производства семян элиты; - уметь проводить массовый и индивидуальный отбор, владеть техникой скрещивания, расчет семеноводческих площадей, сортовой и семенной контроль, планировать сортосмену и сортообновление, оформлять документацию на сортовые посевы. Студенты-заочники специальности 110201.65 – «Агрономия» изучают «Селекцию и семеноводство сельскохозяйственных культур» на 6 курсе. Студент-заочник изучает основной материал самостоятельно в межсессионный период, используя рекомендации, которые даны в методических указаниях. При изучении курса студенты-заочники выполняют контрольную работу. После завершения освоения курса студенты сдают экзамен по селекции и семеноводству полевых культур. Методические указания составлены в соответствии с программой, утвержденной УМО по агрономическим специальностям (1990), на основе методических указаний, подготовленных М.В.Луневой (1987).
Библиографический список
Основной
Гужов Ю.Л. и др. Селекция и семеноводство культивируемых растений / Под ред. Ю.Л.Гужова.- М.: Мир. 2003. Гуляев Г.В., Гужов Ю.Л. Селекция и семеноводство полевых культур.- М.: Агропромиздат, 1987. Гуляев Г.В., Шестаков В.Е. Семеноводство полевых культур.- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1970. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур/Под ред. Ю.Б.Коновалова.-М.: Агропромиздат, 1987.
Дополнительный
Барнаков Н.В. Научные основы семеноводства зерновых культур.- Новосибирск: Наука, 1982. Вавилов Н.И. Избранные сочинения. Генетика и селекция.- М.: Колос, 1966. Гуляев Г.В. Генетика.- М.: Колос, 1984. Гуляев Г.В., Мальченко В.В. Словарь терминов по генетике, цитологии, селекции, семеноводству и семеноведению.- М.: Россельхозиздат, 1983. Маринич П.Е. Выдающиеся советские селекционеры.- М.: Знание, 1961 Справочник агронома-семеновода.-М.: Колос, 1979. Частная селекция полевых культур/ Коновалов Ю.Б. и др. М.: Агропромиздат, 1990.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСА
Раздел 1. Общая селекция.
Тема 1.Организация селекционной работы, достижения и основные направления селекционной работы.
При рассмотрении данной темы студент должен: - изучить основные этапы развития селекции, уделив особое внимание научному этапу, становление которого началось с обоснования эволюционной теории Ч.Дарвина; - изучить значение работ Н.И.Вавилова по селекции и генетике; - знать вклад отечественных ученых в селекцию, их роль в создании высокопродуктивных сортов и гибридов; - изучить принципы организации селекционной работы в стране.
Вопросы для самопроверки Основные этапы в истории развития селекции. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина, работ И.В.Мичурина и Н.И.Вавилова для развития научной селекции. Первые селекционно-опытные учреждения в стране. Развитие селекции в нашей стране. Основные направления селекционной работы в стране: селекция на устойчивость к болезням и вредителям, качество продукции, пригодность к механизированному возделыванию, приспособленность к неблагоприятным условиям выращивания. Достижения в селекции важнейших полевых культур.
Тема 2. Понятие о сорте. Учение об исходном материале в селекции растений.
Студент должен: - уяснить понятие «сорт», классификацию сортов по происхождению и способам выведения; - проследить этапы выведения сорта; - знать требования, предъявляемые к сорту сельскохозяйственным производством; - изучить виды исходного материала по происхождению и способам создания, принципы подбора родительских форм; - понять значение эколого-географической систематики культурных растений Н.И.Вавилова, суть учения о центрах происхождения культурных растений; - понять сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Вопросы для самопроверки Что такое сорт? Требования, предъявляемые к сорту производством. Как отличаются сорта по происхождению и способам выведения? Исходный материал, его виды и способы создания. Понятие об экологических типах. Принципы эколого-географической систематики культурных растений. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение. Создание мировой коллекции сельскохозяйственных растений и использование ее в селекции.
Тема 3. Аналитическая селекция.
При изучении данной темы необходимо: - знать отличие генетической природы местных сортов, сортов-популяций, чистых линий; - проанализировать возможности использования местных сортов-популяций в селекции; - изучить достижения аналитической селекции, запомнить выдающиеся сорта зерновых культур.
Вопросы для самопроверки Чем отличается местный сорт, сорт-популяция, чистая линия? Генетическая структура популяции и чистой линии, эффективность проводимого в них отбора. Достижения аналитической селекции.
Тема 4. Внутривидовая гибридизация
Студент должен: - уяснить понятия синтетическая селекция и гибридизация; - проанализировать типы скрещиваний; - изучить, чем отличаются возвратные, насыщающие скрещивания от ступенчатых и в каких случаях их применяют.
Вопросы для самопроверки Что такое синтетическая селекция, на чем она основана? Почему в большинстве случаев можно применить для создания нового сорта внутривидовую гибридизацию? Типы скрещивания. Какие способы опыления применяются в селекции. Назовите сорта, полученные методом внутривидовой гибридизации.
Тема 5. Отдаленная гибридизация.
Изучая тему, следует: - усвоить отличие отдаленной гибридизации от внутривидовой, ее значение в селекционной практике на современном этапе; - изучить цель отдаленной гибридизации, трудности при скрещивании разных родов и видов; - уяснить причины нескрещиваемости и пониженной плодовитости гибридов первого поколения и способы их преодоления; - определить, какие типы скрещивания применяют при отдаленной гибридизации; - изучить достижения селекции при использовании отдаленной гибридизации.
Вопросы для самопроверки В чем значение отдаленной гибридизации для селекции? Причины нескрещиваемости отдаленных видов и родов, методы ее преодоления. Причины бесплодия отдаленных гибридов и восстановление плодовитости. Назовите основное значение и суть работ Н.Д.Карпеченко. В чем причины недостаточного использования ржано-пшеничных амфидиплоидов в с.-х. производстве? Перспективы использования генетической инженерии в селекции.
Тема 6. Экспериментальный мутагенез и его использование в селекции.
Студент должен: - уяснить достоинства индуцированного мутагенеза; - изучить основные виды мутагенов, методы получения мутантных форм, особенности выявления мутантов у самоопыляющихся и вегетативно размножающихся растений; - изучить задачи, решаемые методом мутационной селекции; - изучить и знать сорта, полученные на основе спонтанных и экспериментальных мутаций.
Вопросы для самопроверки Понятие о мутационной изменчивости, ее значение для селекции. Различные типы мутаций. Методы получения индуцированных мутаций. Роль сорта (генотипа) в экспериментальном мутагенезе. Достижения практической селекции при использовании экспериментального и спонтанного мутагенеза.
Тема 7. Использование полиплоидии, анеуплоидии и гаплоидии в селекции растений.
Студенту необходимо: - знать понятие полиплоидия, типы полиплоидов и их селекционную ценность; - разобрать методы получения полиплоидных форм; - изучить, у каких с.-х. культур достигнуто повышение урожайности и качества методом полиплоидии; - усвоить отличие гаплоидов от полиплоидов, их значение в современной селекции, роль анеуплоидов.
Вопросы для самопроверки Понятие о полиплоидии, типы полиплоидов. Преимущества и недостатки полиплоидных форм. Автополиплоиды, методы их получения, использование в селекции. Аллополиплоиды, их роль в эволюции и селекции. Практические достижения при использовании полиплоидов. Гаплоидия, ее значение в селекции. Какова роль анеуплоидов в современной селекции?
Тема 8. Гетерозис и его использование в селекции
При изучении этой темы студент должен: - усвоить понятие гетерозис; - ознакомиться с историей разработки метода инцухта и его использованием в селекции на гетерозис; - изучить методы создания самоопыленных линий и оценки их комбинационной способности, а также использование их при получении различных типов гибридов, возделываемых в производстве; - понять генетическую сущность цитоплазматической мужской стерильности; - изучить методику создания стерильных аналогов самоопыленных линий и восстановителей фертильности; - знать, у каких с.-х. культур широко используется эффект гетерозиса, чем отличается гетерозисный гибрид от высокоурожайного сорта по своей генетической природе.
Вопросы для самопроверки Что такое гетерозис? Его производственное значение. Использование метода инцухта в селекции на гетерозис. Генетические теории гетерозиса. Что такое самоопыленные линии? Их особенности в сравнении с исходными формами. Методы создания самоопыленных линий. Методы определения комбинационной способности самоопыленных линий. Типы гибридов, используемых в производстве. Как осуществляется перевод гибридов на ЦМС? Основные схемы использования ЦМС при производстве гибридных семян кукурузы и других культур. Метод поликроссов.
Тема 9. Методы отбора.
Необходимо: - знать методы отбора, их варианты в зависимости от поставленных селекционером задач, культуры, исходного материала; - уяснить значение изменчивости, наследственности и отбора в эволюции; - изучить достоинства и недостатки основных методов искусственного отбора - массового и индивидуального; - изучить варианты массового и индивидуального отборов с учетом следующих классификаций: а) у самоопыляющихся культур применяется индивидуальный отбор – однократный, многократный, метод педигри, метод пересева, клоновый ( у вегетативно размножающихся культур ); б) у перекрестноопыляющихся культур применяется индивидуальный отбор – многократный, непрерывный, индивидуально-семейный, семейно-групповой, метод половинок.
Вопросы для самопроверки В чем сущность естественного и искусственного отбора? Разновидности искусственного отбора – массовый и индивидуальный. Достоинства и недостатки массового и индивидуального отборов. Техника проведения массового и индивидуального отборов. Основные варианты массового отбора и их практическое использование в селекции и семеноводстве. Особенности индивидуального отбора у само- и перекрестноопыляющихся и вегетативно размножаемых культур.
Тема 10.Методы оценки селекционного материала.
Студент должен: - изучить полевые, лабораторные и лабораторно-полевые методы оценки; - знать, чем отличается оценка по прямым и косвенным признакам, на каких этапах селекции они применяются; с чем связана оценка в провокационных условиях и на разных агрофонах; - изучить методы и технику оценок на продуктивность, засухоустойчивость, устойчивость к болезням и вредителям, пригодность к механизированному возделыванию, качество продукции.
Вопросы для самопроверки Понятие о полевых, лабораторных и лабораторно-полевых методах оценки. Значение методов оценки на различных этапах селекции в условиях селекционного процесса. Что такое провокационные фоны? Оценка по прямым и косвенным признакам. Методы оценки продуктивности. Основные методы оценки зимостойкости и засухоустойчивости. Методы оценки на устойчивость к болезням и вредителям. Методы оценки на пригодность к механизированному возделыванию. Методы оценки на качество продукции.
Тема 11. Организация и техника селекционного процесса.
Следует: - изучить виды селекционных посевов, их назначение; - проанализировать схему организации селекционного процесса и способы его ускорения.
Вопросы для самопроверки Что такое типичность, точность опыта и принцип единственного различия в селекции? Назначение рекогносцировочных и уравнительных посевов. Назовите способы повышения точности опыта. Механизация работ в селекционном процессе. Требования, предъявляемые к технике полевых работ в селекции (посев, уход, фенологические наблюдения, уборка и учет урожая и т.п.). Виды селекционных питомников и их назначение. Виды сортоиспытаний, их назначение и способы проведения. Основные приемы ускорения селекционного процесса.
Тема 12. Государственное сортоиспытание и рекомендация сортов и гетерозисных гибридов.
Студент должен: - знать порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание, его цели и задачи; - усвоить организационную структуры ГСИ, территориальное размещение сортоучастков, организацию производственного сортоиспытания; - хорошо знать рекомендованные сорта сельскохозяйственных культур в хозяйстве, районе, республике, их хозяйственно-биологические характеристики.
Вопросы для самопроверки Задачи государственного сортоиспытания. Условия и порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание. Структура государственного сортоиспытания и типы госсортоучастков. Методика конкурсного государственного сортоиспытания. Методика производственного государственного сортоиспытания. Порядок и принципы рекомендации сортов. Что такое перспективные и дефицитные сорта? Сорта, рекомендованные для возделывания в хозяйстве, районе, республике и их хозяйственно-биологическая характеристика.
Раздел 2. Семеноводство
Тема 13. Краткая история развития семеноводства
Студенту следует: - изучить историю развития отрасли в стране; - иметь четкое представление о принципах организации промышленного семеноводства, формах специализации семеноводства; - уяснить необходимость создания страховых и переходящих фондов семян, государственных ресурсов; - проанализировать особенности семеноводства в разных регионах Российской Федерации в зависимости от культуры и почвенно-климатических условий.
Вопросы для самопроверки Понятие о семеноводстве как науке и отрасли. Основные задачи семеноводства. Основные причины создания промышленного семеноводства. Значение страховых, переходящих фондов и государственных ресурсов страны. Особенности организации производства семян зерновых культур и трав на промышленной основе. Основные формы специализации семеноводства. Системы семеноводства отдельных культур (зерновых, многолетних трав, картофеля).
Тема 14. Теоретические основы семеноводства. Сортосмена и сортообновление.
При изучении данной темы необходимо: - знать разницу между сортом и гетерозисным гибридом, чем отличается срок их службы в производстве? - изучить с какой целью и в каких случаях проводят сортообновление, чем обуславливаются сроки сортообновления; - уяснить проявление модификационной изменчивости в зависимости от условий выращивания и возможности использования ее в практике семеноводства; - знать, с какой целью и в каких случаях проводят сортосмену, каково значение ускоренного внедрения новых сортов в с.-х. производство; знать причины ухудшения сортов в производстве и меры их предотвращения.
Вопросы для самопроверки В чем состоят особенности технологии выращивания семян? Факторы, обуславливающие урожайные свойства семян. Причины ухудшения сортов и меры их предупреждения. Сортообновление и сроки его проведения. Эффективность использования положительных модификаций в практике семеноводства. Понятие о сортосмене. Значение ускоренного внедрения сортов в с.-х. производство. Основные причины медленного внедрения новых сортов в производство и меры их предупреждения. Состояние и перспективы развития семеноводства по месту работу студента.
Тема 15. Производство семян элиты.
Студент должен: - изучить основные требования государственных стандартов к элитным семенам; - знать, в каких случаях для получения высококачественной элиты, применяют метод индивидуального отбора, а в каких – массового; - уяснить, какие приемы используют в первичных звеньях семеноводства и при размножении семян для получения высококачественной элиты; - знать особенности производства элиты картофеля на безвирусной основе; - изучить схемы производства семян элиты у зерновых культур, картофеля и многолетних трав.
Вопросы для самопроверки Понятие об элите, суперэлите, категориях, репродукциях. Требования, предъявляемые к семенам элиты. Отбор и его роль в семеноводстве. Основные методы и приемы, обеспечивающие поддержание хозяйственно ценных качеств и биологических свойств сорта при выращивании семян элиты. Схемы выращивания элиты семян зерновых и зернобобовых культур. Схема выращивания элиты картофеля на безвирусной основе. Схема выращивания семян элиты многолетних трав. Техника работ в питомниках.
Тема 16. Технология производства высококачественных семян. Послеуборочная обработка семян.
Необходимо: - уяснить основные технологии производства высококачественных семян с учетом биологических особенностей сортов, передового опыта и требований к семенному материалу; - изучить практику выращивания семян в ОПХ, спецсемхозе, семеноводческой бригаде сельскохозяйственного предприятия.
Вопросы для самопроверки Требования к предшественникам при выращивании семян. Специальные приемы выращивания высокоурожайных семян, роль удобрений, сроков сева и других технологических приемов при выращивании семян. Способы повышения коэффициента размножения семян. Меры предупреждения механического и биологического засорения и заражения семян болезнями. Видовые и сортовые прополки, фитопрочистки. Особенности уборки семеноводческих посевов. Пути снижения травмирования семян. Меры по сохранению посевных качеств. Особенности хранения сортовых семян.
Тема 17. Сортовой и семенной контроль в семеноводстве полевых культур.
Студент должен: - знать цели и задачи апробации, порядок ее проведения и оформления результатов; - уметь рассчитывать показатели для определения категории посева; - знать причины выбраковки посевов из числа сортовых и меры по их устранению; - уметь заполнять сортовые и семенные документы, знать показатели качества семян.
Вопросы для самопроверки Значение сортового и семенного контроля. Понятие о методах государственного сортового и семенного контроля. Цель и задачи апробации. Составление апробационных документов. Что такое посевные качества семян? Контроль посевных качеств семян. Документы о посевных качествах семян.
Раздел 3. Задания для контрольной работы и указания по выполнению
В соответствии с учебным планом по курсу «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур» студенты-заочники специальности «Агрономия» выполняют контрольную работу по селекции и семеноводству. Задания для контрольной работы студент получает индивидуально у преподавателя.
Вопросы контрольной работы.
Основные этапы развития селекции. Развитие и достижение селекционной работы в стране. Основные направления и задачи селекции полевых культур применительно к условиям различных почвенно-климатических зон страны. Основные достижения селекции по созданию сортов интенсивного типа зерновых и зернобобовых культур. Достижения выдающихся селекционеров: В.С.Пустовойта, П.П.Лукьяненко, В.Н.Ремесло, А.П.Шехурдина, В.Н.Мамонтовой, Ф.Г.Кириченко, А.Л.Мазлумова, М.И.Хаджинова и др. Понятие о сорте. Требования, предъявляемые к сорту производством. Понятие о сорте. Классификация сортов по происхождению, методам выведения и их значение на различных этапах селекции растений. Значение сорта в сельскохозяйственном производстве. Понятие о экотипе. Эколого-географическая систематика культурных растений и ее использование в селекции. Понятие об исходном материале. Виды, значение и способы получения исходного материала для селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения и формирования культурных растений, значение его в селекции. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова и его значение в селекции. Цель и методы создания и изучения мировой коллекции ВИР; использование ее в селекции. Искусственные методы создания исходного материала, значение их на современном этапе развития селекции. Гибридизация как основной способ создания исходного материала в современной селекции. Значение и принципы подбора родительских пар для скрещиваний. Типы скрещиваний, их краткая характеристика. Значение и использование отдаленной гибридизации в селекции. Трудности отдаленной гибридизации, пути их преодоления. Искусственные мутации, способы получения и использования их в селекции растений. Сорта, созданные на основе мутагенеза. Использование метода полиплоидии и гаплоидии в селекции. Типы полиплоидов и их селекционная ценность. Техника получения и выделения полиплоидов. Метод инцухта и его использование в селекции на гетерозис. Закономерности проявления гетерозиса. Типы гетерозисных гибридов. Способы получения гибридных семян. Комбинационная способность самоопыленных линий и способы ее выявления. Подбор родительских пар при селекции на гетерозис. Виды мужской стерильности растений. Использование цитоплазматической мужской стерильности в производстве гибридных семян кукурузы и других культур. Перевод сортов и самоопыленных линий на стерильную основу. Создание аналогов закрепителей стерильности и воостановителей фертильности. Естественный и искусственный отбор, его значение в эволюции и селекции. Учение Иогансена о популяциях и «чистых линиях», закономерности действия отбора в них. Отбор как основной метод селекции. Сорта, созданные путем отбора из естественных и искусственных популяций. Схема массового отбора и техника его проведения у самоопыляющихся растений. Использование в селекции. Схема и техника проведения индивидуального отбора у самоопыляющихся растений. Использование в селекции. Методы отбора у перекрестноопыляющихся растений, их краткая характеристика. Селекционные основы клонового отбора. Методы оценки селекционного материала, их значение в селекции. 36. Оценка селекционного материала на зимостойкость. 37. Оценка селекционного материала на засухоустойчивость. 38. Оценка селекционного материала на скороспелость, продуктивность и урожайность. 39. Оценка селекционного материала в связи с механизацией возделывания и уборки урожая. 40. Оценка устойчивости сортов к ржавчине, пыльной и твердой головне. 41. Оценка устойчивости зерновых культур к мучнистой росе и корневым гнилям. 42. Оценка устойчивости картофеля к фитофторе и раку. 43. Оценка устойчивости селекционного материала к вредителям. 44. Оценка хлебопекарных и технологических качеств зерна пшеницы. 45. Выбор, изучение и подготовка участка для селекционного процесса. 46. Виды селекционных посевов и их назначение. 47. Питомники исходного материала, селекционные, контрольные, специальные. Их назначение, методика и техника проведения в них работ. 48. Виды сортоиспытаний: предварительное, конкурсное производственное и др. Их назначение и методика их проведения. 49. Типовая схема селекционного процесса с самоопыляющимися культурами. Краткая характеристика видов селекционных посевов и их назначение. 50. Типовая схема селекционного процесса с перекрестноопыляющимися культурами. Отличительные особенности работы в сравнении с самоопыляющимися культурами. 51. Схема селекционной работы с вегетативно размножающимися культурами. 52. Методы ускорения селекционного процесса. 53. Использование методов биотехнологии в селекции растений. 54. Организация государственного сортоиспытания и его задачи. 55. Порядок включения новых сортов и гибридов в государственное сортоиспытание. 56. Государственное регулирование создания и использования селекционных достижений. Что такое семеноводство? Основные этапы его развития. Основные сортовые и семенные признаки и свойства. Звенья системы селекции и семеноводства. Что такое промышленное семеноводство? Основные принципы его организации. Технология промышленного семеноводства. Условия выращивания, обеспечивающие урожайные свойства семян. Модификационная изменчивость и использование ее в практике семеноводства. Причины ухудшения сортов в процессе производственного использования и меры их предупреждения. Сортосмена. Принципы и сроки проведения. Значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Принципы и сроки проведения сортообновления. Значение ее в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Понятие о коэффициенте размножения семян, способы его повышения у различных культур и значение для ускоренного внедрения новых сортов в производство. Приемы ускоренного размножения семян. Основные, страховые и переходящие фонды сортовых семян, их размеры и назначение. Понятие о суперэлите, элите, репродукциях. Требования к элите. Система семеноводства зерновых и зернобобовых культур. Система семеноводства картофеля. Система семеноводства многолетних трав. Система и методика производства элиты зерновых и зернобобовых культур. Система и методика производства элиты кукурузы. Схема и методика производства элиты картофеля. Производство семян элиты многолетних трав. Особенности агротехники семенных посевов. Первичное семеноводство и техника работ в питомниках. Негативный отбор, его значение и использование при выращивании элиты сельскохозяйственных культур. Дефицитные и перспективные сорта, их семеноводство. Агротехнические основы уборки семеноводческих посевов, пути снижения травмирования семян. Послеуборочная обработка семян. Хранение семенного материала. Меры по сохранению посевных качеств семян. Организация, состояние и задачи семеноводства зерновых и зернобобовых культур в вашем районе, республике. Организация, состояние и задачи семеноводства многолетних трав в вашем районе, республике. Организация, состояние и задачи семеноводства картофеля в вашем районе, республике. Государственный сортовой контроль и его задачи. Семенной контроль, его задачи. Государственный контроль за качеством посевного материала и его методы. Отбор и документация образцов для анализа на посевные качества семян. Организация семеноводства в других странах. Составить расчеты семеноводческих площадей полевых культур сельскохозяйственного предприятия по месту работы по форме, приведенной в таблице 1.
План обеспечения весеннего сева семенами
Культура, | Площадь, | Требуется семян, т | Обеспечивается, т | сорт | га | на 1 га | на всю площадь | всего | в т.ч. сорто- вых | в порядке покупки | в порядке обмена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Культура, сорт | Потребность в семенах на посев озимых и яровых под урожай будущего года | Всего требу- ется семян, т | Урожай на семе нных посевах, т/га | Выход чистых семян, т/га | Пло-щадь семен ных по севов, га
| пло- щадь, га | норма высева, т/га | требу- ется, т | страхо вой фонд,т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера вопросов контрольной работы
Вариант |
Номера вопросов
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
| 1, 32, 48, 63, 84, 92 2, 31, 52, 64, 85, 92 3, 34, 54, 65, 83, 92 4, 33, 51, 69, 87, 92 5, 35, 47, 66, 88, 92 6, 36, 50, 67, 86, 92 7, 37, 53, 62, 90, 92 8, 40, 55, 61, 89, 92 9, 38, 49, 60, 91, 92 10, 39, 56, 68, 82, 92 11, 41, 46, 59, 81, 92 12, 30, 45, 58, 80, 92 13, 27, 42, 57, 79, 92 14, 27, 42, 57, 79, 92 15, 28, 44, 55, 78, 92 16, 26. 54, 64, 71, 92 17, 25, 49, 65, 72, 92 2, 24, 46, 67, 89, 92 4, 23, 48, 66, 86, 92 5, 18, 50, 63, 87, 92 6, 19, 51, 68, 85, 92 7, 20, 35, 73, 84, 92 10, 21, 31, 74, 90, 92 14, 22, 32, 75, 83, 92 15, 33, 47, 76, 82, 92 17, 36, 45, 77, 88, 92 18, 35, 52, 61, 81, 92 20, 34, 39, 59, 80, 92 21, 37, 56, 69, 78, 92 24, 38, 55, 70, 79, 92 |
|