Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира.




Скачать 105.27 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира.
Дата30.12.2012
Размер105.27 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
Обучение физике: принцип обязательной успешности


Кабардин Олег Федорович,

Институт научной информации и мониторинга РАО


Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема образовательной практики - развитие интереса к сложному курсу физики и успешность его изучения. Рассмотрены принципы развивающего обучения, деятельностного подхода, проблемного обучения, высокой мотивации, обязательной успешности.

Ключевые слова: личная ориентация в выборе содержания, углубленный теоретический материал, обязательный материал, самостоятельные эксперименты.


Abstract

The paper presents a very relevant problem in educational practice – how to develop interest in a difficult physics course and its successful understanding. The principles of developmental education, the activity approach, problem solving-based education, high motivation, compulsory success.

Keywords: individual orientation in content choice, profound theoretical material, compulsory material, independent experiments.


Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. Школьники должны научиться наблюдать и описывать природные явления, использовать для их изучения измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять зависимости между физическими величинами, применять полученные знания для объяснения природных явлений и принципов действия технических устройств, решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Второе, не менее важное направление, - это развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний. Вкладом в воспитание учащихся в процессе обучения физике должно быть формирование их убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий, воспитание уважения к творцам науки и техники.

В школьной практике задачи развития интеллектуальных и творческих способностей обычно отодвигается на второй план, а на первом плане оказывается задача овладения «суммой знаний». Чтобы обеспечить принцип обязательной успешности, такой подход необходимо преодолевать. По Л.С. Выготскому, обучение и развитие происходят эффективно лишь в том случае, если предлагаемые для обсуждения и решения проблемы по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня развития обучаемого. Школьнику нужно предлагать проблемы, с которыми сегодня он может справиться только с помощью учителя. Тогда завтра он сможет решать их самостоятельно. Это ориентация на «зону ближайшего развития», на «завтра», а не на «вчера». При таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить «трудные проблемы», требующие умственных усилий.

Чтобы мотивировать ученика на решение «трудных проблем» прежде всего, необходимо отказаться от однообразности методов обучения и использовать различные способы возбуждения интереса учащихся, мотивации их учебной деятельности. Нельзя начинать подготовку к уроку с определения перечня элементов знаний и умений, которыми на уроке каждый учащийся должен овладеть. Это в принципе ошибочная позиция. Учащийся учителю ничего не должен. А учитель учащемуся должен помочь учиться, так как он сам выбрал профессию учителя и заключил трудовой договор с обществом, поступив на работу. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с поиска ответов на такие вопросы, как «Чем может быть интересна эта тема учащимся?» и «Как я смогу привлечь их внимание к изучению этой темы?»

Учитель также должен определить способ, которым он сможет проверить достижение поставленных перед собой целей. Не контроль и оценка результатов работы учащихся на уроке, а контроль результатов своей работы с целью внесения коррекции в случае необходимости.

Физика как учебный предмет в сравнении с другими предметами обладает таким существенным потенциальным преимуществом, как возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Но не надо забывать, что способности учащихся удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5-10 минут.

Как удержать интерес на уроке? Основной ключ к решению этой проблемы - деятельностный подход к процессу обучения. Познание и развитие способностей человека происходят только в процессе самостоятельной и активной познавательной деятельности. Поэтому все доступные и безопасные опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез нужно стараться передавать учащимся для самостоятельного выполнения.

Эффективным средством повышения уровня мотивации к познавательной и творческой деятельности может служить метод проблемного обучения. Это постановка перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих серьезных умственных усилий, выполнения экспериментальных исследований, обработки и теоретического осмысления полученных результатов.

Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Да, принцип обязательной успешности обучения у многих вызывает сомнения. Почему это обучение физике должно быть обязательно успешным для всех учащихся в классе? Пусть каждый ученик получает оценки в соответствии со своими способностями и усердием в процессе обучения. Такой подход к оценке результатов обучения практически общепринят в современной практике работы школы. Он вполне обоснован логически и опирается на нормативные документы. В чем же заключается его порочность?

Первое и самое важное: ученик - не продукт, на котором нужно ставить знак сорта. Ученик - человек, и должен быть целью, а не средством.

Ученик - не объект обучения, не материал, из которого школа формирует выпускника по заданным параметрам, а субъект, равнозначимый любому другому человеку. Ученик - это цель, а школа, учителя, учебные предметы должны играть роль средств, служащих этой цели, помогающих развитию индивидуальных способностей каждой личности. Долг учителя - средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Неуспевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя заметить эти успехи и заслуженно оценить.

Такой подход к оценке учебной деятельности учащихся изменит отношение к процессу обучения. Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов - нет желания к продолжению деятельности. Нет желания - нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным. Нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им «самостоятельно» найти решение этих проблем. На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода с деятельностным подходом к обучению - это предложение школьникам самостоятельных экспериментальных заданий.

Возникает вопрос - не противоречит ли принцип обязательной успешности системе единого государственного экзамена?

Это противоречие лишь кажущееся, формальное. Во-первых, если плохими оценками отбить желание учиться уже в основной школе, то мало оснований рассчитывать на большие успехи к окончанию средней школы. Во-вторых, идеальное достижение требований образовательного стандарта по физике относится не ко всем выпускникам средней школы, а лишь к тем, кто выбирает профиль дальнейшего обучения, требующий владения школьным курсом физики. Если учитель физики в основной школе будет руководствоваться принципом победного обучения, то у него будет больше учеников, выбирающих такие профили дальнейшего обучения. Соединение принципа развивающего обучения, деятельностного подхода к организации процесса обучения, проблемного обучения, требования достижения высокого уровня внутренней мотивации к учению и требования обязательной успешности обучения для всех учащихся является весьма сложной задачей для учителя. Добавление еще одного принципа - принципа личностно ориентированного обучения - может сделать задачу обучения физике более достижимой. В соответствии с этим принципом, объем содержания обучения, уровень его сложности в значительной мере должен определять для себя сам учащийся. К сожалению, имеется ряд серьезных препятствий для реализации на практике таких прогрессивных и потенциально эффективных принципов и подходов к процессу обучения. Среди препятствий первым можно назвать значительное несоответствие между традиционно предлагаемым объемом обязательного учебного материала и временем, отводимым на его изучение. Традиционная методика по схеме «прослушай - прочитай - воспроизведи» требует - для заучивания и воспроизведения! - в 2-3 раза меньших затрат времени, чем методика изучения того же материала на основе принципа проблемного обучения и деятельностного подхода.

Второе препятствие - отсутствие учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов, ориентированных на применение проблемных методов обучения и деятельностного подхода к обучению.

Эти препятствия можно устранить, приняв позицию о соотношении целей и средств в процессе школьного обучения: цель - это ученик, максимальное развитие его индивидуальных способностей, а школа, учебные предметы, учителя - это средства достижения цели. В этом случае образовательные стандарты - лишь систематизированный свод материалов, предлагаемых учителю и учащимся для достижения основных целей обучения: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Этот свод материалов должен быть заново рассмотрен и проанализирован с позиций пригодности его элементов для проблемного метода и деятельностного подхода к организации процесса обучения. На основе результатов такого анализа может быть осуществлено новое структурирование учебного материала, выполнен подбор учебных проблем, разработаны экспериментальные задания и комплекты задач, сделано тематическое планирование учебного материала.

В результате анализа учебного материала и его но­вого структурирования должно произойти существенное, не менее чем на 50%, сокращение объема учебного материала, предлагаемого в качестве обязательного для изучения всеми школьниками. Только при выполнении этого условия можно осуществить переход от вербального метода обучения к проблемному, от пассивного восприятия информации к самостоятельной деятельности учащихся.

Речь идет лишь о сокращении в учебниках объема учебного материала, предлагаемого в качестве обязательного для изучения всеми школьниками. Это может быть достигнуто путем более строгого отбора обязательного материала, выделения самого главного в каждой теме. Новое структурирование учебного материала должно сопровождаться разработкой дополнительных материалов по каждой теме для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению физики. В результате общий объем учебного материала по физике, предлагаемого учащимся основной школы, будет не только полностью соответствовать образовательному стандарту, но даже несколько превосходить его обязательные требования. Сокращение в два раза объема обязательного материала в учебнике освобождает время для занятий по интересам всем учащимся. Тем, кому интересна физика, учебник предоставит углубленный теоретический материал и задания для выполнения самостоятельных экспериментов. Остальные учащиеся получат больше свободного времени для занятий по тем предметам, которые им более интересны.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении является мягкой формой дифференциации. Очень важно, что «вход» в эту форму дифференциации и «выход» из нее открыты на каждом уроке. Свобода «входа» и «выхода» в любое время является признаком реальной личностной ориентации процесса обучения. Эта особенность привлекательна для многих учащихся, у которых возникает интерес к определенной теме, но они не хотят связывать себя обязательством заниматься физикой углубленно, на повышенном уровне.


Литература

  1. Божович Е.Д. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2000.

  2. Кабардин О.Ф. Психодидактические аспекты проблем школьного учебника // Психодидактические аспекты современного образования. - М., 2004.

  3. Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей в современной школе. – Черноголовка: ИНИМ РАО, 2009. // www.inim-rao/ru

  4. Кабардин О.Ф. Физика. Личностно-ориентированные учебники для основной школы. Учебники для 7, 8, 9 классов. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Лебедева В.П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. / под. ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002.

  6. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6.



К сведению читателя1:

«…Учебно-методический комплект по физике для учащихся 7-9 классов «Архимед» О.Ф. Кабардина, выпускаемый с 2009 года, относится к учебникам нового поколения. В состав комплекта входят учебники 7, 8, 9 классов, книги для учителя к каждому учебнику, рабочая тетрадь к каждому учебнику. Учебники Кабардина О.Ф. для 10-11 классов в настоящее время проходят апробацию.

Первое существенное отличие учебников этой серии от традиционных учебников заключается в том, что в каждом учебнике четко выделен учебный материал для обязательного изучения всеми школьниками и объем этого материала примерно в два раза меньше, чем в традиционных учебниках. Например, в учебнике физики 7 класса для обязательного изучения предлагается 35 параграфов вместо 64 в традиционном учебнике.

Вторая особенность учебников серии «Архимед» связана с новой формой предъявления учебного материала учащимся. Обязательный материал по каждой теме представлен на одном развороте учебника, на двух страницах. Весь материал для изучения на одном уроке находится перед глазами учащегося, перед ним ставится обозримая проблема, вполне посильное по объему задание. На одном развороте легко найти материал для ответа на контрольные вопросы, формулу для решения задачи.

Учебник фиксированного формата четко определяет, что нужно сделать в классе за один урок, какие виды деятельности учащихся целесообразно использовать при изучении этого материала.

Третья особенность учебника в том, что он ориентирован на организацию систематической самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся на уроках. Например, в традиционном учебнике физики 7 класса даны описания 10 лабораторных работ, и эти описания помещены в конце учебника. Тем самым учебник как бы дает сигнал, что лабораторные работы не являются необходимой частью при изучении каждой темы.

В учебнике для 7 класса серии «Архимед» предлагается 24 лабораторные работы. Каждая из них является органичной частью определённого урока, помещена на соответствующем развороте учебника для обязательного изучения. Аналогично включены в содержание основного учебного материала задания по выполнению самостоятельных опытов и экспериментальных заданий в учебниках 8 и 9-го классов.

Уникальность комплекта серии «Архимед» по сравнению с другими УМК по физике для основной школы на рынке учебной литературы заключается в том, что:

  • это первый комплект учебников физики, ориентированный на личностно ориентированный подход к процессу обучения. При этом подходе ученик – не объект обучения, не материал, из которого школа должна сформировать человека по заданным параметрам, а субъект, равный любому другому человеку. «Любой учебный предмет должен рассматриваться не как цель, которой должен достигнуть учащийся, а лишь как одно из средств для достижения основной цели образования - максимального развития индивидуальных способностей каждой личности» - утверждает автор серии «Архимед».

  • это первый комплект учебников физики фиксированного формата (обязательный материал одного урока на одном развороте);

  • это первый комплект учебников физики с числом параграфов в два раза меньшим числа уроков;

  • это первый комплект учебников физики с полноцветными иллюстрациями…».

1 Психодидактика в теории и практике развивающего образования, ч. 1-2. // под ред. Лебедевой В.П. 2008, 2009. [Электронный ресурс: http/inim-rao.ru].

Похожие:

Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconТематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе
Освоение знаний о механических, тепловых и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconОбразовательный стандарт основного общего образования по физике
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconИзучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconИли методы научного познания мира
Данный курс создает условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента,...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconМетоды научного познания и физическая карта мира
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике....
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconФизика и астрономия
Основной целью обновлённого содержания является формирование представлений о методах научного познания, системного подхода к овладению...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconПояснительная записка. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированных на естественно-математический профиль развитие интереса к физике и решению физических задач (1 блок)
Совершенствование знаний и умений; формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. iconУрока: обучающая формирование зун по теме «Электрическое поле»
Зун по теме «Электрическое поле»; воспитательная – развитие навыков самостоятельной работы; развивающая – формирование представлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница