Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта




Скачать 242.13 Kb.
НазваниеПример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта
Дата29.12.2012
Размер242.13 Kb.
ТипКраткое содержание
Приложение


ПРИМЕР УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

«Великий и беспощадный…»


Краткое содержание проекта

Данный проект предназначен для учащихся 7 класса и направлен на изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в базовом курсе "В мире литературы. 7 класс" (Под редакцией А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2007). Проект предполагает использование материала по истории, литературе, изобразительному искусству. Доминирующая деятельность в проекте – исследование.

В ходе работы над проектом школьники работают с разнообразными источниками, собирают информацию.

У учащихся формируются основные умения XXI века:

  • ответственность;

  • творческий потенциал и любознательность;

  • сотрудничество и взаимодействие;

  • постановка и решение проблемы;

  • саморазвитие;

Продолжительность проекта – 6 академических часов в течение второй учебной четверти.


Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

  • Иван Грозный – деспот или благодетель, реформатор или ретроград?

Проблемные вопросы

  • Что послужило причиной создания опричнины, и каковы ее последствия?

  • Какие реформы были проведены Иваном Грозным в XVI веке?

  • Каков смысл столкновения главных героев поэмы М.Ю.Лермонтова?

  • Какова авторская оценка изображаемого?

Учебные вопросы

  • Опричнина. Причины, последствия, значение. Взгляды историков на это явление.

  • Реформы Ивана Грозного и их значение в истории русского государства.

  • Образы Калашникова, Кирибеевича, Ивана Грозного. Внутренний мир героев. Содержание конфликта между ними.

  • Авторская оценка поступков героев поэмы.

  • Изображение Москвы XVI века, Ивана Грозного в искусстве.


План проведения проекта

  1. Формулирование темы исследования для учеников (1-й урок)

  2. Формирование групп и выдвижение гипотез решения проблем (1-й урок)

  3. Выбор творческого названия проекта, обсуждение плана работы (2урок)

  4. Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий (3-4уроки)

  5. Подготовка презентации, Вики-статьи, буклета (5-й урок)

  6. Защита полученных результатов и выводов (6-й урок)


Процедуры обучения

На первом занятии в рамках учебного проекта проводится беседа с учениками для того, чтобы выяснить их знания по теме проекта (формирующее оценивание), а также мотивировать на участие в проекте, и поделить класс на 3 рабочие группы (см. Приложение 1). В ходе беседы учитель знакомит учащихся с планом работы над проектом, критериями оценивания готовых продуктов (см. Приложение 2), а также проводит анкету для участников проекта (см. Приложение 3). Тест для участников проекта (см. Приложение 4) поможет учащимся корректно использовать термины.

Критерии оценивания проекта будут ориентиром для учащихся в требованиях и стандартах выполнения исследования. Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы позволит ученикам получить обратную связь от одноклассников и учителя. Дидактический материал (см. Приложение 5) поможет учителю оценить качество освоения учебного материала. В процессе работы учащиеся заполняют листы самооценки работы в группе «Мои достижения» (см. Приложение 6).

В ходе выступлений в конце проекта группы демонстрируют результаты своей деятельности. Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний. Можно использовать приём «Шесть шляп мышления» (см. Приложение 7).


Предварительные навыки

Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:

  1. хорошее знание текста романа;

  2. знания литературных терминов: композиция, сюжет, фабула, тема, идея, проблематика, конфликт, художественный образ, замысел автора;

  3. тесная связь с событиями истории;

  4. навыки работы с текстом, с книгой, с каталогом, со справочной литературой, с компьютером.


Средства дифференцированного обучения


Возможности для учеников

Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные (литературные) и общеучебные умения. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.


Одаренные ученики

Для участников проекта одной из форм реализации является защита исследований на школьной и районной конференциях «Юность – науке и технике».


Список информационных источников

  1. Валишевский К. Иван Грозный. М. 2006 г.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки Отечественной Истории до XIX века СD.

  3. В мире литературы. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, и др; под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М., 1982.

  5. Казиев С.Ш, Бурдина Е.Н., История России (в таблицах и схемах) М., 1998.

6. Ключевский В.О. “Исторические портреты”.

  1. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989.

  2. Лермонтовская энциклопедия. М, 1981.

  3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1983.

  4. Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.



Приложение 1.

Групповые задания к проекту «Великий и беспощадный…»


Искусствоведы

Историки

Литературоведы

Цели исследования:

    • выяснить, как представлен образ Ивана Грозного на полотнах русских художников;

    • расширить свои представления об эпохе XVI века.

Задачи исследования:

      1. Совершить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею.

      2. Посетить исторический отдел библиотеки.

      3. Познакомиться с картинами В. Васнецова, И. Репина.

      4. Раскрыть характерные черты личности Ивана Грозного.

      5. Описать облик Москвы XVI века.

      6. Изучить костюмы эпохи Ивана IV и представить свое видение в форме творческой работы.

      7. Оформить проведенные исследования.

      8. Провести публичную защиту результатов исследования.


Результат: презентация по теме: «Эпоха Ивана Грозного в изобразительном искусстве».

Цели исследования:

    • изучить эпоху Ивана IV Грозного;

    • Выявить прогрессивность реформ царя и отрицательные последствия политики Ивана IV.

Задачи исследования:

      1. Изучить внутреннюю и внешнюю политику Ивана Грозного.

      2. Исследовать реформы 1549-1560 г.г.

      3. Сравнить успехи и просчеты во внешней политике Ивана IV и их отражение на международном авторитете России.

      4. Выяснить причины введения опричнины и ее последствия для России.

      5. Изучить представления историков об образе Ивана Грозного.

      6. Обобщить полученные материалы и оформить их.


Результаты: буклет по теме: «Два Ивана в истории», презентация «Биография Ивана Грозного».



Цели исследования:

    • выяснить роль опричнины в эпоху Ивана Грозного;

    • охарактеризовать героев поэмы Лермонтова. Выяснить роль Ивана Грозного в их судьбе;

    • сформулировать смысл конфликта между героями.

Задачи исследования:

      1. Составить характеристики главных героев поэмы: Ивана Грозного, Калашникова и Кирибеевича.

      2. Выяснить и определить содержание основного конфликта между Иваном Грозным и его подданными.

      3. Сравнить участников столкновения и выяснить авторское отношение к изображаемому.

      4. Написать сочинения на предложенную тему, создать произведение в стиле устного народного творчества и оформить литературную страничку.

      5. Обобщить полученные результаты и оформить их.


Результаты: буклет по теме: «Иван Грозный в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»; брошюра с творческими работами на тему: «Какую роль сыграл Иван Грозный в судьбах Кирибеевича и Калашникова?»; литературная страничка «Песни про царя Ивана Васильевича».

Приложение 2.


Критерии оценивания презентации

Команда учеников __________________             Дата _________

Тема исследования _________________   Эксперт ___________________

Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Отражены цели исследования и выводы.

10










Содержание слайдов соответствует теме.

10










Тема раскрыта полно.

10










Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам.

10










Приведён список использованных ресурсов.

5










Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично.

5










Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.

5










Использование эффектов анимации логично.

5










Организация

Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно.

10










Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией.

10










Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы.

20










Общая оценка

100











Отличная работа 100 – 90 баллов

Хорошая работа 85 – 75баллов

Удовлетворительная работа 70 – 60

Публикация нуждается в доработке 55 – 45

Слабая работа 40 - …


Критерии оценивания публикации (буклета)

Команда учеников ___________________                 Дата _________

Тема исследования __________________   Эксперт ___________________


Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Работа доказывает понимание темы исследования.

20










Грамотно используются термины.

10










Информация достоверна.

10










Сделаны выводы.

20










Дизайн

Оформление 1-й страницы.

5










Оформление 2-й страницы.

5










Графика соответствует содержанию.

2










Количество текста разумно.

2










Орфография и внешний вид

Грамотность.

2










Текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения.

2










Приятный внешний вид.

2










Планирование

Продуманность использования буклета.

20










Сумма баллов

100











Отличная работа 100 – 90 баллов

Хорошая работа 89 – 79 баллов

Удовлетворительная работа 78– 68

Публикация нуждается в доработке 67– 57

Слабая работа 56 - …


Критерии оценивания Вики-статьи

Команда учеников _____________________________      Дата _________

Тема исследования _____________________________ Эксперт ___________________

Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Структура Вики-статьи 

Название работы. 

5










Авторы. 

5










Разделы выдержанны в логической последовательности. 

5










Содержит ссылки на используемые ресурсы. 

5










Содержание Вики-статьи 

Определена тема исследования. 

5










Определены цели и задачи исследования.

5










Сформулированы гипотезы.

5










Выделены этапы работы, содержит выводы. 

5










Полученные в ходе проведенных исследований данные, подтверждены практически. 

5










Подведены итоги. 

5










Отвечает на ОВП и проблемные вопросы.  

5










Оформление Вики-статьи 

Единый стиль оформления. 

5










Сделаны  акценты на более значимую информацию. 

5










Использованы статические объекты для иллюстрации содержания. 

5










Оформление не отвлекает от содержания.  

5










Текст структурирован, четок и лаконичен. 

5










Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

5










Наличие гиперсвязей с другими страницами. 

5










Сумма баллов

90










 

Отличная работа 90 – 80 баллов

Хорошая работа 75 – 67 баллов

Удовлетворительная работа 60 – 50

Публикация нуждается в доработке 45 – 35

Слабая работа 30 - …


Приложение 3.


Анкета для участников проекта


  1. Чем вызвано ваше желание участвовать в проектной деятельности?

    1. Требованием родителей;

    2. Желанием получить хорошие оценки по литературе, истории, ИЗО;

    3. Стремлением получить глубокие знания по литературе и истории;

  2. Какую оценку вы бы хотели получить за свой проект?

    1. Отлично;

    2. Хорошо;

    3. Удовлетворительно;

    4. Любую;

    5. Не нуждаюсь в оценке;

  3. Какому виду деятельности при работе над проектом вы отдадите предпочтение?

    1. Самостоятельному поиску источников информации;

    2. Работе с учебной литературой и другими источниками;

    3. Самостоятельному оформлению результатов работы;

  4. Где, кроме уроков, вы планируете получать информацию для своего проекта?

    1. Дома от родителей или родственников;

    2. От друзей;

    3. Из электронных носителей;

    4. В библиотеке из учебной, справочной, научно-популярной, художественной литературы;

    5. Из Интернет;

  5. Содержание какого учебного материала у вас вызывает повышенный интерес?

    1. Биография царя;

    2. Историческая эпоха;

    3. Отражение эпохи в художественной литературе;

    4. Отражение эпохи в произведениях искусства;

    5. Исследования проблемы личности;

    6. ИКТ и использование их при изучении учебной темы;

  6. Какие исследования вызывают у вас больший интерес?

    1. С использованием учебной литературы;

    2. С использованием научно-популярной литературы;

    3. С использованием справочной литературы;

    4. С использованием художественной литературы;

    5. Анализ художественной литературы;

    6. Анализ исторических документов;

    7. Анализ произведений искусства



Приложение 4.


Тест для участников проекта

«К вершине знаний»


Задание: найди соответствие между термином и его объяснением, соедини правильные ответы стрелками.


Термин

Объяснение

Тезис

Положение, истинность которого должна быть доказана.

Анализ

Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.

Синтез

Научное предположение, достоверность которого не доказана.

Буклет

Совокупность каких-то элементов, образующих определенное единство по общему признаку.

Исследование

Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета в единстве его частей.

Аннотация

Краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание.

Гипотеза

Научное рассмотрение явлений в целях познания, изучения.

Система

Представление чего-либо.

Презентация

Краткий путеводитель, реклама, проспект в форме книжки, раскрывающейся как ширма.

Вики-статья

Статья, которую любой желающий может свободно отредактировать, и изменения будут сразу же учтены и отображены на сайте Вики-Вики.



Приложение 5.

Дидактический материал

к проекту «Великий и беспощадный…»


Схема анализа литературно-художественного произведения

1. История создания

2. Тематика

3.Проблематика

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос

5. Жанровое своеобразие

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения)

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения

12. Место произведения в творчестве писателя

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.


Карта – задание

Перед вами карта Москвы периода опричнины. Объясните слово «опричнина». По какому принципу шло разделение земель между опричниной и земщиной. При ответе используйте карту.



Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя


А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля,

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы; критики.







Таблица для осмысления текста критической статьи

Дорогие участники проекта!

Вам необходимо в группах ознакомиться с предложенным текстом и

проанализировать содержание, заполняя сводную таблицу

«Плюс, минус, интересно».


Плюс

Минус

Интересно











Примечания:

1. В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы, которые являются наиболее важными.

2. В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах, проблемах.

3. В графе «Интересно» отмечаются те факты, положения, которые являются интересными, неожиданными.


Приложение 6.

Самоанализ работы в группе

«Мои достижения»


Критерии

Абсолютно

согласен

Согласен

Частично

согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.













Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.













Я высказываю в своей группе конструктивную критику.













Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.













Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.













Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.













Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.














Приложение 7.

«Шесть шляп мышления»

Каждому ученику (или группе) предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.




Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без

объяснения причин их возникновения.




Белая – перечень фактов.




Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).




Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.





Зеленая шляпа ищет ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.





Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.



Похожие:

Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconКраткое содержание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconОписательное или творческое название проекта Решение задач средствами ms excel Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconКраткое содержание проекта
Данный учебный проект направлен на расширение знаний учащихся об одной из основных теорем геометрии теореме Пифагора. В ходе реализации...
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconКраткое содержание проекта Данный проект разработан для уроков окружающего мира и естествознания 4-6 классов по темам «Леса России»
«Визитной карточки» проекта «Там на неведомых дорожках в лесах таинственной Мещёры»
Пример учебного проекта «Великий и беспощадный…» Краткое содержание проекта iconМожет ли компьютер заболеть?
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница