Реферат по "Русскому языку и культуре речи" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме.




Скачать 247.47 Kb.
НазваниеРеферат по "Русскому языку и культуре речи" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме.
Дата29.12.2012
Размер247.47 Kb.
ТипРеферат
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, формулирующий требования к уровню подготовки специалистов, включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс под названием “Русский язык и культура речи”.

Цель курса. Научить будущих специалистов с высшим образованием правильному стилистическому использованию речевых средств, ознакомить с современными нормами русского языка, выработать у них лингвистическое чутье, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными жаргонами, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.

К зачету допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы и прошедшие по ним собеседование.

Для получения зачета студент должен:

  • самостоятельно изучить теоретический материал курса по утверждённой программе;

  • написать реферат по выбранной теме;

  • показать знание теоретических положений на практике при выполнении различного рода упражнений.



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


Реферат по "Русскому языку и культуре речи" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме.

Назначение реферата состоит в формировании способности к самостоятельному изучению научной и критической литературы; навыков связного логического изложения темы.

Реферат должен включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

Ориентировочный объем реферата 20-25 страниц. Темы рефератов могут быть определены индивидуально при условии предварительного согласования студента с преподавателем.


1. Введение в курс "Русский язык и Культура речи"

1. Культура языка.

2. Культура речи – понятие многозначное.

3. Культура речи как научная дисциплина.

4. История русского языка.

5. Современные концепции культуры речи.


2. Язык и его свойства

1. Язык как знаковая система передачи информации.

2. Формирование норм литературного языка.

3. Языковая норма – явление историческое.

4. Способы передачи чужой речи.

5. Словосочетание.


3. Речь в межличностных и общественных отношениях. Общение – социальное явление

1. Язык и речь.

2. Речь и её особенности.

3. Структура речевой коммуникации.

4. Речь и взаимопонимание.

5. Особенности речи в межличностном общении.

6. Средства общения (вербальное и невербальное общение).

7. Речевая деятельность.

8. Значение речевой деятельности для человека и общества.

9. Коммуникативно-речевой акт в жизни общества.

10. Речь – самораскрытие и самооценка.

11. Значение речи в общественных отношениях.

12. Речь в социальном взаимодействии.


4. Основы классической риторики

1. Основы классической риторики.

2. Риторические традиции в России.

3. Русская риторика.

4. XVIII век - пик расцвета риторики в России.

5. XX век - Ренессанс российской риторики.


5. Разновидности речи

1. Классификации и общая характеристика формы речи.

2. Функциональная взаимосвязь письменной и звуковой речи.

3. Устная речь.

4. Письменная речь.

5. Художественная речь.

6. Монологическая речь.

7. Речевая структура газетной речи.

8. Научный стиль речи.

9. Речь в научно-лингвистическом аспекте.

10. Диалогическая речь.


6. Ораторская речь. Речевой этикет

1. Ораторская речь в эпоху античности.

2. Мастерство устного выступления.

3. Логика ораторской речи.

4. Этика ораторского выступления.

5. Эстетические качества речи.

6. Культура речевого этикета.

7. Обращение в русском речевом этикете.

8. Деловой этикет.

9. Назначение речевого этикета.

10. Функции речевого этикета.


7. Выразительность речи и чтения. Техника речи

1. Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи.

2. Техника речи и упражнения для развития техники речи.

3. Чтение лирики.

4. Чтение драматических произведений.

5. Читай так, как говоришь.

6. Дикция и выразительное чтение.


8. Логические и психологические приемы полемики

1. Логические и психологические приемы полемики.

2. Спор как форма организации человеческого общения.

3. Споры в Древней Греции.

4. Споры в современном обществе.

5. Социально-психологические аспекты спора.

6. Справедливость и право.

7. Развлечение и игра.


9. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор

1. Деловая беседа.

2. Деловое совещание.

3. Телефонный разговор.

4. Особенности служебно-делового общения.

5. Коммуникация в организациях.


10. Речевые коммуникации в деловых переговорах

1. Речевые коммуникации деловых переговоров.

2. Деловые контакты.

3. Актуализация деловых контактов.

4. Стратегия и тактика переговоров.

5. Контроль и оценка деловых переговоров.


11. Использование технических средств коммуникации. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой

1. Средства массовой информации и культура речи.

2. Использование технических средств коммуникации.

3. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой.

4. Информационное поле и информационная норма СМИ.

5. Средства речевой выразительности.

6. Телевизионные дебаты - традиции и инновации.

7. Русский язык на газетной полосе.

8. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации.

9. Роль языка в средствах массовой коммуникации.

10. Пропаганда и внушение.


12. Совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков

1. Письмо – ступени его развития.

2. Русская пунктуация.

3. Способы передачи чужой речи.

4. Правописание.

5. Совершенствование речевых навыков.

6. Фонетика и графика.

7. Орфография.

8. Морфологический характер русского правописания.

9. Синтаксис и пунктуация.

10. Лексика и фразеология.


13. Качество грамотной речи

1. Грамотный человек – обязанность или необходимость.

2. Письменность – одно из самых существенных культурных завоеваний человека.

3. Звуки и буквы.

4. Тростниковая бумага и деревянные книги.

5. От картинки к букве.

6. Загадочное славянское слово.

7. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.


14. Словари – источник знаний

1. Словари в жизни человека.

2. Словарь В.И. Даля - сокровищница меткого русского слова.

3. Словари – источник знаний.

4. Значение словаря А.Г. Преображенского для современного российского общества.

5. Этимологический словарь – заветная дверь в волшебный мир познания и размышления.


Рекомендуемая литература


1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синомических рядов./Под ред. Л.А. Чешко.-5-е изд., стереотип. – М., 1986.

2. Богачев Ю.П., Лапшин В.А., Посадкова Т.Ф., Шелестова З.А. Основы культуры и искусства речи. - М., 1999.

3. Блок А.А. Избранные сочинения./Вступ. статья и сост. А. Туркова; примеч. Р. Романовой; ил. М. Рудакова. – М., 1988.

4. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2002.

5. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской ре-чи/Новые темы в программах школы и вуза. – Ростов-на-Дону, 1997.

6. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся. – М., 1974.

7. Гете И. В. Фауст. Лирика: Пер. с нем./Вступ. статья и примеч. Ал.В. Ми-хайлова; худож. В. Носков. - М., 1986.

8. Гейне Г. Избранные сочинения: Пер. с нем./Редкол.: Л. Андреев, Г. Бер-ников, Г. Гоц. и др.; сост., вступ. статья и комент. А. Дмитриева. – М., 1989.

9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2000.

10. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

11. Древнегреческая трагедия. – Новосибирск, 1993.

12. Ефремов Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

13. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия. Учеб. посо-бие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов/Под ред. проф. Я.Н. Засурского. Сост. А.Ф. Головиченко, Н.П. Козлова, Б.И. Колесни-ков. – М., 1976.

14. Земский А.М. и др. Русский зык: В 2-х ч.: Ч.1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед./А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; под ред. В.В. Виноградова.-12-е изд., стереотип. – М., 1998.

15. Земский А.М. и др. Русский зык: В 2-х ч.: Ч.2. Синтаксис: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед./А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; под ред В.В. Виноградова.-12-е изд., стереотип. – М., 1998.

16. Кавецкая Р.К., Ленченко К.П., Медянский С.М., Сычева С.Н. Сборник упражнений по современному русскому языку (Введение, лексика, фра

зеология, лексикография, фонетика, фонология, орфоэпия). – Воронеж, 1997.

17. Крылатые слова и выражения/Сост. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. – М., 2001.

18. Крылов И.А. Избранное/вступит. ст. прим. Н. Степанова; ил. Н. Бочаро-вой. – М., 1986.

19. Культура русской речи: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К. Грауди-ной и Е.Н. Ширяева. – М., 2002.

20. Мандельштам О. Отклик неба: Стихотворения, критическая проза/Сост. и авт. предис. Л. Бельская. – Алма-Ата, 1989.

21. Мольер. Пьесы. – М., 1997.

22. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М., 2000.

23. Пастернак Б.Л. Избранное. В 2 кн. Кн. 1. Стихотворения и поэмы. Для уч-ся ст. классов сред. шк./Сост., авт. коммент. В.Г. Смолицкий; авт. предисл. Е.Б. Пастернак. – М., 1991.

24. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический сло-варь русского языка: Пособие для учащихся. – М., 1985.

25. Пристли Дж. Б. Повести. Рассказы. Пьесы: пер. с англ./Послесл. Н. Ана-стасьева; ил. В. Костицына. – М., 1988.

26. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы.-3-е изд., перераб. – М., 1992.

27. Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период)./Вступ. статья и сост. Евг. Осетрова. – М., 1977.

28. Русская литература XX века: Дооктябр. Период: Хрестоматия: Учеб. по-собие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз и лит.»/Сост. Н.А. Трифонов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 1987.

29. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002.

30. Русский язык и культура речи: Практикум/Под ред. проф. В.И. Макси-мова. – М., 2002.

31. Словарь иностранных слов и выражений/Авт.-сост. Е.С. Зенович. – М., 2000.

32. Советская поэзия 60-70-х годов./Сост. А.А. Целищев; вступ. ст. Е.И. Осетрова. – М., 1985.

33. Современный русский язык: сборник упражнений. Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М.,1990.

34. Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения./Сост и вступ. статья Н. Скатова. – М., 1988.


ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Каждый вариант контрольной работы состоит их пяти заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1 или 2, выполняют вариант № 1, на 3 или 4 – № 2, на 5 или 6 – № 3, на 7 или 8 – № 4, на 9 или 0 – № 5.

  2. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр (если он имеется), адрес, номер контрольной работы. В конце работы необходимо указать список литературы.

  3. Контрольная работа должна быть написана чернилами, аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.



ВАРИАНТ № 1.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.

В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Задание 2.

Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

  1. По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) ***(побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

  2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требоваться) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

  3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.

  4. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

  1. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

  2. Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта.

  3. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства.

  4. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

  1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

  2. Так мы и живем: семь в одной комнате.

  3. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

  4. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

Задание 5.

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

  1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля.

  2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

  3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя.

  4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.



ВАРИАНТ № 2.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером На его экране они видят то что хотят а не то что им навязывает общество в образе телевизора молочного магазина или родного института Одна из самых любимых фишек молодежи хакерство Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты курсовики дипломные работы Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти зато сколько кайфа И еще В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа А какая идея тебе близка

Б. Дополнительное предположение о том что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию необходимо для того чтобы предметом анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состояние когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников Проверить соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна

В. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и коммерческий акт составленный органами транспорта рекламационный акт составленный с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны получающей товар

Задание 2.

Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

  1. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.

  2. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог.

  3. С изумлением мы узнавали свою группу крови.

  4. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.

  5. Это препятствие нелегко одолеть.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

  1. Доверительные трастовые операции широко развиты за рубежом. Потребность в трастовых услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами.

  2. Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.

  3. Эксклюзивные скидки.

  4. Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали имидж комнаты для брифингов, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

  1. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

  2. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.

  3. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

  4. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Задание 5.

Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

  1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.

  2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными.

  3. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

  4. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году.

  5. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.



ВАРИАНТ № 3.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.

Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника которая стала настоящим бестселлером в США Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей Автор утверждает что карманное воровство не только простое и выгодное но также и достаточно безопасное занятие в России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах сумках кошельках Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой до десяти лет

В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-техничес-кого потенциала в России в ходе реформ это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу разноречивы

Задание 2.

Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

  1. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.

  2. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

  3. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.

  4. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.

  5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

  1. Несмотря на затянувшиеся экономические и финансовые трудности, настроение у Славы весеннее. На днях он с триумфом выступил на открытии международной выставки “Премьера коллекции” в Манеже. От души поздравляем первого российского кутюрье.

  2. Реклама: “АЛТЕКО” нужен дистрибьютер (заинтересованных просим обращаться на английском языке).

  3. Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, должны функционировать по субботам.

  4. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

  1. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

  2. Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.

  3. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям.

  4. Вера оказалась в преглупейшем положении.

Задание 5.

Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

  1. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

  2. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.

  3. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

  4. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

  5. Студент или студентка должна прийти за справкой?



ВАРИАНТ № 4.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается описывая конус вокруг истинного направления на звезду Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого видимое положение звезды описывает эллипс Для звезды лежащей в плоскости орбиты эллипс превращается в прямую

Б. После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны

В. Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых когда наконец их искусство было признано Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство

Задание 2.

Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

  1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

  2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

  3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

  4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

  5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

Задание 3.

Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли они уместны? Исправьте предложения.

  1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

  2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

  3. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

  4. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

  1. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

  2. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

  3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление.

  4. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

Задание 5.

Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

  1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.

  2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.

  3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.

  4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.

  5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.



ВАРИАНТ № 5.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так да если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда

Б. Ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях являются важным принципом таможенной службы Реализация его имеет свои особенности обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц характеризующегося в частности четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления и местной администрации

В. Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой

Задание 2.

Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

  1. В составах команд немало именитых спортсменов много раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.

  2. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

  3. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению.

  4. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Задание 3.

Вместо звездочек вставьте один из синонимов; мотивируйте свой выбор.

  1. *** (Индустрия, промышленность) в постперестроечный период переживает кризис.

  2. Дня через два организм вырабатывает *** (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает.

  3. Его очерки запечатлели *** (специфический, характерный) черты северной природы.

  4. В концерте исполнялись скрипичный концерт и *** (отрывки, фрагменты) из балета “Гаянэ”.

  5. На совещании по этому вопросу министры заняли *** (негативный, отрицательный) позицию, отклонив *** (конструктивный, плодотворный) предложение.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

  1. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов.

  2. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей.

  3. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

  4. Этот призыв в настоящее время действен.

Задание 5.

Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

  1. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы.

  2. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора.

  3. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании.

  4. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.

  5. Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Русский язык и культура речи. /Под ред. В. Максимова. - М., Гардарики, 2000.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.

  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

  4. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание).

  5. Словарь иностранных слов. (Любое издание).



Похожие:

Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconРеферат как форма устного экзамена по литературе
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconДоклада или реферата Доклад
Реферат – краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изученных источников
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconТребования к реферату по специальности
Реферат (от лат refero докладываю, сообщаю) краткое изложение в письменном виде результатов изучения интересующей научной проблемы,...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconРеферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы
Реферат (от лат rеfеrо докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconРеферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы
Реферат (от лат rеfеrо докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в направление»
Слово реферат означает сжатое изложение какого-либо вопроса или темы на основе критического образа информации
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconРеферат (лат refero сообщаю) один из видов научной работы, содержащей краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, книги, монографии и др.
Однако реферат в его первоначальном значении редко встречается в исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего под рефератом...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconКонтрольная работа по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» предполагает самостоятельное изложение вопросов темы.
«Экономика труда» выполняют контрольную работу по какой-либо теме социальной психологии и этики делового общения. Тематика контрольных...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconКонтрольная работа по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» предполагает самостоятельное изложение вопросов темы.
«Экономика труда» выполняют контрольную работу по какой-либо теме социальной психологии и этики делового общения. Тематика контрольных...
Реферат по \"Русскому языку и культуре речи\" предполагает краткое комментированное изложение определенной темы на основе соответствующего круга литературных источников и реферативное изложение какой-либо книги по выбранной проблеме. iconПрактикум по русскому языку и культуре речи Цель Практикума
Данный проект помогает учащимся овладеть языком изучаемого предмета, терминологией и фразеологией, языком науки с учетом его разновидностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница