Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет
Кафедра социологии и социальных технологий
Методические указания
к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Уфа 2009
Составители: А.Л. Костенко, О.В. Кудашкина, Л.С. Иванова, Д.Ф.Шамсутдинова, А.Д. Иванова
УДК 316(07) ББК 60.5 (я7)
М54
Рецензенты: д. пед. наук, проф. Ф.В. Шарипов, д. биол. наук, проф. З.А. Янгуразова
М54 Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: А.Л. Костенко, О.В. Кудашкина, Л.С. Иванова, Д.Ф. Шамсутдинова, А.Д. Иванова – Уфа, 2008. – 29с.
Методические указания и планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине «Психология и педагогика» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Сборник содержит методические указания по подготовке к семинарским занятиям, темы семинарских занятий и вопросы, выносимые на обсуждение, категориальный аппарат, темы для докладов и рефератов, тест для самопроверки, список литературы и практические задания по каждой теме. Раздел учебно-методического обеспечения дисциплины составлен с учетом имеющейся литературы в библиотеке вуза и находящихся в режиме открытого доступа в сети Интернет. Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения.
ISBN 5-86911-650-3 © Уфимский государственный авиационный технический университет, 2009 СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи учебного курса «Психология и педагогика» 4 Распределение часов по темам 5 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 6 Тема 1 Исторические этапы возникновения психологии 6 2 часа 6 Тест для самопроверки 7 Практическая работа 8 Тема 2 Психические процессы и состояния 10 Тест для самопроверки 11 Практическая работа 12 14 Тема 3 Теории личности 14 Темы для докладов и рефератов 15 Тест для самопроверки 15 \ 18 Тема 4 Психология общения. Психология группы и коллектива 18 Тест для самопроверки 19 Практическая работа 21 Тема 5 Общие основы дидактики 24 Тест для самопроверки 25 Практическая работа 27 28 Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» 28 Требования к выполнению рефератов 29 Цели и задачи учебного курса «Психология и педагогика»
Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности; будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Изучение курса психологии и педагогики повышает общую и психолого-педагогическую культуру, формирует целостное представление о психологических свойствах человека как факторах его успешной деятельности, позволяет самостоятельно находить оптимальные пути достижения целей и преодолевать жизненные трудности, создает у студентов систему знаний и способов деятельности, необходимых для успешного решения социально-управленческих и психолого-педагогических задач. Воспитательной целью данной дисциплины является формирование и развитие у студентов творческих способностей, коммуникативности, умения выступать перед людьми, уважения к чужому мнению и толерантности, умения сотрудничать с людьми. Задачами изучения курса являются: формирование у студентов знаний в области психологии познавательных процессов, психологии личности и деятельности, психологии общения и человеческих отношений, психологии группы (коллектива), знаний в области образования, процесса и формы обучения; приобретение навыка учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества. |