Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история




Скачать 114.04 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история
Дата28.12.2012
Размер114.04 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ


Ф. И. О. автора: Скоробач И. Р.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

Спецкурс ОПД «Деловое общение»


Специальность: 032600 (050401.65) история


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №__________

«______»_____________200__г. «_____»__________200__г.

___________________________ Зав. кафедрой____________


Южно-Сахалинск


Автор-составитель:

Скоробач И.Р. к.п.н., доцент.

Учебно-методический комплекс спецкурса «Деловое общение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 032600 (050401.65) «история»





Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и изучается по выбору.


Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан И.О. Фамилия

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Рабочая программа дисциплины…………………………………………….4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………………4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………..4

  3. Объем дисциплины, форма текущего и промежуточного контроля…………..5

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………5

  4. Содержание курса………………………………………………………………....6

  5. Учебно–методическое обеспечение…………………………………………….10

5.1 Литература………………………………………………………………………..10


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА.


В современных условиях рыночных отношений, обострения конкуренции деловое общение становится важным фактором, определяющим успех деятельности не только отдельного человека, бизнесмена, но и работника школы.

Актуальный курс «Деловое общение» нацелен на освоение струдентами основ этических норм, форм, принципов и методов общения в деловой сфере. Курс ориентирован на ознакомление с теоретическими положениями в сфере делового общения, овладения способами и приемами воздействия, влияния на партнера по общению с целью достижения поставленной цели. Данная дисциплина призвана помочь будущему специалисту компетентно подходить к пониманию сущности делового общения, его специфики, чтобы более свободно и профессионально войти в деловой мир, где существуют давно утвердившиеся правила и нормы деловой этики и делового этикета.


Эффективному изучению основных положений курса способствуют постановка и решение следующих задач:

  1. описание этических, психологических, речевых, методологических особенностей деловой коммуникации;

  2. ознакомление с типологией конфликта и путями разрешения конфликтных ситуаций;

  3. изучение теории и практики ведения всех форм деловой коммуникации;

  4. усвоение основ имиджелогии;

  5. теоретическое и практическое освоение правил ведения деловой документации.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КУРСА.


В процессе изучения дисциплины «Деловое общение» студенты ознакомятся с основными положениями этики и культуры делового взаимодействия, с основными методами и приемами психологического воздействия на партнера в процессе деловой коммуникации.

По окончании изучения курса студент должен

знать:

- категориальный аппарат курса «Деловое общение»;

- особенности репрезентативных систем и основы нейролингвистического программирования;

- виды деловой коммуникации;

- специфические особенности вербальной и невербальной коммуникации в процессе делового общения;

- структуру и основные этапы деловой беседы и переговорного процесса;

уметь:

- определять психотипы и ролевые функции всех участников деловой коммуникации;

- владеть приемами речевого воздействия на аудиторию;

- составлять необходимую в деловом взаимодействии документацию;

- применять механизмы регулирования конфликтов.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов очной формы обучения, 4 курса



Вид учебной дисциплины


Количество часов

Семестр


VII


Аудиторные занятия


36


Лекции

36


Виды итогового контроля


зачет



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ



П/п

Наименование тем


Лекции

(в часах)


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.

Деловое общение как основа предпринимательской деятельности профессионала.


Деловое общение, его виды и формы.


Деловой этикет и протокол.


Синтоническая модель делового общения.


Деловое общение в рабочей группе.


Роль руководителя в коллективе.


Вербальные и невербальные средства общения.


Деловая беседа, деловые переговоры.


Поведение делового человека в неофициальной обстановке.


Ведение деловой документации.


Деловой телефон, телекс, телефакс, интернет.


Официальные приемы и их виды.


Типы личностей, учет их особенностей в деловой коммуникации.


Конфликт. Пути разрешения конфликта.


Визитные карточки в деловом общении.


Особенности национальных стилей поведения деловых людей в процессе коммуникации.


Рекламная деятельность.


Имидж делового человека, фирмы.


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2




ВСЕГО ЧАСОВ:

36



4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Деловое общение как основа предпринимательской деятельности профессионала.


Понятие «деловое общение». Значение делового общения для современного делового человека. Деловая этика. Основные принципы деловой этики. Этапы делового контакта. Структура и функции общения. Коммуникативная функция общения. Интерактивная функция общения. Перцептивная функция общения. Уровни общения: манипулятивный, примитивный, высший.


Тема 2. Деловое общение, его виды и формы.


Устные виды делового общения: монологические (приветственная речь, торговая речь, информационная речь, доклад); диалогические виды делового общения (деловой разговор, деловая беседа, переговоры, интервью, дискуссия, совещание, пресс-конференция); телефонный разговор. Письменные виды делового общения. Виды общения по содержанию: материальные, когнитивные, мотивационные, деятельностные. Виды общения по средствам общения: непосредственное, опосредованное, прямое. косвенное.


Тема 3. Деловой этикет и протокол.


Понятие об этикете. Деловой протокол. Из истории русского этикета. Современный деловой этикет. Порядок представлений и знакомств. Обмен подарками, Деловая субординация. Умение держать себя в обществе. Этикет официальных мероприятий. Этикет во время поездки в автомобиле. Презентация. Личное резюме.


Тема 4. Синтоническая модель делового общения.


Нейролингвистическое программирование, его роль в деловом общении. Понятие «синтония», «синтоническая модель делового общения». Репрезентативные системы. Аудиалы. Визуалы. Кинестеты. Человек-компьютер. Этапы построения синтонической модели поведения. Конгруэнтность. Неконгруэнтность. Приемы саморегуляции поведения. Динамика человечкского поведения. Ролевыое поведение. Барьеры общения.


Тема 5. Деловое общение в рабочей группе.


Понятия: «рабочая группа», «коллектив». Различия рабочих групп по формам собственности, характеру деятельности, формам связи, времени действия, степени формальности. Материальный и духовный компоненты рабочей группы. Идеология рабочей группы. Психология рабочей группы. Сферы отношений рабочих групп. Профессиональная зрелость рабочей группы. Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в системе руководитель – подчиненный. Морально-психологический климат в коллективе.


Тема 6. Роль руководителя в коллективе.


Лидерство и руководство: единство и различия. Авторитет руководителя. Формальный, неформальный лидер. Индивидуальные факторы эффективного управления группой. Стили руководства. Классификация стилей руководства К. Левина.


Тема 7. Вербальные и невербальные средства общения.


Понятия вербальных средств общения. Психологические особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Приемы поддержания внимания аудитории. Требования к деловой речи.

Невербальные средства общения, их особенности и значение в деловом общении. Кинесические особенности невербального общения. Проксемические особенности невербального общения. Визуальный контакт. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.


Тема 8. Деловая беседа. Деловые переговоры.


Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Типы собеседников. Этапы деловой беседы.

Деловые переговоры. Основные этапы переговорного процесса. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Техника и тактика аргументирования.


Тема 9. Поведение делового человека в неофициальной обстановке.


Поведение в быту. Клубы и ассоциации. Прием гостей. Правила поведения за столом в домашних условиях. Спортивные матчи и игры. Путешествия для отдыха. Поведение в ресторане. Поведение в театре, концертном и кино-залах.


Тема 10. Ведение деловой документации.


Понятие «делова документация». Виды деловых писем. Общие требования к содержанию и оформлению деловых писем. Конверт. Записки. Пригласительные записки. Обращения и подписи. Просьбы и прошения. Рекомендательные письма. Благодарственные письма. Извинения. поздравления. Уведомления. Напоминания. Соболезнования. Просительные письма. Благодарственные письма. Поздравительные письма.


Тема 11. Деловой телефон, телекс, телефакс. Интернет.


Общение по телефону, его роль и значение для современного делового человека. Основные правила делового телефонного разговора. Советы делового телефонного этикета. Мобильный телефон. Особенности использования мобильного телефона в деловых отношениях. Телекс, телеграмма. Требования к сообщению, отправляемому по телексу. Телефакс. Электронная почта как эффективное средство связи. Этикет и Интернет.


Тема 12. Официальные приемы и их виды.


Понятия «Официальный прием» и «деловой прием». Основные виды деловых приемов: деловой завтрак, деловой обед, деловой ужин, приемы типа «фуршет», «бокал шампанского» и пр. Приглашение гостей. Рассадка за столом. Одежда для официальных приемов.


Тема 13. Типы личностей, учет их особенностей в деловой коммуникации.


Тип личности. Классификации типов личности. Доминант – недоминант. Мобильны – ригидный. Экстраверт – интроверт. Учет особенностей типов личности в процессе деловой коммуникации.


Тема 14. Конфликт. Пути разрешения конфликта.


Понятие «конфликт». Структура конфликта. Причины конфликтных ситуаций в деловом общении. Классификации типов конфликтов. Классификация типов конфликтов по объему: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, внутриличностный. Модели поведения в конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликта.


Тема 15. Визитные карточки в деловом общении.


Роль и назначение визитной карточки в деловых отношениях. Основные требования к оформлению визитной карточки. Содержание визитной карточки. Особенности обмена визитными карточками у разных народов мира.


Тема 16. Особенности национальных стилей поведения людей в процессе деловой коммуникации.


Понятие «национальный стиль поведения». Значение учета особенностей национального стиля поведения в деловом общении. Особенности американского, японского, английского, итальянского, латиноамериканского, немецкого, арабского, китайского, корейского стилей делового общения.


Тема 17. Рекламная деятельность.

Реклама: понятие и функции, цели и виды. Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Установка и стереотипы в рекламной практике. Основные требования к рекламе. Реклама в газете. Реклама в журнале. Реклама по радио. Реклама по телевидению. Наружная реклама. Транзитная реклама.


Тема 18. Имидж делового человека, фирмы.


Понятие «имидж». Имиджелогия. Секреты личного обаяния. Особенности имиджа делового мужчины. Особенности имиджа деловой женщины.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


5.1 Литература.


  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1999.

  2. Вольф И. Современный этикет. – М: ИД «Кристина», 2000.

  3. Гусев Г. В. Психология общения. – М., 1980.

  4. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

  5. Кузин Ф. А. Культура делового общения. – М., 1997.

  6. Кузнецов И. Н. Деловое общение: Учебное пособие. – М., 2006.

  7. Мальханова И. А. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Академический проект Трикста, 2007.

  8. Психология и этика делового общения: учебник. /Под ред В. Н. Лаврененко. – М., 2003.

  9. Соловьев Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: «Ось», 1998.

  10. Фомин Ю. А. Психология делового общения. – Минск, 2003.

  11. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1997.

  12. Золотая книга этикета. /Сост. В. Ф. Андреев. – М., 2005.




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деловое общение» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.
Зарайченко В. Е деловое общение: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)»
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп ф. 07 Источниковедение для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «Источниковедение»
Дисциплина «Источниковедение» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока
Учебно-методический комплекс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2009 Автор-составитель: Кузьмина Евгения Евгеньевна, Доктор экономических наук, профессор Учебно-методический комплекс «История предпринимательства в России»
Учебно-методический комплекс «История предпринимательства в России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconМетодические указания по их выполнению по дисциплине «деловое общение»
Студенты факультета культурологии, обучающиеся по заочной форме по специальности “Социально-культурная деятельность”, выполняют контрольную...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецкурс опд «Деловое общение» Специальность: 032600 (050401. 65) история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 03040. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница