Скачать 230.98 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации ___________________ В.Д. Шадриков 10.03.2000 г. Номер государственной регистрации №521100-doc 84 гум / бак ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление 521100 - Социальная работа Степень (квалификация) - бакалавр социальной работы Вводится с момента утверждения Москва - 2000 г. 1.Общая характеристика направления 521100 - Социальная работа 1.1. Направление утверждено приказом Минобразования России от 02.05.2000 г. № 686. 1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр социальной работы. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 - Социальная работа при очной форме обучения - 4 года. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника 1.3.1. Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лица, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности бакалавра социальной работы являются: * организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сферы, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы; * различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; * средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, ориентированные на социальную работу. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Бакалавр социальной работы подготовлен к выполнению определенного уровня следующих видов профессиональной деятельности в области социальной работы, конкретное содержание которых определяется основной образовательной программой, разрабатываемой вузом: * исследовательско-прикладная; * организационно-административная; * практическая работа в социальных организациях и службах; * педагогическая деятельность (при условии получения дополнительного образования в этой области). 1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр социальной работы может быть подготовлен к участию в решении следующих задач: 1.3.4.1. Исследовательско-прикладная деятельность: * экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы; * подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб; * организация внедрения социальных проектов и программ; 1.3.4.2. Организационно-административная работа * информационно-ресурсное обеспечение социальной работы; * административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб; * участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий; * кадровая работа в социальных органах и учреждениях; 1.3.4.3. Практическая работа в социальных службах * участие в социально-профилактической работе; * посредничество и консультирование; 1.3.4.4. Педагогическая деятельность * организация воспитательной работы в социальных организациях и службах; * учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях (при условии получения дополнительного педагогического образования). 2. Требования к уровню подготовки абитуриента. 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца со среднем (полным) общем образовании или среднем профессиональным образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 2.3. При приеме на подготовку бакалавров социальной работы высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (собеседование, тестирование на профпригодность и т. п.). 3. Общие требования к основной образовательной программе подготовке бакалавра по направлению 521100 - социальная работа 3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяется настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента специальных дисциплин, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиальные дисциплины направления; цикл СД - специальные дисциплины; ФТД - факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 - социальная работа
5. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 - Социальная работа 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе: - теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 148 недель - практики , не менее 16 недель par в т.ч.: ознаeaомительная 2 недели учебная 4 недели производственная 6 недель исследовательская 4 недели - итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, не менее 4 недели - каникулы ( включая 8 недель последипломного отпуска), не менее 40 недель 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучение, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 - социальная работа 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка ( отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели профессионально ориентированных и специальных дисциплин в области социальной работы, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень, в соответствии с особенностями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам должен быть не менее 55-60 %. 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса Вуз должен: * иметь по всем дисциплинам в расчете на двух студентов дневного отделения не менее 1 учебника или учебного пособия, имеющих гриф “Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации” или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы; * разработать вузовскую образовательную программу, включающую учебный план, программы и учебно-методические материалы по всем учебным дисциплинам, положения о проведении различных видов практики с указанием информационной базы и т. п., позволяющими проводить эффективно текущий, промежуточный и итоговый контроль по каждой дисциплине и всему циклу; * необходимую научную литературу по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления, а также профессионально важные журналы по теории и практики социальной работы; * организовывать в рамках учебных курсов практико-ориентированные аудиторные и внеаудиторные занятия по теории и практики социальной работы; * проводить работу по систематическому повышению квалификации, преподавателей в области социальной работы (факультеты повышения квалификации, магистратуры, аспирантуры, докторантуры и т. д.). Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием соответствующих методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами. 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса Для обеспечения подготовки бакалавра к соответствующим видам деятельности вуз должен иметь: * учебно-методический кабинет с необходимой информационной базой и учебно-методическими материалами; * компьютерный класс, соответствующий действующим санитарно-техническим нормам и позволяющий освоить информационные технологии в области социальной работы, проводить исследования и т. п. * опорно-экспериментальные базы социальной работы, позволяющие вести учебную, практическую и исследовательскую работу. Материально-техническая база должна обеспечить проведение предусмотренных учебным планом всех видов практической подготовки, включая исследовательскую практику студентов. 6.5. Требования к организации практик Продолжительность практик должна быть не менее 18 недель. Они проводятся в течение всего периода обучения в вузе: ознакомительная практика; учебно-производственная практика; производственная практика; исследовательская. Практики, в соответствии с требованиями настоящего стандарта, проводятся в течение всего периода обучения в вузе в целях закрепления полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, овладения необходимыми профессиональными формами, методами, навыками и умениями в области социальной работы, приобретения опыта работы в организациях, учреждениях и службах социального обслуживания населения. 7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению 521100 - социальная работа 7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п. 1.2.-1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, и с учетом итоговой аттестации выпускника. В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать: * основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом; * понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования;
* экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы; * основы социологического анализа; * психологические основы социальной работы; * основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы; * социально-медицинские основы здоровья; * основы правового обеспечения социальной работы; Бакалавр должен изучить опыт: * практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания; * организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы; * получения и обработки информации о системе социальной работы; * проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы; * использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы; * участия в исследовательской работе, составления рефератов и написания адекватного уровня исследовательских работ; Бакалавр должен владеть: * основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами; * методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы; * методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы; * методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы; * основными методами психолого-педагогической деятельности; * методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах. Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются вузами, исходя из содержания специальных дисциплин с учетом республиканских, региональных и местных потребностей, возможностей вуза и пожеланий студентов. 7.2. Требования к итоговой аттестации бакалавра 7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, и выпускную квалификационную работу. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра. Выпускная квалификационная работа бакалавра: * должна представляет самостоятельную и завершенную разработку, в которой анализируется актуальная с точки зрения практики социальной работы тема; * свидетельствовать о способностях автора проводить научные исследования, используя полученные в ходе освоения основной образовательной программы; * показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, она не должна носить чисто учебный или компилятивный характер; * содержать обоснование выбора темы исследования, обзор опубликованной литературе по данной теме, изложение полученных результатов исследования, выводы и предложения. 7.2.3. Требования к государственному экзамену: Цель государственного (междисциплинарного) экзамена - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне. Программа междисциплинарного экзамена составляется вузом, главным образом, на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника. Составители: Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы 24 ноября 1999 г. , протокол № 10. Председатель Совета УМО В.И. Жуков Заместитель председателя Совета УМО В.А. Никитин Согласовано: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков Начальник отдела ____________________________Т.Э. Петрова Сотрудник, курирующий данное направление ___________________________ |
![]() | * практическая работа в социальных организациях и службах Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 Социальная работа при очной... | ![]() | * практическая работа в социальных организациях и службах Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521100 Социальная работа при очной... |
![]() | Тематическое планирование 11 класс 1 час в неделю 34 часа за год. Информатика 11 класс Практическая работа Сведения о логических разделах дисков Практическая работа Значки и ярлыки на Рабочем столе Практическая работа... | ![]() | Практическая работа №1. Настройка программы-браузера Практическая работа №4. Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение |
![]() | Деревянная игрушка. Матрешка. Практическая исследовательская работа 1 Художественный образ декоративно-прикладного искусства. Практическая творческая работа | ![]() | Практическая работа №1 Практическая работа №2. Исследование работы центробежного тукового разбрасывателя |
![]() | Статья Предмет регулирования настоящего закона Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года №151-фз «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия) | ![]() | Учебно-методическое обеспечение дисциплины Практическая работа №1 Практическая работа № Диагностика проекта. Анализ факторов успеха. Критические факторы успеха проекта |
![]() | Практическая работа: 1 иерархия мотивов выбора профессии 2 тест «Мотивы выбора профессии» Практическая работа: разделить представленный список на профессии, специальности, должности | ![]() | Культурные основания социальных процессов Работа выполнена на кафедре философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического... |