Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт»




НазваниеУчебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт»
страница1/10
Дата30.08.2012
Размер1.07 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Михайлюк О.Л.




Литература второй половины XIX века


Учебное пособие





ОМСК, 2006

Рецензенты:

Доцент кафедры ОмГУ, к.ф.н. Ермакова О.Л.

Методист высшей квалификационной категории ГОУ СПО «ОмГКПТ» Моисеева Г.А.

Автор: Михайлюк О.Л.

Литература второй половины XIX века. Учебное пособие по литературе.

Омск: ОмГКПТ, 2006 -74 с.




Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для студентов I курса технического отделений.




Введение


Комплект лекций по литературе XIX века рекомендуется студентам для формирования информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер, обеспечивает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основу которого составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Курс включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить студентов с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

По каждому разделу приводятся общие требования к уровню изучения темы, ее содержание, краткие рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов и практических занятий. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют открыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Студенты имеют возможность на ознакомление с дополнительным материалом или на беседы с по произведениям, прочитанным обучающимися самостоятельно. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени, сохраняется хронологический принцип структурирования курса. Работа над этими разделами курса, включающимися в себя произведения писателей разных направлений, эстетических позиций и социально-политических взглядов, позволяет широко использовать сопоставительный анализ и выработать у студентов объемное, объективное представление о развитии литературы.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60 – 90 годов



XIX века (занятие № 1 – 2)


Основные понятия: западники, славянофилы, натуральная школа и ее основные принципы, русский реализм.


Студент должен знать: программы западников и славянофилов.


Студент должен уметь: выявлять реалистические признаки в произведениях.


Опираясь на обзорную лекцию, подготовить сообщение:

«Литература второго периода русского освободительного движения»


Научиться составлять синхронистические таблицы.

Научиться широко и свободно использовать политическую и научную терминологию.

Научиться писать сочинение – очерк.


ГРОЗОВЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ


(литература второй половины XIX века)

(Обзорная тема)


План:

  1. Второй период русского освободительного движения.

  2. Общественно – политическая борьба в России 60 – 70 годов и ее отражение в литературе.

  3. Развитие критического реализма:

1) Писатели – реалисты второй половины XIX века показывают типические явления жизни, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления.

2) В произведениях писателей – классиков этого периода отражается «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин».

3) Выражение в литературе общенародных идеалов и стремлений способствует расширению средств художественной выразительности, появлению новых литературных жанров, например: романа – эпопеи («Война и мир» Л.Н. Толстого), поэмы – эпопеи («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).

  1. Во второй половине XIX столетия русская литература приобретает мировое значение, и становится властительницей дум не только в России, но и за рубежом.

В 1855 году умер царь Николай I, три десятилетия, правления которого остались в истории России под именем «Николаевской реакции».

В 1856 году бесславно закончилась Крымская война, показавшая «гнилость и бессилие крепостной России». В газетах и журналах, кружках и группах люди самых различных социальных слоев, положений, возрастов, взглядов спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова, собраний…

Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – 1856 г.:

  • первым романом И.С. Тургенева «Рудин»;

  • «Губернскими очерками» писателя – сатирика Н. Щедрина

(М.Е. Салтыков);

  • повестями Л.Н. Толстого «Юность» и «Утро помещика»;

  • новой пьесой А.Н. Островского «Доходное место»;

  • первым сборником стихотворений Н.А. Некрасова;

  • новыми сборниками стихотворений А. Фета и Н. Огарева

(друга А.И. Герцена).

В конце 1853 года в «Современник» пришел Н.Г. Чернышевский, а с 1855 – начал сотрудничать Н.А. Добролюбов, и с того времени журнал становится вдохновителем и организатором революционно-демократических сил России.

В 1857 году Герцен и Огарев, находясь в эмиграции, начали издание газеты «Колокол».

В 1859 году поэт Курочкин и художник Н. Степанов основали «Искру» - журнал политической сатиры.

В 1860 году во главе журнала «Русское слово» стал критик – демократ Д.И. Писарев.

В атмосфере 60-х годов определились три основные общественные группы: - консерваторы, либералы и революционные демократы.

Консерваторы: (это были, в основном, крупные помещики – крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки николаевских времен. Ярые реакционеры, они отчаянно сопротивлялись каждой свежей мысли, каждому новому начинанию.

Либералы: (люди различных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) порою остро критиковали порядки самодержавно – политического государства. Выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих из самой власти, а главное – без каких–либо бунтов, волнений, революций. К этой группе относились А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Испытав на себе произвол самодержавной власти – запреты, аресты, ссылки, они навсегда определили свое отношение к народу, свое место в борьбе за его свободу.

Но немало было и таких, кто примкнул под влиянием людей. В годы реакции, особенно после покушения на Александра II (1866 г.).

В главном же вопросе – путях уничтожения крепостничества – либералы всех оттенков не сумели преодолеть классового страха перед крестьянской революцией.

Революционеры–демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы, дети мелких чиновников и канцелярских служащих, сельского духовенства, реже – дети вольноотпущенников и городских ремесленников, мелких торговцев. Они получали образование, отказались от «доходных мест», чиновничьей карьеры. Жили репетиторством, журнальной работой, переводами, литературным трудом, работали учителями, врачами. Жили, как правило, бедно, нередко голодали и отличались от городской бедноты тем, что имели образование. В их среде и выросла новая общественная сила – революционная демократия, выразившая стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством. Это были материалисты по убеждению, реалисты по поступкам, бунтари по характерам, которые в 60-е годы заняли ключевые позиции в науке, искусстве, журналистике, литературе. Выступая против гнета и насилия, против консерваторов и либералов, они нередко допускали в этой борьбе ошибки, однако в главном – в необходимости революционной ломки старых устоев в интересах трудового народа – они были непоколебимы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Омск 2009 Рецензенты: Субботина И. В., преподаватель высшей квалификационной категории фгоу спо «Омский автотранспортный колледж»
Субботина И. В., преподаватель высшей квалификационной категории фгоу спо «Омский автотранспортный колледж»
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconРабота с базами данных для студентов III курса
Рецензенты: преподаватель математики и информатики высшей квалификационной категории фгоу спо «Омкпт»
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconПояснительная записка Курс лекций с заданиями по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»
Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории фгоу спо «Омкпт» В. И. Лихачев; доцент, зав кафедрой...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебное пособие Омск 2010 Рецензенты
Французский язык: учебное пособие / авт сост. Л. Г. Мосяйкина. – Омск: Изд-во Сибгуфк, 2010. – 60 с
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconСборник задач по физике Методическое пособие для самостоятельных работ
Составитель: Фомина А. И., преподаватель физики высшей категории фгоу спо «Омкпт» – Омск: фгоу спо «Омкпт», 2008. с. 41
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconГоу спо «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь Методы решения задач по основным разделам
Учебное пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры естественных дисциплин гоу спо «рмк» г. Ставрополя
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconТематический план по специальности 1706 13 тематический план по специальности 1705 15
Сборник заданий для самостоятельных работ: Учебное пособие. — Омск: Омгкпт, 2006. — 148 с
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconПрограмма «День открытых дверей гоу сош №1929» 10
Заместитель директора по увр, учитель высшей квалификационной категории Ратушняк В. Ю., учитель первой квалификационной категории...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconКонтролю и регулированию использования
Вахрушева З. П., к б н., зоолог высшей квалификационной категории, Кардаш А. И., Осипов В. Н., зоологи высшей квалификационной категории,...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconА. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие)
Рецензенты – С. В. Чернышов канд ист наук, доцент кафедры Истории Отечества в 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница