Скачать 1.89 Mb.
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 апреля 2004 г. N 162 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2008 ГОДЫ В целях повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и обеспечения на этой основе дальнейшего экономического роста в республике Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2008 годы. 2. Открытому акционерному обществу "Татнефтехиминвест-холдинг", Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе реализации указанной Программы. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.МИННИХАНОВ Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан И.Б.ФАТТАХОВ Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2004 г. N 162 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2008 ГОДЫ Содержание Часть 1. Общие положения Программы и анализ развития НГХК Республики Татарстан ................................................................. 3 1.1. Введение ....................................... ................. 3 1.2. Основные принципы, цель и задачи Программ ....... ................ 4 1.3. Общая характеристика НГХК Республики Татарстан ................... 7 1.4. Результаты промышленной политики в НГХК Республики Татарстан в условиях переходного периода ........................................... 10 1.5. Современное состояние НГХК Республики Татарстан и условий внешней среды его функционирования ............................................... 14 Часть 2. Формирование стратегии развития НГХК Республики Татарстан ... 20 2.1. Приоритетные инвестиционные проекты НГХК Республики Татарстан и стимулирование привлечения инвестиций .................................... 20 2.2. Сырьевое обеспечение в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции ............................................... 31 2.3. Технологическая и инновационная политика ........................ 38 2.4. Развитие малого и среднего предпринимательства .................. 52 2.5. Повышение качества продукции .................................... 58 2.6. Ресурсо- и энергосбережение ..................................... 62 2.7. Экологическая политика .......................................... 70 2.8. Обеспечение промышленной безопасности и охраны труда ............ 78 2.9. Социальная политика и развитие кадрового потенциала ............. 81 2.10. Оценка основных результатов реализации Программы и ее ресурсного обеспечения .............................................................. 86 2.11. Контроль за ходом реализации Программы ......................... 96 Список сокращений, принятых в Программе .............................. 97 Приложения .......................................................... 100 Часть 1. Общие положения Программы и анализ развития НГХК Республики Татарстан 1.1. Введение Развитие нефтегазохимического комплекса (НГХК) является определяющим для Республики Татарстан, задающим тенденции регионального развития как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала. Современный этап развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан характеризуется необходимостью перехода к стратегии устойчивого развития, общепринятая концепция которого заключается в нахождении баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии без ущерба для аналогичных потребностей будущих поколений. Это предполагает решение широкого круга проблем в области масштабного технологического перевооружения и совершенствования товарной структуры производства на основе внедрения достижений науки, техники и технологии, создания благоприятных условий для инновационной деятельности, совершенствования инвестиционных механизмов, решения вопросов сырьевого обеспечения, осуществления целенаправленных изменений в сфере образования и кадрового потенциала, развития малого предпринимательства, реализации экологической и социальной политики и пр. Выполнение мероприятий предыдущей Программы развития нефтегазохимического комплекса на 1999 - 2003 годы создало основу для решения указанных задач. Настоящая Программа, одним из ключевых принципов которой является принцип преемственности, является логическим продолжением и развитием предыдущей программы и ставит новые комплексные и амбициозные цели, достижение которых должно быть обеспечено согласованными усилиями региональных и отраслевых структур управления, менеджмента компаний нефтегазохимического комплекса, организаций научно-технической, образовательной, социальной сферы, предпринимательского сектора. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" при непосредственном участии предприятий НГХК и других заинтересованных организаций. Программа согласуется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, программами и планами действий Правительств Российской Федерации и Республики Татарстан в основных областях социально-экономического развития России и Татарстана, подготовлена в соответствии с действующими законодательно-правовыми базами Российской федерации и Республики Татарстан, согласуется со всеми решениями совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг". 1.2. Основные принципы, цель и задачи Программы Основные 1. Принцип преемственности, выраженный в последовательном принципы развитии основных положений Программы НГХК Республики Татарстан Программы на 1999 - 2003 годы с целью сохранения логики ранее заданной стратегии. 2. Принципы системности и комплексности обусловливают рассмотрение НГХК Республики Татарстан как системы, развитие которой определяется совокупностью факторов внутренней и внешней среды, что предопределяет необходимость разработки стратегии развития с учетом этих факторов и относительно всех областей деятельности НГХК. 3. Принцип согласованности интересов и действий субъектов НГХК Республики Татарстан и органов власти региона. Стороны выражают взаимную заинтересованность в устойчивом развитии НГХК Республики Татарстан и региона в целом и консолидируют усилия в формировании стратегии такого развития и ее реализации. Исходя из этого принципа в Программу интегрированы: а) стратегии, планы и программы отдельных компаний НГХК; б) система мер экономического воздействия государства (региональный уровень) на процессы развития комплекса; в) стратегия взаимодействия всех субъектов НГХК Республики Татарстан между собой. Принцип согласованности выражается также в необходимости согласования стратегии развития НГХК Республики Татарстан с основными программами и планами развития социально-экономических систем более высокого уровня (Республики Татарстан, Российской Федерации, отраслей НГХК Российской Федерации), а также с программами развития других отраслевых комплексов Татарстана. 4. Принцип обратной связи. Выражается в необходимости периодической оценки эффективности реализации Программы через анализ достижения заданных критериев. 5. Принцип инновационности. Стратегические решения, сформулированные в Программе, основаны на инновационном факторе и направлены на формирование инновационного типа развития НГХК Республики Татарстан. 6. Принцип социальной ориентированности. Стратегические решения Программы учитывают социальные последствия: ориентированы на получение высокого социального эффекта, обеспечение экологичности, эргономичности и промышленной безопасности. Цель Повышение конкурентоспособности нефтегазохимического Програм- комплекса и обеспечение на этой основе экономического роста мы Республики Татарстан. Задачи Повышение конкурентоспособности нефтедобывающего сектора НГХК Программы за счет реализации резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности, перехода на межрегиональный и транснациональный масштаб производственных, сбытовых и инвестиционных операций, развития нефтеперерабатывающих мощностей, диверсификации бизнеса; формирование в республике полноценной конкурентоспособной нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на обеспечение высокой глубины переработки нефти, выпуск сырья для химической и нефтехимической промышленности региона, производство нефтепродуктов, имеющих значительный потенциал сбыта на внутреннем и внешнем рынках; ускоренное и коренное обновление основных фондов и номенклатуры продукции химического и нефтехимического комплекса на основе внедрения передовых наукоемких ресурсо- и природосберегающих технологий, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках; углубление переработки продукции химии и нефтехимии за счет развития действующих и создания новых производств, в том числе малых и средних; ускоренное развитие сектора производств новых полимерных материалов и изделий на их основе; стабильное обеспечение компаний комплекса сырьевыми ресурсами, совершенствование структуры их потребления путем более глубокой переработки различных видов сырья, более квалифицированного использования содержащихся в нем ценных компонентов; совершенствование маркетинговой и сбытовой политики компаний комплекса, расширение арсенала применяемых инструментов и механизмов эффективного маркетинга; улучшение качества продукции и процессов, действующих на предприятиях НГХК, обеспечивающее повышение конкурентоспособности комплекса; перевод НГХК на инновационный путь развития, заключающийся в постоянной разработке и эффективном освоении научно-технических нововведений (инноваций); эффективное финансовое обеспечение реализации инвестиционной программы развития предприятий НГХК, формирование долгосрочных экономически эффективных механизмов инвестирования; ускорение процессов развития малого и среднего предпринимательства в НГХК, наращивание инновационно- интеллектуального потенциала данного сектора, повышение его роли и значимости в развитии НГХК и малого предпринимательства Республики Татарстан в целом; экологизация развития НГХК, выраженная в снижении негативного воздействия комплекса на окружающую природную среду при повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятий; переход предприятий комплекса на ресурсосберегающий путь развития, заключающийся в снижении ресурсоемкости производимой продукции при неуклонном повышении ее конкурентоспособности, сохранении природных систем, поддержании их целостности; реализация потенциала НГХК Республики Татарстан в области расширения выпуска прогрессивных ресурсосберегающих материалов, инициирующих процессы ресурсосбережения в других отраслях экономики; развитие всесторонней кооперации компаний НГХК с организациями других отраслей экономики региона, прежде всего ВПК и машиностроения, строительной индустрии, сельского хозяйства и пищевой промышленности и др.; реализация совместных крупных инвестиционных и инновационных проектов; активное вхождение НГХК Республики Татарстан в единое информационное пространство на межрегиональном, общероссийском и международном уровне; совершенствование системы управления комплексом, повышение степени централизованной координации его развития; продолжение структурно-институциональных изменений, направленных на формирование оптимальных структурных пропорций в комплексе с учетом проводимых преобразований (в области отраслевой структуры, удельного веса инновационно и инвестиционно активных компаний, доли новых производств, доли производств продукции глубокой переработки, соотношения крупных, средних и малых компаний, интеграционных и дезинтеграционных процессов, развития рыночной и инновационной инфраструктуры и сферы услуг в НГХК и т.д.); построение социально ориентированной, основанной на принципах социальной ответственности и социального партнерства, модели развития НГХК; создание безопасных условий труда работающих и обеспечение бесперебойной, устойчивой к авариям и сбоям работы предприятий НГХК Республики Татарстан; реализация эффективной кадровой политики в НГХК Республики Татарстан, направленной на повышение интеллектуального потенциала компаний комплекса, адекватного целям инновационного развития. 1.3. Общая характеристика НГХК Республики Татарстан НГХК Республики Татарстан является базовым сектором татарстанской промышленности - это 51,9% общего объема выпуска (рис. 1), 86% прибыли, порядка 28% численности занятых. Комплекс играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан. Рис. 1. Структура промышленного производства Республики Татарстан в 2003 году НГХК Татарстана объединяет предприятия, сфера деятельности которых лежит в области добычи природного сырья (нефти, попутных газов) (таблица 1), его переработки, производства нефтехимической и химической продукции, а также продукции конечной переработки. Объемы производства основных видов продукции компаниями комплекса в 2001 - 2003 гг. и показатели загрузки производственных мощностей представлены в приложении N 1 к настоящей Программе. Четыре предприятия республики - ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" и ОАО "Казаньоргсинтез" - обеспечивают 93,95% всего объема реализации продукции основных компаний НГХК и являются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России (таблица 2), а по отдельным видам продукции - и Европы. Компании химии и нефтехимии республики обеспечивают производство 10% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России, около 9,6% объема экспорта. Значителен их удельный вес в объеме сальдированного финансового результата, полученного в химии и нефтехимии России, - порядка 36%. |
![]() | Согласно Закона Республики Бурятия от 09. 11. 2007 года №2595 III о программе социально экономического развития Республики Бурятия на 2008 2010 годы и на Согласно Закона Республики Бурятия от 09. 11. 2007 года №2595 – III «о программе социально – экономического развития Республики Бурятия... | ![]() | О республиканской целевой программе развития энергетики чувашской республики на 2006 2010 годы В целях обеспечения дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса и реализации первого этапа Энергетической стратегии Чувашской... |
![]() | Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ежегодном Послании Государственному Совету Республики Татарстан от 12 ноября 2008 года отметил, что современный Республики Татарстан он определил жесткую экономию средств бюджетов всех уровней c одновременным сохранением высокой функциональности... | ![]() | Об утверждении концепции развития легкой промышленности республики татарстан на 2007 2010 годы В целях создания условий для формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности республики... |
![]() | Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2011 2015 годы ... | ![]() | Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 2010 годы (далее Программа) (прилагается) |
![]() | Республики татарстан информационный Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2004 год» | ![]() | Республика марий эл закон о республиканской целевой программе Статья Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004... |
![]() | Об утверждении Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы" Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года n 162 В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года n 1241 "о концепции экологической безопасности Республики... | ![]() | Правительство москвы постановление от 28 октября 2008 г. N 1012-пп о городской целевой программе "энергосбережение в городе москве на 2009-2011 гг. И на перспективу до 2020 года" Периода реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий. Одобренная постановлением Правительства... |