Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева ()




Скачать 105.01 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева ()
Дата27.12.2012
Размер105.01 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики




Факультет БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ




Программа дисциплины

Компьютерные технологии в науке и образовании


для направления 030300.68 – Психология

подготовки магистра


Автор: д.т.н. С.В.Мальцева (smaltseva@hse.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании
«Бизнес-информатика» кафедры инноваций и бизнеса

в сфере информационных технологий


Председатель Зав. кафедрой

______________ Г.А.Лёвочкина _______________С.В. Мальцева

«___» _________2007 г « » 2007 г.
Утверждена УС факультета

бизнес-информатики

Учёный секретарь

___________ В.А. Фомичев

«___» ________2007 г.


Москва 2007


I. Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары, практ.занятия

1

Введение

1

1







2

Информационные системы и технологии

14

2

2

10

3

Информационно-поисковые системы

16

2

4

10

4

Интеллектуальный анализ информации

28

4

4

20

5

Визуализация данных

14

2

2

10

6

Методология имитационного моделирования

24

2

2

20

7

Информационные технологии дистанционного обучения

11

1




10

8

Заключение

1










Итого

108

14

14

80

II. Базовый учебник

  1. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и использование. - М.: «Финансы и статистика», 2006

  2. Дюк В., Самойленко А. Data Mining. Учебный курс. - С-Пб.: Питер, 2001.

III. Формы текущего контроля знаний студентов и
структура итоговой оценки


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на лекциях и семинарских занятиях (доклады, обсуждения);

  • аудиторная контрольная работа (60 мин.);

  • устный экзамен (30 минут на 1 студента).

Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:

Формы работы

Вклад в итоговую оценку (%)

Работа на лекциях и семинарских занятиях

10

Аудиторная контрольная работа

10

Экзамен

80

IV. Содержание программы

Введение.

Компьютерные и телекоммуникационные технологии. Информационные технологии: определение, основные компоненты. Технические и программные средства информационных технологий. Компьютер как совокупность программного и аппаратного обеспечения. Типология информационных технологий.

Тема 1. Информационные системы и технологии.

Понятие информации. Виды информации и ее представление. Единицы измерения информации. Основные свойства и особенности информации.

Информационные системы. Классификация информационных систем, основные компоненты информационной системы, стандарты, определяющие терминологию информационных систем, показатели качества работы информационной системы.

Информационная система как средство реализации информационных технологий. Функции и ресурсы информационных систем. Структура и принципы функционирования информационных систем.

Архитектура информационных систем. Клиент-серверная архитектура. Открытая архитектура. Единое информационное пространство.

Организация хранения данных. Базы данных. Классификация баз данных. СУБД. Распределенные базы данных. OLAP и OLTP-системы. Хранилища данных. Язык SQL. Общая характеристика SQL. Стандарты SQL. Реализации SQL в современных СУБД. SQL-серверы. Возможности работы в гетерогенной среде. Встроенный SQL. Особенности реализаций SQL в современных СУБД.

Функции интерфейса пользователя информационной системы, дополнительные функции удаленного интерфейса, формирование запроса на поиск информации. Форма представления результатов поиска

Современные технологии проектирования информационных систем. Проектирование баз данных и информационных систем на основе шаблонов. Тенденции развития информационных систем.

Основная литература

  1. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и использование. - М.: «Финансы и статистика», 2006

  2. Е.П. Бочаров, А.И. Колдина Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы Галактика- М.: «Финансы и статистика», 2007.



Дополнительная литература:

  1. Захаров В. П. Информационно-поисковые системы: учеб.-ме-тод. пособие / В. П. Захаров. — СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2005.

  2. Кудряев В. А. Информационно-поисковые системы: учеб. по­собие / В. А. Кудряев, О. Б. Назаренко. Ч. 1. — М.: Гос. ун-т управле­ния, 2002.

  3. Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы : публикации и документы, фонды и библиотеки.; под ред. Л. А. Казаченковой. — М.: «Издательство ФАИР», 2007.



Тема 2. Информационно-поисковые системы

Поиск информации. Основные виды задач поиска. Модели информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Информационный образ документа. Технологии поиска информации. Показатели качества поиска. Методы повышения качества поиска. Индексирование и рубрицирование. Схема функционирования информационно-поисковой системы.

Глобальные информационно-поисковые системы в Интернет. Схема функционирования глобальной информационно-поисковой системы. Обзор информационно-поисковых систем и порталов в Интернет.

Тезаурусы и онтологии. Семантический Интернет. Тенденции развития информационно-поисковых систем


Основная литература

  1. Захаров В. П. Информационно-поисковые системы: учеб.-ме-тод. пособие / В. П. Захаров. — СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т,

  2. 2005.

  3. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и использование. - М.: «Финансы и статистика», 2006

  4. Е.П. Бочаров, А.И. Колдина Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы Галактика- М.: «Финансы и статистика», 2007.

Дополнительная литература:

  1. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России: на­уч.-метод, пособие / А. Б. Антопольский. — М.: Либерея, 2004.

  2. Шрайберг Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: учеб.-практ. пособие / Я. Л. Шрайберг. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Либерея, 2001.

Тема 3. Интеллектуальный анализ информации

Определение интеллектуального анализа данных (ИАД или Data Mining (DM)), история и предпосылки возникновения. ИАД и извлечение знаний из данных (Knowledge Discovery in Databases, KDD). Место и роль Data Mining в процессе принятия решений. Основные задачи Data Mining, виды моделей. DM и статистический анализ. Data Mining и хранилища данных. DM и OLAP. Data Mining как самостоятельная отрасль индустрии программного обеспечения. Методы и инструментарий Data Mining. Типы закономерностей, которые позволяют выявлять  методы Data Mining. Компоненты систем Data Mining.

Регрессионные методы ИАД. Эволюционное программирование. Временные последовательности и особенности их обработки. Алгоритмы ограниченного перебора. Эволюционные алгоритмы.

Нейронные сети. Область их применения. Модели нейронных сетей. Методы обучения нейронной сети.

Методы ближайших соседей. Метод k-ближайших соседей.

Генетические алгоритмы. Способы продукций: функциональная композиция и итерация/рекурсия. Классический генетический алгоритм. Разновидности генетических алгоритмов.

Алгоритмы классификации в ИАД. Классификация на основе нечеткой логики. Характеристика подходов, основанных на теории нечетких множеств, теории приближенных множеств,

Деревья решений. Описание графа набора данных (узлы, ветви, листья). Основные алгоритмы построения деревьев решений.

Методы Text Mining и Web Mining. Инструментальные средства и системы интеллектуального анализа неструктурированной информации.

Контент-анализ. Виды контент-анализа. Методология и инструментальные средства контент-анализа. Категории. Качественный и количественный контент-анализ.


Основная литература

  1. Дюк В., Самойленко А. Data Mining. Учебный курс. - С-Пб.: Питер, 2001.
  2. Филиппов В.А. Интеллектуальный анализ данных: Методы и средства. - Эдиториал УРСС, 2001





  1. Барсегян А.А. и др. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. – С.Пб.: БХВ-Петербург, 2004.

  2. Галушкин А.И. Теория нейронных сетей. Кн. 1/Под ред. А.И.Галушкина - М.: ИПРРЖР, 2000.


Дополнительная литература:

  1. www.vaal.ru – сайт системы ВААЛ

  2. www.megaputer.ru - сайт компании Megaputer Intelligence Inc.


Тема 4. Визуализация данных


Формы представления экспериментальных данных. Двумерные модели визуализации данных. Трехмерные модели визуализации данных. Ассоциативные модели визуализации данных. Представление данных в Интернет. Инструменты и сервисы для визуализации данных


Основная литература
  1. Богданов А. А. Визуализация данных в Microcal Origin. – Изд-во: КОРОНА ПРИНТ. , 2003 г.


  2. Гареев А.Г. Основы обработки и визуализации экспериментальных данных, 2004 г.

Дополнительная литература

http://www.smashingmagazine.com/2006/09/01/list-of-nifty-tools-diagrams-charts/ - Инструменты и сервисы для визуализации данных


Тема 5. Методология имитационного моделирования

Исследование динамики систем и объектов. Моделирование. Методология имитационного моделирования. Динамические и статические объекты. Моделирование событий. Моделирование времени. Планирование эксперимента. Типы задач, решаемых с использованием имитационного моделирования.

Языки имитационного моделирования. Система GPSS World. Моделирование с использованием GPSS World.

Основная литература

1. Кудрявцев Е. М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. - Издательство: ДМК пресс, 2004 г.

2. Боев В.Д. Моделирование систем. Инструментальные средства GPSS World Учеб. пособие СПб.: БХВ-Петербург 2004г


Дополнительная литература:

  1. http://www.gpss.ru – сайт по имитационному моделированию

  2. http://www.gpss.h11.ru/index.php сайт Юрия Носкова

  3. http://www.minutemansoftware.com - сайт компании Minuteman Software, разработчика GPSS World

  4. http://www.exponenta.ru/ - образовательный математический сайт


Тема 6. Информационные технологии дистанционного обучения


Сущность и содержание дистанционного обучения. Виды дистанционного обучения. Информационные технологии и инструментальные средства создания методических материалов для дистанционного обучения. Средства администрирования и контроля качества дистанционного обучения.


Основная литература


  1. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под ред. Полат Е.С., Академия, 2006.

  2. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения, 2007 (информация о книге – на портале http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf/cdonotes/0003.html)



Заключение

Перспективы развития компьютерных и информационных технологий. Обзор применения информационных технологий в научно-исследователькой и образовательной деятельности

V.Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Контрольная работа:

Контрольная работа представляет собой реализацию индивидуального проекта базы данных в среде MS Access по заданной логической схеме данных, а также запроса и формы для ввода информации. Контрольная работа выполняется в компьютерном классе.


VI. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Информационная технология: основные компоненты

  2. Структурированная и неструктурированная информация

  3. Накопление и хранение информации: основные задачи

  4. Базы данных

  5. Обзор рынка СУБД

  6. Распределенные базы данных

  7. Информационно-поисковые системы

  8. Хранилища данных

  9. Данные и метаданные

  10. Анализ структурированной информации

  11. Анализ неструктурированной информации

  12. Поисковые системы: основные показатели качества поиска

  13. Методы datamining

  14. Средства datamining

  15. Textmining и webmining

  16. Методология контент-анализа

  17. Категирии в контент-анализе

  18. Онтологические модели, как средство хранения семантической информации

  19. Визуализация информации: основные задачи

  20. Формы представления информации

  21. Методология имитационного моделирования

  22. Определение, цели, инструменты имитационного моделирования



Автор программы: _____________С.В.Мальцева


Похожие:

Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Технология бизнес-тренинга  для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра для магистерской программы «Психология в бизнесе»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины “Базовые методы анализа данных и работа со статистическими пакетами” для направления/ специальности 030300. 68 Психология (подготовки магистра) Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Теория и методология измерения в психологии и образовании  для направления 030300. 68 "Психология" подготовки магистров для магистерской программы «Измерение в психологии и образовании»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач для направления/ специальности 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 "Психология"...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология 2010/2011 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук Чернышева Е. Г. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании «Психология»
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины: обязательно...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева () iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница