Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности




Скачать 203.96 Kb.
НазваниеТемы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности
Дата27.12.2012
Размер203.96 Kb.
ТипДокументы
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике
для студентов 2-го курса



  1. Теоретико-возможностные модели реальности.

  2. Компьютерное моделирование измерительно-вычислительных систем.

  3. Задачи анализа данных с целью распознавания образов. Анализ сцен по их изображениям, полученным при неизвестных условиях регистрации.

  4. Задачи вычислительной томографии.

  5. Математическое моделирование физических процессов и явлений (список задач в приложении).

  6. Моделирование многофазных течений с газовыми пузырями в неоднородных средах.

  7. Моделирование течений в микрокапиллярных структурах методом клеточных автоматов.

  8. Моделирование влияния неоднородности на форму поверхностных акустических волн.

  9. Моделирование поведения заряженных цепочечных молекул в электромагнитном поле.

  10. Моделирование гидрофобных взаимодействий.

  11. Моделирование эволюции формы биологических мембран.

  12. Моделирование сигнализации в биологических клеточных структурах.

  13. Математическая модель рецепции и управления мышечным сокращением от группы связанных нейронов.

  14. Модели взаимодействия излучения с веществом.

  15. Нелинейные волны в случайно-неоднородных средах.

  16. Модели генерации случайных сред.


Ответственный за курсовые второго курса — проф. А.И. Чуличков


Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ, ВЫЧИСЛЕНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

ПЕРВАЯ ЛИГА


К.Э. Плохотников


Предлагаемые темы предназначены для освоения современного спектра информационных технологий получения новых знаний в лице методологий математического моделирования, вычислительного эксперимента и программирования. Методологические основы математического моделирования и вычислительного эксперимента представлены в монографии автора методической разработки [1]. Цель практических занятий состоит в том, чтобы студенты освоили основы методов математического моделирования, вычислительного эксперимента и программирования.

Каждая тема списка предполагает ряд этапов: разработку некоторой небольшой математической модели, этап программирования и, наконец, этап вычислительного эксперимента. Курсовая работа включает построение математической модели и проведение серии вычислений, иллюстрирующих виртуальную реальность рассматриваемой математической модели. Вычислительный эксперимент рекомендуется проводить на базе таких программных ресурсов, как MATLAB [2 — 4], C/C++ [5 — 8], MFC [9], Visual C++ [10,11], компьютерная графика на базе OpenGL [12,13]. Темы курсовых работ разделены по сложности, звезда указывает на тему курсовой работы повышенной сложности.

Любая предметная область исследования может быть описана множеством математических моделей. Студентам необходимо конкретно ознакомиться с этой множественностью и выбрать одну-единственную модель, которая, с одной стороны, проста, с другой, — все еще описывает основные черты данного явления или процесса. Многие темы являются намерено многозначными, что предполагает со стороны студентов определенную работу выбора тех или иных приближений.


1. Разработать программу, в которой по заданной траектории движения точки r=r(t)=(x(t),y(t),z(t)) строится вектор скорости и вектор ускорения . Изобразить траекторию, годограф скорости и ускорения. В качестве примеров изобразить:

  • движение тела, брошенного под некоторым углом к горизонту в поле притяжения Земли;

  • движение точки обода колеса машины, которая совершает поворот на 900;

  • движение броуновской частицы.

2. Визуализировать, что увидит внешний наблюдатель [14], раскручивая шар с разметкой, приведенной на рисунке, где 1 — угловая скорость вращения шара вокруг оси AB, 2 — угловая скорость вращения оси AB вокруг оси AB.



3. Запрограммировать и визуализировать движение нерелятивистской частицы заряда q в скрещенных электрическом E и магнитном H полях, т.е. изучить динамику, описываемую уравнением .

4*. Запрограммировать и визуализировать движение релятивистской частицы заряда q в скрещенных электрическом E и магнитном H полях, т.е. изучить динамику, описываемую уравнением:

.

5. Построить и изобразить траекторию движения ракеты взлетающей из пункта A и приземляющуюся в пункт B на поверхности Земли (сопротивлением воздуха пренебречь).

6*. Построить и визуализировать траекторию движения ракеты взлетающей из пункта A и приземляющуюся в пункт B на поверхности Земли, считая силу сопротивления воздуха пропорциональной квадрату скорости.

7. Численно изучить и отобразить динамику цепочки из n одинаковых пружинок и n+1 грузов массы m в поле тяжести Земли g.



8. Представьте и изобразите бильярд, в котором из любого положения шар можно закатить в любую из шести луз одним-единственным ударом кия по шару.

9. Рассчитать и изобразить поле деформаций для лежащих на горизонтальной поверхности металлических тел в форме пирамиды и шара.

10. Построить модель и визуализировать процесс слипания пары капель воды в условиях невесомости.

11. Для разгона сгустка заряженных частиц используют циклические ускорители. Разработать модель и программу, которая объясняет и иллюстрирует работу фазотрона.

12. Разработать модель и программу, которая объясняет и иллюстрирует работу синхротрона.

13. Разработать модель и программу, которая объясняет и иллюстрирует работу синхрофазотрона.

14. Исходя из законов Кеплера, воспроизвести динамику солнечной системы.

15. Пусть легкий, шероховатый шарик помещен во вращающийся сосуд. Изучить и изобразить поведение шарика в зависимости от угловой скорости вращения сосуда и его формы.

16. Построить графическую модель траектории движения маятника Фуко на различных широтах поверхности Земли.

17*. Описать и представить графическую модель приливного эффекта воздействия Солнца на воды мирового океана.

18*. Описать и визуализировать приливной эффект воздействия Луны на воды мирового океана.

19. Построить программу, изображающую упругий удар пары тел треугольной формы. Треугольники считать равносторонними и одинаковыми.

20*. Построить программу, изображающую упругий удар пары тел в форме тетраэдров. Тетраэдры считать одинаковыми.

21. Смоделировать и визуализировать динамику маятника Максвелла.



22. Построить программу, изображающую движение цилиндра по наклонной плоскости.



23*. Построить программу, описывающую траектории движения точек поверхности легкого теннисного мячика при его падении на наклонную плоскость.



24. Построить сценарий программной реализации и модель поведения “непослушной” катушки [15]. Если катушку, лежащую на плоскости, плавно тянуть за конец нитки, образующий с плоскостью достаточно большой угол, то катушка будет откатываться назад. Чтобы притянуть катушку к себе, нужно держать нитку почти параллельно плоскости.



25. Построить модель и изобразить распространение импульса (волна сжатия-растяжения) в системе n одинаковых, связанных друг с другом пружинами, маятников.



26. Пусть тела в форме куба, пирамиды и цилиндра погружаются в воду и плывут на поверхности. Построить модель динамического процесса и изобразить его для каждого из трех тел.

27. Построить модель аэродинамической трубы, в которой обдувается тело в форме самолета. Подобрать форму самолета так, чтобы подъемная сила скомпенсировала силу тяжести.

28*. Смоделировать вихревую дорожку Кармана в следе обтекаемого газом (жидкостью) тела.

29*. Возникновение подъемной силы при обтекании вращающегося цилиндра называется эффектом Магнуса. Параметризуя вязкость при взаимодействии атомов газа с цилиндром, построить модель и визуализировать эффект Магнуса.

30. При построении ударной волны, создаваемой летящей пулей, движение представляется в виде последовательности равных скачков. Каждый из этих скачков вызывает импульс сжатия, который распространяется во все стороны в виде шарового импульса. Огибающая шаровых импульсов и есть ударная волна. Построить модель и изобразить ударную волну летящей пули со смещенным центром тяжести.



31. На рисунке приведена механическая система [14], состоящая из легкого груза, на который действуют шесть пружин, направленных по трем взаимно перпендикулярным направлениям. Построить и нарисовать примеры траекторий движения груза в пространстве и дать классификацию этим траекториям.



32. (вариация задач 5.13 — 5.15, с.47 из [23]) Тело массы m колеблется без трения внутри коробки массы M, лежащей на поверхности стола. К телу прикреплены пружины с жесткостями k1, k2, k3, k4, концы которых закреплены на боковых стенках коробки. Изучить движение коробки и осуществить визуализацию, считая, что коэффициент трения между коробкой и столом равен .




33*. Если на металлическую пластину, натянутую на рамку, насыпать слой мелкого песка и затем возбуждать в ней колебания, проводя по краю пластины, то песок ссыпается с колеблющихся частей пластины и скопляется в узловых линиях. Полученные таким образом картины распределения узловых линий называют фигурами Хладни [14]. Построить модель и изобразить эти фигуры.



34. Построить модель и изобразить колебания двойного маятника [16].



35. (вариация задач 5.10, 5.11, с.46 из [23]) На чашке пружинных весов массы M покоится стальной шарик массы m. В начальный момент времени чашка приобретает скорость v0. Построить уравнения, описывающие движения чашки и шарика и изучить их решения численно. Визуализировать динамический процесс в целом.



36. (вариация задач 9.155, 9.156, с.114 — 115 из [23]) Однородный тонкий стержень массы m и длины 2l, поставленный вертикально на гладкую горизонтальную поверхность, начинает падать с нулевой начальной скоростью. Считая взаимодействие стержня с поверхностью абсолютно упругим, построить математическую модель динамики стержня, а также визуализировать искомые движения стержня.

37. По Декарту радуга образуется в результате отражения солнечных лучей внутри водяных капель [17]. Лучи, претерпевшие внутри капли одно отражение, дают так называемую главную радугу или радугу первого порядка. Лучи, претерпевшие двукратное отражение, дают побочную радугу или радугу второго порядка. Разместить ансамбль капель и освещение таким образом, чтобы получить галерею из радуг.

38. Гало, т.е. белые слабо окрашенные круги вокруг Солнца (или Луны) наблюдаются тогда, когда небо покрыто тонкой пеленой перисто-слоистых или высоких слоистых облаков. Гало происходит вследствие преломления световых лучей в беспорядочно ориентированных ледяных кристаллах, имеющих форму правильных шестигранных призм [17]. Построить модель и визуализировать явление путем подбора ансамбля ледяных кристаллов, освещения Солнца (Луны) и расположения наблюдателя.

39. На рисунке изображена схема установки [17] для наблюдения интерференционных полос. Линза разрезается по диаметру на две половинки L1 и L2. Источник света S помещен на оптической оси. Световой пучок, проходящий через половину линзы L1, перекрывается с пучком, проходящим через половинку L2 на участке S S. Построить трехмерную интерференционную картину.



40. (вариация задачи 3.32, с.137 из [24]) Построить интерференционную картину (кольца Ньютона) в проходящем свете через оптическое устройство, приведенное на рисунке.



41. Далекий источник отбрасывает свет на непрозрачное тело, в котором вырезано отверстие в форме буквы “А”. Построить изображение на экране.



42. Построить модель и изобразить движение лодки под парусом.

43*. Исходя из представлений, что свет состоит из фотонов, каждый из которых обладает импульсом h/c, спроектировать солнечный парус для межпланетного полета в солнечной системе. Построить характерную траекторию полета с Земли на одну из планет, считая, что планеты солнечной системы движутся по кеплеровским орбитам.

44. Осуществить вычислительный эксперимент по определению уравнения состояния идеального газа, состоящего из N атомов. Рассмотреть случаи N=1, 10, 102, 105. Уравнение состояния связывает три величины давление, объем и температуру. В качестве объема выбрать сосуд цилиндрической формы, в который вдвигается поршень.

45. Осуществить вычислительный эксперимент по определению уравнения состояния идеального газа, состоящего из N атомов. Рассмотреть случаи N=1, 10, 102, 105. В качестве объема выбрать сосуд в форме тетраэдра. Аналогичные процедуры провести для тетраэдров в четырех и пятимерном пространствах.

46. Путем вычислительного эксперимента, на модели идеального газа показать наличие закона Дальтона, т.е. давление смеси газов равно сумме парциальных давлений. В качестве объема выбрать тетраэдр.

47. Используя модель идеального газа в поле силы тяжести Земли, воспроизвести распределение плотности атомов с высотой, известное как барометрическая формула.

48. Осуществляя вычислительный эксперимент, изучить распределение скоростей в модели идеального газа для сосуда в форме тетраэдра.

49. (по мотивам задачи 4.80, с.42 из [23]) По теории, разработанной Г.Герцем (1882г.), при столкновении упругих шаров сила взаимодействия пропорциональна деформации в степени 3/2, т.е. F=k x3/2. Построить модель газа, атомы в котором взаимодействуют по теории Г.Герца, найти уравнение состояния газа путем прямого компьютерного моделирования.

50*. С помощью вычислительного эксперимента построить уравнение состояния для невзаимодействующих шаров, обладающих собственным вращением.

51. С помощью вычислительного эксперимента построить адиабату Пуассона на примере моделирования адиабатического процесса в сосуде с поршнем, приведенном на рисунке.



52*. В рамках модели идеального газа показать, что процесс движения атомов необратим. Построить динамику идеального газа в символических координатах. Продемонстрировать обратимый характер движения при обращении времени на примере локализации атомов в некоторой области сосуда.



53. Поставить вычислительный эксперимент по работе тепловой машины, в которой в качестве рабочего тела выбирается идеальный газ состоящий из N атомов.

54. Показать прямой имитацией, что при квазистатическом передвижении поршня в цилиндре, наполненном идеальным одноатомным газом, давление и объем газа связаны соотношением .

55*. Решить предыдущую задачу для двухатомного газа. Показать, что .

56. Сосуд разделен перегородкой на две равные части объемом V каждая. В одной части находится азот, в другой кислород при одинаковых давлениях p и температурах T. В момент времени t=0 в перегородке открывается небольшое отверстие площадью S. Найти давление в обеих частях сосуда в зависимости от времени [17].

57. В рамках модели идеального газа найти и представить на компьютере распределение плотности молекул газа в цилиндре радиуса R и длиной l, вращающемся в поле тяжести вокруг своей оси с угловой скоростью .



58. Представить жидкость в виде атомов, взаимодействующих согласно газу Ван-дер-Ваальса. Убедиться в законе Паскаля, в соответствии с которым передаваемое жидкостью во все стороны давление одинаково.

59. Построить уравнение состояния для газа атомов с потенциалом взаимодействия между атомами, представленном на рисунке. Изучить отдельно жидкую, газовую фазы и их комбинацию.



60*. Построить модель и изобразить растворимость газа в жидкости. Убедиться, что растворимость газа пропорциональна давлению газа над раствором (закон Генри). В качестве модели жидкости выбрать жидкость из предыдущей курсовой работы.

61*. Построить модель смеси пары жидкостей. В модели в зависимости от температуры предусмотреть возможность неограниченного и ограниченного смешения.

62*. Построить микродинамическую модель осмоса. На рисунке П — полупроницаемая перегородка. Вода переходит в раствор, так будет происходить до тех пор, пока не установится определенная разность уровней между водой и раствором. Согласно теории (см., например, [18]), осмотическое давление росм=nkT/V, n — число молекул растворенного вещества в растворе, V — объем раствора (формула Вант Гоффа).



63*. (вариация задачи 10.128, с.243 из [23]) Доска Гальтона имеет вид квадрата со стороной H, в которой вбиты N >>1 гвоздиков. Сверху в нее запускают последовательно M стальных шариков радиуса r, который много больше радиуса гвоздика, но много меньше расстояния между ними. Изучить профили распределения горки из M шариков при различных способах размещения N гвоздиков в пределах квадрата Гальтона.



64. Пусть тело в форме куба ставится на ребро. Предложить несколько сценариев того, чтобы неустойчивое равновесие куба на ребре стало устойчивым.

65*. Пусть тело в форме куба ставится на вершину. Предложить несколько сценариев того, чтобы неустойчивое равновесие куба на вершине стало устойчивым.

66. Разработать проект глобального позиционирования (по типу GPS, NAVSTAR и пр.), т.е. оценить число спутников, их орбиты, имея в качестве входного параметра точность h привязки к местности (например, для GPS h не хуже 3м).

67. Диск радиуса R заряжен равномерно с поверхностной плотностью . Пусть сверху на диск падает заряженное с тем же знаком, что и диск, легкое тело. Построить траектории движения тела при различных начальных данных.

68. (по мотивам задач 5.1, 5.2 из [24]) Определить и изобразить магнитное поле в вакууме в окрестности “гофрированной окружности”, уравнение которой в полярной системе координат имеет вид . Считать, что по проволоке течет некоторый ток I.

69. Из кусков проволоки спаян куб. К концам A и B приложена э.д.с. Построить распределение напряженности магнитного поля внутри и вне куба.



70. (задача 5.17 из [24]) Заряженный шарик радиуса R равномерно вращается вокруг своего диаметра с угловой скоростью . Общий заряд шарика q. Найти и изобразить магнитное поле вне шарика в двух случаях: 1) заряд распределен равномерно по поверхности и 2) по объему шарика.

71. (задача 6.23 из [24]) Шар радиусом R из сверхпроводника I рода внесен в постоянное однородное магнитное поле с индукцией B0. Определить и визуализировать магнитное поле B вне шара, если поле B0 еще не разрушает сверхпроводимость в шаре. Найти и представить поверхностную плотность сверхпроводящего тока i.

72. (вариация задачи 12.47, с.117, [24]) В резонаторе, который представляет собой кубик со стороной a, с идеально проводящими стенками и вакуумным наполнением возбуждена некоторая мода электромагнитных колебаний. Электрическое поле с амплитудой E0 ориентировано по оси z. Найти и графически построить вектор Пойнтинга S=S(t,x,y,z) как функцию координат и времени.

73. Построить микроскопическую модель цепной реакции H2+Br2=2HBr, которая происходит по схеме:

  • Br2+hBr+Br,

  • Br+H2HBr+H,

  • H+Br2HBr+Br,…

74. Построить микроскопическую модель цепной реакции: 2H2+O2=2H2O, которая происходит по схеме:

  • H2+O22OH (например, при прохождении электрической искры),

  • OH+H2H2O+H,

  • H+O2OH+O,

  • O+H2OH+H,…

75. Явление адсорбции заключается в скоплении посторонних веществ на поверхности жидких и твердых тел. Построить микроскопическую модель и представить графически адсорбцию газа в пористом теле.

76. Построить микроскопическую модель и изобразить адсорбцию газа на мелкораздробленном теле.

77. Построить микроскопическую модель трения твердых тел.

78. Бесконечно длинная прямоугольная пластинка кладется на поверхность смачивающей ее жидкости, увлекая за собой некоторое количество жидкости [17]. Найти и визуализировать профиль боковой поверхности жидкости, устанавливающейся под влиянием капиллярных сил и силы тяжести, при различных расстояниях пластинки от поверхности жидкости.



79. На трехмерную прямоугольную точечную решетку падает пучок рентгеновских лучей в направлении одного из ребер параллелепипеда, образующего ячейку решетки [17]. Изобразить направления на дифракционные максимумы и сами эти максимумы, а также определить условия, при которых эти максимумы возможны.

80*. Уравнение, описывающее малые колебания абсолютно гибкой однородной нити, закрепленной на одном из концов, имеет следующий вид [19]: . Изучить колебания нити, которая первоначально находится в вертикальном положении равновесия, а выводится из него щелчком в своей нижней части.



81*. Изучить распределение тока i и напряжения v в цепи с проводом конечной длины l. Для расчета тока и напряжения использовать систему телеграфных уравнений [19]:

ix+Cvt+Gv=0,

vx+Lit+Ri=0,

где C, L, R, G — емкость, коэффициент самоиндукции, сопротивление и утечка, рассчитанные на единицу длины. Граничные и начальные условия следующие:

i(0,x)=0, v(0,x)=0,

v(t,0)=E, v(t,l)=0.



82*. Изучить колебания тонкого прямоугольного стержня, замурованного одним концом в стену [19]. Уравнение, описывающее колебания стержня, имеет следующий вид: , где в качестве начальных и граничных условий выбираются следующие выражения:

y(0,x)=f(x), yt(0,x)=g(x);

y(t,0)=0, gx(t,0)=0;

yxx(t,l)=0, yxxx(t,l)=0.



83*. Построить и изобразить потенциал и напряженность электрического поля конденсатора, состоящего из двух круглых металлических пластин (K1, K2). На математическом языке необходимо решить уравнение =0 вне кругов K1, K2, а на кругах K1, K2: .



84*. При столкновении нейтронов с ядрами урана происходит реакция деления ядер, сопровождающаяся появлением новых нейтронов, которые реагируют с другими ядрами и т.д. Таким образом происходит цепная реакция. Цепная реакция с точки зрения диффузионного приближения [19] описывается уравнением: ut=a2 u+ u ( >0), где u — концентрация нейтронов. Определить критические размеры реактора в форме бесконечного слоя, цилиндра и сферы. Вывести и изобразить соответствующие решения, считая на границе u=0, а области реактора u имеет некоторое заданное распределение.

85. В рамках метода молекулярной динамики определить температуру, при которой символ “А”, собранный из атомов платины на поверхности 100 монокристалла платины, все еще различим. Кристаллическая решетка платины является гранецентрированной.



86*. С помощью метода молекулярной динамики построить наномашину (о наномире можно ознакомиться в [20]), приведенную на рисунке. В емкости кубической формы находится молекулярный вал с колесом, на котором имеются зубцы. Изучить вращение вала со временем, считая, что вся система находится при некоторой температуре, а емкость содержит газ (некоторые наводящие соображения можно найти в [21]). Считать емкость, вал и колесо на валу собранными из атомов.



87*. Смоделировать ионный микроскоп [22], представленный на рисунке. Очень тонкая игла, диаметр кончика которой не более 1000Å, помещена в центре стеклянной сферы, из которой выкачан воздух. Внутренняя поверхность сферы покрыта проводящим слоем флуоресцирующего вещества, и между иглой и флуоресцирующим покрытием создана очень высокая разность потенциалов. Считая, что игла выполнена из вольфрама, построить изображение иглы на поверхности сферы прямым моделированием отрыва электронов от иглы и их осаждения на поверхности сферы.



88. Над северным полюсом сильного электромагнита помещена цилиндрическая электролитическая ванна, содержащая раствор медного купороса между медными электродами в форме цилиндров. Изобразить микродинамику ионов раствора.



89. Два различных металла находятся в соприкосновении. Давление электронного газа в первом металле p1 и работа выхода электрона из этого металла A1, давление электронного газа во втором металле p2 и работа выхода электрона из него A2. Из данных металлов составляется термопара с двумя спаями, находящимися при температурах T1 и T2. Смоделировать и изобразить микродинамику образования электродвижущей силы. Считать, что давление p электронного газа в металле связано с концентрацией n электронов и температурой T металла соотношением p=nkT, k — постоянная Больцмана.

90*. (по мотивам задачи 4.4, с.120 из [25]) Полупроводник в форме куба находится в вакууме при температуре T=3000K. Куб помещен во внешнее электрическое поле E=105 B/см. Определить объемную концентрацию носителей тока в кубе. Диэлектрическая проницаемость полупроводника  =10.



91*. (по мотивам задач 5.1 — 5.7, с.127 из [25]) Из сверхпроводящей тонкой проволоки собран проводник в форме куба. В ребрах куба течет ток достаточный, чтобы куб не падал на сверхпроводящую плоскость, т.е. куб “парит”, “левитирует”. Изучить динамику движения куба.

92. (вариации на тему задач 2.33 — 2.35 из [24]) В проводящую сферу радиуса R помещен точечный электрический диполь с моментом p. Построить и изобразить векторное поле напряженности электрического поля во всех точках внутри сферы.



93. Изучить и начертить токи и напряжения в схеме, представленной на рисунке, считая, что величина сдвига пластин конденсатора друг относительно друга пропорциональна току в цепи I (x=x0+ I) или напряжению на конденсаторе V (x=x0+ V).



94. На рисунке приведены аналоговые устройства интегрирования (1, 2) и дифференцирования (3, 4). Распорядиться параметрами R, C, L так, чтобы соответствия Vвых∫ Vвх(t)dt и Vвых dVвх(t)/dt были наилучшими. Построить программу, демонстрирующую работу интегрирующих и дифференцирующих цепочек на примере произвольных входных сигналов.



95. На примере RC-цепочки смоделировать аналоговую линию задержки с заданным уровнем .



96. (вариация задачи из [26], с.43) Построить квантомеханический волновой пакет и с помощью визуальных средств одного из пакетов программирования исследовать его временную эволюцию.

97. (задача из [26], с.62) Построить программу, которая находит и изображает связанные состояния, собственные значения и соответствующие собственные функции уравнения Шредингера в случае прямоугольной потенциальной ямы

98. (задача из [26], с.81) Построить программу, которая находит собственные значения и визуализирует собственные функции уравнения Шредингера для гармонического осциллятора V(x)=½m2x2.

99. В квантовой механике (см., например, [27]) момент импульса M микрочастицы характеризуется парой операторов: M2 и Mz, собственные значения которых M2=h2l(l+1), Mz=hm, l=0,1,…, m=0,1,…, l. Построить программу изображающую собственные функции Ylm(,) операторов M2 и Mz. Функции Ylm имеют следующий вид

,

где — полиномы Лежандра.

100*. Написать программу изображающую плотность вероятности нахождения электрона в окрестности ядра заряда eZ, где e — заряд электрона, Z — заряд ядра. Как известно (см., например, [27]), искомая плотность вероятности wnlm имеет следующий вид:

,

где n — главное квантовое число, l — орбитальное число l=0,1,…,n; m — магнитное число, m=0,1,…, l; (r,,) — сферическая система координат, d =sindd — элемент телесного угла.




ЛИТЕРАТУРА


  1. Плохотников К.Э. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент. Методология и практика.  М.: Эдиториал УРСС, 2003. 282с.

  2. Мартынов Н.Н. Введение в MATLAB 6. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002. 352с.

  3. Дьяконов В.П. MATLAB 6/6.1/6.5+Simulink 4/5. Основы применения. Полное руководство пользователя. — М.: СОЛОН-Пресс, 2002. 768с.

  4. Мэтьюз Дж.Г., Финк К.Д. Использование MATLAB. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001. 720с.

  5. Шилдт Г. Полный справочник по С. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002. 704с.

  6. Шилдт Г. Самоучитель С++. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 688с.

  7. Лафоре Р. Объектно-ориентированное программирование в С++. Классика Computer Science. — СПб.: Питер, 2003. 928с.

  8. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс С и С++. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. 288с.

  9. Шилдт Г. MFC: основы программирования. — К.: Издательская группа BHV, 1997. 560с.

  10. Поляков А.Ю. Методы и алгоритмы компьютерной графики в примерах на Visual C++. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 416с.

  11. Грегори К. Использование Visual C++6. Специальное издание. — М.; СПб.; К.: Изательский дом “Вильямс”, 2002. 864с.

  12. Тихомиров Ю.В. OpenGL. Программирование трехмерной графики. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 304с.

  13. Эйнджел Э. Интерактивная компьютерная графика. Вводный курс на базе OpenGL. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001. 592с.

  14. Хайкин С.Э. Физические основы механики. — М.: Наука, 1971. 751с.

  15. Стрелков С.Э., Эльцин И.А., Яковлев И.А. Сборник задач по общему курсу физики. Ч.1. Механика. Электричество и магнетизм. — М.: Наука, 1964. 312с.

  16. Гантмахер Ф.Р. Лекции по аналитической механике. — М.: Госуд. изд-во физ.-мат. Литературы, 1960. 296с.

  17. Гинзбург В.Л., Левин Л.М., Рабинович М.С., Сивухин Д.В., Четверикова Е.С. Сборник задач по общему курсу физики. Ч.II. Оптика. Молекулярная физика и термодинамика. Атомная физика и физика ядра. — М.: Наука, 1964. 420с.

  18. Ландау Л.Д., Ахиезер А.И., Лифшиц Е.М. Курс общей физики. Механика и молекулярная физика. — М.: Наука, 1965. 384с.

  19. Тихонов А.Н., Самарский А.Н. Уравнения математической физики. — М.: Наука, 1972. 735с.

  20. http://decsy.ru/nanoworld

  21. Фейнман Р., Лейтон Р, Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т.4. Кинетика. Теплота. Звук. — М.: Мир, 1965. 262с.

  22. Фейнман Р., Лейтон Р, Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т.5. Электричество и магнетизм. — М.: Мир, 1966. 291с.

  23. Сборник задач по общему курсу физики: Учебное пособие для вузов в трех частях. Ч.1. Механика. Термодинамика и молекулярная физика/ Под ред. В.А. Овчинкина. — М.: Изд-во МФТИ, 1998. 416с.

  24. Сборник задач по общему курсу физики: Учебное пособие для вузов в трех частях. Ч.2. Электричество и магнетизм. Оптика/ Под ред. В.А. Овчинкина. — М.: Изд-во МФТИ, 1998. 368с.

  25. Сборник задач по общему курсу физики: Учебное пособие для вузов в трех частях. Ч.3. Атомная и ядерная физика. Строение вещества/ Под ред. В.А. Овчинкина. — М.: Изд-во МФТИ, 2001. 432с.

  26. Флюге З. Задачи по квантовой механике. Т.1. — М.: Мир, 1974. 341с.

  27. Блохинцев Д.И. Основы квантовой механики. — М.: Высшая школа, 1963. 620с.


—  —



Похожие:

Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ для студентов 3 курса миэф гу-вшэ темы Курсовых работ для студентов 3 курса
Темы работ по специализациям даны ориентировочно, и могут изменяться по согласованию с научным руководителем
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ для студентов 3 курса миэф гу-вшэ темы Курсовых работ для студентов 3 курса
Темы работ по специализациям даны ориентировочно, и могут изменяться по согласованию с научным руководителем
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы Курсовых работ для студентов 3 курса Темы курсовых работ даны
Моделирование технологии производства с помощью производственных функций и технологических множеств
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы Курсовых работ для студентов 2 курса Темы курсовых работ даны
Моделирование технологии производства с помощью производственных функций и технологических множеств
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ на кафедре математики для студентов 2 курса
Курсовые работы выполняются под руководством любого преподавателя кафедры математики
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей заочного обучения
Ковалева (темы 38–43); С. А. Константинов (темы 44–54); В. П. Сивцов (темы 73–81); В. А. Сивцова (темы 86–89; 90–92); Н. Н. Себровская...
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ для студентов 4 курса озо специальности «бизнес-администрирование» Модели и методы принятия решений
Использование графического метода и симплекс-метода решения задач линейного программирования
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ Для студентов 2 курса исторического факультета заочного отделения Издательство «Самарский университет» 2004
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ, предлагаемых бакалавриантам 1-го курса
Применение методов линейного программирования в решении задач организации производства
Темы курсовых работ на кафедре компьютерных методов в физике для студентов 2-го курса Теоретико-возможностные модели реальности iconТемы курсовых работ предлагаемых кафедрой для студентов 2-го курса
Сигналы образования кварк-глюонной плазмы (проф. Балашов В. В., к. 3-04, тел. 939-25-13)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница