Скачать 314.49 Kb.
|
Институт проблем развития среднего профессионального образования Примерная программа учебной дисциплины «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) МОСКВА 2002 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной психологии Требования к знаниям: студент должен знать предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста». Требования к умениям: студент должен выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, анализировать социально-психологические явления на макро- и микроуровне, пользоваться социально-психологическими методами и методиками. Содержание учебного материала Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии Место социальной психологии в системе научного знания. Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией я психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками. Общество, сферы деятельности людей, институции, группы, личность как объекты социальной психологии. Социально-психические явления как объект социальной психологии. Определение предмета социальной психологии в отечественной психологии в работах Г.М.Андреевой. А.В.Петровского, А.К. Уледова, Б.Д. Парыгина, В.М.Мясищева и других ученых. Социально-психологическое явление как универсальное понятие социальной психологии, единица ее анализа. Социально-психологическое явление как результат взаимодействия в системе «человек-человек», «человек-общность», «общность-общность». Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Уровни анализа социально-психологических явлений: философско-методологический, теоретико-содержательный, экспериментально-эмпирический. Соотношение объектов и уровней анализа в социально-психологическом исследовании. Основные направления и результаты исследований к отечественной социальной психологии. Проектирование как режим научной работы в социальной психологии и его виды. Проектирование образовательных институций, процессов, социальных сред и общностей. Типология методов, используемых в социальной психологии. Методы феноменологизации и концептуализации (выделение социально-психологических явлений и соотнесение их с имеющимися моделями и теориями). Методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др.). Методы обработки и интерпретации результатов исследования и диагностики. Методы коррекции и терапии (социально-психологический тренинг, психодрама, гештальттерапия и др.). Методы управленческой деятельности. Методы социально-психологического обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и др.). Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управленческая, производственная, педагогическая деятельность. Применение социально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства, менеджмента, межнациональных конфликтов и др. Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Становление социально-психологических идей в XX веке : «психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт); «психология масс» (Г.Тард, С.Сигеле, Г.Лебон); «теория инстинктов социального поведения» (В.Макдауголл). Психологизация общественных отношений как главная черта первых социально-психологических теорий. Экспериментальный период в развитии зарубежной социальной психологии. Основные теоретические концепции современной зарубежной социальной психологии: необихевиоризм, психоанализ, интеракционистские теории, когнитивные теории, гуманистическая психология. Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский). Определение предмета социальной психологии в России в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев). Марксистский период развития отечественной социальной психологии. Современное состояние отечественной социальной психологии. Примерный перечень рекомендуемых практических занятий 1. Социальная психология как теоретическое знание и как прикладная дисциплина. 2. Задачи социальной психологии как науки и проблемы современного общества (проблемы психологии политического лидерства, управления, предпринимательства, этнопсихологии, конфликтологии и т. д.). 3.Социально-психологическая компетентность специалиста как необходимое условие его профессионализма. 4.Методы социальной психологии. Рекомендуемый перечень самостоятельных работ Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения Что входит в понятие «социально-психологическая компетентность»? Почему социальная психология как наука имеет особый статус? Составьте социально-психологический портрет специалиста в сфере Вашей будущей профессиональной деятельности. Приведите примеры использования социально-психологических знаний в различных сферах жизнедеятельности людей. Попытайтесь выявить и описать собственный социально-психологический опыт. Каким образом социально-психологические знания используются в предвыборных кампаниях? Темы рефератов и сообщений История социально-психологических учений. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией, психологией. Социальное и социально-психологическое проектирование. Социально-психологическая компетентность специалиста. Методы социальной психологии. Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей Требования к знаниям: студент должен знать социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека. Требования к умениям: студент должен владеть культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению, влиять на формирование и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека. Содержание учебного материала Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации- Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стерео-типизации, доминирующей потребности и др. Интерпретация причин поведения другого человека - явление каузальной атрибуции. Межличностная аттракция. Психологические основы имиджелогии. Способы и приемы создания имиджа — положительного образа человека или организации в сфере деловых отношений. Слагаемые личного обаяния (имиджа) делового человека: нравственные характеристики, психологические знания и умения, техника самопрезентации. Тема 2.3. Психология воздействия в общении Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение. Психологическое заражение как способ группового воздействия. Основа заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Паника как вид социально-психологического заражения. Подражание как принятие и воспроизведение индивидом черт и образцов поведения другого человека. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Мода как форма подражания. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе. Психологические основы ведения деловых переговоров. Примерный перечень рекомендуемых, практических занятий 1. Содержание, виды и функции общения. 2. Профессиональное и деловое общение. 3. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения. Тренинг деловой беседы, ведения переговоров, деловой дискуссии. Рекомендуемый перечень самостоятельных работ Вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения Как Вы думаете, почему А.Экзюпери назвал общение настоящей роскошью? Умение общаться - дар или приобретение? Можно ли отделить общение от совместной деятельности людей? Почему люди не понимают друг друга? В чем причина межличностных конфликтов? Почему человек испытывает потребность в себе подобном? Какова психологическая природа сотрудничества и соперничества людей? Можно ли развить у себя коммуникативную компетентность? В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они отличаются от диалога? Как защитить себя от манипуляций в процессе общения? Какое значение имеют различные виды рукопожатия? Темы рефератов и сообщений Общественные и межличностные отношения. Невербальное общение и его виды. Диалог как форма общения. Психология взаимодействия и взаимопонимания. Средства выражения истинных чувств в процессе общения. Взаимосвязь общения и эффективности деятельности. Социально-психологические механизмы подражания. Раздел III. Психология социальных сообществ Требования к знаниям: студент должен знать типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими; знать методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе. Требования к умениям: студент должен уметь анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, использовать методики социометрии, референтометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов. Содержание учебного материала |