Скачать 0.79 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Основы менеджмента» Автор: к., э., н., доцент Терехова Г.И. Направление: 080500.62 «Менеджмент» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: заочная Тамбов 2010 г. Раздел 1.Организационно - методическое описание курса 1.1 Назначение и цели учебного курса Цель изучения курса «Основы менеджмента»: - дать студентам знания теоретических и практических основ современного эффективного управления, понятия менеджмента, как науки и искусства, без которого невозможно создание эффективного рынка и правового государства; - изучение основных концепций и подходов к управлению и самоуправлению организаций, разработанных наукой и практикой, как за рубежом, так и в нашей стране, формирование у менеджеров управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений. Задачи курса Важной задачей дисциплины «Основы менеджмента» является изучение современной системы взглядов на менеджмент. В связи с социальной направленностью современного менеджмента, значительная часть дисциплины отводится на изучение социальных аспектов управления, таких как: лидерство, стиль, мотивация, человек в системе менеджмента и др. В процессе изучения теоретических и методологических основ менеджмента, овладения понятийным аппаратом дисциплины «Основы менеджмента», освоения, принципов методов, функций и инструментария в системе менеджмента, изучения свойств компонентов системы менеджмента с позиции её целостности, приобретение навыков разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях рыночной экономики, овладения навыками организации систем управления студенты развивают навыки самостоятельной работы с литературными источниками в области менеджмента, активного их использования в проектировании и реализации системы управления организацией, в курсовых работах и выпускных квалификационных работах, а также приобретают навыки критического экономического мышления, творческого решения управленческих проблем и расширение аналитического кругозора в процессе выявления будущих факторов успеха организации при оценке возможностей их 1.2 Обязательный минимум содержание учебного процесса Основы менеджмента. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента. История менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное. 1.3 Структура учебного курса Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинаров, выполнение домашних заданий. Значительный объем занятий направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах. 1.4 Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении учебного курса При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций. В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры. 1.5 Требования к знаниям студентов по завершению изучения учебного курса В результате изучения курса «Основы менеджмента» студенты должны знать основные теоретические положения и характеристики менеджмента, ресурсы менеджмента, тенденции в развитии менеджмента; уметь выбирать и комбинировать тип управления в зависимости от конкретной ситуации, анализировать управленческие процессы, применять на практике рекомендации теории менеджмента; иметь представление о роли человека в менеджменте, о специфике менеджмента в России, об эффективных путях достижения результатов в области менеджмента. Знать: -природу управления и основные тенденции его развития; -особенности организации управленческой деятельности; -закономерности управления различными системами; -понятия, виды и признаки организации; -составляющие внешней и внутренней среды организации; -основы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий и предпринимателей; -юридические отношения собственности; -трудовые отношения на предприятии и особенности управления трудовыми ресурсами; -возможности использования информационных технологий в управленческой деятельности; -принципы регулирования финансовой деятельности предприятий; -особенности управления производственной деятельностью предприятий и организаций; -виды и принципы построения организационных структур; -основные функции управленческой деятельности; -факторы эффективности менеджмента; -принципы инновационного управления в современных организациях; -менеджмент паблик рилейшнз; -функции управления в системе связей с общественностью; -виды организационных структур PR-компаний. Уметь: -использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями; -проводить оценку внешней и внутренней среды организации; -планировать и проектировать; -управлять коллективом -использовать информационные технологии в управленческой деятельности; -эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений; -управлять персоналом организации; -проектировать организационные структуры; -разрешать конфликты в организационной среде; -оценивать эффективность управленческой деятельности; -эффективно делегировать полномочия; -использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию при управлении трудовыми ресурсами организации; -управлять собой; -разрабатывать стратегический план конкретного предприятия; -использовать эффективные, в конкретной ситуации, стили управления; -управлять производственной, финансовой и маркетинговой сферами -деятельности предприятия; -использовать стратегический подход к управлению паблик рилейшнз; -уметь организовать деятельность по связям с общественностью; -оценивать результаты PR-деятельности. Ознакомится с: -ключевыми категориями, методами и принципами управления; -особенностями западноевропейского, японского и российского менеджмента; -этапами развития и школами в истории менеджмента; -основными подходами в управлении; -инновационными методами стратегического управления современными организациями; -правовыми основами деятельности предприятий и организаций различных форм собственности; -принципами построения организаций; -принципами кредитования и кредитно-расчетными правоотношениями в торговле; -страховыми правоотношениями; -возможностями автоматизации управленческой деятельности; -содержательными и процессуальными теориями мотивации; -правоотношениями в сфере трудового законодательства; -основными категориями риск-менеджмента; -финансовым механизмом и его структурой; -организационными структурами PR-компаниий; -экономической оценкой PR-проектов. 1.6. Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса Оценка определяется следующими тремя составляющими: - результатами ответа на 1-й вопрос; - результатами ответа на 2-й вопрос; - результатами ответов на дополнительные вопросы. При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу. Результаты экзамена оцениваются: «отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа по следующим направлениям дисциплины: Общая теория управления. Менеджмент: основные понятия, функции Подсистемы управления. Планирование Социальные факторы Миссия организации Моделирование ситуаций и принятие решений Состав функций менеджмента Общие понятия стратегического управления и планирования Типы организаций Мотивация: общие понятия и определения. Взаимодействие в группе. Лидерство Эффективность менеджмента «хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках в изложении материала по следующим направлениям дисциплины: Общая теория управления. Менеджмент: основные понятия, функции Планирование Миссия организации Моделирование ситуаций и принятие решений Состав функций менеджмента Типы организаций Мотивация: общие понятия и определения. Взаимодействие в группе. Лидерство Эффективность менеджмента «удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов по следующим направлениям дисциплины: Общая теория управления. Менеджмент: основные понятия, функции Планирование Миссия организации Состав функций менеджмента Типы организаций Мотивация: общие понятия и определения. Взаимодействие в группе. Лидерство «неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов по следующим направлениям дисциплины: Менеджмент: основные понятия, функции Состав функций менеджмента Типы организаций Мотивация: общие понятия и определения. Взаимодействие в группе. Лидерство Раздел 2 Тематическое содержание учебного курса
Раздел 3 Лекционный материал 3.1 Содержание лекционного материала Тема 1. Общая характеристика менеджмента Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Методы управления. Организация как объект управления. Позиция менеджмента внутри организации. Менеджмент как особая профессиональная деятельность. Понятие об уровнях управления. Функции и роли руководителя. Требования к профессиональной компетенции менеджера. Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента Управленческие революции. Идеи Р. Оуэна и их значение для науки управления. Предпосылки возникновения научных теорий в управлении. Школа научного управления. Идеи Г. Форда. Административная (классическая) школа менеджмента. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты. Эмпирический подход. Теория социальных систем. Школа науки управления. Системный подход к управлению. Ситуационный подход к управлению. Новейшие исторические тенденции. Развитие управленческой мысли в отечественной науке. Тектология А. Богданова. Теория социалистической рационализации О. Ерманского. Концепция НОТ (А. Журавский, П. Керженцев и др.). Культура труда и управления А. Гастева. Социальная инженерия и практика нововведений (А. Гастев, Н. Витке, Ф. Дунаевский). Американская модель менеджмента. Особенности японской модели менеджмента. Особенности западноевропейской модели менеджмента. Тема 3. Внутренняя и внешняя среды организации Характеристика целей, структуры, задач, технологий и трудовых ресурсов – основных внутренних ситуационных переменных организаций. Корпоративная культура в современных условиях. Определение внешней среды организации. Основные факторы внешней среды и их взаимосвязь. Характеристики внешней среды. Международная среда бизнеса. Стратегии выхода на международные рынки. Менеджмент в глобальном масштабе. Тема 4. Этика менеджмента и социальная ответственность организации Роль бизнеса в обществе. Понятие деловой этики. Школы философии морали: деонтология, утилитаризм, телеологиия, эгоизм. Этический релятивизм. Факторы, определяющие этический выбор. Понятие социальной ответственности. Заинтересованные в деятельности организации группы. Оценка результатов социальной деятельности. Управление этикой и социальной ответственностью в организации. Тема 5. Постановка целей и планирование в организации Значение целей и планов. Миссия организации. Цели организации. Иерархия целей. Критерии эффективности целей. Типы и модели планирования: управление по целям, одноразовые и постоянные планы, ситуационные планы. Тактика, политика, процедуры и правила. Традиционные подходы к планированию. Современные подходы к планированию. Внедрение планирования в масштабах организации. Тема 6. Разработка и внедрение стратегии Общая характеристика стратегического управления. Глобальная стратегия. Стратегические намерения. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии. Тема 7. Проектирование организации Суть и содержание функции организации. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Факторы проектирования организации: внешняя среда, технология работы, стратегический выбор. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментализация и кооперация; связи в организации и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия в организации и ее звенность; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Последовательность этапов разработки организационных структур. Типы организаций. Тема 8. Мотивация Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Модель мотивации. Виды позитивной и негативной мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу; теория ERG К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания; теория справедливости (равенства); теория постановки целей; модель Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждения. Факторы эффективности мотивации. Тема 9. Контроль Контроль, его место и значение в ряду функций управления. Стратегическое планирование и контроль качества. Этапы процесса контроля. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Бюрократический и децентрализованный контроль. Всеобщее управление качеством (TQM). Методы и приемы TQM. Характеристики эффективного организационного контроля. Тема 10. Коммуникации в системе управления фирмой Роль коммуникаций в процессе управления. Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Слухи как неформальная информационная система. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Развитие индивидуальных навыков коммуникации. Тема 11. Принятие управленческих решений Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема. Классификация управленческих решений. Модели принятия решения. Индивидуальные стили принятия решения. Этапы принятия рационального решения. Методы принятия и обоснования решений. Побуждение сотрудников к принятию управленческих решений. Тема 12. Групповая динамика и руководство Определение группы и команды. Формальные и неформальные группы в организации. Развитие неформальных групп и их характеристики. Управление неформальными организациями. Модель Хоманса. Формальные группы в организации. Внутренняя структура группы. Роли членов группы. Групповая социометрия. Этапы формирования группы. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Коммуникации в группах. Управление с помощью комитетов. Типы рабочих команд. Распространение командной работы. Преимущества и недостатки работы в командах. Управление конфликтами в командах. Целесообразность инвестиций в формирование команд. Тема 13. Власть и влияние Понятие власти и влияния на других людей. Источники власти в организации. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная (легитимная) власть; эталонная (харизматическая) власть; экспертная власть, власть информации; власть связей. Влияние путем убеждения. Делегирование полномочий как способ укрепления власти. Программы участия работников в управлении. Тема 14. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность Природа, определение и содержание понятия лидерства. Лидерство и управление. Теории лидерских качеств. Исследования Ральфа Стогдилла и Уоррена Бенниса. Концепции лидерского поведения. Три стиля руководства К. Левина. Системы управления Р. Лайкерта. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Блейка и Моутон. Концепция вознаграждения и наказания. Заменители лидерства. Ситуационные модели лидерства. Модель Танненбаума-Шмидта. Модель Фидлера. Модель «путь-цель» Митчелла и Хауза. Модель Херси и Бланшарда. Модель Стинсона-Джонсона. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Ситуационный анализ характера эффективного лидера. Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформирующего) лидерства или лидерства для изменений. Тема 15. Управление человеческими ресурсами Стратегические цели управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы: планирование потребности в трудовых ресурсах, анализ работы, набор и профессиональный отбор кадров. Подготовка эффективной рабочей силы: профессиональная ориентация и социальная адаптация, обучение, повышение квалификации, оценка результатов деятельности. Поддержание эффективной рабочей силы: определение заработной платы и льгот, трудовые отношения, увольнения. Управление деловой карьерой специалистов. Подготовка руководящих кадров. Повышение качества трудовой жизни. Тема 16. Эффективность управления Эффективность управления. Факторы, определяющие эффективность управления. Роль персонала управления в успешном менеджменте. Принципы эффективного менеджмента. Оценка и регулирование эффективности менеджмента. Тенденции изменения эффективности. Социально-экономическая эффективность менеджмента. Семинарские занятия для студентов заочной формы обучения Семинарское занятие по теме: «Методологические основы менеджмента» Цель и задачи: получение теоретических знаний в области методологических основ менеджмента Вопросы к обсуждению:
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Эволюция научной мысли в области менеджмента» и «Целевое управление предприятием: достоинства и недостатки». Семинарское занятие по теме: «Социальные факторы и этика менеджмента» Цель и задачи: получение знаний в области социальных факторов и этики менеджмента Вопросы к обсуждению:
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Неформальная структура организации и ее влияние на производственные процессы». Семинарское занятие по теме: «Интеграционные процессы в менеджменте» Цель и задачи: получение знаний в области интеграционных процессов в менеджменте Вопросы к обсуждению:
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Человек и организация: проблема интеграции», «Неформальная структура организации и ее влияние на производственные процессы». Семинарское занятие по теме: «Динамика групп и лидерство в системе менеджмента» Цель и задачи: получение знаний в области динамики групп и лидерства в системе менеджмента Вопросы к обсуждению:
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Причины конфликтов в организациях и роль менеджера в их разрешении».и «Американский и японский менеджмент: сравнительная характеристика». . Семинарское занятие по теме: «Факторы эффективности менеджмента» Цель и задачи: получение знаний в области изучения и определения факторов эффективности менеджмента Вопросы к обсуждению:
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Проблема оценки эффективности труда менеджера и подходы к ее решению» и «Факторы, определяющие современный контекст менеджмента». Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.
Перечень вопросов к экзамену
Раздел 4 Самостоятельная работа Методические рекомендации. Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Основы менеджмента». Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в печатном виде, удобна для проверки и хранения. Общий объем самостоятельной работы студентов составляет 230 часов. Итоговая оценка СРС выставляется в журнал учебных занятий и учитывается при аттестации студентов в период зачетно - экзаменационной сессии (сокращение числа экзаменационных вопросов при оценке СРС не ниже «хорошо», предоставление права студенту выбора экзаменационных вопросов из предложенных преподавателем, выставление оценки «зачет» по результатам СРС). 4.1. Тематика контрольных работ
4.2. Контрольные вопросы для самопроверки знаний
|
![]() | Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента : Учебно-методический комплекс Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд центр еаои. 2008. – 262 с | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Практикум международного менеджмента Для студентов экономического факультета Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум международного менеджмента» / сост. И. К. Макарова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины мировые товарные рынки специальность: 080102 (060600) «Мировая экономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения факультета экономики и менеджмента | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы информационного права для студентов юридического факультета Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационного права» / сост. В. И. Ступаков. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009.... |
![]() | Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс основы профориентологии Лукъянченко, Т. Н. Основы профориентологии: учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы профориентологии» для студентов, обучающихся... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы рекламной деятельности для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламной деятельности». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с |