Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации»




Скачать 191.23 Kb.
НазваниеПрограмма профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации»
Дата26.12.2012
Размер191.23 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ)

Межрегиональный отраслевой ресурсный центр








УТВЕРЖДАЮ

Руководитель проекта,

Руководитель МОРЦ

Г.Л. Дегтярев

« » 2012 г.



ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО модуля

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(повышения квалификации)


Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации»


2012 г.

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ). Межрегиональный отраслевой ресурсный центр.


Разработчик:

Тумбинская М.В., старший преподаватель кафедры систем информационной безопасности ГБОУ ВПО Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (КНИТУ-КАИ).

ОГЛАВЛЕНИЕ





стр.

1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Тематический план и содержание профессионального модуля

8

3. Условия реализации программы профессионального модуля

11

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

14

1. Паспорт программы профессионального модуля

Методы и средства защиты компьютерной информации


1.1. Область применения программы


Настоящая программа «Методы и средства защиты компьютерной информации» предназначена для проведения курсов повышения квалификации на базе Межрегионального отраслевого ресурсного центра преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования - участников сетевого взаимодействия, по реализации сетевых программ, по наиболее востребованным инженерным и рабочим специальностям для кадрового обеспечения приоритетной отрасли экономики Российской Федерации специальностям в авиастроительной отрасли, предусматривающих стажировку на ведущих предприятиях отрасли. Программа также может быть использована в основных (вариативная часть) и дополнительных образовательных программах профессионального образования, в том числе при их разработке при МОРЦ.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

Целью программы повышения квалификации является подготовка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для реализации и разработки дополнительных программ обучения в вариативной части основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО на местах в учреждениях профессионального образования.

В результате освоения программы слушатель будет готов к выполнению функций:

  • реализация сетевых программ обучение;

  • разработка сетевых профессиональных образовательных программ и УМК с учетом специфики и потребностей конкретных предприятий отрасли – социальных партнеров.


Обучающийся в результате освоения программы профессионального модуля должен:

  • уметь:

  • выбрать и реализовать сетевые программы обучения;

  • разрабатывать сетевые профессиональные образовательные программы и УМК с учетом специфики и потребностей конкретных предприятий отрасли – социальных партнеров, формулировать результаты освоения программ дополнительного профессионального образования в соответствии с их типом;

  • определять дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания модулей в составе программ дополнительного профессионального образования в соответствии с запланированными результатами;

  • определять и формулировать показатели контроля и оценки результатов освоения программ модулей в составе программ дополнительного профессионального образования;

  • формулировать требования к условиям реализации программ модулей в составе программ дополнительного профессионального образования;

  • формировать содержание модулей в соответствии с результатами их освоения;

  • формировать программы дополнительного профессионального образования из программ модулей;

  • заполнять паспорта дополнительных профессиональных образовательных программ;




  • знать:

  • концептуальные основы модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании;

  • термины и определения, используемые при разработке модульных программ дополнительного профессионального образования;

  • принципы функционального анализа, направленного на выделение видов профессиональной деятельности и компетенций;

  • нормативно-правовую базу разработки программ дополнительного профессионального образования;

  • типологию и структуру программ дополнительного профессионального образования;

  • особенности структуры и правила заполнения макетов программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в составе сетевых профессиональных образовательных программ;

  • назначение и обязательные элементы паспорта дополнительных профессиональных образовательных программ;

  • особенности структуры и правила составления учебных планов модульных программ дополнительного профессионального образования;


1.3. Форма обучения и режим занятий

Форма обучения - очная

Режим занятий с отрывом от работы, концентрированно, с применением дистанционных образовательных технологий


1.4. Требования к обучающимся

1.4.1. Требования к уровню образования. Для преподавателей - высшее образование, для производственных мастеров – среднее профессиональное образование направления подготовки Авиастроение и Технология машиностроения и др.

1.4.2. Требования к опыту работы: требуется опыт работы в должности преподавателей специальных дисциплин, мастера производственного обучения, методисты учреждений профессионального образования не менее 3 лет.


1.5. Количество часов на освоение программы профессионального модуля и виды учебной работы

Всего учебной нагрузки по модулю – 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 16 часов, в т. ч.:

лабораторные и практические занятия – 12 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 56 часов, в т. ч.:

на консультации при выполнении самостоятельной работы – 10 часов;

стажировка по модулю – 6 часов.

Практика по модулю – не предусмотрена.


1.6. Итоговая аттестация по профессиональному модулю в форме Выпускная работа в виде программы вариативной части профессионального модуля ОПОП и УМК


1.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров Высшее образование, Опыт работы по направлению Авиастроение и Технология машиностроения, повышение квалификации при МОРЦ, разработчик сетевых модульных программ для МОРЦ.


1.8. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы модуля: удостоверение.


2. Тематический план и содержание модуля «Методы и средства защиты компьютерной информации»


2.1. Учебно-тематический план модуля


Соответствующие компетенции

Номер и наименование разделов профессионального модуля

Всего учебной нагрузки по профессиональному модулю / модулю дисциплин(ы) (час.)

Обязательная аудиторная учебной нагрузки

Самостоятельная работа обучающегося

Практика

всего

в т.ч. лабораторных и практических занятий

всего

в т.ч. консультации при выполнении самостоятельной работы

стажировка




1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ОК 1, ОК 2, ОК 5

Раздел 1. Учебно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия

6

2

-

4

-

-

-

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ОК 1, ОК 2, ОК 5

Раздел 2. Работа в сетевой среде УМК вариативной части МДК «Методы и средства защиты компьютерной информации»

16

12

12

4

2

-

-

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ОК 1, ОК 2, ОК 5

Раздел 3. Разработка выпускной работы

50

2

-

48

8

6

-




Всего:

72

16

12

56


10

6

-



2.2. Содержание профессионального модуля

Наименование разделов модуля и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Учебно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия

6

1


Тема 1.1.

Разработка вариативной части ОПОП


Содержание.



1

Технологии и процессы современного производства

1

Терминологическое поле ФГОС НПО, СПО нового поколения. Основные принципы функционального анализа профессиональной деятельности выпускников, как основа повышения компетентности преподавателей, мастеров производственного обучения в предметной области и обновления программ обучения.

1

Разработка вариативных частей (модулей) сетевых образовательных программ и УМК с учетом специфики и потребностей конкретных предприятий отрасли.



1

Самостоятельная работа при изучении темы 1.1

Проработка ФГОС НПО/ СПО по специальности, учебной и специальной технической литературы составление конспектов по изучаемой тематике. Изучение основных терминов и понятий. Изучение объектов деятельности, видов деятельности, профессиональных компетенций выпускника. Проработка ФГОС НПО, вариативного объема и возможностей её использования Ознакомление с технологиями и процессами базового предприятия и происходящей модернизацией предприятия с целью внесения новых компетенций(практического опыта, умений, знаний) для выпускника. Продумывание возможного внесения отдельных разделов(тем) в содержание междисциплинарных курсов с целью нового освоения или углубления знаний по рассматриваемой тематике.



2

Тема 1.2.

Условия разработки и реализации вариативной части ОПОП и программ дополнительного образования при сетевом взаимодействии.


Содержание.



1


Ознакомление с программой вариативной части модуля сетевой образовательной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» (ДП: особенности структуры. Основные принципы и алгоритм разработки ДП, условия реализации). Пример УМК программы.

1

Вопросы организация защиты итоговых выпускных работ, содержащих модуль вариативной части программ и УМК.

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1.2.

Проработка макета предложенной программы. Изучение основных терминов и понятий. Изучение учебно-методического комплекта сетевой программы. Ознакомление с её содержанием, условиями реализации, проработка пособий к теоретическим, практическим занятиям, методических указаний к самостоятельной работе студентов, контрольно-оценочными средствами результатов обучения. Ознакомление с электронным контентом программы).



2



1

Консультации по разделу 1







Раздел 2. Работа в сетевой среде УМК вариативной части МДК «Методы и средства защиты компьютерной информации»

16



Тема 2.1.

МДК «Методы и средства защиты компьютерной информации»

Содержание.




Определение и общее содержание проблемы информационной безопасности.



2

Угрозы информационной безопасности и меры защиты информации.

Политики безопасности и системы разграничения доступа.

Методы криптографической защиты информации.

Угрозы информационной безопасности и меры защиты информации.

Защита программного обеспечения.

Особенности защиты информации в сетях.

Нормативное обеспечение защиты информации.

Практические занятия по теме.

12



3


Подсистемы парольной аутентификации пользователей. Генераторы паролей. Оценка степени стойкости парольной защиты.

4

Методы криптографической защиты информации. Простейшие алгоритмы шифрования.

4

Защита документов в Microsoft Office. Защита информации в архивах.

4

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Изучение терминов и понятий. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических указаний, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельное освоение информации по руководству пользователя. Работа в сетевой среде модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации». Изучение учебных пособий к теоретическим и практическим занятиям, методических указаний к изучению программы, к самостоятельной работе студентов.



4



3

Консультации по разделу 2

2




Стажировка по разделу







Раздел 3. Разработка выпускной работы

50

3



Тема.3.1.

Структура итоговой работы.

Формы контроля: итоговая работа по окончании аудиторных занятий и дистанционного курса. Требования к выпускной работе.

2



3

Самостоятельная работа слушателей по выполнению выпускной работы в дистанционном режиме.

48

Стажировка на базовом предприятии.

6

Консультации.

8

Представление работы для оценки.




Всего учебной нагрузки по модулю

72




3. Условия реализации программы профессионального модуля

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля требует наличия учебного кабинета «Информационная безопасность», лаборатории «Информационные системы».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • доска для записей.

Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры;

  • мультимедиа-проектор с экраном;

Реализация программы требует наличия учебно-лабораторного комплекса «Методы и средства защиты компьютерной информации».

Оборудование лаборатории и технологическое оснащение рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры по количеству обучающихся со следующим набором специального программного обеспечения: Elcomsoft, IDA, PGP, SoftIce, Simple Passwords, Тренажер, Тренажер-2, SentinelCrypt, Steganos. Ряд лабораторных работ требует использования специализированных аппаратных и программно-аппаратных средств, таких как электронные ключи HASP, система Secret Disk.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Проскурин В.Г. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита программ и данных: Учеб. пособие для вузов – М.: ИЦ «Академия», 2011. – 203 с.

  2. Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах. Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

  1. Р. Брэгг. Безопасность сетей на основе Microsoft Windows Server 2003. – М.: «Русская редакция». 2006. – 672 с.

  2. О. Зайцев. Rootkits, SpyWare/AdWare, Keyloggers & BackDoors. Обнаружение и защита. СПб: «БХВ-Петербург». 2006. – 304 с.

  3. М. Руссинович, Д. Соломон. Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows 2003 Server, Windows XP, Windows 2000. – СПб: «Русская редакция». 2005. – 992 с.

  4. И.В. Аникин, В.И. Глова Методы и средства защиты компьютерной информации // Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. – 417 с.

Дополнительные источники:

  1. В.С. Горбатов, О.Ю. Полянская. Основы технологии PKI. М.: Горячая линия – Телеком, 2004.

  2. Гайдамакин Н.А. Разграничение доступа к информации в компьютерных системах. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003.

  3. Аникин И.В., Глова В.И. Программно-аппаратная защита информации. Защита программного обеспечения от отладки и дизассемблирования. Учебное пособие. Казань. Изд. КГТУ им. А.Н.Туполева, 2003.

  4. Смит Р.Э. Аутентификация: от паролей до открытых ключей. Вальямс, 2002.

  5. Корт С.С. Теоретические основы защиты информации: Учебное пособие – М.: Гелиос АРВ, 2004.

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Реализация программы подразумевает практико-ориентированную подготовку в комбинированном аудиторно-дистанционном режиме на основе оценивания итоговых работ обучающихся.

Обязательные аудиторные занятия проводятся с группой (оптимальное количество обучающихся 25-30 чел.). Практические занятия и производственная практика проводятся с делением обучающихся на мини-группы (2-5 чел.) или индивидуально. Групповые консультации проходят при непосредственном общении преподавателя и обучающихся в ходе обучения, а индивидуальные организуются дистанционно с использованием технических средств обучения. Предпочтение следует отдавать электронной почте, что позволяет сохранять все присланные материалы и тексты вопросов и ответов), а также технологиям голосового общения (телефон, Скайп и т. д.), позволяющим обучающимся получать консультации в реальном времени.

Стажировка проводится обучающимся самостоятельно на предприятии работодателя с целью выявления требований работодателя по заявленной вариативной части и написания итоговой работы по вариативной части модуля.

В результате освоения программы (в процессе аудиторных занятий и дистанционного курса) слушатели должны представить разработанные по изученной во время аудиторных занятий методике сетевые модульные программы и УМК вариативной части профессионального модуля или вариативной учебной дисциплины по специальности СПО/профессии НПО

Представленные результаты оцениваются преподавателями МОРЦ, корректируются слушателями по замечаниям преподавателей в режиме дистанционного обучения. По итогам этой работы слушателям выдаются удостоверения об освоении программы повышения квалификации.


4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля


Результаты

(компетенции

или умения и знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выбирать и реализовать сетевые программы обучения.


Выбор программы обучения в соответствии с профессиональной деятельностью

Наблюдения в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы.

Разрабатывать сетевые профессиональные образовательные программы и УМК с учетом специфики и потребностей конкретных предприятий отрасли – социальных партнеров. Формулировать результаты освоения программ дополнительного профессионального образования в соответствии с их типом на основе предложенных макетов.


Выполнение сетевой модульной программы и УМК в соответствии с требованиями МОРЦ и макетами программ.

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа.

Определять дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания модулей в составе программ дополнительного профессионального образования в соответствии с запланированными результатами.


Соответствие объемов времени на освоение содержания запланированному результату.

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа.

Определять и формулировать показатели контроля и оценки результатов освоения программ модулей в составе программ дополнительного профессионального образования.


Соответствие показателей контроля и оценки осваиваемым компетенциям, умениям, знаниям

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа

Формулировать требования к условиям реализации программ модулей в составе программ дополнительного профессионального образования.


Соответствие требований к условиям реализации программ содержанию программы

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа.

Формировать содержание модулей, формировать программы дополнительного профессионального образования из программ модулей.


Соответствие содержания программы заявленной тематике

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа

Заполнять паспорта дополнительных профессиональных образовательных программ.


Соответствие паспорта программы требованиям макета паспорта.

Наблюдения, интерпретация в процессе обучения и самостоятельной работы по выполнению итоговой работы. Итоговая работа







Похожие:

Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Микропроцессоры и микропроцессорные системы»
Организация-разработчик: Межрегиональный отраслевой ресурсный центр. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма 9-ти часового модуля повышения квалификации учителей
Государственное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма 24-х часового модуля повышения квалификации учителей
Государственное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма предназначена для повышения квалификации специалистов апк и преподавателей дополнительного профессионального образования рабочая программа повышения квалификации по курсу «Болезни мелких домашних животных»
...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconМетодические рекомендации по реализации модуля 9 Рекомендуемая литература 10
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Псковский...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconПрограмма дополнительного профессионального образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Методика использования информационных и коммуникационных технологий в школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Сетевая среда модульной программы «Методы и средства защиты компьютерной информации» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в современной школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница