Скачать 57.18 Kb.
|
Модель познания в малой группе. Иванов А.И., Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Красюк Т.В., Московский государственный индустриальный университет Аннотация. Работа посвящена моделированию процессов самоорганизации в малых группах. Рассматривается базовая дифференциальная модель познания окружающей среды отдельным индивидом. Поскольку в процессе самоорганизации группы особенно актуальна проблема принятия несколькими или всеми членами группы одновременно одинакового решения, модификация модели производится не только путем введения в уравнения дополнительного слагаемого, но и второго участника группы. Ключевые слова: самоорганизация, модель познания, параметры порядка, состояние равновесия, особые точки1. ВведениеИнтерес к динамике малых социальных групп как со стороны социологов и психологов, так и со стороны математиков появился в середине XX века и с тех пор не ослабевает. Этот интерес связан с разнообразными практическими задачами психологической совместимости и управления малыми группами. Наблюдение общественных явлений и процессов в природе показывают, что многие сложные системы, состоящие из взаимодействующих элементов или подсистем, при определенных условиях обладают способностью к самоорганизации и эволюции [2,4]. При рассмотрении систем социального характера основную сложность представляет создание математической модели. Однако поведение таких систем вблизи точек неустойчивости во многих случаях определяется немногими факторами – так называемыми параметрами порядка [4]. Под малой группой понимают небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Малая группа представляет собой систему, элементами (как и элементами других социальных систем) выступают люди и возникающие между ними отношения [1]. Взаимодействие отдельных элементов малой группы порождает у нее такие свойства, которыми не обладает ни один элемент данной системы в отдельности. Структура настоящего исследования следующая. В разделе 2 рассмотрены основные понятия в области устойчивости положений равновесия. Раздел 3 посвящен рассмотрению базовой модели. Основные результаты модификации модели представлены в разделе 4. Обсуждение результатов проводится в разделе 5. Итоги исследования содержатся в разделе 6. 2. Основные понятия Реальные биологические и социальные системы испытывают многочисленные флуктуации, однако переменные при малых отклонениях возвращаются к своим стационарным значениям [2]. Поэтому при построении модели важно знать, устойчивы ли стационарные состояния модели. ![]() Рис. 1[3]. Устойчивое (а) и неустойчивое (б) состояния равновесия Устойчивое состояние равновесия можно определить так: если при достаточно малом отклонении от положения равновесия система никогда не уйдет далеко от особой точки, то особая точка будет устойчивым состоянием равновесия, что соответствует устойчивому режиму функционирования системы [2,3]. Другими словами: cтационарное состояние является устойчивым, если малые отклонения не выводят систему слишком далеко из окрестности этого стационарного состояния. Пример (рис. 1а) - шарик в ямке (с трением или без трения). Стационарное состояние является асимптотически устойчивым, если малые отклонения от него со временем затухают [3]. Пример - шарик в ямке в вязкой среде. Стационарное состояние является неустойчивым, если малые отклонения со временем увеличиваются [3]. Пример: шарик на горке (рис. 1б). Устойчивое стационарное состояние представляет собой простейший тип аттрактора (множество, к которому стремится изображающая точка системы с течением времени) [2,3]. 3. Базовая модель Рассмотрим модель познания [6]. Рассматриваются действия индивида по изучению окружающей среды. Модель описывается двумя переменными – количеством действий индивида по познанию окружающей среды x(t) и количеством явлений y(t), с которыми имеет дело индивид. ![]() В модели (1) индивид x настраивает свои приборы на изучения окружающей среды, так что величина α1y означает количество приборов индивида, регистрирующих явления, протекающие в среде. Слагаемое показывает, сколько приборов используется в единицу времени для регистрации физических и общественных явлений. Фактор 1 показывает, сколько явлений окружающей среды поступает в сферу взаимодействия с детекторами индивида. Член 2xy означает, сколько явлений окружающей среды регистрируется индивидом в единицу времени эмпирически, т.е. это слагаемое описывает экспериментальные исследования индивида. Величина 3xy2 показывает, сколько явлений окружающей среды поддается описанию теоретически. Величина α2/2 показывает, сколько приборов индивида регистрирует одно явление окружающей среды. Тогда слагаемое 2xy описывает эмпирическое познание среды, а слагаемое 3xy2 – теоретическое осознание среды. Положения равновесия модели (1): ![]() ![]() Величины, характеризующие устойчивость системы: ![]() ![]() В модели (1) положительное состояние равновесия (2) является устойчивым топологическим фокусом. ![]() 4. Результаты исследования. В дифференциальные уравнения для количества действий и явлений в единицу времени вводим новое слагаемое, связанное с познанием индивидом своих собственных действий. Получаем новую систему уравнений. ![]() Для исследования взаимодействий в малой группе представляет интерес совместное познание среды несколькими индивидами. Для этого введем второго индивида: ему соответствует переменная у и параметры , а явления природы будут теперь описываться переменной z и параметрами . Получим систему трех уравнений: ![]() Произведение ху соответствует обмену информацией между индивидами. Остальные слагаемые аналогичны модели (4) с соответствующей заменой переменных. 5. Обсуждение Каждый шаг модификации модели сопровождается качественным исследованием новой системы дифференциальных уравнений по следующему алгоритму [5]:
Введение третьего уравнения существенно изменяет модель, так как увеличивает число степеней свободы системы. В итоге появляются новые виды положений равновесия, из которых не все являются устойчивыми. Появляются точки бифуркации и возможность перехода из одного положения равновесия в другое, что влечет за собой возникновение режима детерминированного хаоса, который делает процесс познания стохастическим. 6. Заключение В исследовании рассмотрен процесс познания окружающей среды одним и двумя индивидами. Модель познания для одного индивида представляет собой систему двух уравнений с одним устойчивым положением равновесия типа топологический фокус. Взаимодействие двух индивидов в процессе познания качественно изменяет модель, увеличивая число степеней свободы системы. Модифицированная модель описывает эмерджентные свойства. Введение каждого нового члена группы увеличивает вероятностный характер модели. Литература
|
![]() | Лекция 2 Некоторые финитные модели: дискретная модель народонаселения, модель межотраслевого баланса, модель международной торговли паутинные... | ![]() | Язвенная болезнь На малой кривизне, ближе к выходному концу желудка, чем к входному, заметна вырезка, где два участка малой кривизны сходятся под... |
![]() | Использование ультразвуковых колебаний малой амплитуды для формирования прессовых соединений Представлен анализ процессов, происходящих в условиях наложения ультразвуковых колебаний малой амплитуды при запрессовке. На основании... | ![]() | Вопросы к экзамену по психологии познания Рост интереса к исследованиям познания после Второй мировой войны: «когнитивная революция» |
![]() | Прика з «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2009-2010 учебном году» для успешного проведения всех этапов конкурса научных проектов... | ![]() | Моделирование как метод познания «Моделирование и формализация» и предназначен для введения обучающихся в тему, на пробуждение интереса, систематизации ранее полученных... |
![]() | Сознание и бессознательное в структуре познания Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета имени... | ![]() | Тематическое планирование по физике для 10 класс Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания |
![]() | Основные понятия Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы... | ![]() | План-конспект занятия в группе для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива |