Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,




Скачать 493.27 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
страница1/3
Дата25.12.2012
Размер493.27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт

искусства и культуры»

Факультет документально-информационных коммуникаций

Кафедра документоведения, библиотековедения и

библиографии


Одобрено НМС ПГИИК

пРОТОКОЛ №___

«__» _______________ 2009 г.

Председатель_____________


Конькова О.А

История книжного дела в России и за рубежом


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальности

071201 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация – Менеджер информационных ресурсов


Рекомендовано кафедрой:

Протокол №_______

«__»___________200_ г.

Зав. кафедрой___________


Пермь 2009

Автор - составитель:

Конькова Ольга Анатольевна,

преподаватель кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии



Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация – менеджер информационных ресурсов

.


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин.


© Пермский государственный институт

искусства и культуры, 2009


СОДЕРЖАНИЕ


Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины…………………………………

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………

1.4. Содержание дисциплины……………………………………………

1.5. Темы практических и семинарских занятий………………………

1.5.1 Темы семинарских занятий….……………………………………

1.5.2 Темы практических занятий……….……………………………

1.7. Список литературы ……………………………

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации………………………………………

2.1 Вопросы для подготовки к экзамену

2.2 Вопросы для контрольной работы

2.3 Занятия для самостоятельной работы студентов


Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1.Цели, задачи и предмет дисциплины


В современный электронный век печатные издания ничуть не утратили своего значения и важности в информационном обществе. Роль книги стала несколько другой, но тем не менее она остается важной составляющей системы образования, просвещения и всей культуры в целом.

Теснейшая взаимосвязь развития книги и общественной жизни наблюдается на протяжении всей многовековой истории человечества. Отсюда понятно, сколь велика роль курса « История книги».

- история книги помогает во всей глубине, разнообразии, изменчивости и постоянстве (одновременно) понять, познать и оценить такое удивительное и совершенное создание человечества, как книга;

- для последующих курсов, которые предстоит изучить студентам, «История книги» является дисциплиной основополагающей, фундаментальной. Без глубокого ее понимания трудно овладеть последующими специальными дисциплинами;

- курс развивает не тривиальность мышления. Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное – иначе просто немыслимо постичь то изобилие фактов, цифр, имен и дат, которое предполагает курс. Курс учит в изобилии информации увидеть и понять основные концепции и направления.


1.2. Требования к уровню содержания освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные направления книгоиздания в различные эпохи, даты важнейших событий книжного мира, имена и творческое наследие крупнейших книгоиздателей прошлого, названия. Направления деятельности новейших современных издательств, основные этапы создания и работы над книгой;

- владеть специальной книговедческой терминологией и системой понятий, умением проявить свой эстетический вкус при анализе дизайна издания, ориентироваться в структуре издания;

- Уметь дать оценку деятельности издателям прошлого и современности, объективно оценивать их продукцию, ориентироваться в современном книжном потоке.

Курс «История книги» теснейшим образом связан со многими науками и дисциплинами: отечественной историей, историей литературы, историей искусства. Курс строится хронологически. Помимо лекций в курсе предусмотрены семинарские, практические, творческие занятия, деловые игры, диспут, «круглый стол».


1.3.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ОЧНАЯ

Книговедение. История зарубежной книги



№ №


Наименование разделов и тем курса


Всего


Аудиторные



СРС


Всего


Лекции


Семинары


Практическ.









56


50


36


14








1.

К определению понятия «книга». Историография книги








2











2.


Искусство книги. Элементы книги








4


2








3.


Путь книги от рукописи до читателя








2











4.


Социальная роль книги. Будущее книги.








4


2








5.


История изобретения письма








2











6.


Книга в древнем и античном мире








2











7.


Средневековая книга








2












8.


Книга эпохи Возрождения








4


2








9.



Книга за рубежом в 16-17 веках








2


2








10.


Книга за рубежом в 18 веке








2











11.


Книга за рубежом в 19 веке








4


2








12.


Книга за рубежом в 1-й пол. 20 века








2











13.


Современные проблемы книгоиздания за рубежом








4


4









1.4. Содержание курса


Раздел 1. История зарубежной книги


Книга всегда и везде выполняла важнейшие функции коммуникации, информации, распространения знаний и идей. Изобретение книгопечатания придало книге еще большее значение как орудию культуры, просвещения. Идеологии. Печатный станок был поставлен на службу развивающейся буржуазии, содействовал укреплению ее господствующего положения в борьбе с феодальной реакцией и церковью. Успехи века Возрождения, эпохи Просвещения буржуазных революций во Франции, Англии, Нидерландах, реформаторского движения в Германии, других странах Европы во многом обязаны книгопечатанию, деятельности прогрессивных издателей, типографов, книготорговцев. Альды, Эльзевиры, Этьенны – это не только замечательные идатели, книгопечатники, но известные эрудиты, ученые. Просветители, использовавшие книгу как могучее орудие знания, науки. Культуры. С книжным делом тесно связали свою судьбу многие деятели мировой культуры. Ученые. Мыслители, реформаторы – Мартин Лютер, Дидро, Франклин, Бальзак и др. Успехи книгопечатания, содействуя научному, техническому и социальному прогрессу, в свою очередь зависели от состояния развития техники, научных достижений. От уровня культуры и просвещения.

В современном издательском мире существует немало крупных издательств, выпускающих литературу, представляющую несомненную ценность для читателей. Но нельзя отрицать и тот факт. Что многие издатели в погоне за наживой. Выпускают «чтиво», уводящее людей в мир порока, насилия, жестокости.

Цель данного курса – рассмотреть историю книги и современное состояние книгоиздания и книгораспространения в крупнейших странах Западного мира. Выявить основные тенденции развития книжного дела, охарактеризовать ведущие издательства и структуру книжного рынка.


1. Письменность и книга

Предмет, задачи, и структура курса. Историографический обзор. Происхождение и развитие письма и письменности: характеристика основных типов письма – пиктографии, идеографии, фонографии. Анализ их достоинств и недостатков.


2. Книга в Древнем мире

Характеристика основных материалов для письма. Находки археологов. Книги египтян и шумеров. Тематика и оформление античной книги. Первый издатель Тит Аттик. Античные библиотеки. Китайские книги. Изобретение бумаги.


3. Рукописная книга средневековья

Церковная цензура и европейские книги. Средневековый скрипторий. Писатели, писцы. Читатели. Вклад династии Каролингов в сокровищницу книжной культуры. Первые университеты – центры книжности и культуры. Тематика и оформление книг. Причины появления палимпсестов. Особенности византийской книги.


4. Возникновение книгопечатания в Европе в 15 веке.

Изобретение И. Гуттенберга: исторко-книговедческая характеристика. Великие гуманисты и книга. Зарождение бумажной промышленности. Инкунабулы: изготовление, оформление, коллекционирование. Основные типы шрифтов (готический. антиква, каролингский минускул). Распространение книгопечатания в Европе. Германия: основные центры, печатники И.Фуст и П. Шеффер. Италия: деятельность Н. Жансона, А. Мануция. Франция: Сорбонна и Лион как центры книгопечатания.


5. Книга в 16-17 в. в Европе и Америке

16 век – эпоха Реформации. Роль печатного слова в политической борьбе. Борьба католической цензуры с идеями Лютера, Кальвина, Мюнцера. Рост печатных изданий на национальных языках. Изменение тематики книг, интерес к естественно-научной литературе. Зарождение книжных ярмарок, деятельность династии Этьеннов. Лионские печатники С. Гриффиус и Э. Доле. Творчество Х.Плантена, создание «Многоязычной Библии!. Династия Эльзевиров, их заслуги.


Особенности книгоиздания в отдельных странах.

ИТАЛИЯ. Печатники Н.Джунта и Г.Джолитто. Открытие типографии при папской Курии, которая выпускала католическую литературу на национальных языках.

ФРАНЦИЯ. История Королевской типографии, основанной кардиналом Ришелье. Выпуск «галантной литературы».

ИСПАНИЯ. Центр католической инквизиции. Типография Я. Кромбергера.

АНГЛИЯ. Цензурная политика Генриха 8. запрет на зарубежные книги. Типография В.де Ворде и Р. Пинсона. Университетские типографии. Издание книг Шекспира.

АМЕРИКА. Первые печатные станки в Мексике. Первые книги на территории США. Цензура.

Появление энциклопедических словарей. Ф.Бэкон, Л. Морери, Д.Дидро и Д,Аламбер как составители энциклопедий. Зарождение и развитие картографии. Династия Блау и их атласы.

Предпосылки зарождения периодики. Первые газеты купцов Фугеров. Создание почтовой службы Турн-и-Таксис. Печатные газеты 17 в., их содержание и особенности в разных странах. Появление научных и развлекательных журналов.


6. Книжное дело зарубежных стран в 18 веке.

ФРАНЦИЯ. «Энциклопедия или толковый словарь наук. Искусств и ремесел» Дидро и Д, Аламбера. Влияние искусства рококо на оформление книги. Великая французская буржуазная революция – новый этап в книжном деле Франции.

АНГЛИЯ. Причины увеличения числа крупных коммерческих издательств. Характеристика издательских и книготорговых домов Тонсонов и Баскервиллей.

ИТАЛИЯ. Деятельность печатника Д. Бодони.

США. Б. Франклин – политик и типограф.


7. Книжное дело за рубежом в 19 веке.

Конец эпохи ремесленной книги. Технизация книгопечатания разрушает книжные традиции. Изобретение плоскопечатной, ротационной, наборной машины, фотонабора, стереотипии.

ГЕРМАНИЯ. Характеристика крупнейших полиграфических фирм К.Таухница, Ф. А. Брокгауза, Ф. Реклама.

ФРАНЦИЯ. Политика Наполеона в области печати. Цензура. О. де Бальзак – издатель. Издательские фирмы «Ашетт», Лярусс», П. Этцеля. Тематика и типы изданий. Печать времен Парижской Коммуны.

АНГЛИЯ. Появление совместных издательств. Деятельность фирмы Макмиллан. «Семейные» фирмы «Лонгмен» и «Мюррей». Книжная торговля как отрасль английской экономики.

США. Монополизация книжного дела, проникновение в него банковского и промышленного капитала, появление дешевых типов изданий, преобладающая роль периодики – как основные черты американского книжного дела. «Закон об авторском праве». «Пенни-пресс» и «Экстрактс» как новый тип издания. Характеристика крупнейших универсальных фирм «Харпер и К», «Эплтон и К».

Оформление книги. Романтический. Классический стиль, зарождение реализма. Выдающиеся художники Э.Делакруа, Гаварни, О.Домье, Г. Доре.


8. Книжное дело за рубежом в первой половине 20 века.

США. Влияние первой мировой войны на развитие книжного дела. Увеличение числа специализированных и региональных издательств. Профессиональные объединения. Структура книжного выпуска. Новые типы изданий «покет бук» и «пайпер бек». Книжные клубы как новая форма книгораспространения. Деятельность крупнейших фирм «Макмиллан к», «Мак Гроу Хилл Пабликешенз Компании».

ГЕРМАНИЯ. Усиление концентрации производства и капитала. Деятельность крупнейших фирм «Тойбнер», «Инзель Ферлаг». Влияние фашистской идеологии на книгоиздание.

АНГЛИЯ. Использование книжного дела для укрепления британской империи в колониях. Открытие филиалов и дочерних предприятий в Канаде. Новой Зеландии, Австралии. Характеристика крупнейших фирм «Макмиллан», «Лонгмен», «Хатгинсон». Создание любительских типографийПервые конкурсы искусства книги.

ФРАНЦИЯ. Ростовщический характер французского империализма как тормоз развития отраслей экономики. Разорение мелких книготорговых фирм, поглощение их более крупными. Характеристика издательств «Фламмарион», «Нельсон». Деятельность «Общества друзей русского народа». Библиофильские общества. Структура книжного выпуска. Книгоиздание в года войны.

Оформление книги. Влияние новых стилевых течений на искусство книги. Первые международные выставки книги.


9. Современные проблемы книжного дела за рубежом.

Различие принципов формирования цен на книги. Закон Ланга. Механизм отбора и поступлений рукописей в издательство. Экономические отношения с авторами. Детская книга за рубежом.

США. Издательская система США. Система книгораспространения. Издательство Правительства США, Даблдей, Макмиллан, Мак Гроу Хилл, Пергамон-пресс.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Проникновение американского капит капитала в английское книжное дело. Преобладающая роль частных и семейных издательств. Создание издательских концернов (Пирсон-групп). Деятельность крупнейших издательств (Королевское управление по делам печати, Пингвин, Университетские издательства)

ГЕРМАНИЯ. Процесс концентрации издательств. «Биржевой союз немецкой книготорговли». Книжные ярмарки. Характеристика крупнейших издательств Аксель Шпрингер Ферлаг, Бертельсман, Брокгауз.

ФРАНЦИЯ. Пониконовение американского капитала во французское книжное дело, создание совместных фирм (Фламмарион). Профессиональные объединения. Выпуск и распространение карманных и сверхдешевых изданий. Характеристика крупнейших издательств Ашетт, Галлимар, Лярусс.


История книги в России



№ №


Наименование разделов и тем курса


Всего


Аудиторные



СРС


Всего


Лекции


Семинары


Практическ.









58


52


36


16








1.


История славянского письма








2











2.


Книга Древней Руси








4


2








3.


История славянского книгопечатания








2











4.


Русская книга в 16 веке. Деятельность Ивана Федорова








4


2








5.


Русская книга в 17 веке








2











6.


Книга в России в 1-й пол. 18 века








2


2








7.


Книга в России во 2-й пол. 18 века








2


2









8.


Книга в России в 1-й пол. 19 века








2











9.



Книга в России во 2-й пол 19 века








2


2








10.


Книга В России на рубеже веков








2


2








11.


Книга в России в довоенный период








2











12.


Книга в период Великой отечественной войны и первые послевоенные годы








2











13.


Современные проблемы книгоиздания








4


4









1. К определению понятия «книга»

Определение книговедения, его объекта, предмета, границ науки, связей с другими дисциплинами. Анализируются причины неудачных попыток дать лпределение понятию книга». Три вида име.щихся определений и их характеристика6 формальные, бессмысленные, научные. Сравнение понятий «книга» и «документ».


2. Книга как предмет материальной культуры. Элементы книги

Рассматривается взаимосвязь понятий «культура книги2 и «искусство книги». Внешние элементы книги: формат. Объем, обложка, суперобложка, переплет, форзац, ляссе, манжетка, футляр. Особенности их построения, оформления, эволюция, современное состояние. Внутренние элементы: текст, поля, заставки, концовки, иллюстрации, титульные элементы, вспомогательные элементы. Разновидности внутренних элементов, их роль в раскрытии содержания книги.


3. Искусство книги.

Каждая книга в идеале должна быть произведением искусства. Рассматривается история становления и развития искусства книги, анализируются причины его взлетов и падений в разные эпохи. На конкретных примерах рассматривается вопрос: что делает книгу полиграфическим шедевром. Современный книжный дизайн, новые требования к оформлению книги. Электронная книга.


4. Книжное дело как система. Путь книги от рукописи до читателя.

Рассматривается система современной книжной индустрии. Анализируются профессиональные требования и должностные инструкции штата издательства. Прослеживается путь авторской рукописи в процессе превращения ее в книжное издание.


5. Социальная роль книги. Будущее книги.

Характеристика функций, которые выполняет книга в обществе: познаватеьная, воспитательная. Идеологическая, этическая. Коммуникативная, библиотерапевтическая и др. Рассматривается место книги среди других средств массовой информации (кино, радио, телевидение, видео, Интернет). Попытки прогнозирования развития книги и книжного дела в связи с появлением новых технологий, в частности – электронной книги. Анализ достоинств и недостатков традиционной книги.


6. Объект, предмет, задачи курса «История книги». Историография Истории книги.

Выяснив в водных лекциях, что такое книга и какой она должна быть в идеале, приступаем к основному курсу «История русской книги». Определяем, что это за научная дисциплина, ее место в комплексной науке «Книговедение», ее предмет, объект, задачи, методология, понятийный аппарат. Дается обзор наиболее интересных трудов по истории книги и периодических изданий.


7. Книга Древней Руси (IX – XV век)

Зарождение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия, распространение письменности на Руси.

Ранний период русского книжного дела рассматривается на фоне развития культуры и искусства Древней Руси. Характеризуются ведущие центры книгописания, тематика. Жанры. Виды издания, особенности древнерусской книги, техника ее изготовления, культура и искусство оформления (форма и форматы, искусство переплета, типы почерка, орнаментика, миниатюры). Рассказывается о старейших памятниках древнерусской книжности : «Остромировом Евангелие» «Изборнике Святослава»(1073 и 1076 гг.. Анализируется эволюция книгописания на протяжении веков.


8. Книга на Руси в XVI в. Начало русского книгопечатания

Характеристика социальной, экономической и культурной жизни России, наиболее интересных рукописных книг этого периода- «Великие Четьи-Минеи», «Никоновский летописный свод», «Домострой». Первый белорусский книгопечатник Ф. Скорина, его вклад в сокровищницу славянской книги. Причины введения книгопечатания на Руси. Деятельность Анонимной типографии. Деятельность русских книгопечатников И.Федорова и П. Мстиславца, их издания, Значение их труда для истории русской культуры.


9. Книга в России в XVII веке.

Причины параллельного бытования рукописной и печатной книги. Характеристика центров книгоиздания – Посольский приказ, Московский печатный двор. Влияние раскола русской православной церкви на издание и тематику книг. Первая газета «Куранты». Особенности оформления книг этого периода.


10. Книга в России в петровскую эпоху.

Петровские реформы первой четверти XVIII века в области политики, экономики, культуры. Изменение тематики книг, появление новых видов изданий. Реформа шрифта и азбуки. Первая печатная газета «Ведомости». Расширение сети типографий в стране.


11. Книга в России во второй половине XVIII века.

Открытие русской Академии Наук и типографии при ней. Репертуар изданий академической типографии. Открытие Московского университета. Оживление книгоиздания с воцарением Екатерины II: оживление периодики, появление большого числа сатирических журналов, лучшими из которых были журналы Н.И. Новикова. Появление различных типов издателей: меценатов, авторов, просветителей. Указ о «Вольных типографиях». Появление издательств в провинции (Астрахань. Тамбов, Пермь). Влияние стилей рококо. Барокко и классицизма на оформление книги.


12. Книга в России в первой половине XIX века

Отражение самобытной русской культуры в просвещении и книгоиздании. Цензурная политика царского правительства («Чугунный устав», Бутурлинский комитет). Появление разных типов издателей - меценатов( Румянцев, Бекетов), авторов (Пушкин, Некрасов), коммерсантов ( Глазуновы, Смирдин). «Альманаший» период 20-40-х годов. Характеристика альманахов декабристов. Тенденции в оформлении книги.


13. Книга в России во второй половине XIX века

Цензурная политика правительства. Закон о предварительной цензуре. Развитие книгоиздания в провинции. Ведущая роль издателей-коммерсантов (Вольф, Маркс. Сытин, Суворин). Издатели просветители Павленков, Солдатенков. Пестрая картина в оформлении книг: от роскошных фолиантов, до массовых изданий.


14. Книга в России на рубеже веков.

Серебряный век русской литературы был золотым веком русского книгоиздания. Рост числа типографий издательств. Улучшение их технической оснащенности, создание совместных с иностранным капиталом предприятий. Ведущее место фирм Сытина, Суворина, братьев Гранат, братьев Сабашниковых. Появление нового типа детской книги, заслуга в создании которой принадлежит И.Н. Кнебелю, художникам «Абрамцевского кружка». «Мира искусств». Появление новых стилей и направлений в оформлении книги.


15. Книгоиздание в 1917-1930-х годах.

Смена государственного строя приводит к коренному перевороту в книгоиздании. Процесс национализации типографий, издательств. Первые советские декреты и законы в области книгоиздания. Перестройка сети издательств в стране. Оживление книжного дела с введением НЭПа. Появление новых издательств «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Гостехиздат». Ведущая роль Госиздата. Появление частных и издательств кооперативных издательств братьев Гранат, Сабашниковых, Academia, Радуга.


16. Книга в СССР в 1930-41 годы.

Негативные явления в области книгоиздания в связи со сложной политико-эконимической обстановкой: чрезмерная политизация и централизация, упразднение творческих союзов и объединений, всевластие ОГИЗа; создание особо благоприятных условий для общественно0политической литературы в ущерб гуманитарной и художественной литературе. Положительные явления в книгоиздании: деятельность издательства Academia, ГИХЛ, создание уникальных серий «Библиотека поэта», «Сокровища мировой литературы», «ЖЗЛ» и др.


18. Книга в СССр в перил Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1941-1953 годы)

Перестройка системы книгоиздания на военный лад. Эвакуация издательств и полиграфических предприятий на восток. Оперативная подготовка профессиональных кадров в замен ушедшим на фронт. Изменение тематики, форматов и объема изданий.

Восстановление издательской системы страны. Появление новых издательств Госкультпросветиздат, Географиздат, Знание. Восстановление тиражей и объемов выпускаемы книг, сети периодики. Низкий уровень оформления книг.


19. Книга в СССР в 60-70 г. XX века

Хрущевская оттепель е могла не сказаться на советском книгоиздании. Стали освещаться многие темы, ранее бывшие под запретом. На страницы книг стали возвращаться не желательные ранее авторы: Достоевский, Есенин, Вересаев, Уайльд и др. Начинают выходить новые журналы : «Международная жизнь», «Юность», «Советский экран», «Здоровье». Реформа 1963 года меняет сеть издательств в стране, их организацию и руководство. Происходит дальнейшая централизация управления книжным делом, что на первых порах вызвало положительные изменения. Но усиливается политизация книгоиздания, увлечение юбилейными датами что способствовало росту дефицита, приведшего к острому книжному голоду. Улучшается оформление книги. Начинают проводиться первые республиканские и всесоюзные конкурсы «Искусства книги».


20. Книгоиздание в СССР 70-80 годы.

Анализ проблем книжного голода, падение качества изданий. Положительные явления: дальнейший, хотя и медленный рост числа изданий, восстановление некоторых областных издательств. Завершение 3-го издания БСЭ, выпуск большого числа многотомников, собраний сочинений русских и зарубежных авторов, миниатюрных. Факсимильных изданий, что было вызвано расширением библиофильского движения в стране. На лицо такие негативные явления в оформлении книг, как экономия бумаги, бесшовно-клеевое скрепление, газетная бумага, падение общей культуры и искусства книги.


21. Современные проблемы книгоиздания.

Современное книгоиздание России весьма многоаспектно, противоречиво и полно неожиданностей. Рассматриваются такие проблемы, как резкий рост числа издательств в стране, изменение их статуса: исчезновение издательств партийных, сокращение доли государственных, быстрый рост частных издательств и совместных предприятий. Анализ современного книжного репертуара и деятельности крупнейших российских издательств. Появление новых носителей информации, электронные книги. Проблемы в различных секторах книгоиздания: в учебной, детской, научной и др. литературе. Рассматриваются пути решения этих проблем.


1.5. Темы семинарских занятий по курсу «История зарубежной книги»

1.5.1. Темы семинарских занятий


Тема1. Книга эпохи Возрождения

  1. Великие гуманисты и книга

  2. Изобретение книгопечатания:предпосылки, суть,значение. И.Гутенберг и его преемники.

  3. Распространние книгопечатания в Европе в 15 веке:

- А. Мануций

- Династия Этьеннов

- Лионские печатники

- Х. Плантен

- Династия Эльзевиров

4. Зарождение энциклопедий. Энциклопедия Дидро и Д, Аламбера

5. Зарождение и развитие периодики.


Литература:

  1. Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги / Л.И.Владимиров .-М.: Книга, 1988.- 312 с.

  2. Вербанец, Н.В. И.Гутенберг и начало книгопечатания в Европе / Н.В.Вербанец .-М., 1980.

  3. Горфункель, А.Х. А.Мануций и его преемники / А.Х.Горфункель // Книга: Исслед. и материалы.М.,1988.- Сб.56.-С. 134-150

  4. Кацпржак, Е.И. История письменности и книги / Е.И. Кацпржак..-М.: Книга, 1955.- 122 с.

  5. Баренбаум, И.Е. Книга и книжное дело в капиталистических странах / И.Е.Баренбаум , И.А.Шомракова .-Л., 1990.- 120 с.

  6. Аникст, А. Первые издания Шекспира / А.Аникст .-М.: Книга, 1974.- 160с.



Тема 2: Книга за рубежом в 19 веке.

  1. Научный, культурный и технический прогресс в 19 веке.

  2. Особенности национального книгоиздания:

- Германия

-Англия

-Франция

-США

3.Оформление книг в 19 веке. Творчество Г. Доре.


Литература:

1.Баренбаум, И.Е. Книжное дело в капиталистических странах / И.Е.Баренбаум, И.А.Шомракова .-Л., 1990.- 120 с.

2.Кацпржак, Е.И. История письменности и книги / Е.И.Кацпржак.-М.: Книга, 1955.- 122 с.

3.Герчук, Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я.Герчук :Учебн. пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2000.- 320 с.

4.Функе ,Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела / Ф.Функе .-М.: Высшая школа, 1982.- 296 с.

5.Дьяков, Л.А. Гюстав Доре / Л.А.Дьков -М.: Искусство, 1983.- 135 с.


Тема 3: Современные проблемы книжного дела за рубежом

    1. Пути продвижения книги от издателя до читателя:

- экономические отношения с автором;

- ценообразование;

-книгораспространение

2.Особенности национального книгоиздания: США, Великобритания, Германия, Франция.

3. Проблемы детской книги за рубежом.


Литература:

    1. История книги / А.А. Говоров, Т.Г. Куприянова .-М.: Светон, 2000.-400с.

    2. Книжное дело США. Американцы сообщают, размышляют, советуют // Кн. дело.-1994.-С.76-81.

    3. Морозовский М. Электронная книга / М.Морозовский // Кн. дело.-2002.- №2.-С.38-39.

    4. Санников Ю.В. выпуск сверхдешевых изданий во Франции / Ю.В. Санников // Кн. Бизнес.-1995.- С.4-5.

    5. Санников Ю.В. Книжное дело в западной Европе и США. Путь книги от издательства до магазина / Ю.В. Санников // Кн.дело.- 1993.- №1.-С.87-94.

    6. Итоги книжной индустрии Запада в 2001 году // Кн. дело.-2002.- №4.-С.46-53

    7. Энциклопедия книжного дела.- М.: Юрист, 1998.- С.475-514



Планы семинарских занятий по курсу «История русской книги»


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг в строительстве»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг в строительстве» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconОдобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга маркетинг в отраслях и сферах деятельности учебно-методический комплекс Специальность: 080111 Маркетинг Москва 2008
Учебно-методический комплекс «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «международный маркетинг»
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconОдобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга международный маркетинг учебно-методический комплекс Специальность: 080111 Маркетинг Москва 2009
Учебно-методический комплекс по «Международному маркетингу» составлен в соответствии с требованиями Государственного образова-тельного...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080111 Маркетинг Москва 2010 Составитель: кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий и телекоммуникаций Д.
Учебно-методический комплекс «Информационные системы маркетинга» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «Маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Академии государственного и муниципального управления при Президенте рт хуссамов Р. Р
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «Поведение потребителей» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной про­граммой по специальностям 080111 «Маркетинг»
«Поведение потребителей» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебно-методический комплекс "Основы маркетинга" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга управление маркетингом учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг м осква 2008
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница