Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна




Скачать 275.34 Kb.
НазваниеОптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна
Дата25.12.2012
Размер275.34 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи


ПАВЕЛЬЕВА Ирина Николаевна


ОПТИМИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

СРЕДСТВАМИ ФИТОДИЗАЙНА


Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук





Омск 2008


Работа выполнена в ГОУ «Омском государственном педагогическом университете» на кафедре академической живописи


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Шаляпин Олег Васильевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ивахнова Любовь Александровна


кандидат педагогических наук, доцент

Сухарева Альбина Павловна


Ведущая организация: Московский городской педагогический университет


Защита состоится 05 декабря 2008 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 в Омском государственном педагогическом университете: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 414


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета по адресу (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14)


Автореферат разослан 05 ноября 2008 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета Сухарев А.И.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


Проблема эстетического воспитания на современном этапе в связи с интенсивным развитием технического прогресса представляет главную задачу всего педагогического процесса, включая художественное образование и развитие творческих способностей школьников. Возрастает необходимость в формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.

Эстетическое развитие и художественная культура является неотъемлемой частью общей культуры личности в процессе ее развития.

Окружающий мир, разнообразные изобразительные формы, художественное наследие не только информируют, но и являются одновременно мощнейшим средством формирования определенных социально-эстетических предпочтений, вкусов, нравственных ориентиров.

Комплексное решение проблем развивающего обучения в системе школьного образования, в том числе – и художественно-эстетического, невозможно без включения в процесс работу с природными материалами и элементов флористического дизайна.

Под флористическим дизайном мы понимаем творческую деятельность, связанную с природными материалами, базирующуюся на основных положениях и закономерностях изобразительного искусства и имеющую ярко выраженный проектный характер. Средствами флористического дизайна являются цветографические и художественно-образные способы визуализации определенных смыслов, понятий, объектов.

Мы не ставим перед собой задачу воспитать флористов-дизайнеров, мы лишь с помощью элементарных основ фитодизайна и изобразительной деятельности, пытаемся развить у учащихся чувство прекрасного, их творческие способности.


В цветочной аранжировке, как деятельном проявлении ведущих принципов флористического дизайна, растение является основным средством оперирования визуально воспринимаемой формой и способом ее перевода в цветографические композиции художественно-эстетического порядка.

Наша точка зрения на использование элементов природного материала в процессе школьного обучения основывается на художественно-эстетических традициях русского и зарубежного изобразительного искусства, а так же – на органическом единстве дизайнерского и изобразительного (эмоционально-образного) подхода к решению проблемы формирования основ эстетического восприятия действительности.

В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно пристальное внимание со стороны философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики и ряда других научных дисциплин и областей знаний. Психолого-педагогические и социокультурные аспекты развития личности подростка с включением в этот процесс элементов знаковости и художественной образности всесторонне рассматривались в исследованиях А.А. Асмолова, Д.И. Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и других.

Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных способностей личности, формирования творческих интересов отображены в работах психологов: Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Е.Ф. Ломова, Б.С. Мейлаха, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Теплова, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона.

Вопросам ВУЗовской и школьной художественной педагогики, методики обучения изобразительной деятельности посвящены исследования А.Д. Алехина, Г.Б. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других.


Многочисленные факторы взаимодействия человека и среды, эстетически целесообразные способы функционирования индивида в предметном окружении современного мира, некоторые другие вопросы, связанные с историей и теорией, методикой дизайна и художественного проектирования отражены в работах таких авторов, как: В.В. Аронов, Г.Б. Беда, Л.Н. Безмоздин, В.Л. Глазычев, К.Г. Зайцев, А.И. Ковешников, Б.В. Нешумов, М.С. Степанов, Ю.А. Ходьков, Е.Д. Щедрин и других.

Теоретическим обоснованиям флористического дизайна посвящены исследования и разработки Д.Г. Хессайона, Н.В. Наумовой, П. Асманн, Ф. Барнет, Н.П. Суханова, Н.В.Осиповой…..

Из зарубежных исследований в области художественного восприятия и визуального мышления наибольший интерес представляют, с нашей точки зрения, работы таких авторов как Р. Арнхейм, Н. Джордж, Дж. Уолкер, Р. Боумен, Г. Земпер, Н. Кларк, Э. Рудер, К. Кимура, Дж. Овинк, П. Рэмонд и некоторые другие.

В диссертационных исследования последнего времени вопросы флористического дизайна рассматриваются с профессиональных или теоретических позиций, значительное место в них отводится проблемам эстетического и социокультурного характера.

Методы аранжировки растений и природного материала как части флористического дизайна, исследовались применительно к системе высшей школы. Однако проблема обучения изобразительному искусству в контексте с работой из природного материала не рассматривается применительно к системе школьного образования. Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства с использованием природного материала – проблема, которую мы рассматриваем в нашем диссертационном исследовании.

Назревшая необходимость теоретического осмысления проблемы формирования эстетически целесообразного визуального восприятия окружающей действительности школьниками – подростками с использованием адекватных их возрасту форм и методов педагогического воздействия, недостаточность разработок и разрозненность фактологического материала по оптимизации творческого развития на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна обусловили актуальность выбора темы исследования.

Проблема исследования заключается в определении, научном обосновании, экспериментальной апробации наиболее эффективных путей и методов оптимизации творческого развития учащихся средствами фитодизайна в общей системе художественно-эстетического образования старших школьников.

Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования – процесс обучения, воспитания и творческого развития учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна в системе учебно-творческой деятельности школьников.

Предмет исследования – педагогическое руководство изобразительной деятельностью учащихся, направленное на формирование художественно-эстетических основ визуального восприятия и изобразительной деятельности подростков с использованием средств фитодизайна в 8 – 9 классах общеобразовательной школы на уроках ИЗО и в этой связи поиск путей оптимизации их творческого развития.

Указанные проблемы, объект, предмет исследования потребовали решения следующих задач:

- Рассмотреть историю методов обучения школьников изобразительному искусству с использованием природного материала, развитие творческих способностей и эстетического восприятия путем общения с окружающим миром.

- Установить возрастные и индивидуальные особенности наиболее целесообразного восприятия различной информации школьниками-подростками и ее последующее применение в работе с природными материалами на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

- Определить роль и место флористического дизайна в общей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников на уроках изобразительного искусства.

- Опираясь на результаты исследования разработать и научно обосновать процесс оптимизации творческого развития старших школьников на уроках ИЗО средствами фитодизайна.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если целенаправленно, научно-обоснованно использовать основы фитодизайна в процессе обучения учащихся старшего школьного возраста изобразительному искусству, с учетом особенностей их возрастного и психологического развития, а также систему методических рекомендаций и средств наглядности, то это значительно повышает уровень формирования художественного и эстетического развития школьников, эффективно развивает творческие способности личности. Эстетическое воспитание качественно изменится, если в содержание программы по изобразительному искусству (с внедрением основ фитодизайна) включить:

- знания теории и практики создания эстетической среды с элементами фитодизайна в школьной программе по ИЗО;

- формирование умений и навыков традиционных форм изобразительной деятельности с обязательным включением в творческий процесс рисование с натуры и работу с природными материалами.

Методологическую основу исследования составили:

- Теория творческого и культурно-исторического развития личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, В.А.Разумный);

- Научные разработки по проблемам исторического, социально-психологического и нравственно-эстетического смысла окружающей природной и предметной среды и места в ней человека (Т.С.Комарава, Н.П.Сакулина, Н.М.Сокольникова, Т.Я.Шпикалова, Н.М.Конышева и др.), о значении предметно-практической деятельности, как одним из способов формирования творческой личности (Т.С.Комарова, В.С.Кузин, А.А.Унковский и др), о факторах определяющих успешность, результативность и оптимизацию педагогического процесса (С.Т.Шацкий, П.Ф.Каптерев, В.В.Краевский, Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.);

- Современные концепции развивающего обучения, теоретические труды по педагогике искусства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский…).

Теоретическую основу исследования составили научные положения отечественной педагогики, психологии, философии и эстетики, рассматривающие проектный вид изобразительной деятельности как специфическую форму отображения действительности; труды, научные исследования, высказывания известных искусствоведов, теоретиков и практиков дизайна и художественного конструирования; научно-теоретические основы педагогики и методики эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- анализ школьных программ, учебных планов и документов, касающихся учебной деятельности в области изобразительного искусства;

- анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, методической литературы, научных трудов по методике обучения изобразительного искусства и дизайна;

- наблюдение за процессом изобразительной деятельности школьников, анализ их учебных и творческих работ;

- опрос и анкетирование школьников и учителей изобразительного искусства;

- анализ учебной и творческой деятельности учащихся с использованием природных материалов в процессе решения художественно-образных задач на уроках изобразительного искусства.

- психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, поисково-формирующий и контрольный этапы.

- статистическая обработка фактического материала.

Первый этап эксперимента (констатирующий) – включал в себя изучение и оценку современного состояния проблемы. Мы рассматривали накопленный положительный опыт, а также анализировали негативные тенденции, относящиеся к объекту исследования.

Второй этап эксперимента (поисково-формирующий) – заключался в теоретическом анализе психолого-педагогической, программно-методической, искусствоведческой литературы по проблемам художественного образования и деятельности связанной с работой из природных материалов (фитодизайном); наблюдение за изобразительной деятельности учащихся старшего школьного возраста по специально разработанной программе. В учебный процесс вводилась экспериментальная методика, направленная на развитие эстетического видения действительности, развития чувства цвета и формы, развитие творческой активности и художественного вкуса старших школьников. Эта часть эксперимента включала в себя разработки и исследования, связанные с привлечением оптимальных методов, как собеседование, анкетирование и т.д. Проводились изучение и систематизация результатов учебной и творческой деятельности учащихся по изобразительному искусству с использованием элементов фитодизайна.

Третий этап эксперимента (контрольный) – анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение данных, их обобщение и оформление. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Проводилась фиксация результатов обучения и соотношение уровня художественно-творческого развития школьников экспериментальных классов. Задача этого этапа – подтверждение правильности применения методических приемов, наглядных пособий, содержание и организация уроков изобразительного искусства с использованием природных материалов.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования :

- в процессе эксперимента найдены и определены методические ключи раскрывающие оптимальные возможности творческого развития учащихся на уроках ИЗО средствами фитодизайна;

- подробно и систематично освящены вопросы истории развития цветочной аранжировки и работы с природными материалами как художественно-творческих и обучающих направлений изобразительной деятельности;

- выявлено современное, новое содержание предмета ИЗО и обоснованы психолого-педагогические особенности творческого развития подростков, способствующие художественно отражать ими многообразные формы современной действительности средствами флористического дизайна;

- раскрыта, экспериментально апробирована и научно обоснована эффективность педагогического руководства творческого развития учащихся в процессе их обучения основам фитодизайна на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами система методических рекомендаций, методические ключи и средства наглядности способствуют оптимизации продуктивного формирования у школьников старшего подросткового возраста способности художественно-образного восприятия действительности и творческому развитию личности.

Практические результаты могут быть использованы при разработке методических рекомендаций, новых учебников, пособий, учебных программ, использоваться учителем в проведении занятий по изобразительному искусству и художественному труду. Также результаты исследования могут использоваться в процессе повышения квалификации педагогических работников и преподавателей предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Достоверность исследования обеспечивается

- научно обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, методикой исследования, поставленным в нем задачам и многообразием используемых методов; использованием современных достижений педагогики, психологии, эстетики и художественного конструирования;

- опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявление, анализом и сравнением динамики изменений развития творческих способностей старших школьников.

На защиту выносятся:

- научно-теоретичские положения основ флористического дизайна как специфической художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства, направленной на эстетическое отношение к окружающей действительности школьников старшего возраста и на оптимизацию их творческого развития;

- основные структурные составляющие системы обучения старших школьников основам флористического дизайна на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;

- разработанный учебно – методический комплект по оптимизации творческого развития личности средствами природных материалов.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема диссертационного исследования, его объекты и предмет, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, указываются положения, вынесенные на защиту.

В первой главе - «Научно-теоретические основы оптимизации творческого развития школьников на уроках изобразительного искусства с использованием природных материалов» рассматривается художественно-проектная деятельность в качестве составной части проектной культуры, определяются закономерности проектно-образного мышления школьника на занятиях изобразительного искусства с использованием основ фитодизайна. Рассматриваются психологические, педагогические условия, как средства формирования проектно-образного мышления.

Все учебные предметы в школе, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе ничем не заменимы предметы художественно-эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

Фитодизайн выполняет важные функции:

- Функция просвещения – помогает осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости экономично и бережно использовать природный материал для своих нужд и целей.

- Развивающая функция реализуется в процессе обучения этому виду искусства. Приобретаются новые знания и навыки.

- Воспитательная функция – проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического восприятия окружающей среды, чувства восхищения от ее величия и красоты.

- Организующая функция – состоит в формировании желания создавать новые работы, творить, творчески расти, вносить новое в искусство.

Эффективная реализация вышеперечисленных функций ведет к формированию ответственного подхода к работе. Они включают в себя теоретические и практические знания, глубокую заинтересованность в этом направлении искусства, грамотное осуществление идей, замыслов, воспитание нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Работа с природными материалами на уроках изобразительного искусства включает в себя собственно восприятие природы и изучение природного материала, овладение техническими приемами, развитие художественно-творческого отношения к действительности.

При подготовке и проведении таких занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Для ознакомления учащихся с красотой природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки детских работ.


Анализ философской и педагогической мысли, показывает, что эстетическое воспитание рассматривается как одна из составных частей развития личности, определяется ее место, роль, цели и задачи, зависящие от конкретных социально-экономических отношений, уровня развития педагогической мысли. Определены средства эстетического воспитания (природа, искусство, специальное обучение, быт, окружающая среда), формы, методы (беседы, наблюдения, экскурсии, выставки…).

Одной из важнейших проблем формирования гармонической, эстетически воспитанной личности в современном обществе выступает вопрос взаимодействия с окружающей средой. Для наиболее полноценного эстетического воспитания, формирования и раскрытия художественно-творческих способностей у детей необходимо создание эстетически развивающей среды. Однако, формирование такой среды возможно только под руководством опытного педагога.

Роль педагога в создании эстетической среды в школьном учреждении огромна, так как от его знаний, умений, навыков, творческого мышления, пространственного и образного воображения, любви к детям, умению передать свой опыт и зажечь огонек любознательности, человеческого тепла, любви к родине, народным традициям, его эстетическим пристрастиям зависит успех воспитания и формирования гармоничной духовно богатой, эстетически развитой личности. Наиболее полно отвечает этим задачам эстетическое воспитание, включающее художественно-конструктивную деятельность, формирующую окружающую ребенка природную и предметно-пространственную среду. В рассмотрении вопросов формирования окружающей среды важной являются проблема восприятия предметов и явлений.

Немаловажным является эмоционально положительное отношение ребенка к искусству, явлениям жизни, природе, творчеству и т.д.

Через художественно-практическую деятельность школьник должен почувствовать, специфические особенности языка каждого вида искусства и возможности разнообразных материалов в художественно-конструкторской деятельности.

Важным является и выбор методов и приемов обучения основам фитодизайна. В процессе обучения весомым остается репродуктивный метод, особенно на начальных этапах обучения, который со временем начинает соседствовать с творчески-эвристическим и, наконец, трансформируется в творчество.

Флористический дизайн опирается на основные положения реалистической школы изобразительного искусства, структурирует и дифференцирует наиболее фундаментальные его аспекты – как связанные с процессом визуального восприятия, так и с проблемами собственно изобразительного характера.

Основываясь на теоретических разработках в области психологии визуального восприятия и изобразительной деятельности, замечено, что флористический дизайн, в отличии от декоративных и оформительских видов изобразительной деятельности представляет собой продуктивный и целенаправленный психологический акт, прогнозирующий определенную будущность с функционально-эстетических позиций современного бытия.

Художественно убедительное и эстетически целесообразное восприятие и отражение визуального образа невозможно без знания основ реалистического искусства, планомерного и систематического изучения основ художественного творчества.

Мы считаем, что флористический дизайн в процессе изучения его основных положений подростками, развивает у школьников способность к обобщенному и художественно-образному восприятию действительности, позволяет не только вплотную приблизиться к пониманию основных принципов творческого процесса, но и попробовать в нем свои силы.

Таким образом, возможность продуктивной деятельности школьников старшего возрастного звена изначально предопределена специфическими особенностями флористического дизайна и обусловлена педагогическим и психологическим прогнозированием конечного результата этого процесса.

Организация и целенаправленная активизация художественно-эстетической и учебно-познавательной деятельности учащихся представляет, исходя из этого, сложный психолого-педагогический процесс. В этом процессе психологический аспект направлен на выявление и развитие продуктивных способностей учащихся (оценка проблемы, самостоятельные изобразительная, композиционная и другие виды деятельности), прогнозирование промежуточного и конечного результата. Педагогический аспект заключается в вовлечении учащегося в процесс творческого поиска, в организации и контроле учебно-творческого процесса, выборе средств педагогического воздействия на динамику эстетического и интеллектуального развития личности, анализа результатов этого процесса.

Рассматривая флористический дизайн как продуктивный, междисциплинарный вид изобразительной деятельности, направленный на функционально-эстетическую гармонизацию предметно-пространственного окружения, мы считаем, что включение его основ как определенной модели развития личности подростка в образовательный процесс соответствует современной концепции школьного образования, ориентированного на развитие личности средствами гуманизации.

В целом на занятиях по фитодизайну можно определить общие задачи воспитания и развития детей средствами природы :

  • Развивать ощущения восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, обращая их внимание на эстетические свойства и качества объектов и явлений природы.

  • Развивать способность эстетического восприятия, целенаправленного наблюдения в процессе знакомства с эстетическими свойствами природы. Вызывать и поддерживать интерес детей к природе.

  • Развивать образные представления и образное мышление средствами эстетического восприятия природы.

  • Развивать воображение детей.

  • Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей средствами природы, для чего необходимо при описании и характеристике объектов и явлений природы привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное искусство. Это в свою очередь позволит углубить эмоциональные переживания детей при эстетическом восприятии и оценке природы.

  • Широко включать природу как объект творческого осмысления в изобразительное творчество, предлагая детям передавать образы природы в рисунках, лепке, аппликациях, коллажах как индивидуально выполняемых, так и коллективно.

  • Вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания красоты природы.

  • Формировать эстетическое суждение и отношение к природе.

Экспериментальная программа по изобразительному искусству с применением различных природных материалов и средств флористического дизайна состоит из взаимосвязанных блоков, в состав которых входят следующие положения: историко-культурные и теоретические сведения из области цветочной аранжировки и фитодизайна, система учебных задач и развивающих упражнений прикладной направленности; система заданий, предполагающих поисковую и продуктивную деятельность учащихся, способствующую их выходу на творческий уровень деятельности в области флористического дизайна.

Вторая глава - «Фитодизайн в школе как эффективное средство оптимизации творческого развития учащихся» отражает исследование методических особенностей восприятия объектов и явлений современного мира и его перевод в художественно-дизайнерскую деятельность школьника.

В ходе исследования была разработана адаптированная к условиям общеобразовательной школе экспериментальная программа по изобразительному искусству с элементами основ фитодизайна и методические рекомендации по ее внедрению в процесс обучения. Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. С 2003-2008 год экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Москвы (шк. №895 V вида) и г. Подольска Московской области (шк. №25, шк. №18, лицей №5). В эксперименте принимали участие ученики 8-9 классов в количестве 1200 человек.

Эксперимент каждого года обучения делился на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный (итоговый).

Задачей констатирующего этапа являлось выявление исходного уровня сформированности знаний и умений в области изобразительной деятельности для каждой возрастной группы, исходя из основных программных требований к этому виду учебной деятельности.

Содержание и характер занятий по изобразительному искусству во всех классах на этом этапе были принципиально одинаковы и занимали шесть недель (сентябрь – октябрь).

Формирующий этап носил обучающий характер, для контрольных и экспериментальных классов имевший существенные различия, как в содержании, так и в методике обучения изобразительному искусству. В отличие от контрольных, в экспериментальных классах обучение строилось по специально разработанной методике, с включением нетрадиционного для обычной программы художественно-эстетического и искусствоведческого блоков. При этом особое внимание уделялось развитию эмоционально-образной активности учащихся в процессе художественного восприятия и непосредственного решения поставленных задач средствами изобразительной деятельности. Обучение школьников в экспериментальных классах строилось на основе учета установленных нами психолого-педагогических закономерностей обучения средствами флористического дизайна, соблюдения дидактических принципов обучения и воспитания.

В экспериментальных классах мы использовали разнообразные формы организации творческой и учебной деятельности школьников.

Занятия в контрольных классах строились на традиционной основе без внедрения экспериментальных задач и нетрадиционных методов обучения основам изобразительного искусства.

Второй этап занимал вторую и третью учебную четверть (21 неделя).

Анализ результатов второй части эксперимента показал сравнительно медленный рост основных показателей в сфере художественно-образного восприятия произведений изобразительного искусства. Формируемые как на занятиях по изобразительному искусству, так и в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, научная информация, изобразительная условность, средства образной характеристики персонажей, были слабо выражены в работах учащихся. Данные выводы позволили внести некоторые корректировки в экспериментальную программу проведения занятий по изобразительному искусству с основами фитодизайна во второй части эксперимента.

Характер и содержание третьего, контрольного этапа эксперимента был идентичен как в контрольных, так и в экспериментальных классах общеобразовательной школы.

Главная задача контрольного этапа исследования (апрель–май) заключалась в выявлении итогов художественно-эстетического и творческог развития учащихся средствами фитодизайна в условиях обычного и экспериментального обучения.

Мы проводили исследования на материале основных видов учебных занятий по изобразительному искусству (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы по изобразительному искусству).

При анализе результатов творческой деятельности учащихся мы исходили из психолого-педагогических закономерностей развития творческого воображения и адекватной изобразительной деятельности учащихся, определяемой тремя основными уровнями. Первый уровень развития творческого воображения (манипулятивный), включает в себя простейшие приемы аналитической деятельности, рассуждения. Однако целостного планирования замысла, идеи в сознании ребенка не происходит, нет и цели создания выразительной композиции. Второй уровень (эмпирический) характеризуется обдумыванием будущей композиции с помощью изобразительных поисков (эскизы, наброски и т.д.), в процессе изображения, в замысле отсутствует ориентация на оптимальный результат, необходимы руководство и корректировка процессом изображения. Третий уровень (теоретический) характеризуется в сознательном отборе необходимого и достаточного количества изображения, взаимосвязи частей и целого согласно основному замыслу, который предваряет непосредственное выполнение работы и подчиняет себе всю технологическую художественно-образную сторону всего процесса.

Вышеперечисленные уровни творческого развития способствовали построению учебно-творческих заданий в процессе экспериментального обучения, и помогло дифференцированно подходить к оценке результатов изобразительной деятельности учащихся.

Первые результаты эксперимента показали, что первый уровень развития творческих способностей наблюдался во всех группах, наряду с ростом второго и третьего уровня развития.

Такая уровневая градация продуктивной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства позволила разработать и использовать в оценке изобразительной деятельности общие показатели, включившие в себя: образное воплощение замысла; выразительность цветового решения; эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому; самостоятельность и поэтапное выполнение работы. При этом трем уровням соответствовали низкий, средний и высокий уровни выполнения изобразительных задач.

В оценке результатов изобразительной деятельности и творческого подхода к работе были использованы характерные для флористического дизайна - композиционность, колористичность, пропорциональность, стилизация, обобщение и т. д., что позволило определить высокий уровень как 10 баллов (max).

Наши исследования позволили соотнести результаты экспериментальной работы с уровнем успешности выполнения заданий следующим образом: первоначальный (констатирующий) период характеризуется преобладанием низкого и среднего уровней –40% и 45,3% (8-9 кл.).

В ходе экспериментального обучения произошло увеличение количества работ среднего уровня – 56,5%, а также появились работы высокого уровня 43,5% (эксп.) и 33,3% (9 кл.). При этом снизилось количество слабых, невыразительных работ.

Наиболее активно формировались технологические и композиционные приемы передачи основного содержания учебного задания, незначительнее и медленнее в количественном выражении – способы обобщения и условности в изобразительной деятельности.

В экспериментальных классах наблюдалось резкое повышение интереса к созданию композиций с помощью разнообразных техник и материалов, выражены творческий подход к работе и желание сделать ее как можно лучше. Художественно-образные способы решения поставленных в ходе эксперимента наиболее последовательно и осознано применялись учащимися 9 классов в середине и в конце второго года, что связано с особенностями формирования и развития у учащихся этого возраста аналитико-интеллектуальной деятельности сознания, понятийно-терминологического аппарата, социально-культурной активности.

Выявлено также, что при незначительном росте среднего уровня, в конце эксперимента был замечен резкий рост работ высокого уровня, с 14,7% до 43,5% (эксп.) и с 18,2% до 33,3% (контр.), что говорит об осознанном переносе учащимися полученных знаний по основам фитодизайна в область художественно- творческой и учебной изобразительной деятельности на основе функционально-эстетического и художественно-образного восприятия действительности.

Методика активизации изобразительной деятельности учащихся средствами флористического дизайна представляет собой комплексное психолого-педагогическое руководство процессом обучения школьников, учитывающее потенциальную возможность учеников к простейшим использованиям изобразительных средств и средств художественной выразительности.

Особенности проведения эксперимента в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла состояли в увеличении (в сравнении с обычными классами) количества поисковых и творческих заданий, направленных на формирование активного восприятия объекта и их последующего отражения на занятиях изобразительной деятельностью, самостоятельным выбором наиболее удачного варианта композиции, замысла.

Контроль за ходом экспериментальной работы мы проводили по контрольно-срезовым заданиям, которые предлагались учащимся на промежуточных стадиях контрольного этапа и представляли традиционные виды изобразительной деятельности – рисование с натуры и по памяти, тематические композиции и декоративно-прикладное искусство.

В систему заданий были включены нетрадиционные для действующих программ по изобразительному искусству в школах Российской Федерации формы проведения занятий, используемые в профессиональной практике фитодизайна: «конкурсная» работа по выполнению композиции на заданную тему в технике «коллаж»; участие в разработке проекта флористического оформления рекреации школы, творческой студии и других объектов образования.

Использование системы контрольно-срезовых заданий позволило, не выходя за рамки исследования, получить обратную связь, необходимую для проверки и обработки результатов эксперимента, оперативно корректировать динамику процесса экспериментального исследования. Это, в свою очередь, позволило зафиксировать данные анализа ученических работ и проследить качественные изменения по каждому из показателей.

Экспериментальное исследование обозначенной нами проблемы полностью подтвердило эффективность использования средств фитодизайна для оптимизации творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства.

Таким образом, флористический дизайн подтвердил результатами исследования свою междисциплинарную направленность и значимость для творческого и художественно-эстетического развития подростков. Базирующийся на основных положениях реалистического изображения действительности художественными средствами, флористический дизайн способствует формированию разносторонних интересов и общей культуры школьников.

Анализ результатов экспериментального исследования осуществлялся различными методами, среди которых наиболее широко использовались методы целенаправленного наблюдения, собеседования, сравнительного анализа результатов деятельности контрольных и экспериментальных классов, участвующих в исследовании, по ранее разработанным показателям в соответствии с целью и задачами исследования.

Во время заключительного этапа эксперимента:

- откорректирована программа проведения занятий по изобразительному искусству с включением в них работы с природными материалами;

- составлен краткий словарь основных профессиональных терминов по фитодизайну для работы со старшими школьниками;

- уточнены пути активизации творческой деятельности учащихся старших классов на занятиях по изобразительному искусству средствами фитодизайна.

В заключение диссертационного исследования сформированы следующие выводы:

- раскрыта история проблемы обучения и передачи навыков создания художественных проектов средствами природных материалов;

- выявлены научно-теоретические основы флористического дизайна как специфического междисциплинарного вида художественно-творческой деятельности, направленного на эстетическое восприятия окружающего мира, экологическое воспитание и творческое развитие личности;

- определены роль и место флористического дизайна в общей системе художественно-эстетического и общеучебного развития подростков средствами изобразительного искусства;

- установлены и дифференцированы возрастные и индивидуальные особенности эстетически целесообразного визуального восприятия школьниками-подросками новой современной информации разнообразного характера в системе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе;

- разработана и экспериментально проверена система педагогического руководства процессом обучения школьников-подростков основам флористического дизайна, разработан блочно-модульный вариант организации учебно-творческих занятий по изобразительному искусству с элементами флористического дизайна, предполагающий гибкое и рациональное планирование учебной и творческой деятельности школьников с учетом конкретных условий их возраста, типа учебного заведения, материальной и учебной базы.

Проблема формирования и развития творческой активности учащихся старших классов является комплексной проблемой. Она состоит из психолого-педагогического, дидактического, технологического и искусствоведческого аспектов. Глубина и обстоятельность раскрытия процессов каждого из указанных аспектов, связанных с развитием творческой активности личности, определяет формы, методы, пути и средства активизации творческой деятельности учащихся в процессе их обучения изобразительному искусству с элементами фитодизайна.

Таким образом, результаты исследования полностью подтверили выдвинутую нами гипотезу.


Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ

1.Эколого-эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства (фитодизайн в школе) // Серия «Изобразительное искусство» Методика обучения изобразительному и декоративно- прикладному искусству №2. // Вестник МГОУ. – Москва; МГОУ, 2007. – 0,25 п.л.

2. Роль природы как фактор в целостном развитии личности школьников на уроках ИЗО// Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров.//Сб. научных трудов под редакцией проф. Симонова В.П.- Москва; МГОУ, 2005.- 0,25 п.л.

Научные статьи в журналах и сборниках

  1. Всестороннее воспитание личности посредством фитодизайна // Художественная школа №1 . – Москва, 2004. – 0,5 п.л.

  2. Программа. Основы фитодизайна в школе. – Москва, МГОУ, 2006. – 0,5 п.л.

  3. Флористика на уроках изобразительно искусства. Методические рекомендации. – Москва, МГОУ, 2007. – 1,5 п.л.



Подп. к печ. 2008 Объем 1п.л. Заказ № Тир. 100 экз.

Типография


Похожие:

Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Динамика развития психологических особенностей личности младших школьников средствами изобразительного искусства
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconПрограмма Intel ® Курс «Обучение для будущего»
Динамика развития психологических особенностей личности младших школьников средствами изобразительного искусства
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconРазвитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства
Тема: «Декоративно-прикладное искусство. (4 урок по теме). Хохломская роспись» (4 класс)
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconТема с истема приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Система приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconУчитель Павловской сош имени А. К. Васильева Тутаевского р-на
Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с зпр средствами искусства
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconМетодическое пособие «Воспитание творческой личности на уроках литературы и изобразительного искусства». 5-9 классы
«Воспитание творческой личности на уроках литературы и изобразительного искусства»
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconКожевникова Ирина Викторовна
Игровая деятельность как успешная предпосылка для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconПрограмма учебного курса проф. В. П. Яйленко. Введение. Задачи курса. Периодизация изобразительного искусства древности
Востока и Европы, изучение которых составляет костяк фактологии курса. Студенты усваивают периодизацию истории изобразительного искусства...
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Оптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна iconФормирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах Лутфуллина Л. Н
Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов(их внедрение в школы начнется с 2013 года)[5]....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница