К решению Думы города Пятигорска




НазваниеК решению Думы города Пятигорска
страница1/15
Дата24.12.2012
Размер2 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ПРИЛОЖЕНИЕ

к решению Думы города Пятигорска

от 24 сентября 2009 года № 84 – 46 ГД


Стратегия развития города-курорта Пятигорска до 2020 года


Введение


В основу разработки Стратегии развития города-курорта Пятигорска на период до 2020 года (далее - Стратегия) положены стратегические направления, цели и задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом и Правительством Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, документы и материалы министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, федеральные отраслевые стратегии, Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года, Генеральный план развития города-курорта Пятигорска на период до 2030 года.

Стратегия основана на выявлении и анализе важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала города и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, обосновании путей активизации потенциальных «точек роста» и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения Пятигорска на долгосрочную перспективу.

Генеральный замысел Стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года состоит в том, что динамичное развитие санаторно-курортного и туристского комплексов в сочетании с эффективным развитием обслуживающей эти комплексы производственной сферой, финансово-деловой и рыночной инфраструктурой позволят обеспечить финансовую самодостаточность города и повысить качество жизни горожан.

Стратегия основывается на следующей парадигме: укрепление собственной экономической базы города обеспечивает его финансовую самодостаточность и создает необходимые условия для всестороннего и гармоничного развития человеческого капитала.

Принципиальная схема разработки Стратегии включает четыре содержательных блока.

Первый блок - аналитический – включает исследование текущего социально-экономического положения города, которое позволяет выявить позитивные и негативные тенденции в развитии муниципальной экономики, дать объективную оценку социально-экономической ситуации, охарактеризовать проблемы и «точки роста», выработать конструктивные практические рекомендации на перспективу.

В основу комплексной количественно-качественной оценки уровня социально-экономического развития г. Пятигорска положено исследование таких направлений, как:

внешние факторы и условия, влияющие на развитие города;

природно-ресурсный и ассимиляционный потенциалы города;

особенности формирования человеческого потенциала;

анализ инвестиционного потенциала;

сравнительные масштабы текущей хозяйственной деятельности и производственный потенциал города;

состояние и потенциал санаторно-курортного и туристского комплексов;

сложившаяся система высшего профессионального образования как основа формирования научно-образовательного потенциала;

эффективность использования бюджетного потенциала;

организационный, кадровый, информационный и технологический потенциал;

имидж муниципального образования.


Анализ каждого из этих направлений основывался на изучении абсолютных показателей, характеризующих состояние проблемы. Абсолютные показатели использовались для того, чтобы определить пространственную структуру социально-экономических явлений и сфер деятельности (территориальная структура объемов производства той или иной отрасли, населения, занятости, инвестиций и т.п.) Это важно для определения сложившегося размещения населения, хозяйственной деятельности, выявления тенденций и сдвигов в территориальной организации хозяйства.

На основе использования метода сравнительных оценок разработчики изучили показатели, характеризующие относительный уровень развития, что позволило провести компаративный анализ и выявить конкурентные преимущества муниципального образования. Динамика социально-экономических показателей города Пятигорска сопоставлялась со среднероссийскими, общекраевыми показателями, а также аналогичными показателями, характеризующими развитие городов КМВ.

Традиционные статистические методы обработки информации дополнялись социологическими методами, включающими мониторинг общественного мнения горожан путем анкетирования, метод экспертных оценок (работы с фокус-группами), а также методикой SWOT-анализа, позволяющей оценить внутреннюю и внешнюю среду города в разрезе выбранных приоритетных конкурентоспособных секторов экономики.

Важным элементом в аналитическом блоке является определение и характеристика проблемных ситуаций, т.е. такого состояния объекта, которое характеризуется некоторой напряженностью, нарушением равновесия между отдельными его элементами или между объектом и внешней средой.

Комплексная оценка социально-экономического развития города позволила выделить приоритетные секторы экономики, определить их взаимодействие и сформировать кластеры.

Второй блок предложенного алгоритма – концептуальный – предполагает формирование субординированной системы целей развития города, которая не только учитывает, но и обеспечивает симбиоз интересов горожан и бизнес-сообщества по принципу социального партнерства.

По итогам выполнения концептуального блока сформирована концепция развития города как органическое единство предварительных прогнозов с коррективами, обусловленными деревом целей в контексте учета внешних и внутренних факторов. В рамках концептуального блока проведен сценарный анализ развития с учетом выявленных тенденций и приоритетных направлений социально-экономического развития города.

В рамках третьего блока - инструментального - определяются методы и средства достижения целей и реализации концепции.

Четвертый блок – блок контроллинга и коррекции – призван обеспечить непрерывный мониторинг реализации стратегии в системе принятых индикаторов и их изменений для своевременной коррекции траектории стратегического развития в случае отклонения от намеченного тренда. В рамках данного блока определяются параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор устойчивого развития, выход за пределы которого сигнализирует о приближении критического состояния объекта управления (города) и необходимости изменения стратегии его развития.

Реализованные методологические и теоретические подходы позволили определить место и роль города в региональном разделении труда и генеральную траекторию развития муниципальной экономики и городского сообщества и послужили основой Стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного и муниципального управления, направленных на обеспечение устойчивого социально-ориентированного развития города в координатах неоэкономики.




РАЗДЕЛ 1. Анализ стартовых условий и оценка исходной ситуации


1.1. Географическое и геополитическое положение города


Город-курорт Пятигорск, старейший из городов Кавказских Минеральных Вод, расположен практически в центре предгорной части Северного Кавказа в 196 км к юго-востоку от краевого центра (г. Ставрополя) и в 25 км к югу от крупнейшего транспортного узла всего региона – г. Минеральные Воды. Город занимает центральное положение среди курортов в месте разветвления транспортных путей на города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов.

Общая площадь городского поселения составляет 9 674 га.

Климат умеренно-континентальный, без резких колебаний годовых и суточных температур. Продолжительность солнечного периода – 1756 часов. Максимальная температура воздуха отмечается в июле (21,7оС), минимальная – в январе (-4,1оС). Максимальная амплитуда температуры воздуха равна 74оС.

Абсолютная высота конусообразной горы-лакколита – Машук, у подножья которой расположен город Пятигорск, 993 м. Средняя высота курортной части города около 510 м. над уровнем моря. С этим связано несколько пониженное атмосферное давление, которое колеблется от 710 до 735 мм.

Геополитические характеристики Пятигорска определяются его географическим положением, непосредственной близостью к республикам Северо-Кавказского региона – Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Республике Северная Осетия – Алания. Город расположен в центре особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод (далее – КМВ), состоящего из особых территорий Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Перспективным представляется выделение особой геополитической и социокультурной роли Пятигорска на КМВ, консолидация общества на базе историко-культурных российских традиций, российской истории и российского национального характера.

В комплекс геополитических особенностей входят этнодемографические параметры города. Пятигорск является вторым по численности населения городом Ставропольского края после столицы – г. Ставрополя. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность населения Пятигорска составила 192 тысячи человек. По данным текущего статистического учёта, численность жителей г. Пятигорска на 1 января 2008 г. составила 207 тысяч человек.

В систему геополитических приоритетов Пятигорска входит развитая городская инфраструктура, воплощённая в зрелой трёхсекторной модели общества, субъекты которой – органы местного самоуправления, гражданское общество, бизнес - активно взаимодействуют друг с другом. В этом плане Пятигорск является форвардом среди городов края. В Пятигорске функционируют более 20 общественных организаций, среди которых выделяются: Общественный совет, Этнический совет, Совет ветеранов, Комитет солдатских матерей, национально-культурные общественные организации и национально-культурные автономии и многие другие.

К числу геополитических характеристик относятся многосторонние связи Пятигорска с городами Северного Кавказа – Нальчиком (Кабардино-Балкарская Республика), Черкесском (Карачаево-Черкесская Республика) Владикавказом (Северная-Осетия-Алания) и др. Также сложившейся традицией являются побратимские связи Пятигорска с городами Шверте (Германия), Трикала (Греция), Панагюриште (Болгария), Дебюк (США). Эта тенденция имеет развитие. В настоящее время происходит становление побратимских связей Пятигорска с одним из городов государства Израиль. Система побратимства предоставляет городу особые возможности: продвижение имиджа на международной арене, привлечение инвестиций в развитие курорта и бизнеса, приобретение новых черт социокультурного облика.

Важной составляющей всей системы общественно-политических отношений в Пятигорске являются межэтнические отношения и этнокультурные процессы. Их содержание и формы связаны с общими процессами социально-экономического и политического развития Ставропольского края, Северо-Кавказского региона и Юга России. Пятигорск исторически сформировался как полиэтничный и мультикультурный с участием таких субъектов межэтнических отношений, как русские, украинцы, белорусы, горские северокавказские народы, многочисленные этнические группы – диаспоры, представляющие ближнее и дальнее зарубежье. К наиболее многочисленным этническим группам относятся русские, армяне, украинцы, греки, осетины, кабардинцы, евреи, народы Дагестана, поляки и др. Результатом совместной исторической традиции стало формирование уникального сообщества народов, языков и религий – православия, католичества, лютеранства, ислама, иудаизма и др.

Особенности этнокультурной и этноконфессиональной ситуации в Пятигорске состоят в том, что:

русские играют ключевую роль в социально - экономическом и культурном развитии города, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений;

культура русского народа является реферирующей и объединяющей, так как русские играют существенную роль в сложившейся и обновляющейся системе межэтнических отношений как с горскими и степными народами Северного Кавказа, так и с многочисленными национальными меньшинствами (диаспорами), представляющими ближнее и дальнее зарубежье;

важную роль в межэтнических отношениях играет казачество как наиболее активная часть славянского населения;

важную роль в общественных отношениях играют общины горских и северокавказских народов, которые представляют субъекты РФ, прежде всего, республики Северного Кавказа и располагаются в непосредственной близости с соседствующими Карачаево-Черкесской Республикой, с Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Северная Осетия-Алания;

существенную роль в межэтнических отношениях играют диаспоры, которые вносят ощутимый вклад в этнокультурный портрет города и в этнокультурном плане представляют страны дальнего и ближнего зарубежья, прежде всего Республику Армению, Республику Азербайджан, Республику Грузию, Украину, а также Грецию, Германию, Израиль, Польшу и др. (Рис. 1).



Рис. 1 - Этнический состав Пятигорска (%)


В городе действует множество национально-культурных организаций. Дом национальных культур как муниципальное учреждение культуры Пятигорск отличается большим конфессиональным разнообразием.

В настоящее время общественно-политическая ситуация в городе характеризуется стабильностью, положительной динамикой. Однако на состояние общественно-политических и в том числе этнополитических отношений в г. Пятигорске существенно влияют общие социальные и политические процессы, имеющие место в Ставропольском крае, Северо-Кавказском регионе и Юге России в целом.

Органы местного самоуправления г. Пятигорска, руководствуясь Конституцией РФ, федеральным законодательством, Концепцией государственной национальной политики РФ, Уставом и законодательством Ставропольского края, Уставом г. Пятигорска проводят работу по сохранению и развитию национальных культур, поддержанию мира и согласия среди населения. Её содержание и основные направления соответствуют принятым в 1999 г. «Основным направлениям национальной и региональной политики Ставропольского края», а также краевой целевой программе «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 гг.».


1.2. Оценка внешних факторов и условий, влияющих на развитие города


Город в контексте общероссийских тенденций и приоритетов социально-экономического развития


Формирование дерева целей социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу обуславливает необходимость четкого определения ценностных ориентиров городского сообщества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике, устойчивому росту уровня и достижению принципиально нового качества жизни населения города.

Оценка тенденций и перспектив развития социально-экономического потенциала города в контексте общероссийских тенденций и приоритетов социально-экономического развития произведена на основании следующих официальных документов:


Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);

Ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию;

Концепции административной реформы в РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р);

Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 № 467-р);

Концепции и программы развития хозяйственных комплексов, отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации.


Данные документы определили институционально-правовое поле формирования Стратегии.

С начала третьего тысячелетия российская экономика поставлена перед необходимостью отвечать на порожденные общемировыми тенденциями стратегические системные вызовы:

- усиление глобальной конкуренции и вовлечение в ее орбиту, помимо традиционных рынков, систем национального управления и развития человеческого капитала;

- турбулентный рост удельного веса инноваций в социально-экономическом развитии и необходимости их поддержки и внедрения в преддверии новой волны технологических изменений на фоне снижения влияния многих традиционных факторов роста;

- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Учитывая, что в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы социально-экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении, образовании и других сферах, необходимо отметить, что Пятигорск обладает существенным набором институциональных потенциалов для инновационного прорыва, сложившихся в результате уникальной конфигурации естественно-природных, организационно-экономических, историко-политических и социокультурных особенностей развития городского сообщества.

Поскольку уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности, а также исходя из того, что Россия не обладает конкурентными позициями в мировой экономике из-за наличия внутренних барьеров, обусловленных низким качеством человеческого капитала и слабым развитием отраслей социальной инфраструктуры, ответом на первый вызов должно стать изменение структуры экономики в пользу отраслей эффективной специализации, усиления их конкурентных позиций на региональных, национальных и мировых рынках.

Второй вызов, связанный с усилением роли инноваций в социально-экономическом развитии, предопределяет переход к инновационному социально-ориентированному типу социально-экономического развития города.

К отраслям эффективной специализации относятся индустрия туризма, образование и культура, сфера санаторно-курортных услуг, выпуск сопутствующих товаров (сувенирной продукции, продукции с символикой города и т.д.).

Позиционирование города в контексте инновационного развития возможно в таких конкурентоспособных для города сферах, как курортология, биотехнология и фармакология. Продвижение научных открытий, технологических изобретений в сфере курортологии, фармакологии, управленческих инноваций в сфере муниципального управления и управления городским хозяйством обусловлены достигнутым высоким уровнем их развития и наличием имеющегося потенциала.

Ответ на третий вызов для города обусловливает, в первую очередь, необходимость преодоления имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого капитала, которые проявляются в низком качестве и снижении уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения, образования и культуры, в растущей диспропорции спроса и предложения на рынке труда. Для этого необходимы развитие и максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала города – наличие системы профессионального образования, статуса и имиджа второй образовательной столицы края, бальнеологических и рекреационных ресурсов, а также сформировавшейся сети санаторно-курортных учреждений, накопленных в городе культурных и духовных ценностей, способствующих социокультурному гармоничному самовыражению личности.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, региональное развитие до 2012 года будет определяться сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, среди которых выделены территории Юга России с развитой инфраструктурой и уникальными рекреационными ресурсами. В этом контексте город Пятигорск можно рассматривать в качестве точки роста в составе КМВ.

После 2012 года существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, в том числе туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Кавказские Минеральные Воды – особо охраняемый эколого- курортный регион Российской Федерации, который по богатству, разнообразию и ценности минеральных вод не имеет аналогов на Евразийском континенте и по праву считается национальной курортной гордостью страны. Пятигорск является круглогодичным бальнеологическим курортом, в котором используются целительное воздействие климата, водо- и грязелечения. Именно здесь зародилась и успешно развивается отечественная курортология, а масштабы и эффективность научно обоснованного применения на практике технологий курортной медицины не имеют аналогов во всем мире.

Пятигорск привлекателен не только как особо ценный бальнеологический курорт, но и как город с богатым историко-культурным наследием и хорошо выраженным городским стилем жизни.

Развитие системы городского самоуправления Пятигорска в рамках Концепции административной реформы должно быть ориентировано на реализацию базовых целей социально-экономического развития города, стимулирование и поддержку процессов становления гражданского общества и его институтов, последовательное осуществление его миссии в условиях проведения общероссийской реформы местного самоуправления, создание необходимых организационных и нормативно-правовых условий для развития рынка недвижимости и действенной инвестиционной политики, формирование механизмов более эффективного управления муниципальной собственностью (в первую очередь, землёй), на оптимизацию вложения бюджетных средств, их концентрацию на ключевых направлениях развития, активизацию использования внебюджетных источников, вовлечение в процесс развития новых ресурсов. Городу предстоит создать режим наибольшего благоприятствования для предпринимательской деятельности, разработать и принять специальные социальные программы, направленные на выравнивание уровня благосостояния горожан, снижение социальной напряжённости, обеспечение общедоступного качественного образования в муниципальных образовательных учреждениях и повышение уровня медицинской помощи в муниципальном звене здравоохранения.

Финансово-экономическая основа составления и выполнения этих программ состоит в реализации органами местного самоуправления г.Пятигорска Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами, которая позволит увеличить доходы местного бюджета, повысить результативность бюджетных расходов, усилить воздействие налоговой и бюджетной политики органов местного самоуправления на развитие экономики города.

Однако на современном этапе реализации Концепции имеются институциональные барьеры: ограничение самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений; несбалансированность местного бюджета по закрепленным доходным источникам и расходным полномочиям; значительная зависимость местного бюджета от межбюджетных трансфертов и отчислений от федеральных и региональных налогов.

Кроме этого, развитие потенциала города-курорта Пятигорска, сдерживают геополитические и макроэкономические факторы:

Секвестирование отдельных статей бюджетов всех уровней.

Макроэкономические инвестиционные риски.

Процесс реструктуризации энергетической системы России.

Рост темпов инфляции.

Снижение реальных доходов россиян.

Рост тарифов на электроэнергию и природный газ.

Нестабильность курса рубля.

Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.

Близость территорий с высоким уровнем геополитического риска.


Таблица 1

Исходные условия и макроэкономические показатели развития экономики РФ до 2020 года (средние за период)


Показатель (в процентах)

2007 г.

2008 -2010 гг.

2011 -2015 гг.

2016 -2020 гг.

Тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе

112

163

172

139

Тарифы на электроэнергию (рост регулируемых тарифов) для всех категорий потребителей за период

110,7

150-152

160

127

Тарифы на газ природный, рост средних оптовых цен для всех категорий потребителей

119,5

197,4

356

121

Инфляция среднегодовая, прирост цен

9

10,3

6,4

3,5

Источник: Приложение №2 к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.


В силу этого обстоятельства Стратегия развития города-курорта Пятигорска должна содержать перечень мероприятий, направленных на минимизацию возможного негативного влияния указанных факторов на муниципальную экономику и жизнь горожан.




Региональные детерминанты социально-экономического развития города


Доля города-курорта Пятигорска в основных экономических показателях Ставропольского края представлена на рис. 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

К решению Думы города Пятигорска iconО внесении изменений в постановление администрации города Пятигорска о проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров
Пятигорска на городских автобусных маршрутах и заключения администрацией города Пятигорска договоров транспортного обслуживания населения...
К решению Думы города Пятигорска iconРешение Думы города Иркутска от 22 марта 2012 г. N 005-20-320526/2
Думы города Иркутска, Положением о долгосрочных муниципальных целевых программах города Иркутска, утвержденным решением Думы города...
К решению Думы города Пятигорска iconАдминистрации города пятигорска методический информационно-диагностический центр
В сборник вошли статьи из опыта работы педагогов города Пятигорска, принявших участие в конкурсе лучших учителей общеобразовательных...
К решению Думы города Пятигорска iconПрограммы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 2012 годы принято на 20 заседании
Думы города Иркутска, Положением о долгосрочных муниципальных целевых программах города Иркутска, утвержденным решением Думы города...
К решению Думы города Пятигорска iconПостановление от 15 июня 2011 г. N 2036 о внесении изменений в постановление администрации города пятигорска от 28. 04. 2011 года n 1298 "об утверждении муниципальной
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря...
К решению Думы города Пятигорска iconКомиссия по землепользованию и застройке города перми
Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской...
К решению Думы города Пятигорска iconК решению Читинской городской Думы
Оплату медицинских услуг, оказываемых в приемном покое лечебных учреждений города, приравнять к амбулаторно-поликлиническому приему...
К решению Думы города Пятигорска iconКомиссия по землепользованию и застройке города перми
Пермской городской Думы «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26. 06. 2007 №143 «Об утверждении Правил землепользования...
К решению Думы города Пятигорска iconКомиссия по землепользованию и застройке города перми
Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской...
К решению Думы города Пятигорска iconПрограммам на территории города пензы
Решением Пензенской городской Думы от 30. 11. 2008 n 807-41/4 "О программе реформирования муниципальных финансов города Пензы на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница