Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки




Скачать 108.72 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки
Дата24.12.2012
Размер108.72 Kb.
ТипПримерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Наименование дисциплины (модуля)

Современный русский язык и культура речи




  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология


профиль «Зарубежная филология»


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Современный русский язык и культура речи» являются:

  • дать представление о важнейших понятиях о русском языке и учения о культуре речи;

  • сформировать представление о системе литературных норм и коммуникативных качеств речи;

  • повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования;

  • расширить общегуманитарный кругозор, опирающийся на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка;

  • сформировать культуру общения.




  1. Место дисциплины в структуре ПООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 032700 – Филология.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные студентами в среднем общеобразовательном учебном заведении и в результате изучения дисциплин "Основы филологии", "Введение в языкознание", "Введение в спецфилологию".

Место учебной дисциплины – в системе основных курсов, формирующих профессиональную компетенцию выпускника.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные правила русской орфографии и пунктуации, приемы и технику квалифицированного ведения деловой беседы, переговоров; уметь находить различные способы аргументации;

Уметь: с опорой на знания основ культуры речи продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

Владеть: навыками участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.


4. Содержание и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 18 ауд. часов.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра);

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Социальная значимость речевой культуры в свете современной языковой ситуации

2

1

Л: 1

ПР: 1

СР: 6





Собеседование – 1


2.

Речевое общение. Модель речевой коммуникации

2

3

Л: 1

ПР: 1

СР: 6







3.

Современный русский литературный язык и его формы

2

5

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Тест – 5

4.

Функциональные стили современного русского литературного языка

2

7

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Эссе – 7

5.

Особенности официально-делового стиля русского языка

2

9

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Тест – 15

6.

Орфографические нормы современного русского языка

2

11

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Диктант – 11

7.

Пунктуационные нормы современного русского языка

2

13

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Диктант – 13

8.

Культура письменной речи. Технология продуцирования письменной речи

2

15

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Тест – 15

9.

Современная коммуникация и правила речевого общения. Речевые тактики

2

17

Л: 1

ПР: 1

СР: 6




Зачет – 17


5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных тренажеров, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Варианты модульных контрольных работ


  1. Язык и речь.

  2. Функциональные стили русского языка.

  3. Типы языковых норм.


Темы рефератов

  1. Русский язык на рубеже веков. Новые явления в современном русском литературном языке.

  2. Устная и письменная разновидности русского литературного языка.

  3. Литературный язык, его основные признаки.

  4. Коммуникативные качества речи (точность речи, понятность речи, чистота и богатство речи, выразительность речи).

  5. Лексические средства языка.

  6. Выразительные средства языка.

  7. Полисемия, омонимия в русском языке и смежные явления.

  8. Паронимы, их функции в языке.

  9. Фразеологизмы и их употребление в речи.

  10. Невербальные средства общения.

  11. Речевой этикет.

  12. Речевая деятельность и ее виды.

  13. Основные единицы общения: речевой акт, речевая ситуация, речевое событие.

  14. Словесное оформление публичной речи.

  15. Оратор и его аудитория.

  16. Национальная специфика невербальных средств в общении.

  17. Из истории русского делового письма.

  18. Жанровые особенности отзыва.

  19. Жанровые особенности рецензии.

  20. Жанровые особенности реферата.

  21. Жанровые особенности конспекта.

  22. Жанровые особенности тезисов.

  23. Жанровые особенности аннотации.

  24. Функциональные стили русского литературного языка.

  25. Возникновение и развитие научного стиля.

  26. Функции и свойства официально-деловой речи.

  27. Языковые формулы официальных документов.

  28. Унификация языка служебных документов.

  29. Речевой этикет в документе.

  30. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

  31. Функции и свойства научной речи.

  32. Система языковых средств научного стиля: лексика, грамматика, синтаксис.

  33. Особенности устной деловой речи.

  34. Особенности деловой беседы.

  35. Особенности устной публичной речи.

  36. Языковые особенности делового телефонного разговора.

  37. Языковые особенности разговорной речи.

  38. Деловые переговоры.

  39. Виды аргументов, требования к аргументам.

  40. Устная разговорная речь, ее особенности и условия успешного общения.

  41. Основные жанры речевого общения в разговорной сфере.

  42. Технология продуцирования письменной речи.

  43. Технология продуцирования устной речи.

  44. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств. публицистическом стиле.

  45. Публичные споры: дискуссия, диспут, полемика; их цели и виды.

  46. Уловки и ошибки в споре.

  47. Виды аргументов, требования к аргументам.

  48. Понятие о языковой норме. Основные языковые нормы.

  49. Основные типы нормативных словарей (орфографические, орфоэпические, толковые).

  50. Принципы и разделы орфографии, их характеристика.

  51. Принципы русской орфографии и пунктуации как основа норм правописания.

  52. Основные орфоэпические правила в произношении отдельных звуков и звукосочетаний.

  53. Основные орфоэпические правила в произношении отдельных грамматических форм и иноязычных слов.

  54. Особенности русского ударения.

  55. Лексические нормы русского языка.

  56. Новая русская фразеология и ее использование.

  57. Нормы употребления в речи имен прилагательных.

  58. Нормы употребления в речи имен числительных.

  59. Нормы употребления в речи местоимений.

  60. Нормы употребления в речи глагольных форм.

  61. Нормы согласования, управления и примыкания в словосочетании.

  62. Нормы построения простого предложения.

  63. Нормы конструирования сложного предложения.

  64. Норма в разговорной речи.

  65. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


б) дополнительная литература:

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989.

Культура русской речи. Учебник для вузов // Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003.

Русский язык и культура речи: Учебник // Под ред. В.Д. Черняк. СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2006.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов-нефилологов. – М.: Флинта, 2000.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Иванова-Лукьянова Г.И. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Флинта, 1998.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999.

Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. – М.: Флинта, 1999.

Русецкий Р.Ф. Культура речи учителя. Практикум. Учебное пособие. – Минск, 1999.

Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002.

Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению 032700 – Филология.


Разработчик:

к.ф.н., доцент кафедры русского языка

Волгоградского государственного университета Д.Ю. Ильин

Рецензенты:

д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики УдГУ Т.А.Воронцова


к.ф.н., доцент кафедры стилистики и риторики УдГУ Н.Ф.Кривова

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Методика преподавания русского языка в средней школе Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Преподавание филологических дисциплин (Русский язык и литература)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Прикладная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологии
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русского литературного языка Рекомендуется для направления подготовки
В процессе освоения данной учебной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Компьютерные технологии в обучении языку и литературе Рекомендуется для направления подготовки
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700–...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) «Иностранные языки (практический курс)» (Английский язык) Рекомендуется для направления подготовки
Целью освоения дисциплины «Иностранные языки (практический курс)» (на примере английского языка) является практическое овладение...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Русский язык и культура речи»
В контексте актуализации «человекообразующих», «человекосозидающих» смыслов образования целями освоения дисциплины «Русский язык...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки 020100. 62 «Химия»
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в раздел «б в. 2 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница