Опыта




Скачать 364.37 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/4
Дата09.09.2012
Размер364.37 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Управление образования

комитета по социальной политике

администрации г. Белгорода


Опорные конспекты как средство


формирования и развития


экспериментальных умений и навыков учащихся


на уроках химии.



Автор опыта: Карташова Елена Семеновна,

учитель химии МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»


2005 год.


Содержание.


1. Информация об опыте 3


2. Технология опыта 9


3. Результативность опыта 17


4. Библиографический список 19


5. Рецензия на опыт работы 20


6. Приложения к опыту 22


Информация об опыте


Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь
за химические операции.

М.В.Ломоносов


Тема опыта.

«Опорные конспекты как средство формирования и развития экспериментальных умений и навыков учащихся на уроках химии».

Выбрав эту тему, я считаю ее очень интересной и актуальной на современном этапе обучения химии. Недаром я обратилась именно к практической части этой науки. Ведь сама наука, с которой связала я свою жизнь, очень древняя и интересная. Химию по праву с давних пор ученые называют экспериментальной наукой. Невозможно представить изучение этой науки без эксперимента. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и, конечно же, без химического эксперимента. В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Кроме того, химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии. Химический эксперимент следует рассматривать как процесс, включающий в себя две активно действующие стороны – преподаватель и ученик. В этой связи химический эксперимент в ходе обучения можно рассматривать как творческую деятельность преподавателя, направленную на «вооружение» учеников определенной системой знаний, умений и навыков, и как познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков.

Выбирая данную тему, я обратила внимание, что работа учителя в современной школе усложняется год от года. Повышаются требования к уровню педагогического мастерства учителя, уроки приобретают качественно иной характер. В учебный процесс все шире вовлекаются современные ТСО и дидактические материалы, происходит дифференциация школ по профильным направлениям, чаще всего по гуманитарному. Вводятся новые программы и учебники, по которым происходит значительное сокращение количества часов по отдельным предметам, в частности по химии, в связи с этим увеличивается объем теоретических знаний и строго ограничивается количество практических занятий. Мы знаем с вами, что в нынешних экономических условиях снабжение школ реактивами и учебным оборудованием полностью прекратилось. Но это не значит, что мы должны отказаться от эксперимента на уроках. И моя работа по данной теме, я считаю, поможет многих учителям решить такие вопросы как формирование экспериментальных умений и навыков учащихся на уроках химии, организация проверки знаний детей в гуманитарных гимназиях, в профильных школах (филологического, социально-экономического и т.д.), где на изучение химии отводится 1-2 часа в неделю.

Я считаю, что использование в работе опорных конспектов поможет не только сформировать определенные навыки практической деятельности у учащихся на уроках, но и выполнить основную цель обучения химии, которая заключается в том, чтобы ввести учащегося в мир веществ, заложить основу понимания причин его многообразия, сформировать у него не только теоретические знания, но и практические умения обращения с веществами.

Изучение опыта работы учителей химии показывает, что в период освоения новых программ химическому эксперименту нередко отводилось недостаточно учебного времени для того, чтобы сформировать у учащихся определенные практические умения. Химия – наука экспериментальная. Усиление теоретической стороны содержания современного школьного курса не означает ослабления внимания к химическому эксперименту. Напротив, необходимо вести поиск различных форм подтверждения изучаемых учащимися теорий и законов экспериментальным путем, а также шире применять приемы и методы обучения, которые соответствуют самостоятельному осуществлению учащимися химического эксперимента.

Как упоминалось уже выше, химический эксперимент занимает важное место в обучении химии. Особенность его как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдений и при самостоятельном выполнении опытов с использованием опорных конспектов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся подтверждать знания химическими опытами, а также приобретают умение работать самостоятельно. Через наблюдения и опыты учащиеся познают многообразие природы веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов. Учащийся, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека. Эксперимент – важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, превращения знаний в убеждения. Поэтому раскрытие познавательного значения каждого опыта – основное требование к химическому эксперименту. В программах по химии обозначены обязательные демонстрационные опыты учителя, лабораторные опыты, выполняемые учащимися, раскрыто содержание практических занятий.

Кроме того, учитель химии отвечает за себя, несёт ответственность за сохранение здоровья учащихся, за формирование у них умений правильного обращения с веществами, окружающими их в повседневной жизни. Преподаватель должен предупредить учащихся об опасности, связанной с использованием химических реактивов и незнакомых веществ, о недопустимости исследования их на вкус, запах. Химию изучают в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечение ко всему тайному, запретному. Поэтому я и стремилась организовать специальную, целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни, включающего изучение правил безопасного проведения химических исследований.

Работа с опорными конспектами учащихся на уроках химии формирует навыки учебной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности. А такое обучение мы вправе назвать развивающим обучением. Свой опыт работы мне хочется охарактеризовать как поиск новых путей совершенствования школьного эксперимента, в особенности ученического, в котором сливаются воедино умственная и практическая деятельность учащихся. Ну и, конечно же, только включение учащихся в активную экспериментальную познавательную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Процесс развивающего обучения с использованием эксперимента порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся. Таким образом, все это вносит существенный вклад в формирование у учащихся основ научного мировоззрения.

Использование опорных конспектов в учебном процессе способствует повышению эффективности школьного химического эксперимента в современных условиях, помогает в установлении новых фактов, формировании химических понятий, нахождении зависимости и закономерностей химических явлений; помогает определить трудности в освоении теоретических знаний, своевременно исправить ошибки учащихся, произвести коррекцию экспериментальных умений и навыков, обеспечить контроль приобретенных знаний, а также усвоить правила работы в лаборатории, способствовать развитию исследовательских умений и навыков учащихся, связанных с анализом и синтезом веществ, конструированием приборов и установок, освоением доступных для школы методов научно-исследовательской работы.

В учебных программах по химии дан перечень умений учащихся, которые необходимо выработать у них в процессе проведения химического эксперимента. Однако разовое выполнение опытов не дает возможность сформировать умение. На формирование практических умений, а тем более на их развитие необходимо время. Так только работая в системе по использованию опорных конспектов на уроках, возможно изыскать его и осуществлять формирование практических умений учащихся поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения химического эксперимента определенного вида.

Работая с опорными конспектами, учащиеся 8 класса без особого труда изучают правила работы с конкретными веществами; назначение химической посуды, простейших приборов и оборудования и правила безопасности при обращении с ними; правила работы в химическом кабинете, на рабочем месте; правила оформления наблюдений при проведении химического эксперимента и экспериментальном решении задач. Они знакомятся с назначением химической посуды (пробирок, стаканов, фарфоровых чашек, ступок, мерной посуды, колб), оборудованием (нагревательные приборы, штативы, весы и разновесы) и учатся соблюдать правила работы с веществами и приборами; растворять вещества, нагревать, смешивать, фильтровать; обращаться с кислотами, щелочами, готовить растворы с определенной массовой долей вещества; собирать приборы для получения газов и наполнять сосуды газами вытеснением воздуха и воды, доказывать, что собраны именно эти газы; выполнять предусмотренные программой лабораторные опыты, оформлять наблюдения и результаты химического эксперимента, делать обобщающие выводы, распознавать вещества с помощью качественных реакций, решать качественные задачи экспериментально.

Разработка и использование на уроках опорных конспектов для учащихся 9 классов, помогает ребятам закрепить полученные знания и выработанные умения в 8 классе по выполнению химического эксперимента и получить дальнейшее развитие. Учащиеся 9 класса учатся собирать приборы для получения газов, получать в них газы, проверять наличие собранного газа и демонстрировать его свойства; выполнять практические задания по инструкции и оформлять отчеты по ним; проводить предусмотренные программой лабораторные опыты; решать задачи экспериментально, подтверждая свои знания химическими опытами; определять ионы с помощью качественных реакций; распознавать важнейшие минеральные удобрения.

И неслучайно выбрав своей темой для изучения практическую часть химической науки, я считаю, что только экспериментальная работа на уроках химии помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов химии; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль; способствует раскрытию и самосовершенствованию способностей учащихся, воспитывает уважение и любовь к труду.

В заключении мне хочется сказать, что важнейшая задача современной школы включает органическое сочетание обучения, воспитания и развития. Химия как учебный предмет средней школы вносит существенный вклад в ее решение. Ведущее место в преподавании химии занимает и будет всегда занимать школьный химический эксперимент. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную активность учащихся (Э.Г. Злотников «Химический эксперимент в условиях развивающего обучения»/ Химия в школе. №1. 2001. С.60).

В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнять наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнять правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий уч-ся» (Зуева М.В., Зазнобина Л.С. «Методика преподавания химии в средних специальных учебных заведениях. М. Высшая школа, 1981. С.6).

Сведения об авторе опыта.

Ф.И.О. Карташова Елена Семеновна

Преподаваемый предмет – химия (с 2003 г. – заместитель директора по научно-методической работе)

Место работы – МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»


Условие возникновения, становления опыта.

Я начинала работу с 1998 года по данной теме, работая учителем химии в СШ №3 г. Валуйки Белгородской области. Нехватка реактивов, лабораторного оборудования, ограниченность времени на уроке для проведения практических и лабораторных опытов – послужило толчком к разработке опорных инструкций (конспектов). Первые попытки использования опорных конспектов на уроках показали свои положительные результаты: заинтересованность детей, правильность выполнения опытов ими, экономия времени на объяснения последовательности выполнения практических работ. Поэтому я решила продолжить эту работу по разработке и внедрению в свою практику опорных конспектов на практических занятиях химии.


Актуальность опыта.

Как уже я упоминала выше, мой опыт работы по использованию опорных конспектов поможет, с одной стороны, моим коллегам правильно спланировать время на уроке, позволит сэкономить время на практических занятиях, проверить умения и навыки практической деятельности учащихся, вовремя выявить пробелы в теоретических и практических знаниях, своевременно провести их корректировку, с другой стороны, облегчает выполнение учащимися опытов, прививает им навыки планировать свою работу и осуществлять само- и взаимоконтроль, систематически учит их соблюдать правила техники безопасности при работе в химической кабинете.

На первых ступенях изучения химии учащимся необходимо запомнить и осмыслить очень большой объем новой информации. От эффективности работы на этом этапе обучения во многом зависит дальнейшее приобретение учащимися устойчивых экспериментальных умений, с этими проблемами я считаю можно справиться при использовании опорных инструкций на уроках химии, что помогает учащимся в доступной форме получить те или иные знания, навыки.


Ведущая педагогическая идея опыта.

Использование опорных конспектов на уроках я могу охарактеризовать как вспомогательное наглядное средство при выполнении практических опытов, при решении экспериментальных задач. Всегда рассказ учителя на уроке сопровождался наглядностью, что являлось дополнительным средством для развития познавательной активности учащихся, повышения мотивации учения. И я считаю, что в настоящее время в условиях модернизации образования использование данной формы работы можно квалифицировать как одну из современных форм работы на практических занятиях.


Длительность работы над опытом.

Работа по данной теме была начата с 1998 года и продолжилась более пяти лет. Результативность систематически отслеживалась и первые положительные результаты были получены в конце второго года использования опорных конспектов в работе (повышение успеваемости и качества знаний не только на практических работах, но и в целом по предмету).


Диапазон опыта.

Добиться положительных результатов в своей работе мне помогло только систематическое использование на всех практических занятиях, на некоторых уроках (с применением экспериментальных задач) опорных конспектов.


Теоретическая база опыта.

Как я уже упоминала выше, применение опорных конспектов на уроках химии я считаю одной из современных форм организации обучения на практических и лабораторных занятиях, способствующих формированию и закреплению экспериментальных навыков и умений учащихся.

  1   2   3   4

Похожие:

Опыта iconС. К. Шайхитдинова концепции идентичности
Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом,...
Опыта iconОбобщения опыта
Содержит краткое описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов,...
Опыта iconПредставляемого опыта
Характеристика положительного опыта введения и реализации фгос общего образования
Опыта iconОпыта
Любушкина Л. Ю., заведующая отделом информации и инновационного опыта гаоу дпо ирост
Опыта iconИспользование боевого опыта в обучении и воспитании военнослужащих
Вооруженных Сил, с учетом передового опыта подготовки армий иностранных государств
Опыта iconОпыта
Акимова О. А., зав отделом информации и передового опыта Института повышения квалификации и переподготовки работников образования...
Опыта iconОпыта
Актуальность опыта, степень новизны, ведущие ключевые идеи, на решение каких актуальных проблем он направлен, длительность функционирования,...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта
Информационное представление опыта: профильное образование, метод проектов, объектно-ориентированное программирование, исследование...
Опыта iconПояснительная записка знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта
Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета
Опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница