Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете




НазваниеРекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете
страница1/5
Дата23.12.2012
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К ПЕЧАТИ

ИЗДАНИЙ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


ОМСК 2003


Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения

_______________________


____


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К ПЕЧАТИ

ИЗДАНИЙ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


ОМСК 2003


УДК 002. 2(075)

ББК 76.17


Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в Омском государственном университете путей сообщения/ Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2003. 53 с.

В Рекомендациях даются методические указания по композиционному построению и оформлению изданий в ОмГУПСе, составленные в соответствии с нормативными документами, издательскими правилами.

Содержатся рекомендации и нормативы редакционного оформления рубрикаций, перечней, названий, сокращений, математических формул, таблиц, примеры библиографического описания изданий и т. п.

При составлении Рекомендаций использованы следующие книги: Справочная книга редактора и корректора/ Под общ. ред. А. Э. Мильчина (М.: Книга, 1985); Справочная книга корректора и редактора/ Под общ. ред. А. Э. Мильчина (М.: Книга, 1974); Памятная книга редактора / В. А. Абрамов, Т. В. Борисенко, Э. П. Гаврилов и др.; Сост. А. Э. Мильчин (М.: Книга, 1988); Издательский словарь-справочник/ Под общ. ред. А. Э. Мильчина (М.: Юристъ, 1998); Вузовская учебная книга/ А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс (М.: Логос, Московский гос. ун-т печати, 2000); Издательская деятельность в современном вузе/ Е. В. Смирнова, З. Н. Федотова (М.: Логос, Московский гос. ун-т печа- ти, 2001).

Предназначены для авторов вузовской учебно-методической, учебной и научной литературы.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГУПСа.


________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2003


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Одна из самых важных задач вузовского книгоиздания – обеспечение высокого качества издаваемых книг. Основная цель деятельности автора, редактора, совместно работающих над созданием любого вида издаваемой литературы, − обеспечить читателю вузовской книги удобство пользования ею.

При подготовке издания к печати необходимо учитывать определенные правила оформления оригинала, традиционные для университета сроки планирования, знать комплект сопроводительных документов при подаче заявки на издание и т. п.

С целью упорядочения сведений, необходимых автору для подачи заявки на издание, и подготовлены данные рекомендации.

Университет имеет право издавать, минуя книжные издательства:

− межвузовские тематические сборники научных трудов;

− учебные пособия;

− монографии;

− конспекты лекций;

− материалы конференций, проводимых в соответствии с планами уни-верситета;

− методические указания и рекомендации для студентов.


2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ЛИТЕРАТУРЫ,

ИЗДАВАЕМОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ И

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБЪЕМ


Сборник научных трудов – непериодическое научное издание с общим заглавием, в котором собраны научные статьи нескольких авторов.

Сборники, издаваемые в университете, должны быть межвузовскими, строго тематическими, включать в себя материалы, имеющие принципиальное научно-теоретическое и практическое значение, ранее не публиковавшиеся, подготовленные на высоком научном уровне и являющиеся итогом научных исследований.

Все статьи, помещенные в сборнике, должны соответствовать его тематическому названию.

Рекомендуемый объем межвузовских сборников научных трудов – 4 – 5 уч.-изд. л., тираж – 120 экз. (минимум), реализуется тираж кафедрой, ответственной за выпуск сборника.

5

Автор (соавтор) имеет право публиковаться в сборнике один раз, второй – в исключительном случае, по специальному решению редакционной коллегии. Ответственный редактор помещает в сборник только одну статью.

Не рекомендуется включать в сборник статьи с авторским коллективом более четырех человек.

Объем статьи, включенной в сборник, не должен превышать 0,3 уч.-изд. л. (≈ 5 с.).

Для подготовки сборника к изданию создается редакционная коллегия, в состав которой входят ответственный редактор, имеющий ученую степень, его заместитель, ответственный секретарь и члены редколлегии из числа ведущих научных работников и специалистов по тематике сборника.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. Учебное пособие может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины.

Цель создания учебного пособия – наиболее полное обеспечение учебно-воспитательного процесса пособиями по узким специальным дисциплинам в соответствии с его задачами.

Пособие должно соответствовать учебной программе курса и действующим учебным планам, содержать сведения научного или прикладного характера по конкретной тематике. Учебное пособие, в отличие от моно-графии, предполагает изложение материала, посвященного специальному вопросу, с учетом использования его в учебно-воспитательном процессе.

Учебное пособие не должно дублировать учебную литературу, изданную через центральные издательства.

Автором пособия может быть как отдельный специалист, так и коллек-тив авторов.

Объем учебного пособия определяется количеством часов, отводимых на изучение дисциплины, с учетом специфики курса, его места и значения в под-готовке специалиста. Рекомендуемый объем учебного пособия – 5 уч.-изд. л.

В последние годы практикуется и рекомендуется при издании учебного пособия получить рекомендательный гриф МПС России (присваивается Департаментом кадров и учебных заведений МПС России), УМО ж.-д. (присва-ивается Учебно-методическим объединением по образованию в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства), Миноб-разования России (присваивается Министерством образования Российской Федерации).

Монография – научное издание произведения, которое всесторонне ис-следует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами.

Рекомендуемый объем монографии – 8 – 10 уч.-изд. л.


6

Конспект лекций – учебное издание, в компактной (конспективной) фор-ме отражающее материал курса, читаемый определенным преподавателем. Рекомендуемый объем конспекта лекций – 3 – 4 уч.-изд. л.

Основным видом учебно-методической литературы, издаваемой в вузе, являются методические указания, их главное назначение – направить самосто-ятельную работу студентов, помогая им наиболее рационально использовать отводимое для этого время.

Методические указания – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дис-циплины и подготовке к проверке знаний.

Методические указания не должны дублировать учебник и учебное пособие, а также официальные инструкции, справочники и нормативные материалы. В основу указаний должна быть положена рациональная методика выполнения соответствующей работы. При этом следует иметь в виду, что целью работы, поскольку она учебная, является не только получение конкретного результата в виде экспериментальных и расчетных данных, чертежа и т. д., а главным образом приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков.

Методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ) разрабатываются исходя из сложившейся на кафедре методики и учитывают учебный характер проектирования в вузе, а также бюджет времени студента.

В методических указаниях рекомендуется целесообразная последовательность выполнения проекта, приводятся требования к содержанию и оформлению пояснительной записки и графической части проекта.

При необходимости в методических указаниях приводятся примеры расчетов. Их количество должно быть минимальным. Основное назначение таких примеров – дать студентам образцы рационального выполнения инженерных расчетов.

Методические указания по выполнению лабораторных работ должны помочь студенту выполнить работу без посторонней помощи, не привлекая другие пособия кроме учебника. В указаниях следует привести все данные, необходимые для обработки полученных в эксперименте результатов, − расчетные формулы, значения физических величин и параметров, коэффициентов и т. д., а также формы соответствующих таблиц и графиков с примерами их заполнения и построения. В случае необходимости в указаниях приводятся описание используемого оборудования, приборов и т . п., их схемы и чертежи.

Детально излагаются требования техники безопасности и охраны труда.

Рекомендуемый объем методических указаний – 2 – 2,5 уч.-изд. л. Тираж учебных изданий – из расчета «одно – на двоих студентов, одновременно изучающих дисциплину».

Основными структурными элементами вузовских изданий являются следующие:

для сборников научных трудов – обложка, титульный лист, оборот титульного листа, содержание, введение (или предисловие), публикуемые статьи с УДК, заключение, выходные данные;

для учебных пособий, монографий, конспектов лекций – обложка, титульный лист, оборот титульного листа, оглавление, введение (или предисловие), основная часть, заключение, выходные данные;

для методических указаний – обложка, титульный лист, оборот титуль- ного листа, оглавление, введение, основной текст, включающий в себя контрольные вопросы и задания, перечень материала, определяющий объем отчетности по проработанной теме, выходные данные.

Во всех видах издания помещается библиографический список, содержащий перечень опорных источников, указанных в ссылках в основной части.

2.1. Примерное содержание обязательных элементов издания −

введения, предисловия, основной части, заключения

Введение и заключение являются элементами произведения, а предисло-вие – элементом издания.

Иногда введение объединяют с предисловием, что нежелательно, так как для читателя удобнее, чтобы служебный, вспомогательный текст (предисловие) был отделен от основного.

Введение – начальная часть произведения, в которой определяются основная тема (рассматриваемая проблема) произведения, исходные понятия, основные термины, производится обзор сложившегося в отрасли состояния проблемы по имеющимся источникам, обосновываются постановка, разработка и методика рассмотрения темы.

Основная часть – рассматривается основная проблема (тема), которой посвящено произведение. Изложение материала должно быть построено связно, должно делиться на определенные смысловые блоки, имеющие соответствующую рубрикацию. В этих блоках последовательно, логично, аргументированно раскрываются основные вопросы, касающиеся предмета исследования.

8

Заключение – итоговый раздел произведения, содержащий обобщение информации, изложенной в основной части, разработку рекомендаций по дальнейшему развитию рассмотренной проблемы и прогноза ее развития, перечисление основных перспективных нерешенных вопросов, стоящих перед отраслью, дисциплиной.

Предисловие может содержать сведения о значимости темы издания, его назначении и возможностях использования, читательский адрес (курс, на котором читается дисциплина; специальность, для которой предназначено пособие; форма обучения), сведения об особенностях содержания и формы издания, о принципах отбора материала, о неосвещенных темах и проблемах, об использованных литературных источниках.

  1. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РУКОПИСЕЙ

Один из важнейших процессов в книгоиздании, непосредственно связанный с качеством будущих книг, − рецензирование и оценка рукописей. Именно содержание прежде всего определяет ценность книги для читателя.

Опубликованный научный материал (монография, научная статья в сборнике и т. п.), в основе которого лежат неверные, ошибочные положения, напрасно отнимает у читателя время, вводит его в заблуждение и наносит серьезный ущерб престижу вуза, его опубликовавшего.

При издании учебных книг процесс их оценки имеет особо важное значение. Учебная книга может оказаться вредной, если в ней будут содержаться ошибки, неточности, неверные утверждения. Если учебный мате-риал в книге окажется построенным методически неудачно, то это значительно затруднит его восприятие студентами, а возможно, сделает его вообще непонят-ным для них. А сегодня, в связи с возросшей долей времени на самостоятель-ные виды занятий студентов, проблема качества учебной книги становится особенно важной.

Задача рецензирования – не только способствовать самому строгому отбору авторских рукописей для издания, но и рекомендовать конкретные пути их совершенствования.

Рецензии на учебное издание должны давать объективную оценку рукописи, содержать всесторонний анализ ее достоинств и недостатков.


9

Приведем общие требования, предъявляемые к рецензии на учебную книгу.

Рецензент должен:

1. Определить соответствие материала, изложенного в рукописи, содержанию программы курса (при наличии отступлений от учебной программы следует указать, чем они вызваны и целесообразны ли вообще).

2. Оценить актуальность содержания рукописи: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки, техники и культуры.

3. Указать, чем отличается предлагаемое произведение от уже опублико-ванных на ту же тему.

4. Дать оценку рукописи с методической точки зрения и определить, отвечает ли она требованиям преподавания данной дисциплины.

5. Оценить правильность и точность определений и формулировок.

6. Дать оценку использования в рукописи общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов.

7. В рукописях по специальным дисциплинам оценить соответствие обозначений величин, определений и понятий принятым в учебной литературе по общенаучным и общетехническим дисциплинам.

8. Дать оценку литературного функционального стиля изложения ма-териала.

9. Дать обоснованные выводы о рукописи в целом и при необходимости рекомендации по ее улучшению.

4. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДАНИЙ

Планирование изданий осуществляется университетом на основе анализа обеспеченности литературой с учетом выпуска учебной литературы центральными издательствами и итогов реализации выпущенных вузом изданий за предшествующие годы исходя из задач наиболее полного обеспечения учебного процесса в вузе.

Необходимость издания методической литературы определяется кафед-рой. Основанием для этого могут быть недостаточная обеспеченность дисцип-

10


лины методическими разработками, моральное и физическое старение имеющейся литературы, изменение содержания курса, лабораторной базы и т. п.

Формируются планы по готовым рукописям, которые необходимо сдать в редакционно-издательский отдел в срок до 1 ноября года, предшествующего году издания. На основании поданных заявок (рукописей с комплектом соответствующих документов) составляется проект плана издания литературы. Затем каждая рукопись рассматривается членами экспертной комиссии при методическом совете университета – проходит внутреннее рецензирование поданных в заявку на издание работ.

Сформированный план утверждается ректором университета. После того, как план издания литературы утвержден ректором, запрещается произвольно изменять название работы и ее объем.

Вместе с рукописью подаваемой в заявку на издание работы в редак-ционно-издательский отдел необходимо представить комплект соответствую-щих каждому виду издания документов.

Сборник научных трудов – две внешних (из другого вуза) рецен-зии на весь сборник: одна индивидуальная, вторая – кафедральная; экспертное заключение.

Учебное пособие, монография – две внешних рецензии; экспертное заключение (для литературы по техническим дисциплинам).

Методические указания, конспект лекций – представление кафедры; выписка из протокола заседания методической комиссии факультета; внешняя рецензия.

Все документы должны быть соответствующим образом подписаны и заверены.

  1. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБОРА РУКОПИСЕЙ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ИЗДАНИЯ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconМетодические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете
...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconОптимизация творческого развития старших школьников на уроках изобразительного искусства средствами фитодизайна
Работа выполнена в гоу «Омском государственном педагогическом университете» на кафедре академической живописи
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconКомпьютерные технологии в математической деятельности педагога физико-математического направления
Защита состоится 29. 12. 2008 г в 10. 00 часов на заседании объединенного диссертационного совета дм 212. 177. 01 при Омском государственном...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconМетодические рекомендации по планированию, подготовке
Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconОнтический смысл композиционности познания
Защита состоится 16 декабря 2010 г в 14. 30 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций д 212. 177....
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconБесовщина как социокультурный и экзистенциальный феномен
Защита состоится 17 мая 2012 г в 15. 00 часов на заседании совета д 212. 177. 03 по защите докторских и кандидатских диссертаций...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconИмпровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы
Защита состоится 18 мая 2012 г в 15. 00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д. 212. 177. 03...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconПояснительная записка экзамен по истории проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки фгос впо, реализуемые в Тувинском государственном университете.
Фгос впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. Задача данного пособия – помочь абитуриентам в самостоятельной подготовке...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconПояснительная записка экзамен по обществознанию проводится с целью выявления уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, необходимого для поступления на направления подготовки ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете.
Ооп впо, реализуемые в Тувинском государственном университете. Задача данного пособия – помочь абитуриентам в самостоятельной подготовке...
Рекомендации по планированию и подготовке к печати изданий в омском государственном университете iconАрхетипы «дом» И«бездомье» иих объективация в духовной культуре
Защита состоится 17. 11. 2011г в 14 час на заседании совета д 212. 177. 03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница