Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное»




Скачать 121.88 Kb.
НазваниеУрок в рамках месячника «Кубанское значит отличное»
Дата23.12.2012
Размер121.88 Kb.
ТипУрок



Учитель химии МОУ СОШ №81

Т.Я, Ицкович





г. Краснодар

2010

Урок в рамках месячника «Кубанское - значит отличное».


Методическая тема « Проектная деятельность учащихся».

Ода воде.


Тема урока Вода - оксид водорода.


Цель проведения:

выяснить строение молекулы воды;

использование метода проектов как средство развития познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания;

воспитание чувства гордости за высокое качество отечественных товаров.

Реактивы и оборудование: Вода, Na ,фенолфталеин, таблицы, образцы минеральной и питьевой воды, имеющие изображение знака «Качество Кубань».


Ход урока.

Девиз урока:

«Вода в природе стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено». В.И.Вернадский


Класс разбит на из 5-6 человек. Внутри каждой группы выбирается руководитель, который управляет работой учащихся внутри группы.

Учитель

- Характеристику какого химического элемента мы изучили на уроках химии?

( ответ водорода)

Блок №1. Строение молекулы воды

Учитель: Сегодня на уроке мы перейдем к изучению самого уникального вещества на Земле с необычными свойствами, вещества, в состав которого входит этот элемент. И это вода

Эпиграфом урока являются слова русского ученого В.И.Вернадского: «Вода в природе стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».

Учитель

Вода – вещество привычное и необычное.

Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий,

сколько в её свойствах.

Почти 80% поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой – снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты.

Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым "выравнивает"климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках и в виде паров… без воды обойтись нельзя – это самое важное вещество на Земле.

Поведение воды "нелогично". Молекула воды H2О построена в виде треугольника: угол между двумя связками кислород – водород 104 градуса. ( на доске рисунок)

Н Н

\ /

О

Но поскольку оба водородных атома расположены по одну сторону от кислорода, электрические заряды в ней рассредоточиваются. Молекула воды полярная, что является причиной особого взаимодействия между разными её молекулами. Атомы водорода в молекуле H2О,имея частичный положительный заряд, взаимодействуют с электронами атомов кислорода соседних молекул. Такая химическая связь называется водородной.

Н Н . . . О . . . Н Н

\ / / \ \ /

О . . . Н Н . . . О . . . Положительно заряженный атом водорода одной молекулы воды притягивается к отрицательно заряженному атому кислорода другой молекулы воды. По прочности водородная связь примерно в 15 – 20 раз слабее ковалентной.

Взаимодействием между молекулами воды и объясняются в первую очередь незакономерно высокие температуры её плавления и кипения. Нужно подвести дополнительную энергию, чтобы расшатать, а затем разрушить водородные связи. И энергия эта очень значительна. Вот почему, кстати, так велика теплоёмкость воды.

Блок №2. Свойства воды

Задание группе №1: Пользуясь учебником , выписать физические свойства H2O

Вода, H2O, жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая); плотность 1 г/см3 (при 3,98 градусах), tпл=0 градусов tкип=100 градусов. Разная бывает вода: жидкая, твёрдая и газообразная.


Задание группе №2: Задача определить количественный состав молекулы воды. Найти массовые доли водорода и кислорода.. ( ответ)


Задание группе №3: Найдите в коллекциях минералы и горные породы, содержащие в своём составе химически связанную воду.

( ответ

Учитель

С химическими свойствами воды мы познакомимся , прослушав

Проект «Химические свойства H2O.» и по ходу изложения записываем О-В уравнения. ( Изложение проекта )

Блок №3. Биологическая роль воды

Учитель: Какова биологическая роль воды?

Насколько человек зависит от воды?

Какую воду предпочтительнее пить? ответы на эти вопросы получим прослушав проект - исследование « Питьевая вода….»

Блок №4 Проблема чистой воды.

Задание группе №1:. Перед вами в стаканах образцы речной воды, воды из школьного водопровода и дистиллированной воды.

- Можете ли вы визуально, не пробуя воду на вкус, установить в каком стакане находится питьевая вода?

Учитель: Проблема качества питьевой воды и ее очистки - одна из самых актуальных общечеловеческих проблем XXI века. Это проблема социальная, политическая, географическая, медицинская, инженерная и экономическая. Жизненная потребность в чистой питьевой воде вне зависимости от места нахождения человека заставляет человечество постоянно искать различные способы очистки воды и, используя их, получать такую воду и в пустыне, и в океане, и в космосе. Это:

а) очистка сточных вод,

б) биологическая реабилитация, как сточных вод, так и загрязненных водоёмов,

в) метод очистки обратным осмосом и др.


Итог урока .

Домашнее задание : Рассчитайте количество молекул воды в одной столовой ложке и в стакане ( 200г) :

Составить мини-проекты (по выбору):

1. «Реконструкция системы водоснабжения)

2.«Биологическая очистка воды».

3. « Уникальность байкальской воды»


Проект





Выполнила работу ученица 9»А»

СОШ№81 класса

Соколовская Е.А.


г.Краснодар

2010г


Цель исследования:


Цель: изучить отношение воды к простым и сложным вещества

Реактивы и оборудование: Вода, Na ,фенолфталеин, Mg CaO Cu

Для изучения химических свойств воды мною были проделаны опыты:

1. Отношение воды к простым веществам

Взаимодействие воды с металлами. Для этого в три склянки помещены Na, Mg. Сu и прибавлена вода. В пробирке с Na, реаrия протекает очень быстро, в пробирке с Mg при нагревании, а в пробирке c Cu ..реакция не происходит.

В результате исследования можно сделать вывод:

а) Некоторые активные металлы способны вытеснять из неё водород:

2Na+2H2O = 2NaOH+H2, (демонстрация опыта - окрашивание получающейся щелочи )

Б). При нагревании возможно взаимодействие воды с менее активными металлами

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.(дем. опыта)

в) с неактивными металлами вода не взаимодействует.

2. Отношение воды к сложным веществам

Для провожу опыты с CaO

а). Вода вступает в реакцию с оксидами металлов

CaO + H2O = Ca(OH)2 (дем. опыта)

б). Вода вступает в реакцию с оксидами неметаллов (пропускание SO2 через H2O)

SO2 + H2O = H2SO3

3.При изучении текста учебника делаю вывод

а).В атмосфере свободного фтора вода может гореть:

2F2+ 2H2O = 4HF+O2.

б).Реакция с хлором протекает с образование двух кислот

Cl2 + H2О = НСl + HClO HClO = НСl + O; O + O = O2

в)Вода вступает в реакцию с некоторыми солями с образованием кристаллогидрата

FeSO4 +7H2O = FeSO4 * 7H2O

И общий вывод Реакционная способность воды сравнительно невелика.


Литература


  1. Новошинский И.И « Химия-9»

  2. Книга для чтения по неорганической химии

  3. Габриэлян « Химия-9»





Проект








Работа выполнена ученицей 9 «А» класса

МОУ СОШ» 81

Кузнецовой Ю.


г.Краснодар

2010г.

"Вещество, которое создало нашу планету".

Б. Ф. Сергеев


Вода применяется во всех областях хозяйственной деятельности человека. Практически невозможно назвать какой-либо производственный процесс, в котором не использовалась бы вода. В связи с бурным развитием промышленности, ростом населения городов расход воды увеличивается.

В чрезвычайно важна металлургии вода, причём не только для охлаждения. Так, для выплавки 1 т чугуна и перевода его в сталь и прокат требуется 300 м3 воды, 1 т никеля — 4000 м3 . В растворах же (преимущественно водных) протекает большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности, в производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов: 1 т синтетического каучука требует— 3600 м3, 1 т капрона — 5600 м3. на выработку 100 кВт-ч электроэнергии требуется до 220 м воды. И все эти процессы требуют пресной воды.

Можно смело утверждать, что "человек существует благодаря наполняющей его воде". В организме человека с массой тела 65 кг содержится около 40 л воды: из них почти 25 л находится внутри клеток, а 15 л - в составе внеклеточных жидкостей организма. Из 25 л внутриклеточных жидкостей около 95% находится в свободном состоянии, а 5% - иммобилизовано за счет связи с биологическими макромолекулами.

Почти 89% воды содержит человеческий мозг, до 80% воды входит в состав человеческой крови, более чем на 70% мышцы человека содержат все ту же воду, и даже в костях скелета около 20% влаги. Особенно богаты водой ткани молодого организма. C годами человек "высыхает", теряет влагу. В теле 3-месячного плода содержится 95% воды, 5-месячного - 86%, новорожденного ребенка - 70%, взрослого человека - от 65 до 55%.

. Не трудно предположить, какое значение для здоровья и жизни любого живого существа на планете имеет качество получаемой им воды. В РФ с 07.02.1992 ( с изменени­ями и дополнениями от 09.01.1996 и 17.12.1999) действует Закон «О защите прав потребителей», который помогает гражданам знать свои права и уметь их грамотно защищать. Это главный учеб­ник для потребителей, кроме того, Россия участвует во Всемирном дне качества.

Водопроводная вода, которой мы пользуемся, всегда была неудовлетворительного качества. Это связано с давно отслужившими трубами, и отсутствие денег на их ремонт, недостаточная мощность очистных сооружений, антропогенным воздействие на открытые источники воды и т.д. Для уменьшения факторов риска употребления некачественной воды: рекомендовано- использовать для питья и приготовления пищи продукцию фирм, где при производстве значительных объемов надежно контролируется элементный состав, качество питьевой. Для этих целей на фабрике имеется соответствующее оборудование и квалифицированный персонал.

Чистая, артезианская, святая, ключевая, живая, целебная, столовая, минеральная вода. Какой только питьевой воды, разлитой в красивые бутылки, не встретишь на торговых прилавках. Среди большого разнообразия этих вод, конечно же. на одном из первых мест стоит минеральная вода наших Краснодарских источников, имеющая особый знак качества ( рисунок на доске знака качества). Его имеют

ЗАО Завод минеральных вод « ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКОЙ»

ООО РУЧЕЕК Горячий ключ 2000 Производство: Краснодарский край, г. Горячий ключ. Россия

Производство питьевой воды встало на широкую ногу. Он четко определяет содержание наиболее важных биогенных элементов в питьевой воде Когда платишь за питьевую воду в бутылке, хочется верить, что она все-таки отличается от той, которая течет из крана . Требование к питьевой воде: быть безвредной по химсоставу. Более десятка различных марок питьевой воды, представленны в магазинах. Все они прозрачны, без вкуса, без цвета, без запаха. Однако,

Вот некоторая полезная для потребителя питьевой воды информация.:

  • Питьевая вода может называться минеральной, только если её общая минерализация ( смотрите этикетку! ) не менее 1 грамма на литр. Если меньше - то это обычная питьевая вода. Химический состав минеральной воды обязательно должен быть указан на этикетке, иначе это подделка. Кроме того, там должны быть адрес и телефон производителя, дата и место разлива воды. А если показатель минерализации питьевой воды меньше 0,5 г/л, то должна быть информация о степени очистки питьевой воды. Кстати, некоторые предприниматели предпочитают об очистке ничего не писать - просто называя питьевую воду "минеральной".

Питьевая вода, рек, озер, а зачастую и водохранилищ содержит много вредных примесей. Пить её без дополнительной очистки опасно!

  • Ещё один факт. Если в бутылке с питьевой водой, которую вы покупаете в магазине, содержится вода из-под крана, то в ней как пить дать есть хлорорганические соединения! Сиюминутных последствий от потребления такой питьевой воды, конечно, не будет. Но отдаленные по времени эффекты весьма и весьма вероятны, ибо многие хлорорганические соединения становятся канцерогенами По данным Института им. Сысина, употребление такой питьевой воды на 5-15 % повышает риск раковых заболеваний

  • Плохо очищенная питьевая вода может быть перенасыщена кальцием, натрием и железом, и даже содержать уран, стронций или бор.

  • Наличие слова "столовая" означает, что воду можно использовать как питьевую. Если же вода имеет наименование "лечебная", то без консультации с врачом её лучше не употреблять.



Мною проведено исследование состава некоторых образцов воды, которое позволяет сделать вывод: например, воду

МЕРКУРИЙ

Газированная природная минеральная питьевая лечебно-столовая вода

(хлоридно-сульфатная натриевая)

Минерализация 2,0 – 4,6 г/л Химический состав воды, мг/л:

Гидрокарбонаты HCO -3 250-650,Хлориды Cl - 400-1000

Сульфаты SO2-4 900-1600,Натрий + Калий Na+ + K + 400-1000

Кальций Ca2+ 50-200,Магний Mg2+ 30-130

Месторождения: на Северном Кавказе, Домбай, Архыз

Произведено: г. Черкесск. Россия нежелательно применять как питьевую, так как она имеет минерализацию 2,0 – 4,6 г/л

А воду

ООО РУЧЕЕК Горячий ключ 2000

Природная минеральная столовая питьевая газированная вода

Сульфатно-гидрокарбонатная кальциево-натриевая

Общая минерализация 0,25 – 0,77 г/дм3

Химический состав, мг/дм3HCO3 200-400 мг/дм3;

SO4 20-120 мг/дм3;Na + K 30-150 мг/дм3;Ca < 100 гм/дм3

Производство: Краснодарский край, г.Горячий ключ. Россия можно использовать как питьевую, т.к. ее общая минерализация 0,25 – 0,77 г/дм3.

Аналогично вода:

Екатерининская Вода минеральная природная питьевая столовая негазированная.

Гидрокарбонатно-натриевая Общая минерализация 0,5 - 1,0 г/дм3

Содержание основных ионов(мг/дм3):HCO3 200-350 ; Na3 50-150 ;Ag+ 0,1- 0,2

Состав: минеральная вода из артезианской скважины.

Обогащена ионами серебра.

Произведено: г. Краснодар.,у которой общая минерализация 0,5 - 1,0 г/дм3

Питьевая вода «Кристальная» - натуральная природная питьевая вода из артезианской скважины Апшеронского водоносного слоя известного своим стабильным содержанием кальция, натрия и других необходимых для организма человека полезных веществ. Питьевая вода добывается и упаковывается в бутыли непосредственно у скважины, в пригороде г.Краснодара.

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год почти 25 % людей планеты подвергаются риску заболеть из-за употребления питьевой воды низкого качества, это может представлять реальную угрозу жизни и здоровью человечества. В свое время великий ученый Луи Пастер заявлял о том, что люди выпивают 90% всех своих болезней. Зная о том, что человек в основном состоит из жидкости, нельзя с этим поспорить.


Заключение.


Известный советский учёный академик В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "самое необыкновенное вещество в мире".

Без пищи человек может прожить несколько недель, но без воды погибает через несколько суток. Даже небольшой дефицит влаги в организме приводит к тяжелым расстройствам: резко падает вес тела, уменьшается объем крови, увеличивается ее вязкость, снижается секреция пищеварительных желез. При потере лишь 10% жидкости (от общего объема) наступает дегидратационное отравление, характеризуемое серьезными нарушениями кровообращения и расстройствами центральной нервной системы. При потере взрослым человеком 15% влаги, в организме начинаются необратимые патологические изменения. А потеря 20-25% воды организмом - смерть! Помните об этом и берегите воду!


Литература


1. Хомченко Г.П. , Химия для поступающих в ВУЗы. М., 2009.

2. Прокофьев М.А., Энциклопедический словарь юного химика. М., 1992г.

3. Перельман А.И., Геохимия природных вод, М., 1982

4. Петрянов В Самое необыкновенное вещество в мире М.1994

5. Сергеев Б. Ф. Занимательная физиология

6. В.В Пасечник Биология. Экология. – М.: Вентана – Граф,2008 г.

Похожие:

Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» icon«Кубанское значит отличное» (о качестве питания)
Сегодня в Краснодарском крае работает краевая программа «Качество». С этим понятием мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно. В экономической...
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconО проведении Месячника безопасности детей и Месячника гражданской защиты на территории
В рамках Месячника гражданской защиты – смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям...
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconПлан-конспек урока
Замечательно, у всех отличное настроение — будем надеяться, что и урок пройдёт успешно
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconПлан мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного Дню защитников Отечества моу «сош №37 г. Чебоксары» на 2010-2011 учебный год
Участие в открытие районного и городского месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconПлан мероприятий, проводимых мбдоу мо г. Краснодар «Центр детский сад №115» в рамках месячника оборонно массовой и военно патриотической работы >19. 01. 22. 02. 2012 г. Цели и задачи
Мбдоу мо г. Краснодар «Центр детский сад №115» в рамках месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconИнформация о работе, проводимой в рамках месячника «Экстремизму-Нет!» в общеобразовательных учреждениях Чистопольского муниципального района

Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconОтчет о проведении месячника безопасности в моу «сош №19»
Традиционно в моу «сош №19» с 01 сентября по 01 октября 2010 года проводится такое ответственное мероприятие как «Месячник безопасности»....
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconО проведении месячника гражданской защиты в городе Чебоксары
Для руководства в практической работе направляю Организационное указание руководителя го г. Чебоксары от 29. 08. 2011 г. №3 «О проведении...
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconКлассный час по теме: Скажи алкоголю «нет» !
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8 классов. Оно проводится в рамках месячника по здоровому образу жизни
Урок в рамках месячника «Кубанское значит отличное» iconОтчёт о проведённых мероприятиях моу сош №16 в рамках месячника, посвящённого 22-ой годовщине катастрофы на Чернобыльской ас
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница