Методические рекомендации для тех, кто




НазваниеМетодические рекомендации для тех, кто
страница1/7
Дата09.09.2012
Размер2.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Федеральное агентство по образованию


астраханский государственный университет


памятка автору




Методические рекомендации для тех,

кто хочет качественно и быстро издать книгу


Составители:

И.В. Иванова

С.Н. Лычагина


Издательский дом «Астраханский университет»

2005


ББК 76.116

П15


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

Астраханского государственного университета


Рецензент: В.Н. Гвоздей, канд. филол. наук, доц. (АГУ)


Памятка автору : методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу / Сост. : И. В. Иванова, С. Н. Лычагина. – 3-е изд., исправленное и доп. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005.


Третий выпуск Памятки автору является продолжением предыдущих и значительно дополняет их в соответствии с новыми тенденциями в сфере книгоиздания.

Отражен современный взгляд на вузовское книгоиздание, совмещающий собственный редакторский опыт работы, традиционные требования государственных отраслевых стандартов и новейшие разработки в сфере издательской деятельности вузов.

Предназначается студентам, аспирантам, преподавателям и всем, кто хотел бы издать свой труд в Издательском доме «Астраханский университет».


© Издательский дом

«Астраханский университет», 2005

© Иванова И. В., Лычагина С. Н., сост., 2005

© Лаврик И. И., дизайн обложки, 2005

Уважаемые авторы!


Перед Вами третий выпуск «Памятки автору», с момента выхода второго прошел год. За этот период в жизни нашего университета поменялось многое, и в жизни Издательского дома «Астраханский университет» тоже.

Мы продолжаем изучать опыт работы вузовских издательств России, обобщать собственные наработки, стараемся учесть Ваши пожелания. В нашей работе существуют незыблемые правила и традиции, которых мы придерживаемся много лет, поэтому на страницах Памятки изложены наиболее значимые моменты в работе над изданием, призванные помочь читателю (нашему потенциальному автору) найти верный путь в сложном процессе книгоиздания.

Анализируя качество работ, которые вы приносите в последнее время в Издательский дом, мы пришли к выводу, что наша Памятка во многом помогла вам и в процессе создания рукописи, и на этапе подготовки сдачи ее в редакционный отдел. Большинство ваших работ удовлетворяют всем издательским требованиям, в подходах которых наметились некоторые изменения, рассказать о которых – цель нашего издания.

Мы глубоко признательны нашим авторам, проявившим творческую инициативу и поделившимися с сотрудниками Издательского дома своими замечаниями и пожеланиями, которые мы постарались учесть в нашей работе. Мы благодарим отдел Интернет-технологий и А. А. Киселева и Е. А. Эрмана в частности за предоставленную возможность размещения Памятки в Интернете, что значительно облегчило авторам доступ к информации издательского характера. Хотим также поблагодарить наших постоянных авторов и научных редакторов, на протяжении многих лет принимающих активное участие в издательской деятельности нашего вуза.

Наша настоящая работа содержит как сведения, вам уже известные, так и нововведения. В частности, посовещавшись, мы добавили два новых раздела: первый посвящен проблемам, связанным с грифованием работ в разных учреждениях России, второй – особенностям нового ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления», введенным Международным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. С 2005/2006 учебного года литература, выходящая в свет в нашем Издательском доме, оформляется в соответствии с указанным ГОСТом. А следовательно, меняются и требования к вашим рукописям.

Вы трудитесь над рукописью в целях усовершенствования текста, мы продолжаем работать для Вас, чтобы ваши книги привлекали читателя не только ценным научным или учебно-методическим характером, но и привлекательным оформлением. На встречу нам и вашим пожеланиям идет и администрация: непрерывно обновляется полиграфическая база, сотрудники Издательского дома периодически повышают свою квалификацию в крупных полиграфических учреждениях России и проч.

Наши разработки нацелены на решение проблем, возникающих именно перед автором. Создать определенную концепцию, выстроить оптимальную логику изложения материала в соответствии с идеей – задача автора, как обеспечить четкую и наглядную форму представления авторского замысла – задача редактора. Наша же общая цель – по возможности качественно и в приемлемые сроки издать произведение. Поэтому хотим обратиться к Вам с просьбой: перед сдачей рукописи в Издательский дом прислушайтесь к следующим советам:

  • внимательно прочтите наши рекомендации и постарайтесь привести свою работу в соответствие с новыми издательскими требованиями;

  • создавая рукопись, постарайтесь четко представить цель, читательский адрес работы и т.д.;

  • еще раз перепроверьте истинность приводимого фактического материала (терминологии, дат, цифр, персоналий, формул и т.д.);

  • тщательно проверьте соответствие текста на бумажном и электронном носителях (зачастую автор несколько раз вносит исправления в рукопись и по ошибке представляет в редакционный отдел один из черновых вариантов);

  • при подсчете объема следует исходить из того, что авторский лист, как и учетно-издательский, равен 40 000 знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные), 700 строкам стихотворного текста, или 3000 см2 площади изображения в том масштабе, в каком они воспроизведены в издании (если речь идет об иллюстративном материале). Можно использовать следующий способ подсчета объема прозаического текста: а) количество знаков на строке умножить на количество строк на странице, умножить на количество страниц и разделить на 40 000; б) при строгом соблюдении издательских технических требований – количество страниц разделить на 16;

  • особое внимание при оформлении рукописи обратите на государственные и отраслевые стандарты (эти требования едины для всех областей знаний!), среди издательских можно назвать следующие: ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. с. 24); ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»; ОСТ 29.115-88. «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования»; ОСТ 29.130-97. «Издания. Термины и определения» т.д. С ними можно ознакомиться в книге: Стандарты в книжном деле / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. М., 2004 и в Интернете;

  • начните последний перед сдачей в редакционный отдел просмотр рукописи с библиографического списка, так как нарушения требований ГОСТа 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. с. 24) создают серьезные трудности в работе редактора (при составлении библиографического описания автор иногда допускает неточность, вследствие чего конкретный источник может поменять свой порядковый номер, а значит, при устранении этой ошибки трансформируется вся система ссылок, и автору (а чаще – редактору) приходится вносить исправления на протяжении всего текста, что существенно увеличивает сроки сдачи работы в тираж);

  • внимательно прочитайте Приложения, приведите титульный лист и оборот титула в соответствие с нашими требованиями (наличие аннотации обязательно!).

Основная задача деятельности вузовского издательства – своевременное обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической и научной литературой. Наша книга призвана осветить различные аспекты редакционно-издательской деятельности вуза в целях ознакомления и помощи преподавателям-потенциальным авторам. В частности:

  • жанровые особенности основных видов изданий, публикуемых Издательским домом «Астраханский университет», их объемы;

  • технические требования к рукописям, представляемым в Издательский дом;

  • правила оформления статей, представляемых в научные журналы АГУ;

  • описание пакета сопроводительных документов, необходимых для представления на редакционно-издательский совет рукописей;

  • особенности грифования работ учебно-методического характера;

  • особенности нового ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления», введенного Международным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;

  • наиболее значимые этапы технологии редакционно-издательского процесса.

Наши рекомендации будут полезны для исследователей разных научных направлений (как гуманитарного, так и естественнонаучного), аспирантов, докторантов, методистов и всех, кто так или иначе заинтересован процессом создания книги.

Направляя рукопись в Издательский дом, авторы передают ему право публикации на русском, а в исключительных случаях – на других языках. При этом за авторами сохраняются все остальные права как собственников этой рукописи. С каждым из авторов заключается типовой издательский договор.

Как правило, написание произведения в целях успешной реализации учебного процесса, публикация научных разработок считаются служебным произведением, то есть произведением, выполненным в порядке служебного задания, а, следовательно, гонорар автору не выплачивается. Исключением являются заказные коммерческие работы, за создание которых автор получает вознаграждение (сумма которого оговаривается в издательском договоре отдельным пунктом).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИЗДАНИЙ,

ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБЪЕМЫ


Программно-методическая литература


Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной.

Объем0,5 уч.-изд. л. и более.


Обучающие издания


Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки.

Объемне менее 4 уч.-изд. л.


Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Объемне менее 3 уч.-изд. л.


Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом, его можно рассматривать как дополнение к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект.

Объем не менее 6 уч.-изд. л.


Программно-методическая литература


Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений).

Объем не менее 6 уч.-изд. л.


Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят.

Объем не менее 6 уч.-изд. л.


Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки.

Объем не менее 6 уч.-изд. л.


Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса.

Объем не менее 6 уч.-изд. л.


Учебно-методическая литература


Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Объем не менее 3 уч.-изд. л.


Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.).

Объем не более 1 уч.-изд. л.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации для тех, кто iconМетодические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05
Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного...
Методические рекомендации для тех, кто iconКнига для врача-педиатра и психолога-консультанта
Это издание предназначено, во-первых, для тех, кто работает в школе, и кто хотел бы помочь решению табачной проблемы, во-вторых,...
Методические рекомендации для тех, кто iconИли чтобы вовсе не начинать
А также для тех, кто имеет лишний вес или чем-нибудь болен, испытывает материальные затруднения или находится в духовном поиске....
Методические рекомендации для тех, кто iconОтчет временной период: с 01. 04 г по 15. 05. 2011 г
Алексей Герман-младший: «Государство поддерживает не тех, кто лучше, а тех, кто умеет вешать лапшу на уши» 35
Методические рекомендации для тех, кто iconМетодические рекомендации для проведения внеклассного часа в образовательных учреждениях по теме «Электробезопасность»
Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не...
Методические рекомендации для тех, кто iconКнига написанная нами
«Пусть это будет черновик того сборника и доступный и написанный специально как бы (дурацкое слово) для мостовиков, но который рано,...
Методические рекомендации для тех, кто iconЦарская Россия: мифы и реальность (конец XIX начало XX века)
Книга предназначена для преподавателей, студентов общественного профиля, для тех, кто интересуется историей и судьбой Россией и вообще...
Методические рекомендации для тех, кто iconПрограмма для тех, кто приехал на Бали учиться серфингу. Для тех, кто не хочет пропустить ни дня без волн, без океана, без серфовой доски.
В хорошей компании даже тропический ливень в лесу — лишь очередное захватывающее приключение. Поэтому мы решили помочь хорошим людям...
Методические рекомендации для тех, кто iconБлаготворительность в зеркале сми 1
Зачем нужна Общественная палата. Все больше тех, кто знает о существовании Общественной палаты рф, все меньше тех, кто понимает,...
Методические рекомендации для тех, кто iconНижнекамского муниципального района
Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница