Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины




Скачать 83.48 Kb.
НазваниеМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Дата22.12.2012
Размер83.48 Kb.
ТипМетодические указания
5. Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины

5.1 Методические указания по самостоятельной учебной работе студентов

Самостоятельная учебная работа студентов может быть подразделена на следующие формы:

1. Подготовка к беседе по пройденной теме курса;

2. Освоение раздела курса, который выделен в виде темы для самостоятельного
изучения;

3. Подготовка докладов;

4. Выполнение курсовой работы;

5. Подготовка к экзамену.


Все эти формы самостоятельной учебной работы студентов характеризуются общими чертами и специфическими различиями. Поскольку, курсовые работы выполняются в соответствии со специфические методическими указаниями, мы остановимся на первых трех формах самостоятельной учебной работы.

Общее для всех видов самостоятельной учебной работы студентов — необходимость использования в процессе подготовки и выполнения работы определенного плана и алгоритма.

План — это заранее обдуманная структура работы. План любой работы — компилятивной или исследовательской — строится в соответствии с международной принятым принципом "IMRAD" (Introduction, Materials and Methods, Results and Discussion), то есть в него входят введение, описание использованных материалов и методов, описание полученных результатов, их обсуждение и заключение). В зависимости от сложности формы самостоятельной учебной работы этот общий план модифицируется. В самостоятельных исследовательских работах он используется полностью. В тех видах работы, о которых пишется в данных методических рекомендациях, полностью не используются разделы, посвященные описанию материалов и методов исследования.

Алгоритм — конкретная форма построения ответа, раздела реферативной работы, их своеобразный элементарный план. Разработка для себя студентом нескольких форм алгоритмов, используемых при изучении материалов и при подготовке ответа, в процессе самого ответа можно было бы назвать «универсальной шпаргалкой», так как он, кроме всего остального, позволяет легче усвоить материал и легче его представить в виде устного или письменного ответа, так как в этом случае они всегда буду строиться по определенной системе, характеризующейся четкой структурой.

Общей чертой всех алгоритмов служит следующее. Начинать всегда надо с общего (определения, понятия, формулировке проблемы), затем переходить к частному (деталям, фактам, структуре) и в заключение возвращаться опять к общему (выводу, эволюционному или прикладному значению и т.п.).

Различия между формами самостоятельной учебной работы определяются их спецификой и уровнем сложности.

Подготовка к обсуждению материалов предыдущей лекции перед началом следующей должна проводиться с учетом того, что она представляет собой беседу всех участвующих в занятии студентов с преподавателем. В процессе подготовки к беседе студент должен усвоить материал по конкретному разделу дисциплины, который характеризуется некоей внутренней целостностью. Поэтому он должен иметь список вопросов по этой теме и использовать основную и (желательно, но необязательно) дополнительную литературы по теме, материалы, найденные в Интернете. Рекомендуется в процессе подготовки конспектировать изучаемый материал по каждому вопросу по определенному плану (см. ниже). Во время беседы студент должен продемонстрировать, готовился ли он к занятиям вообще, если готовился, то насколько усвоил определения, терминологию и основные понятия, которые разбирались на лекции. Студенты должны продемонстрировать также и свое отношение к обсуждаемым идеям и подходам.


Примеры составления плана или алгоритма ответа

Для того, что максимально полно усвоить материал, наиболее полно и точно донести до преподавателя свои знания, а также создать условия для того, чтобы преподаватель смог объективно оценить их и дать им соответствующую (желательно, конечно, высокую) оценку, необходимо при работе над учебником использовать следующие правила:

1. Изучаемый материал необходимо конспектировать.

2. Конспектируя и заучивая этот материал, всю информацию, которую необходимо усвоить, надо располагать в определенном порядке. Этот порядок и называется планом ответа. Обратите внимание, что план более общего ответа, как правило, состоит из сочетаний нескольких алгоритмов частных ответов.

Существует всего несколько типов алгоритмов ответа. Для примера приводим алгоритмы для подготовки ответов по зоологии, так как студенты должны быть с ними знакомы еще с 1 курса и теперь должны адаптировать их к содержанию данного курса.

1) Алгоритм характеристики таксономической группы (типа, класса, отряда и т.п.):

— таксономическая характеристика («латынь»);

— географическая и экологическая характеристика (то есть где живет, на каких глубинах, пресноводная или морская, а, может, сухопутная, свободноживущая или паразитическая, одиночная или колониальная и тому подобное);

— Количество видов; Общая характеристика:

— размеры (наименьшие, наибольшие и преобладающие);

— форма тела, тип симметрии;

— наличие или отсутствие придатков (жгутики, реснички, конечности, выросты, присоски, прикрепительные органы и т.п.);

— наличие рта и других отверстий, органов зрения и пр;

Строение:

— тип и строение покровов;

— локомоторная система (органы опоры и движения, мускулатура;

— органы пищеварения (с обязательным предварительным перечислением, из чего состоят);

— экскреторные органы;

— другие системы органов (нервная, кровеносная, дыхательная, репродуктивная и

пр.; жизненный цикл).

2) Алгоритм характеристики строения системы органов:

— общая характеристика системы;

— перечисление, из чего она состоит;

— как объединены в систему отдельные ее элементы и их характеристика;

— описание функционирования системы.

3) Алгоритм характеристики жизненного цикла, в первую очередь у видов с
чередованием поколений, паразитических видов со сменой хозяев и т.п.

— общая характеристика вида (см. соотв. часть алгоритма № 1);

— общая характеристика жизненного цикла (тип, сколько хозяев, если они есть и т.п.);

— описание жизненного цикла, начиная с яйца или с другой расселительнои стадии (спорозоида и тому подобное).

4) Алгоритм теоретического ответа.

— определение (наизусть);

— объяснение смысла того, что прозвучало в определении с характеристикой
ключевых элементов.

— приведение примеров.


5.2 Методические рекомендации по подготовке курсовой работы

Курсовая работа - это самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя, содержательное исследование с элементами научной новизны либо имеющее характер творческого изучения, обобщения собранного материала, его анализа, выявления проблем и внесение аргументированных предложений по их разрешению. Одной из целей подготовки курсовой работы является оценка уровня овладения студентом теоретико-методологических основ, выявление степени подготовленности студента к изложению концептуальных положений изучаемой дисциплины.

Совместно с научным руководителем студент определяет тему работы, вопросы, подлежащие изучению и освещению, план работы, сроки выполнения работы.

В процессе выполнения курсовой работы студент определяет объект и предмет исследования, применительно к теме курсовой работы; изучает рекомендованную и дополнительную литературу по теме курсовой работы, включая научные исследования, справочные издания, зарубежные источники; самостоятельно анализирует и оценивает современные концептуальные взгляды на изучаемую проблему; обобщает полученные выводы.

Курсовая работа должна основываться на теоретических положениях, содержать необходимый фактический материал и примеры.

Структурными элементами курсовой работы являются титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения (по усмотрению автора).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и содержит реквизиты: полное название учебного заведения, название кафедры, название курсовой работы, вид документа - (курсовая работа по дисциплине «История и методология отраслевой науки»), номер группы, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, должность, ученое звание, ученая степень, фамилия и инициалы преподавателя, принявшего работу, год защиты курсовой работы.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение и список использованных источников с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти структурные элементы курсовой работы.

Во введении следует указать цель работы, отметить важность и актуальность темы, степень изученности проблемы. Введение занимает 1-2 страницы.

В основной части идет изложение отобранных и систематизированных материалов по данной теме и их обсуждение. Студент реферирует источники информации, выбирает материалы, характеризующие выбранную проблему (кем изучалась, когда, какие отдельные вопросы). Анализ источников следует проводить, начиная с ранних работ, опубликованных по теме изучения. Основной текст обычно делят на несколько разделов, каждый из которых имеет свое заглавие, раскрывающее содержание раздела.

Завершает работу заключение, в котором кратко излагаются выводы по изученному материалу. Оно должно отражать основные положения исследования и логически вытекать из приводимых в тексте рассуждений.

В конце курсовой работы обязательно приводится список использованных источников (не менее 3–х).

Недопустимо включать в работу выдержки из работ других авторов без указания на это, использовать чужие идеи без ссылки на первоисточник. Это касается и источников, найденных в Интернете.

Требования к структурным элементам курсовой работы и ее оформлению изложены в «Методических указаниях по выполнению выпускных квалификационных работ, курсовых работ и проектов для студентов факультета биоресурсов и природопользования» (2007 г., авторы – Г.Г. Серпунин, С.В. Шибаев).

Курсовая работа представляется преподавателю не позднее, чем за две недели до защиты. При оценке работы учитываются ее содержание, актуальность, самостоятельность подготовки, оригинальность выводов и предложений, полнота использования научных источников, язык и стиль изложения материала (грамотность и профессиональность). Отмечаются положительные стороны (достоинства) работы, ее недостатки, а в случае отрицательного вывода о качестве работы - предложения по ее доработке. Рецензия заканчивается общим выводом о том, может ли быть данная курсовая работа допущена к защите. Курсовая работа вместе с рецензией передается студенту для ознакомления. При отрицательном заключении курсовая работа перерабатывается и представляется на повторное рецензирование с обязательным приложением первой рецензии.

Готовя доклад по защите курсовой работы, студенту нужно предусмотреть, чтобы это было целостное, логически законченное выступление, рассчитанное максимум на 10-15 мин, содержащее факты, интересные примеры, подтверждающие основные положения работы.

При защите курсовой работы определяется уровень теоретических знаний студента, соответствие работы предъявляемым требованиям. В ходе защиты студент кратко излагает содержание работы, дает исчерпывающие ответы на замечания преподавателя. Оценка выполненной студентом курсовой работы производится по итогам ее защиты.

Похожие:

Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Методические указания для выполнения индивидуальных заданий для студентов технических специальностей
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины химия
Учебно-методический комплекс дисциплины «Органическая и биологическая химия» призван помочь студентам, обучающимся по направлению...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ студентам-заочникам, сельскохозяйственных вузов по специальности 1509 «Механизация сельского хозяйства»
Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов: Методические указания по изучению дисциплины/ Всесоюзн с. Х ин-т заоч...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Площадь фигуры, ограниченной графиками функции, находится с помощью определенного интеграла
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины химия
Учебно-методический комплекс дисциплины Химия призван помочь студентам специальности: 150700 «Машиностроение» в организации самостоятельной...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Ефремова Е. Н., Желобовская Ю. Н., Сборник задач для практических занятий и самостоятельной работы Част – кгту, 2007 – 139 c
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам
Настоящие методические указания (рекомендации) предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Важной часть изучения дисциплины является самостоятельная работа над учебным материалом: разбор материалов практических занятий,...
Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины iconМетодические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
В помощь студенту кафедрой русского языка разработаны и опубликованы учебные пособия. Также материалы хранятся на кафедре в электронном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница