Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты




Скачать 101.22 Kb.
НазваниеЛабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты
Дата21.12.2012
Размер101.22 Kb.
ТипЛабораторная работа
Лабораторная работа 03

Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты


Задание 1: Опишите предикат, содержащий сведения из предметной области "Подарки":

Ник подарил Тому книгу.

Мэри подарила Тому ручку.

Рик подарил Мэри игрушку.

Боб подарил Пэт игрушку.

Получите ответы на следующие вопросы:

    • Правда ли, что Рик подарил Мэри игрушку?

    • Правда ли, что Ник подарил Тому игрушку?

    • Что подарила на день рождения Тому Мэри?

    • Что подарили Тому на день рождения?

    • Кто подарил Пэт игрушку?


Правила


Задание 2: Рассмотрите дерево родственных отношений:


Мария Иван




родитель родитель




Федор Степан




родитель




Ольга Татьяна

Сформулируйте на Прологе следующие вопросы в виде правил

  1. Является ли Федор родителем Ольги?

  2. Кто является родителем Татьяны?

  3. Кто дети Ивана?

  4. Кто является родителем родителя Ольги?

  5. Кто внуки Ивана?

  6. Есть ли у Федора и Степана общий родитель?

  7. Кто чей родитель?



Задание 3:

К базе знаний «Родственники» добавьте отношения «мужчина» и «женщина» и правило, определяющее, являются ли два субъекта друг другу сестрами. Используя процесс вычисления цели (запустив проект), получите ответ на вопрос: сестра ли Ольга Татьяне?


Задание 4: Введите отношение «имеет_ребенка»: всякий родитель имеет ребенка. Ответьте на вопрос: есть ли дети у Ивана, у Степана?


Задание 5: Определите отношение дядя(X, Y) через отношение родитель и брат. Является ли Степан дядей Ольги? Является ли Иван дядей Федору?


Составные объекты


Даны сведения о фильмах:


номер

фильм

страна

время

жанр

дата

1

Искупление

Великобритания

130

мелодрама

19.02.2008

2

Консервы

Россия

115

триллер

22.02.2007

3

Параграф 78

Россия

90

боевик

22.02.2007

4

Дети шпионов

США

90

комедия

30.03.2001

5

Скрытая угроза

США

90

триллер

2.11.2001

6

Дочь моего босса

США

90

комедия

22.08.2003


Задание 6:

Опишите предикат, содержащий данные сведения и приведите примеры нескольких фактов. Для каждого последующего запроса осуществить поиск всех возможных решений (тестирование цели) и первого верного решения (в режиме запуска программы на выполнение):

  1. напечатать название мелодрамы;

  2. напечатать название хотя бы одного американского фильма;

  3. напечатать название хотя бы одного фильма, выпущенного позже 2005 г.



Задания для самостоятельной работы

Вариант 1.

Описать предметную область «Страны», включающую следующие данные: страна, столица, население, территория. Вывести страны и их столицы, у которых численность населения превышает 1000000 человек.


Вариант 2.

Создать проект, реализующий железнодорожный справочник. В справочнике содержится следующая информация о каждом поезде: номер поезда, пункт назначения и время отправления.

Вывести всю информацию из справочника в табличном виде. Организовать поиск поезда по пункту назначения. Вывести информацию о поездах, отправляющихся в заданный временной промежуток


Вариант 3.

Даны данные о студентах (фио, факультет, специальность, форма обучения, количество набранных баллов за сессию), где фио – структурированный домен, включающий фамилию, имя, отчество. Описать следующие правила для определения квалификации в зависимости от введенного значения Z:

магистр (Х), если 80<=Z<=100

специалист (S), если 60<= Z< 80

бакалавр (B), если 40<= Z< 60

неудачник (N), если 0<=Z< 40


Вариант 4.

База данных содержит факты вида:

отдыхает (имя, город),

украина (город),

россия (город),

женщина (имя),

мужчина (имя ).

Вывести список женщин, отдыхающих в России; вывести список мужчин, отдыхающих на Украине.


Вариант 5.

База данных содержит факты вида:

книга (автор, название, издательство, год_издания).

Вывести:

  1. весь список книг;

  2. список книг авторов Пушкина и Чехова;

  3. список книг, изданных в издательстве «Питер» не ранее 2000 года.


Вариант 6.

Составить программу, реализующую авиасправочник. В справочнике содержится следующая информация о каждом рейсе: номер рейса, пункт назначения, время вылета, дни (ежедн., чет, нечет). Вывести:

  1. всю информацию из справочника;

  2. информацию о самолетах, вылетающих в заданный пункт по четным дням;

  3. информацию о самолетах, вылетающих ежедневно не позже указанного времени.


Вариант 7.

Составить программу, реализующую географический справочник. В справочнике содержится следующая информация о каждой стране: название страны, название столицы, численность населения, географическое положение (Европа или Азия ). Вывести:

  1. всю информацию из справочника;

  2. информацию о странах, численность населения которых превышает заданное значение;

  3. информацию о европейских странах, численность населения которых не превышает заданное значение.


Вариант 8.

Составить программу, реализующую словарь. В словаре содержится следующая информация: слово и его перевод (русские и английские слова). Реализовать вывод всего словаря, перевод с русского на английский, с английского на русский.


Вариант 9.

Составить программу, реализующую телефонный справочник. В справочнике содержится следующая информация о каждом абоненте: имя и телефон. Реализовать вывод всей информации из справочника, поиск телефона по имени, поиск имени по телефону.


Вариант 10.

База данных содержит факты вида: ученик (имя, класс) и увлекается (имя, хобби).

Составить программу, которая выводит:

  1. список всех учеников и их увлечения;

  2. подбирает одному из учеников указанного класса, увлекающемуся кино, пару из других классов. Вывести все возможные пары.


Вариант 11.

База данных содержит факты вида: ученик (имя, класс) и играет (имя, вид_спорта). Составить программу, которая:

  1. выводит список всех учеников заданного класса и вид спорта, которым они увлекаются;

  2. подбирает одному из учеников указанного класса, играющему в бадминтон, пару из других классов. Вывести все возможные пары.


Вариант 12.

Дана база данных «Теремок»:

живет (муха, горюха).

живет (комар, пискун).

живет (мышка, погрызуха).

живет (лягушка, квакушка).

живет (заюнок, кривоног).

живет (лиса, краса).

живет (волк, хватыш).

не_живет (медведь, пригнетыш).

Указать ответы на следующие вопросы:

  1. ?-живет (мышка, погрызуха).

  2. ? –живет (волк, X).

  3. ?-живет (Х, кривоног).

  4. ?-не_живет (М,P).

Сформулировать вопросы на Прологе: Живет ли лягушка в теремке? Какое прозвище у лисы? Кто имеет прозвище горюха? Какой следует задать вопрос, чтобы узнать обитателей теремка (без прозвищ)?


Вариант 13.

База данных «Колобок»:

ушел (колобок, дедушка).

ушел (колобок, бабушка).

ушел (колобок, заяц).

ушел (колобок, волк).

ушел (колобок, медведь).

не_ушел (колобок, лиса).

Сформулировать вопросы на Прологе:

  1. Кто ушел от волка?

  2. Кто не ушел от лисы?

  3. Кто ушел от волка и от бабушки?

  4. Какой следует задать вопрос, чтобы узнать всех персонажей сказки?


Вариант 14.

Построить базу данных «Важнейшие события Древнего Мира» на основе установленных фактов, произошедших с 31 по 6 век до нашей эры.

Составить 3 запроса к этой базе данных. Какие события произошли в период с 15 до 7 в. до н.э.?


Каждый факт приводить в виде событие (Х,Y,Z), где X — название государства, где произошло событие, Y - в каком веке произошло событие, Z — какое произошло событие.

В 31-м веке до нашей эры возникли первые города-государства. Единое государство в Египте образовалось в 30 веке до нашей эры. В 27 веке до нашей эры в Индии появились первые древнейшие города, а в Египте построена пирамида Хеопса. Первые греческие государства появились в 18 веке до нашей эры. В этом же веке в Египте произошло крупное восстание бедняков и рабов. В 15 веке до нашей эры появились первые государства в Китае. Тутмос III правил в Египте в 15 веке до нашей эры. Греция вела троянскую войну в 13 веке до нашей эры. Вторжение борийских племен в Грецию произошло в 11 веке до нашей эры. В 8 веке до нашей эры был основан город Рим. Олимпийские игры стали проводиться в Греции в 8 веке до нашей эры. В 6 веке до нашей эры в Риме была установлена республика, а в Греции произошли реформы Солона. В этом же веке персы взяли Вавилон в Междуречье и завоевали Египет.


Вариант 15.

В таблице даны некоторые характеристики движения планет Солнечной системы (числовые величины округлены):

Таблица 2. Характеристики движения планет солнечной системы

Планета

Расстояние до Солнца (у.е.)

Период обращения

Средние солнечные сутки

Меркурий

39

88 суток

176 суток

Венера

72

225 суток

117 суток

Земля

100

365 суток

24 часа

Марс

152

687 суток

25 часов

Юпитер

520

12 лет

10 часов

Сатурн

954

29 лет

10 часов

Уран

1920

84 года

24 часа

Нептун

3010

165 лет

22 часа

Плутон

3950

247 лет

6 суток


Составить базу данных, учитывая измерение по некоторым параметрам в разных единицах.

Ответить на вопросы:

  1. Какие планеты ближе к Солнцу, чем Земля?

  2. Какие планеты дальше от Солнца, чем Земля?

  3. На каких планетах солнечные сутки меньше, чем земные?

  4. На каких планетах период обращения измеряется в годах?


Вариант 16.

Сформировать базу знаний «Квартет» из следующих фактов и правил:

Мартышка играет на скрипке. Осел играет на альте. Козел играет на виолончели. Мишка играет на контрабасе. Четверо музыкантов X,Y,Z и W могут образовать квартет, если один из них играет на скрипке, другой — на альте, третий — на виолончели и четвертый — на контрабасе.

Ответить на вопросы:

  1. Кто играет на альте?

  2. На чем играет мартышка?

  3. Образуют ли квартет Мартышка, Осел, Козел и Мишка?

  4. Кто из музыкантов данной базы знаний может образовать квартет?


Вариант 17.

Построить базу знаний и сформулировать к ней вопросы, основываясь на следующих утверждениях: Резвый - это собака. Рекс-это собака. Белка – это кошка. Быстрая - это лошадь. Резвый - черная. Белка - белая. Рекс - рыжая. Быстрая - белая. Домашние животные - это собака или кошка. Животные – это либо лошадь, либо домашние животные. Том владеет тем, кто собака и не черного цвета. Кейт владеет тем, кто либо черного цвета, либо лошадь.


Вариант 18.

Построить базу знаний. Муська — коричневая кошка, Стрелка — черная кошка, Мурка — рыжая кошка. Рекс, Дружок и Мухтар — собаки. Дружок — рыжая, Мухтар — белая. Все животные, которыми владеют Анатолий и Николай, имеют родословные. Анатолий владеет всеми черными и коричневыми животными, а Николай владеет всеми собаками небелого цвета, которые не являются собственностью Анатолия. Иван владеет Муркой, если Николай не владеет Муськой и если Мухгар не имеет родословной. Рекс — пятнистая собака. Определить, какие животные не имеют хозяев.


Вариант 19.

Описать базу данных «Лекарственные средства». Предусмотреть наличие следующих параметров базе: область применения, цена, дата выпуска. Вывести список лекарств по указанной стоимости; список лекарств, которые не дороже заданной стоимости.


Вариант 20.

Описать базу данных «Магазин». Предусмотреть задание вида товара, его названия, цены, формы и места хранения. Смоделировать различные запросы к данной системе.

Похожие:

Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconВопросы к собеседованию по информатике, педагогике и методике обучения информатике
Представление о логическом программировании (база знаний в виде фактов и правил). Структура программ на языке Пролог: разделы и их...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа 02 «Среда Visual Prolog. Простейшая программа. Математические операции» Откройте визуальную среду разработки программ
Используя комбинацию клавиш Ctrl+Shift+K, вставьте в окно кода стандартные секции Пролог-программы (доменов, констант, предикатов,...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа динамические базы данных
Цель работы – овладеть приемами создания и ведения реляционных баз данных на Прологе
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа динамические базы данных (продолжение)
Цель работы – овладеть приемами создания и ведения реляционных баз данных на Прологе
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №3 работа со списками
Целью работы является изучение приемов работы со списками в Прологе, а также более детальное изучение рекурсивного программирования...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №1 структура программы на языке пролог
...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №5 Оформление текста в виде
Список форматируется как до ввода элементов, так и для уже набранных в виде отдельных абзацев элементов
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №1
Каким образом отобразить объекты предметной области в абстрактные объекты модели данных, чтобы это отображение не противоречило семантике...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №2
Программы должны быть написаны на языке двух языках: Лисп и Пролог. На Лиспе функция может вызывать вспомогательные функции, в теле...
Лабораторная работа 03 Представление знаний на Прологе в виде фактов и правил. Составные объекты iconЛабораторная работа №6. Формирование макета печати
Цель работы: научиться располагать объекты карты и формировать её размеры и вид для вывода на печать
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница