Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола»




Скачать 70.34 Kb.
НазваниеУрок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола»
Дата21.12.2012
Размер70.34 Kb.
ТипУрок
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола».


Чванова Ольга Викторовна

МОУ «Кабаковская сош»

Алейского района

Алтайского края


Цель:

Образовательная.

Обеспечить усвоение учащимися механизмов определения пола, особенностей наследования признаков сцепленных с полом и понятий: аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, сцепление генов с полом, наследование сцепленное с полом.

Развивающая.

Создать условия, способствующие развитию, следующих умений:

Поисково-информационного учебного умения: пользоваться аудиовизуальными средствами информации,

Учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, внимательно читать, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, осознавать и самостимулировать учебную деятельность.

Учебно-интеллектуальных умений: умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, выделять главное, существенное, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, исследовательские умения (ставить задачи, формулировать гипотезу, выстраивать доказательства и проверку).

Учебно-познавательного (учебно-информационных) умения: пользоваться языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета,

Учебно-организационные учебных умений: владение методами самоконтроля и самопроверки, взаимопроверки, умение оценивать себя, умение выполнять работу

А) по образцу;

Б) вносить свои элементы;

- умение проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ).

Воспитательная.

- воспитание: мотивов учения, положительного отношения к знаниям, правильного отношения к действительности, любознательности.

Средства: мультимедиапроектор, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Биологии. Общая биология. 10 класс. 2006.

Литература: Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие законорерности. 9 класс» /Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002. – с. 88.

Тип урока: комбинированный.


Этапы урока

Деятельность учителя

I. Организационно-целевой этап.

УЭ – 0. Сформулируйте цель урока исходя из темы.

Проблема взаимоотношения полов, морфологические и физиологические отличия мужчин от женщин, их особенности темперамента и поведения всегда интересовали человечество.

II. Процессуально-содержательный этап.

УЭ – 1. Входной контроль. Попробуйте ответить не вопросы УЭ – 1.

УЭ – 2. Изучение нового материала.

Выполните задания №1 – 2.

Просматривают анимацию. Урок 32 Определение пола. Наследование, сцепленное с полом стр. 6 Анимация. Типы хромосомного определения пола у дрозофилы – 1.

Рассматривают иллюстрации с кратким пояснением учителя. Стр 7. Типы хромосомного определения пола.

У птиц, земноводных, некоторых насекомых, например, бабочек, у отдельных видов рыб встречается обратная ситуация. У них женский пол гетерогаметен (ХУ), а мужской пол – гомогаметный (ХХ).

У многих насекомых, например у кузнечика, у некоторых моллюсков, у кенгуру У – хромосома вообще отсутствует. У них клетки женских организмов содержат две Х – хромосомы (ХХ), а клетки мужских особей всего одну Х - хромосому. Наличие парной половой хромосомы определяет женский организм и его гомогаметность (ХХ).

Прослушивают объяснение учителя при помощи иллюстрации. Стр. 4. Кариотипы мужского и женского организмов человека. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин. Таким образом кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организмов, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола.

Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половыми. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным и обозначают как ХХ. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным, и обозначают как ХУ. Аутосомы – это хромосомы, сходные у мужского и женского организмов.

Стр. 5 Механизм определения пола у человека. Поясняю.

Вывод:

Какой организм женский или мужской является решающим при определении пола у потомства? Гетерогаметный.

УЭ – 3. Сцеплением генов с полом называют локализацию генов в половой хромосоме. Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Х-хромосома, содержит гены, определяющие свёртываемость крови, гены , обуславливающие слепоту к красному и зелёному цвету (дальтонизм), форму и объём зубов, синтез ряда ферментов, ранее облысение. У – хромосома, содержит 10 генов: ген гипертрихоза (оволосения мочки уха) и ген синдактилии (перепончатости, т. е. сращивание пальцев рук.). Разбор задачи. Гемофилия.

УЭ – 4. Закрепление. Лабораторная работа №3. Самостоятельно.

Анализ родословной. Стр. 88 Методическое пособие


III. Рефлексивно-оценочный этап.

УЭ – 5 Рефлексия.

Индивидуально поработайте с УЭ – 5.



Приложение №1 Модуль по теме: «Генетика пола».

Номер учебного элемента.

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ – 0

Интегрирующая цель: ….

Тема урока.

УЭ – 1

1. От чего зависит пол новорождённого младенца?

2. Нельзя ли предсказать или предположить рождение ребёнка определённого пола?

3. Почему у раздельнополых видов, к которым относится человек, численность мужских и женских особей, как правило, примерно одинакова?

4. Почему у одной и той же пары родителей рождаются потомки разного пола?





УЭ – 2

Задание №1.

Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами:


Задание 2.

Дайте определения:

ХХ - ♀; ХУ- ♂

ХХ - ♂; ХУ-♀

Х0 - ♂; ХХ -♀





























Аутосомы –

Половые хромосомы –

Гомогаметный пол –

Гетерогаметный пол –

Вывод:

Какой организм женский или мужской является решающим при определении пола у потомства?


Просмотрите анимацию на ПК.

Просмотрите иллюстрации на экране.


Если вы не запомнили, то воспользуйтесь текстом на стр. 189 а. 3 и на стр. 190 а.1

7б.

УЭ – 3

Задание №3.

Известно, что ген гемофилии (несвёртываемости крови) – рецессивный ген, локализованный в Х – хромосоме. Здоровая женщина, мать которой, также, как и она, была здоровой, а отец страдал гемофилией, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

Вывод:

Поясните, что такое:

Сцепление генов с полом –

Наследование, сцепленное с полом –


Объяснение учителя.


2 б.

УЭ – 4



Лабораторная работа № 3.

«Решение генетических задач и анализ составленных родословных».

1.Известно, что ген дальтонизма (цветовая слепота) – рецессивный. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей от брака женщины с нормальным зрением (не носительницы) и мужчины – дальтоника?

2.Цель исследования: определить, какой цвет глаз является рецессивным, а какой – доминантным признаком;

Восстановить генотипы (по данному признаку) всех лиц, упомянутых в родословной.


Обозначения:

Мужчина женщина


Отслеживаемый признак:

Карие Голубые





5б.


6б.


УЭ - 5



Синквейн

  • 1 слово существительное

  • 2 слова прилагательные

  • 3 слова глагола

  • 1 предложение

  • Слово-резюме

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение


6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


Д/З Выучить определения, параграф учебника или составить родословную своей семьи по любому признаку.

17 – 20 «5»

13 – 16 «4»

9 – 12 «3»

1 – 8 «2» проработай модуль ещё раз.

Похожие:

Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУроку Урок биологии в 10 классе на тему «Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола»
Урок биологии в 10 классе на тему «Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола» построен в соответствии с программой базового...
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок в 9 классе «Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.»
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные...
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок по теме: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»
Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование» (10 класс)
Цель: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме»
Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён...
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок биологии в 7 классе по теме
Автор: учитель биологии, географии и экологии моу «Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок по биологии в 9 классе по теме
Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола» iconУрок биологии в 7 классе
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница