Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008




НазваниеМетодическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008
страница1/10
Дата21.12.2012
Размер1.23 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения


Г.И.Малых, В.Е.Осипов


История и философия науки и техники

Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения


Иркутск 2008

УДК 1(075.8)

ББК 87а7

М20


Рецензенты: доктор философских наук, профессор ИГУ Н.С.Коноплёв;

доктор философских наук, профессор ИрГУПС А.Е.Кащаев


Составители: Малых Г.И. - кандидат философских наук, доцент, руководитель учебно-методической секции по философии;

Осипов В.Е. - доктор философских наук, профессор, научный руководитель аспирантов


Методическое пособие предназначено для аспирантов и студентов всех специальностей и форм обучения. В нем разъясняются важные узловые вопросы философии науки и техники, научно-технического прогресса, дана краткая история развития науки и техники, раскрыты закономерности и основные этапы развития науки и техники. Приводится примерная программа общенаучной дисциплины "История и философия науки", контрольные вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература.


Иркутский государственный университет путей сообщения, 2008

Оглавление


Введение 5


1. История и философия науки:


1.1 Понятие науки 7

1.2 Основные этапы исторического развития науки 8

1.3 Основные закономерности развития науки 10

1.4 Научные революции 13

1.5 Научная картина мира 15

1.6 Методология науки 16

1.7 Наука и история науки 19


2. История и философия отдельных областей научного знания:


2.1 Математика 23

2.2 Механика 29

2.3 Физика 32

2.4 Химия 35

2.5 Биология 39

2.6 Геология 41

2.7 Астрономия 44

2.8 Синергетика 47

2.9 Логика (и логическая культура мышления ученых) 49


3. История и философия техники:


3.1 История взаимосвязи науки и техники 54

3.2 Определение техники. Основные этапы развития техники 57

3.3 Техника и технология. Естественное и искусственное в технике и технологии 60

3.4 Научно-технический прогресс и научно-техническая (технологическая) революция 62

3.5 Возникновение и развитие технических наук. Специфика технического знания 64

3.6 Междисциплинарные связи технических наук с другими отраслями научно технического знания 67

3.7 Инженерное мышление и научно-техническое творчество 69

3.8 Философско-методологические проблемы развития техники 72

3.9 Философия техники 75


Примерная программа общенаучной дисциплины "История и философия науки" 78


Контрольные вопросы для самопроверки 88


Рекомендуемая литература 90


Введение


Философия включает в себя ряд частей или разделов, к числу которых относятся онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, философская антропология и др. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ также является одним из разделов философского знания. Она развивалась параллельно с историческим развитием научных и технических достижений человечества. В наши дни особая актуальность этого раздела определяется резким возрастанием социальной роли и значения научно-технического прогресса.

Роль и значение науки и техники сегодня столь велики, что выходят далеко за пределы научно-технической сферы. Поэтому было бы неверным считать философию науки и техники всего лишь одним из разделов философского знания, существующим наряду с другими. Наука и техника оказывают прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни общества. Следовательно, философия науки и техники задает определенный угол рассмотрения огромного множества философских проблем современности. Анализ особенностей современной науки и основанной на ней техники становится одним из ключей к пониманию всего современного общества и отдельных его сторон. Именно об этом говорил К.Ясперс: "Техника стала главной темой в попытках понять положение, в котором мы находимся".

Непосредственным ПРЕДМЕТОМ философии науки и техники являются наука и техника, рассматриваемые с особой философической точки зрения; при этом НАУКА понимается как совокупность специализированных знаний, прежде всего теоретического характера, а также как особый социальный институт и одна из важнейших частей культуры; под ТЕХНИКОЙ же подразумевается целенаправленное преобразование природных тел и процессов в средства и инструменты человеческой деятельности, методы конструктивной деятельности и использование этих методов для создания искусственных объектов.

В современном мире наука и техника существует в тесной взаимосвязи, составляя целостную систему. Поэтому следует подчеркнуть что именно система "наука-техника" является непосредственным предметом рассмотрения философии науки и техники как особой части (или раздела) философского знания.

Данное учебное пособие должно оказать практическую помощь аспирантам и соискателям осмыслить проблемы истории и философии науки и техники, исходя из изложенных выше важнейших проблем современной цивилизации. Это поможет также с сознанием дела подготовиться к успешной сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине "История и философия науки".

Учебное пособие предназначено также и студентам, изучающий общий курс "философия". В действующей учебной программе по философии имеется специальный раздел "Философия науки и техники". Студентам, желающим углубить свои знания, рекомендуется принять самое активное участие в работе предметного кружка "Философские проблемы науки и техники" при кафедре "Философия и социальные науки".


1. История и философия науки


1.1 Понятие науки

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, социально организованных и обоснованных знаний о мире. Она воздействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также и в качестве особого объекта.

Буквальное значение слова "наука" - знание. Поэтому иногда науку и определяют как систему знаний, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Но далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Не относится к науке так называемый обыденный, или житейский опыт - знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов, осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Возникновение и развитие науки обусловлено, в конечном счете, потребностями материального производства, потребностями развития общества. Однако, в свою очередь, наука оказывает существенное влияние на развитие производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства природы, новые материалы, новые методы их обработки, новые источники энергии, делая возможным появление совершенно немыслимых ранее сфер производства и потребления (радиоэлектроника, синтетическая химия, генная инженерия, ядерная энергетика и т.д.). Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. современное производство невозможно без внедрения научных методов и дальнейший его рост требует развития всех отраслей науки, проведения теоретических исследований.

В силу этого, наука является сферой исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний об окружающей действительности и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальные и лабораторные оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.


1.2 Основные этапы исторического развития науки.


Первый этап - это преднаука, т.е. зарождение элементов науки (начиная с Древности и до рубежа XVI - XVII веков). Это самый длительный этап, который характерен в основном для Древности. Его можно назвать натурфилософским, или наивно-диалектическим. Он зародился в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Египет и др.) и получил наиболее полное выражение в Древней Греции, а также в Древнем Риме. В этот период зачатки наук стихийно использовались в практике, технике, производстве.

Второй этап - это классическая наука (начиная с XVII века и до конца XIX века). Здесь господствовала классическая механика, классическая физика, классическое естествознание. Работы Галилея, Ньютона и других ученых стали сознательно использоваться в технике, практике, производстве. Неслучайно в это время в Европе происходят сначала первая научная, а затем и техническая революции. Началась математизация естествознания, появился термин "точная механика". Механика занимала ведущее место среди других наук. Формировалась механистическая картина мира.

Третий этап - неклассическая наука (начало XX века - до 70х - 80х годов). На основе революционных открытий в области естествознания появилась качественно новая механика - квантовая механика. В 1905 году была создана А. Эйнштейном специальная теория относительности, в 1916 году была создана общая теория относительности. Начала бурно развиваться физика элементарных частиц.

Квантовая теория и теория относительности заложили фундамент современного естествознания, современной науки.

Четвертый этап - постнеклассическая наука (последние десятилетия ХХ века и по настоящее время). Начинает развиваться новое научное направление - СИНЕРГЕТИКА. Синергетика - это теория самоорганизации в природе и обществе, теория самоорганизующихся открытых диссипативных систем. Формируется новая научная парадигма - НЕЛИНЕЙНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Это новое видение и понимание мира, мира как становящегося и развивающегося. Синергетика - наука XXI века.

Примечание: более детальная история развития науки будет рассматриваться в лекционном курсе для аспирантов "История и философия науки"


1.3 Основные закономерности развития науки.


Будучи детерминирована, в конечном счете, общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям и внутренней логикой своего развития.

Обычно важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие:


1) Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях.


2) Относительная самостоятельность науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней развития самого процесса познания действительности, который совершается в порядке последовательного перехода от явлений к сущности и от менее глубокой сущности ко все более глубокой.


3) Единство эволюции и революций как закономерность науки. Постепенность развития науки при относительно спокойном (эволюционном) развитии сменяется бурной (революционной) ломкой теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений (картины мира). Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.


4) Дифференциация и интеграция научного знания. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.


5) Ускоренное развитие науки. Констатация экспоненциального развития закона развития науки (т.е. ускорения его темпов) и есть одна из общих закономерностей ее развития. Данная закономерность проявляется в увеличении общего числа научных работников, научных учреждений и организаций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых проблем, материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т.п.

Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от одного научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялось десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.


6) Закономерность превращения науки в непосредственную или всеобщую производительную силу как внедрение научных новшеств в производство - одна из ключевых проблем, конкретизирующих сущность превращения науки в непосредственную производительную силу в условиях возникновения НТР. Внедрение увязывает в единый узел науку, технику, производительные силы, генезис научных идей, начиная с открытий в сфере фундаментальных исследований и завершая массовым распространением достижений НТР в сфере материального и духовного производства.


7) Широкое внедрение математизации и компьютеризации в научных исследованиях. Современная наука характеризуется проникновением математики в различные области знания (естествознания и обществознания). Быстрому процессу математизации наук способствует развитие электронно-вычислительной техники. Успехи информатики и математической логики говорят о том, что формализация приносить огромные практические результаты. В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность и главное преимущество состоит в замене исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучении (экспериментированию с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно - логических алгоритмов.


8) Теоретизация и диалектизация науки. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания. Вторая из названных сторон выражается, в частности, терминами "теоретизация" и "диалектизация".

Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Причем именно во все науки, а не только в так называемые "исторические науки".

Серьезное обоснование диалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, детерминизма и многие другие получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30 - 40 годы XIX века), а в последствии (с конца XIX - начала XX веков) - благодаря созданию квантовой механики и теории относительности, и в современный период развития науки - благодаря самоорганизации целостных развивающихся систем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconМетодическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008
Методическое пособие предназначено для аспирантов и студентов всех специальностей и форм обучения. В нем разъясняются важные узловые...
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconОформление пояснительных записок курсовых и дипломных проектов (работ) учебно-методическое пособие ухта 2008 удк 744: 002: 006. 354
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения университета
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconОсновные понятия и определения теоретической механики часть 2 Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения Бийского технологического института, изучающих...
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconМетодическое пособие Новосибирск, 2009 удк 658. 562 Квалиметрия: Методическое пособие / Разработали д т. н
Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного форм обучения специальности «Стандартизация и сертификация»
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconУчебное пособие предназначено для студентов экономических вузов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей, может быть полезно работникам инвестиционной сферы

Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconНовоуральский технологический институт
Методическое пособие к выполнению практических и контрольных работ для студентов всех форм обучения
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconИстория дизайна
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Реклама» и «Технология и предпринимательство» всех форм обучения
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconМетодическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011
Методическое пособие предназначено для студентов всех факультетов, желающих приобрести навыки работы с информационными ресурсами...
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconИстория семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения
История семьи: Пособие по изучению и составлению родословной. Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения....
Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 iconПсиходиагностика учебно
Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница